Автор: Комаров Александр Александрович
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МАОУ СОШ №5 с. Троицкое им. Г.Г.Светецкого
Населённый пункт: с.Троицкое, Анивский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Рациональный потребительский бюджет, или социально зрелая семья
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 с. Троицкое имени Г.Г.
Светецкого»
694046, Сахалинская область, Анивский район, с.Троицкое,
ул. Центральная 16а
Телефон/факс 8(42441) 94-1-75
План-конспект урока
«
Рациональный потребительский бюджет, или социально
зрелая семья»
выполнил:
учитель технологии
Комаров А.А.
2024 г.
ТЕМА УРОКА: Рациональный потребительский бюджет, или социально
зрелая семья.
Составлять
сбалансированный
бюджет – все равно, что
защищать свою
добродетель: нужно
научиться говорить «нет»
Рональд Рейган
Выработка бюджета есть
искусство равномерного
распределения
разочарований.
Морис Станс,
дир. Бюджетного
бюро США
Цели урока:
обучающая
–
ознакомить
учащихся
со
структурой
потребительского бюджета семьи, составлением баланса доходов
и расходов.
развивающая
– формировать умение коллективно обсуждать
рациональность тех или иных затрат и принимать разумное
решение.
воспитательная
– воспитывать экономность, бережливость,
предприимчивость.
мотивационная
– побудить интерес к изучению экономики,
информатики.
Задачи урока:
Осмыслить понятия: бюджет, доходы, расходы, баланс, профицит,
дефицит.
рассмотреть структуру семейного бюджета.
выявить взаимосвязи статей доходов и расходов.
развитие познавательного интереса.
развитие памяти, внимательности, логического мышления.
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.
Вид урока: изучение нового материала.
Методы:
ИКТ,
мультимедиа,
беседа,
практическая
работа,
комментарии, самоанализ.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Межпредметные связи: психология, математика, информатика.
Этапы урока.
1.
Организационный
– приветствие, проверка готовности к уроку –
2мин.
2.
Мотивационное начало урока
– постановка целей и задач урока,
определение структуры урока – 5 мин.
3.
Теория
– терминологическая разминка. – 12 мин.
4.
Практика
– работа на ПК (заполнение таблиц) – 17 мин.
5.
Закрепление
изученного материала. – 3 мин.
6.
Рефлексия
. – 3 мин.
7.
Подведение итогов
, домашнее задание. – 3 мин.
Ход урока.
1.
Организационный момент.
Приветствие. Выбор эпиграфа. Постановка целей и задач.
2.
?!
Что мы знаем по данной теме? (Работа с терминами, тетрадью)
Что такое семья?
Семья – важнейший источник социального и экономического
развития общества. Она является его подвижной ячейкой.
Что такое семейный бюджет?
Семейный бюджет – это структура всех доходов и расходов семьи
за определенный период времени.
Что такое Доход?
Доход – это деньги или материальные ценности, получаемые в виде
заработной платы, вознаграждения или подарка от государства,
предприятия, отдельного лица за выполненную работу, услугу или
какую-либо другую деятельность.
Что такое расход?
Расход – это затраты на изготовление, приобретение, содержание,
ремонт, обслуживание каких-либо изделий или услуг.
Что такое баланс?
При балансе семья рационально расходует деньги и сумма доходов
равна сумме расходов.
Что такое дефицит?
Дефицит – ситуация в семье, когда сумма расходов превышает
сумму доходов.
Что такое профицит?
Профицит - ситуация в семье, когда сумма доходов превышает
сумму расходов.
Что такое домашняя бухгалтерия?
Домашняя бухгалтерия – ведение учета домашнего хозяйства.
Вывод. Итоги.
Работа со схемой. Заполнение шаблона. Комментарии схемы.
Вывод. Итоги.
Загадка.
Он рисует, он читает,
Проектирует заводы, Даже в космосе летает
И дает прогноз погоды.
Миллионы вычислений
Может сделать за минуту.
Ну, конечно же – Компьютер!
Инструктаж по ТБ при работе с ПК.
Практическая работа. Тема: Расчет Рационального Потребительского
Бюджета (РПБ).
Цель: научиться рассчитывать РПБ.
Оснащение: ПК, образцы таблиц.
Задание №1.
Перевести процентное соотношение расходной части бюджета в рубли.
?!
Инструктаж – комментарий учителя. Фронтальная работа с классом.
Самостоятельное заполнение таблицы. 15 мин.
Подведение итогов. Вывод.
Закрепление.
Вернемся к началу урока.
Составлять
сбалансированный
бюджет – все равно, что
защищать свою
добродетель: нужно
научиться говорить «нет»
Рональд Рейган
Выработка бюджета есть
искусство равномерного
распределения
разочарований.
Морис Станс,
дир. Бюджетного
бюро США
Домашнее задание.
Рефлексия. Сегодня на уроке:
- я узнал…
- я научился…
- я использовал…
- я задумался
- я хочу научиться говорить нет…
Подведение итогов.
Оценка: Практическая работа + Домашняя работа.
Примерная расходная часть
Рационального Потребительского Бюджета (РПБ)
З/П = __________ руб/мес.
№
п/п
Наименование статьи
расходов
Процент по
отношению
ко всей
сумме
расходов
Сумма
затрат в
год, руб.
1
Питание
50
1.1
Хлеб и крупы
7
1.2
Мясопродукты
7
1.3
Жиры (включая масло)
8
1.4
Овощи
6
1.5
Фрукты
5
1.6
Сахар
3
1.7
Молочные продукты
7
1.8
Напитки
7
2
Одежда
18
2.1
Верхняя одежда
6
2.2
Бельё
4
2.3
Головные уборы
1
2.4
Чулочно-носочные изделия
2
2.5
Обувь
5
3
Мебель и предметы
домашнего обихода
4
4
Культурно-бытовые нужды
3
5
Медикаменты
3
6
Коммунальные услуги
8
7
Транспортные расходы
5
8
Платежи, сборы, налоги
3
9
Накопления, сбережения
4
10
Средства гигиены
2
Итого
100%