Автор: Железняк Екатерина Юрьевна
Должность: ГКУ СО КК "Афипский ЦПД"
Учебное заведение: ГКУ СО КК "Афипский ЦПД"
Населённый пункт: пгт. Афипский, Северский район, Краснодарский край
Наименование материала: Статья
Тема: Роль пластилинографии в развитии ребенка
Раздел: дошкольное образование
Роль пластилинографии в развитии ребенка.
Железняк Е.Ю.
Пластилинография — нетрадиционная техника лепки, которая предполагает
создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых,
полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал
— пластилин.
Некоторые аспекты развития, которые формируются в процессе занятий
пластилинографией:
Мелкая моторика. Отщипывание кусочков пластилина, скатывание
шариков, колбасок, сплющивание тренируют мелкие мышцы рук и пальцев.
Это влияет на развитие речи и подготовку к письму.
Творческие способности. Дети могут создавать любые образы — от
простого солнышка и цветочка до сказочных персонажей и целых историй.
Эмоциональное самовыражение. Через цвета и формы пластилина малыши
могут выражать свои чувства и настроение, учатся управлять своими
эмоциями.
Пространственное мышление. Создавая объёмные фигуры, малыши учатся
ориентироваться в пространстве, понимать понятия «верх», «низ», «справа»,
«слева». Они учатся соотносить части и целое, представлять, как будет
выглядеть готовая работа.
Логическое мышление. Чтобы создать определённый образ, ребёнку нужно
подумать, какие цвета использовать, как соединить детали, в какой
последовательности выполнять действия. Это стимулирует развитие логики и
умения планировать.
Координация движений. Совмещение движений рук и глаз, точное
попадание пластилином в нужную область — всё это требует хорошей
координации.
Самостоятельность и уверенность. Когда ребёнок видит результат своего
труда, он чувствует гордость и уверенность в своих силах. Это мотивирует
его к дальнейшему творчеству.
Несколько рекомендаций по организации занятий пластилинографией.
Подготовить материал: пластилин разных цветов, инструменты для лепки
(скалки, стеки, формочки), фон для работы (например, картон или плотная
бумага).
Определить тематику занятия: животное, цветок, дом и тд.
Показать техники и приёмы: замешивание пластилина, формирование
элементов и создание композиции.
Поощрять творчество: поддержка индивидуальности ребенка, даже если
он отклоняется от первоначальной темы.
Использование игровых мотиваций: например, обыгрывание поделки.
Для создания изобразительных шедевров детям можно предложить
использовать разные декоративные материалы: бусины, мелкие камушки,
бисер, пуговицы, семена, ракушки, высушенные стебельки и веточки.
Этот творческий подход позволяет разнообразить изобразительную
деятельность, дает толчок развитию как творческому потенциалу ребенка,
так и развитию личности в целом.
При обучении пластилинографии важно не ставить перед детьми очень
сложные задачи, чтобы не испугать их. Важно подкреплять уверенность
детей в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении
новой техники!