Напоминание

патриотическое воспитание


Автор: Киселева Наталья Григорьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ СШ №1 им А.С. Макаренко р.п. Новоспасское
Населённый пункт: р.п.Новоспасское
Наименование материала: методическая разработка
Тема: патриотическое воспитание
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: Культура и традиции народов России.

Класс: 3

Цель:

1) Знакомство учащихся с традициями и культурой народов России.

2) Воспитание чувства любви и гордости за свою Родину.

Задачи:

- Знакомство учащихся с праздниками, традициями, обычаями, самобытной

культурой народов России.

- Воспитание уважительного отношения к народным традициям.

- Формирование интереса к истории и культуре своего народа.

- Воспитание любви к России, чувства патриотизма и гордости за свою страну.

- Развитие творческих способностей учащихся и расширение кругозора.

Оформление:- народная музыка;мультимедийный проектор;

Предполагаемые результаты:

познавательные УУД

- умение самостоятельно преобразовывать практическую задачу в

познавательную;

- умение самостоятельно осуществлять информационный поиск, сбор и

выделение существенной информации из различных информационных

источников;

коммуникативные УУД

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в

соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное

взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

регулятивные УУД

- удерживать цель деятельности до получения ее результата;

- анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной

деятельности;

- оценивать результаты деятельности;

личностные УУД

- проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;

-анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства

окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

-проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие,

внимательность, помощь.

1.

Организационный момент

Если хмуримся с утра,

Нам поможет доброта.

Ну-ка, дети, соберитесь,

И друг другу улыбнитесь!

-Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается

приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь стала радостнее и добрее.

2. Актуализация знаний и формулирование темы занятия.

- Внимательно прослушайте стихотворение и попытайтесь понять, о чём

сегодня на классном часе у нас пойдёт речь:

Еврей и тувинец, бурят и якут,

Русский, татарин, башкир и удмурт,

Разных народов большая семья.

И этим гордиться должны мы, друзья!

- Ребята, о чём на классном часе сегодня, мы будем говорить? (О культуре и

обычаях народов России).

Россия - единое многонациональное государство. Каким же образом наша

Родина стала великой многонациональной державой? С древних времен

восточные славяне соседствовали с варягами, эстами, финнами и другими

племенами. Когда образовалось Древнерусское государство, часть этих народов

осталась

жить

вместе

со

славянами,

а

страна

продолжала

расти

и

расширяться.Были присоединены огромные территории Севера, Поволжья,

Сибири, Дальнего Востока. И жившие там народы вошли в состав России.

Многонациональная семья народов России становилась все больше и больше.

- А сколько народов проживает в нашей стране?

- В настоящее время на территории России проживает более 190 народов, которые

говорят более чем на 230 языках.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

- Народные традиции необходимо возрождать и пропагандировать, чтобы не

забыть окончательно, кто мы и откуда родом, как жили наши предки, во что

верили, не забыть о яркой и самобытной их жизни.- Какие они соблюдали

традиции и обычаи? Какие игры были у детей? Какие праздники?

- Поговорим про традиции русского

народа.

- Русское гостеприимство –неотъемлемая часть наших культурных традиций.

Гостям всегда были рады, делились с ними последним куском. Недаром

говорили: «Что есть в печи – на стол мечи!».

Встречали гостей хлебом, солью. Со словами: «Добро пожаловать!» Гость

отламывает маленький кусочек хлеба, макает его в соль и кушает.

(Ребенок с хлебом и солью)Нынче мы гостей встречаем

На своей родной земле,

Хлебом-солью угощаем,

Как обычай нам велел.

Очень рады встрече нашей!

С добрым словом, и с любовью,

И с душой гостям мы скажем:

«С хлебом-солью, с хлебом-солью!»

(2 ребенок отвечает)

По обычаям российским

всем поклон мы шлем вам низкий,

С добрым словом и любовью,

Принимаемхлеб, принимаем соль,

Живите долго и без бед.

Пусть дом ваш будет полным,

Приветливым и хлебосольным.

Этот старинный обряд означает, что гость вступил в дружеские отношения и

готов разделить с вами горе и заботы.

-Богата наша Россия на традиции и праздники. Многие праздники

сохранились еще с языческих, дохристианских времен – Иван Купала,

Масленица.С особым размахом отмечались церковные праздники – Рождество,

Пасха,Крещение, Троица. Веками русский народ свято чтил и хранил свои

традиции,передавая их из поколения в поколение. И сегодня многие обычаи до

сих пор не утратили для нас интерес.

Светлая Пасха( расцвет весны, пробуждение жизни) издавна считалась на

Руси великим праздником, который ассоциировался у людей с днем прощения

и милосердия. Накануне пасхальных торжеств украшали дом

срезанной

вербой, русские женщины пекли куличи и пасхи, убирали и украшали свои

жилища. Молодежь и дети раскрашивали яйца. Яйца – символ Солнца и

зарождения новой жизни. В день Святой Пасхи нарядно одетые люди,

встречаясь, говорят «Христос Воскресе!», отвечают «Воистину воскресе!»,

затем следует обмен праздничными пасхальными яйцами.

А в осенне-зимний период устраивались посиделки. Вечерами молодежь

собиралась у одинокой пожилой женщины, девушки и молодые женщины пряли,

вышивали, вязали.Здесь обсуждали всякие сельские дела, рассказывали истории и

сказки, пели песни.Пришедшие на вечерку парни присматривали невест, шутили,

развлекались.Чтобы не было скучно, играли в игру «Ручеек».

Разучивание подвижной игры «Ручеек».

Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, берутся за

руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный

коридор. Игрок, кому пара не досталась, идет к «истоку» ручейка и, проходя под

сцепленными руками, ищет себе пару.Взявшись за руки, новая пара пробирается в

конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка». И проходя под

сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек»

движется — чем больше участников, тем веселее игра, особенно весело проводить

под музыку.

- Поднимите руки, кто понял правила игры?И мы сейчас поиграем в игру

«Ручеек» (звучит русская народная музыка).

- Ручей, ручей, ручеек!

Здравствуй, миленький дружок!

Можно с вами поиграть?

Дети, стоящие в колонне, хором отвечают:

- Ты скорее забегай и друзей здесь выбирай!

Отработка умения играть в игру «Ручеёк». (под музыку)

Ты дружок остановись ("ручеек" останавливается)

И друг другу поклонись (дети, стоящие в парах поворачиваются лицом друг к

другу и кланяются)

Хорошо мы поиграли

И друзей своих узнали.

- Итак, ребята, достаточно. Скажите, понравилась ли вам эта игра? Все ли мы

играли по правилам? Молодцы!!

На протяжении десятков лет ее используют для забавы на масленице, гуляньях,

ярмарках.

- Ребята, как вы думаете, чем отличается каждый из народов? (Каждый из народов

отличается от другого народа языком, историей, культурой).

- Правильно. Даже самый малочисленный народ имеет свою культуру. Это,

прежде всего язык, фольклор, религия, обычаи, обряды и даже национальная

кухня, одежда и прочее. И уникальность России заключается в том, что за всю

многовековую историю совместного проживания ни одна нация или народность

не исчезли. Каждое национальное меньшинство, все национальные субъекты РФ

имеют свои национальные театры, библиотеки. В школах этих регионов

преподается

национальный

язык,

все

нации

сохраняют

и

берегут

свои

культурные, языковые и религиозные традиции.

- И действительно, на территории России вместе с русскими живут украинцы,

белорусы, карелы, чуваши, якуты, башкиры, мордва, удмурты, адыгейцы, коми,

ханты, грузины, манси, татары, таджики и многие- многие другие. Среди народов

России есть даже такие малочисленные, которые насчитывают несколько тысяч

или даже сотен человек. В нашем классе дети разных национальностей.

Расскажу вам про культуру и обычаи такой национальности, как таджики.

- Каждое утро таджика начинается с «Ассаломуалейкум»,что в переводе означает

«Мир Вашему дому». При встрече с людьми поздоровайтесь пожатием правой

руки и постарайтесь, чтобы ваша левая рука была на правой стороне груди. Ни в

коем случае не здоровайтесь левой рукой, даже если ваша правая рука занята. С

женщинами здороваются только голосом, и если женщина знакома и старше

собеседника, то одновременно с «Ассаломуалейкум» мужчина-собеседник в знак

уважения прилагает правую руку к сердцу. Перед тем как зайти в дом таджика,

вам предложат вымыть руки и подадут полотенце — воспользуйтесь этим. Не

стряхивайте воду с рук, болтая ими в воздухе, — это будет рассмотрено как

неуважение к хозяевам дома и окружающим. И даже если перед тем, как прийти в

гости, вы уже помыли руки, не отказывайтесь вымыть их еще раз.Если в доме уже

есть люди, поздоровайтесь и старайтесь улыбаться.

Главных праздников в Таджикистане является, праздник Навруз, мусульманский

Новый год, который празднуется в день весеннего равноденствия-21 марта. Он

знаменует новую жизнь и новые надежды для всех, кто любит отмечать этот

праздник. Всей деревней готовятся к этому празднику. Столы заполняются до

отказа, различной пищей, где главное место занимает, традиционное блюдо,

которое готовят лишь в этот день, сумалак!

-

И

сегодня

таджикские

народные

праздники

продолжают

хранить

национальнуюсамобытность

и

духовность

этого

народа.

Они

укрепляют

родственные и

дружеские отношения, сплачивают людей: люди чувствуют себя в дни этого

праздника одной семьёй. А это — счастье, когда люди считают себя одной семьёй

- А сейчас мы послушаем песню на таджикском языке. (исполняет ученица)

Работа с пословицами

Но у всех людей есть нечто общее, то, что нас объединяет. Возьмем, наш

класс. Что нас всех объединяет? (Общее дело, уроки, поручения школы, классный

руководитель, хорошее отношение друг к другу.) То же можно сказать и о

народах России, которые, не смотря на различия, схожи образом мыслей,

отношением к жизненным устоям, о чем свидетельствуют пословицы. Ведь

именно в них заложена мудрость народа.

- Давайте выполним задание. Перед вами пословицы некоторых народов,

проживающих в России, кроме русского:

«Еда подождет, но дело – нет» (Киргиз.)

«Ружье убило одного, а язык тысячу» (Чечен.)

«Правда сильнее силы» (Осетин.)

«Горькая правда лучше сладкой лжи» (Чуваш.)

«Лучше хорошо молчать, чем плохо говорить» (Монг.)

Задание. Подберите пословицам народов России аналогичные русские пословицы.

(«Делу – время, потехе – час», «Острое словечко колет сердечко», «Правда в огне

не горит, в воде не тонет», «Хлеб, соль ешь, а правду режь», «Слово – серебро, а

молчание - золото».

Откуда начинается Россия?

С Курил? С Камчатки? Или с Командор?

О чем грустят глаза ее степные

Над камышами всех ее озер?

Россия начинается с пристрастья

К труду, К терпенью, К правде, К доброте.

Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела ее большие,

Ее неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней - Россия

Не с гор берет начало, а с тебя!

Рефлексия

- Наш классный час подходит к концу. Сегодня мы познакомились с обычаями и

традициями лишь некоторых народов, которые проживают в нашей стране.

Думаю, что это только начало цикла классных часов о народах России. Хотелось

бы узнать, понравился вам классный час или нет. Поднимае



В раздел образования