Автор: Киселева Наталья Григорьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ СШ №1 им А.С. Макаренко р.п. Новоспасское
Населённый пункт: р.п.Новоспасское
Наименование материала: методическая разработка
Тема: патриотическое воспитание
Раздел: среднее образование
Тема: Культура и традиции народов России.
Класс: 3
Цель:
1) Знакомство учащихся с традициями и культурой народов России.
2) Воспитание чувства любви и гордости за свою Родину.
Задачи:
- Знакомство учащихся с праздниками, традициями, обычаями, самобытной
культурой народов России.
- Воспитание уважительного отношения к народным традициям.
- Формирование интереса к истории и культуре своего народа.
- Воспитание любви к России, чувства патриотизма и гордости за свою страну.
- Развитие творческих способностей учащихся и расширение кругозора.
Оформление:- народная музыка;мультимедийный проектор;
Предполагаемые результаты:
познавательные УУД
- умение самостоятельно преобразовывать практическую задачу в
познавательную;
- умение самостоятельно осуществлять информационный поиск, сбор и
выделение существенной информации из различных информационных
источников;
коммуникативные УУД
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
регулятивные УУД
- удерживать цель деятельности до получения ее результата;
- анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной
деятельности;
- оценивать результаты деятельности;
личностные УУД
- проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;
-анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства
окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
-проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие,
внимательность, помощь.
1.
Организационный момент
Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
Ну-ка, дети, соберитесь,
И друг другу улыбнитесь!
-Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается
приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь стала радостнее и добрее.
2. Актуализация знаний и формулирование темы занятия.
- Внимательно прослушайте стихотворение и попытайтесь понять, о чём
сегодня на классном часе у нас пойдёт речь:
Еврей и тувинец, бурят и якут,
Русский, татарин, башкир и удмурт,
Разных народов большая семья.
И этим гордиться должны мы, друзья!
- Ребята, о чём на классном часе сегодня, мы будем говорить? (О культуре и
обычаях народов России).
Россия - единое многонациональное государство. Каким же образом наша
Родина стала великой многонациональной державой? С древних времен
восточные славяне соседствовали с варягами, эстами, финнами и другими
племенами. Когда образовалось Древнерусское государство, часть этих народов
осталась
жить
вместе
со
славянами,
а
страна
продолжала
расти
и
расширяться.Были присоединены огромные территории Севера, Поволжья,
Сибири, Дальнего Востока. И жившие там народы вошли в состав России.
Многонациональная семья народов России становилась все больше и больше.
- А сколько народов проживает в нашей стране?
- В настоящее время на территории России проживает более 190 народов, которые
говорят более чем на 230 языках.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
- Народные традиции необходимо возрождать и пропагандировать, чтобы не
забыть окончательно, кто мы и откуда родом, как жили наши предки, во что
верили, не забыть о яркой и самобытной их жизни.- Какие они соблюдали
традиции и обычаи? Какие игры были у детей? Какие праздники?
- Поговорим про традиции русского
народа.
- Русское гостеприимство –неотъемлемая часть наших культурных традиций.
Гостям всегда были рады, делились с ними последним куском. Недаром
говорили: «Что есть в печи – на стол мечи!».
Встречали гостей хлебом, солью. Со словами: «Добро пожаловать!» Гость
отламывает маленький кусочек хлеба, макает его в соль и кушает.
(Ребенок с хлебом и солью)Нынче мы гостей встречаем
На своей родной земле,
Хлебом-солью угощаем,
Как обычай нам велел.
Очень рады встрече нашей!
С добрым словом, и с любовью,
И с душой гостям мы скажем:
«С хлебом-солью, с хлебом-солью!»
(2 ребенок отвечает)
По обычаям российским
всем поклон мы шлем вам низкий,
С добрым словом и любовью,
Принимаемхлеб, принимаем соль,
Живите долго и без бед.
Пусть дом ваш будет полным,
Приветливым и хлебосольным.
Этот старинный обряд означает, что гость вступил в дружеские отношения и
готов разделить с вами горе и заботы.
-Богата наша Россия на традиции и праздники. Многие праздники
сохранились еще с языческих, дохристианских времен – Иван Купала,
Масленица.С особым размахом отмечались церковные праздники – Рождество,
Пасха,Крещение, Троица. Веками русский народ свято чтил и хранил свои
традиции,передавая их из поколения в поколение. И сегодня многие обычаи до
сих пор не утратили для нас интерес.
Светлая Пасха( расцвет весны, пробуждение жизни) издавна считалась на
Руси великим праздником, который ассоциировался у людей с днем прощения
и милосердия. Накануне пасхальных торжеств украшали дом
срезанной
вербой, русские женщины пекли куличи и пасхи, убирали и украшали свои
жилища. Молодежь и дети раскрашивали яйца. Яйца – символ Солнца и
зарождения новой жизни. В день Святой Пасхи нарядно одетые люди,
встречаясь, говорят «Христос Воскресе!», отвечают «Воистину воскресе!»,
затем следует обмен праздничными пасхальными яйцами.
А в осенне-зимний период устраивались посиделки. Вечерами молодежь
собиралась у одинокой пожилой женщины, девушки и молодые женщины пряли,
вышивали, вязали.Здесь обсуждали всякие сельские дела, рассказывали истории и
сказки, пели песни.Пришедшие на вечерку парни присматривали невест, шутили,
развлекались.Чтобы не было скучно, играли в игру «Ручеек».
Разучивание подвижной игры «Ручеек».
Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, берутся за
руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный
коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под
сцепленными руками, ищет себе пару.Взявшись за руки, новая пара пробирается в
конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под
сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек»
движется — чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить
под музыку.
- Поднимите руки, кто понял правила игры?И мы сейчас поиграем в игру
«Ручеек» (звучит русская народная музыка).
- Ручей, ручей, ручеек!
Здравствуй, миленький дружок!
Можно с вами поиграть?
Дети, стоящие в колонне, хором отвечают:
- Ты скорее забегай и друзей здесь выбирай!
Отработка умения играть в игру «Ручеёк». (под музыку)
Ты дружок остановись ("ручеек" останавливается)
И друг другу поклонись (дети, стоящие в парах поворачиваются лицом друг к
другу и кланяются)
Хорошо мы поиграли
И друзей своих узнали.
- Итак, ребята, достаточно. Скажите, понравилась ли вам эта игра? Все ли мы
играли по правилам? Молодцы!!
На протяжении десятков лет ее используют для забавы на масленице, гуляньях,
ярмарках.
- Ребята, как вы думаете, чем отличается каждый из народов? (Каждый из народов
отличается от другого народа языком, историей, культурой).
- Правильно. Даже самый малочисленный народ имеет свою культуру. Это,
прежде всего язык, фольклор, религия, обычаи, обряды и даже национальная
кухня, одежда и прочее. И уникальность России заключается в том, что за всю
многовековую историю совместного проживания ни одна нация или народность
не исчезли. Каждое национальное меньшинство, все национальные субъекты РФ
имеют свои национальные театры, библиотеки. В школах этих регионов
преподается
национальный
язык,
все
нации
сохраняют
и
берегут
свои
культурные, языковые и религиозные традиции.
- И действительно, на территории России вместе с русскими живут украинцы,
белорусы, карелы, чуваши, якуты, башкиры, мордва, удмурты, адыгейцы, коми,
ханты, грузины, манси, татары, таджики и многие- многие другие. Среди народов
России есть даже такие малочисленные, которые насчитывают несколько тысяч
или даже сотен человек. В нашем классе дети разных национальностей.
Расскажу вам про культуру и обычаи такой национальности, как таджики.
- Каждое утро таджика начинается с «Ассаломуалейкум»,что в переводе означает
«Мир Вашему дому». При встрече с людьми поздоровайтесь пожатием правой
руки и постарайтесь, чтобы ваша левая рука была на правой стороне груди. Ни в
коем случае не здоровайтесь левой рукой, даже если ваша правая рука занята. С
женщинами здороваются только голосом, и если женщина знакома и старше
собеседника, то одновременно с «Ассаломуалейкум» мужчина-собеседник в знак
уважения прилагает правую руку к сердцу. Перед тем как зайти в дом таджика,
вам предложат вымыть руки и подадут полотенце — воспользуйтесь этим. Не
стряхивайте воду с рук, болтая ими в воздухе, — это будет рассмотрено как
неуважение к хозяевам дома и окружающим. И даже если перед тем, как прийти в
гости, вы уже помыли руки, не отказывайтесь вымыть их еще раз.Если в доме уже
есть люди, поздоровайтесь и старайтесь улыбаться.
Главных праздников в Таджикистане является, праздник Навруз, мусульманский
Новый год, который празднуется в день весеннего равноденствия-21 марта. Он
знаменует новую жизнь и новые надежды для всех, кто любит отмечать этот
праздник. Всей деревней готовятся к этому празднику. Столы заполняются до
отказа, различной пищей, где главное место занимает, традиционное блюдо,
которое готовят лишь в этот день, сумалак!
-
И
сегодня
таджикские
народные
праздники
продолжают
хранить
национальнуюсамобытность
и
духовность
этого
народа.
Они
укрепляют
родственные и
дружеские отношения, сплачивают людей: люди чувствуют себя в дни этого
праздника одной семьёй. А это — счастье, когда люди считают себя одной семьёй
- А сейчас мы послушаем песню на таджикском языке. (исполняет ученица)
Работа с пословицами
Но у всех людей есть нечто общее, то, что нас объединяет. Возьмем, наш
класс. Что нас всех объединяет? (Общее дело, уроки, поручения школы, классный
руководитель, хорошее отношение друг к другу.) То же можно сказать и о
народах России, которые, не смотря на различия, схожи образом мыслей,
отношением к жизненным устоям, о чем свидетельствуют пословицы. Ведь
именно в них заложена мудрость народа.
- Давайте выполним задание. Перед вами пословицы некоторых народов,
проживающих в России, кроме русского:
«Еда подождет, но дело – нет» (Киргиз.)
«Ружье убило одного, а язык тысячу» (Чечен.)
«Правда сильнее силы» (Осетин.)
«Горькая правда лучше сладкой лжи» (Чуваш.)
«Лучше хорошо молчать, чем плохо говорить» (Монг.)
Задание. Подберите пословицам народов России аналогичные русские пословицы.
(«Делу – время, потехе – час», «Острое словечко колет сердечко», «Правда в огне
не горит, в воде не тонет», «Хлеб, соль ешь, а правду режь», «Слово – серебро, а
молчание - золото».
Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
О чем грустят глаза ее степные
Над камышами всех ее озер?
Россия начинается с пристрастья
К труду, К терпенью, К правде, К доброте.
Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела ее большие,
Ее неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней - Россия
Не с гор берет начало, а с тебя!
Рефлексия
- Наш классный час подходит к концу. Сегодня мы познакомились с обычаями и
традициями лишь некоторых народов, которые проживают в нашей стране.
Думаю, что это только начало цикла классных часов о народах России. Хотелось
бы узнать, понравился вам классный час или нет. Поднимае