Авторы: Комарова Татьяна Николаевна, Панькова Надежда Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 129
Населённый пункт: г. Комсомольск на Амуре
Наименование материала: метадическая разработка
Тема: Лепбук "Математика"
Раздел: дошкольное образование
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ЛЭПБУК «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
Аннотация
Дидактическое пособие лэпбук «Занимательная математика» предназначено для детей
старшего дошкольного возраста.
Пособие выполнено в виде папки-раскладушки. Чтобы повысить уровень математического
развития, активность детей, развить у них интерес к математике, мы подобрали
занимательный материал: головоломки, лабиринты, дидактические игры, листы с заданиями
для самостоятельного выполнения. Дидактический материал лэпбука разложен по
карманчикам, конвертам.
Лэпбук систематизирует очень важные для ребёнка знания, от которых во многом зависит
будущее успешное обучение в школе. Дидактическое пособие включает в себя не только
игровые задания, которые опираются на имеющиеся у детей знания, но и задания,
позволяющие детям выходить на новый уровень. Поэтому наше дидактическое пособие
лэпбук насыщенное в информационном плане. Данное пособие используется нами в
совместной и самостоятельной деятельности детей, в индивидуальной работе с ребенком и
подгруппой детей.
Для формирования элементарных математических представлений у детей мы включили в
лэпбук следующие разделы:
Количество и счёт.
Задачи раздела: сформировать знания детей о цифрах от нуля до девяти и о составе числа из
отдельных единиц; знакомить с понятиями количественный и порядковый счёт предметов в
пределах числового ряда первого десятка; учить видеть относительные числовые связи
(больше, меньше, равно); формировать умение самостоятельно составлять задачи на основе
элементарных арифметических действий по картинкам, записывать решение, решать
простейшие примеры.
«Ориентировка во времени и пространстве »
Задачи раздела: развивать навыки ориентирования в пространстве и во времени (знать части
света, времена года, последовательность месяцев, дней недели, суточных периодов).
«Геометрические фигуры»
Задачи раздела: совершенствовать знания геометрической формы, развивать навыки
различения фигур (треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал), а также тел (шар, куб,
цилиндр); сформировать представление о признаках предметов, таких как высота, ширина и
длина, обучать умению сравнивать предметы с учётом изученных параметров.
Лэпбук – это особая форма организации изучаемого материала, которая отвечает всем
требованиям ФГОС ДО:
Насыщенность (соответствует содержанию образовательной программы, возрастным
особенностям детей).
Информативность .
Вариативность (периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивающего
свободный выбор детей).
Полифункциональность (использование папки в различных видах детской активности).
Доступность (лэпбук обеспечивает доступность для всех детей, возможность использования
его в любом помещении, где проводиться образовательная деятельность).
Безопасность (предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению
надежности и безопасности их использования).
Актуальность
Одним из ведущих принципов современного дошкольного образования является принцип
развивающего обучения. Становление начальных математических знаний и умений
стимулирует всестороннее развитие детей, формирует абстрактное мышление и логику,
совершенствует внимание, память и речь, что позволит ребёнку активно познавать и
осваивать окружающий мир.
На успешность освоения детьми начальных математических знаний и умений влияет не
только содержание материала, но и форма, средства подачи, которые способны вызвать
заинтересованность и познавательную активность детей.
Математический Лепбук позволяет повторить и закрепить изученное, систематизировать
знания детей посредством дидактических играх.
Цель лэпбука: повышение познавательного интереса у детей к математике через
использование логико-математических игр.
При создании лэпбука мы ставили перед собой следующие задачи:
Образовательные: Совершенствовать умение называть и показывать количество предметов.
Формировать представления о числе, цифре и соотношении их с количеством предметов.
Формировать навыки сложения и вычитания. Закреплять знание состава числа в пределах
10, умение называть соседей числа. Закреплять математические знаки «<», «>», «=», «=».
Формировать логико-математические представления, повышать активизацию мыслительных
процессов, закреплять полученные на занятиях по ФЭМП знания.
Развивающие: Развивать познавательный интерес, инициативу, творчество, коммуникативные
навыки ребенка. Развивать логическое мышление, зрительную память, воображение, мелкую
моторику;
Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу.
Содержание лэпбука.
Дидактическое пособие содержит в себе игры и заданий, которые развивают самые разные
математические способности и навыки:
Блок «Количество и счет»
1. Книжка-малышка «Обратный счет».
Цель: формирование умений детей выполнять прямой и обратной счет.
2.Дидактическая игра «Весы»
Цель: формирование умений решать логические задачи, сравнивать предметы между собой,
выполнять действия на вычитание и сложение.
3. Дидактическая игра. Пазлы «Сложи картину».
Цель: систематизация знаний детей о числах от 1 до 10; умение соединять части картинок в
одно целое, развитие зрительной памяти и внимания.
4. Дидактическая игра «Математические цветочки».
Цель: закрепление знаний детей цифр, умения называть соседей числа.
5. Дидактическая игра «Числовые домики».
Цель: формирование знаний о составе числа из двух меньших.
6. «Математические раскраски».
Цель: закрепление умения решать примеры в пределах 10. Подбирать цвет, который
соответствует определённой цифре.
7. Дидактическая игра «Накорми рыбку»
Цель: формирование умений выполнять действия на сложение и вычитание в пределах
десяти, пользоваться математическими знаками.
8. Дидактическая игра «Божьи коровки»
Цель: закрепление в счёте в пределах 10, формирование умений устанавливать соответствие
с цифрой.
9. Дидактическая игра «Расставь знаки <, >, =»
Цель: формирование у детей навыков употребления знаков «больше», «меньше», «равно».
10. Дидактическая игра «Математический кроссворд»
Цель: развитие познавательных способностей детей, сообразительности, ассоциативного
мышления.
Блок «Геометрические фигуры»
11. Дидактическая игра «Колумбово яйцо»
Цель: формирование умений читать схематические изображения, выстраивать образ по
схеме, развитие сенсорных, образных и логических способностей.
12. Дидактическая игра «Подбери и назови фигуру»
Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах и телах.
Блок «Ориентировка во времени и пространстве »
13. Дидактическая игра «Лабиринты»
Цель: развитие логического мышления, внимания, зрительно-пространственной
ориентировки.
14. «Графический диктант»
Цель: развитие пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации
движений, усидчивости.
15. Пазлы «Месяцы года»
16. Дидактическая игра «Укажи время»
Цель: формирование знаний детей о понятии «время», о частях суток.
17. Дидактическая игра «Весёлый паровозик» (дни недели).
Цель: закрепление знаний детей о названии и последовательности дней недели, закрепление
порядкового счета.
Вывод:
В лэпбуке «Занимательная математика» поместилось очень много информации в
привлекательной и интересной форме. Играя с лепбуком, дети выполняют задания и учатся
думать, развивают внимание, память, логическое мышление, зрительное восприятие, мелкую
моторику, воображение, любознательность.
Дидактическое пособие лэпбук «Занимательная математика» позволяет быстро и легко в
игровой форме научиться считать, решать, размышлять. Его преимущество в том, что
математика становится увлекательным делом для ребёнка. Данное пособие обучает считать,
решать, логически мыслить; помогает совместному творчеству взрослого и ребёнка;
приучает к самостоятельной работе. Следовательно, появляется перспектива высокой
успеваемости в будущем.