Автор: Попова Ньургуйана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-д/с "Чуораанчык"
Населённый пункт: Нюрбинский район с.Бысыттаах
Наименование материала: статья
Тема: Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством использования камушек Марблс и кабошонов
Раздел: дошкольное образование
Попова Ньургуйана
Николаевна
воспитатель
МБДОУ «ЦРР-д/с «Чуораанчык»
МР «Нюрбинский район»
Республики Саха (Якутия)
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста
посредством использования
камушек Марблс и кабошонов
Аннотация: Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его
полноценного речевого и общего психического развития. Поскольку язык и речь
выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в
планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения,
в формировании социальных связей. Связная речь является важным показателем
умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.
Анализ литературы по проблеме речевых нарушений выявил возможность и
необходимость сочетания в речевой патологии у детей различных способов
вариативности нетрадиционных приемов, таких как применение камушков
«Марблс».
Применение камушков Марблс – это один из нетрадиционных
приемов обучения, интересный для детей.
Ключевые слова
:
развитие связной речи, камушки Марблс и кабошоны, игры,
упражнения.
Development of coherent speech for the children of senior preschool age by
means of the use pebble of Марблс and кабошонов.
Popova Nina Nikolaevna
educational
MBDOU"CRR-D /S "Chuoraanchik"
MR"Nyurbinsky district"
Republic of Sakha (Yakutia)
Аннотация : Development of coherent speech of child is the major
condition of his valuable speech and general psychical development. As a language
and speech perform the psychical duty in development of thinking and speech
communication, in planning and organization of activity of child,
самоорганизации of behavior, in forming of social connections Coherent speech
is the important index of mental abilities of child and readiness of him to the
school educating. The analysis of literature on issue of speech violations educed
possibility and necessity of combination in speech pathology for the children of
different ways of variantness of unconventional receptions, such as application of
pebbles of "Марблс". Application of pebbles of Марблс - it one of unconventional
receptions of educating, interest
Keywords:
development of coherent speech, pebbles of Марблс and
кабошоны, games, exercises.
Актуальность: Развитие связной речи – одна из основных и главных
задач детского сада. В последнее время дети стали меньше общаться со
взрослыми и сверстниками. В основном дети заняты компьютером и
телевизором. Речь детей плохо развита. Они не умеют вести диалог,
составлять рассказы, плохо пересказывают. В настоящее время в связи с
вступлением Федерального Государственного Образовательного Стандарта
дошкольного образования, особую актуальность приобретает проблема
развития связной речи детей дошкольного возраста.
Цель статьи:
подтвердить эффективность использования камушек
марблс и кабошонов в развитии связной речи у детей старшего дошкольного
возраста.
Задачи:
- проанализировать педагогическую литературу по теме;
- определить методы, приемы работы, направленные на развитие связной
речи посредством использования камушек марблс и кабошонов у детей
старшего дошкольного возраста;
- разработать комплекс игр и упражнений на развитие связной речи
посредством использования камушек марблс и кабошонов.
Методы организации исследования и их обследования. Диагностика
по выявлению развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста
проводилось нами на базе Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения «Центр развития ребенка- детский сад
«Чуораанчык» муниципального района «Нюрбинский район» Республика
Саха (Якутия). Проведение констатирующего эксперимента в нашем
исследовании обосновывается актуальностью выявления развития связной
речи. Данный эксперимент позволит нам выявить наличие развития связной
речи у детей старшего дошкольного возраста. Данный эксперимент
проводился с детьми старшего возраста. В нем участвовало 6 детей старшей
группы «Кустук». В экспериментальной группе вошли 6 детей старшей
группы «Кустук» МБДОУ «ЦРР-детский сад «Чуораанчык»: Для сравнения
включили в контрольную группу 6 детей старшей группы МБДОУ «ЦРР-
детского сада «Мичил».
Для
реализации
цели
констатирующего
эксперимента
нами
были
использованы следующие диагностические методики Синяпкиной Е.И.:
Методика 1: игра: «Придумай продолжение сказки или рассказа». Цель:
Развивать мелкую моторику, развивать ритм, темп. Развивать речь ребенка.
Ребенку дается неоконченная картинка. Он должен выложить камушки и
придумать рассказ. Методика 2: игра: «Составление предложений» Цель:
Развитие связной речи, закрепление предложно падежных конструкций.
Сосчитать сколько слов в предложении, выложить камушками схему.
Методика 3: игра: «Волшебный мешочек» Цель: Развитие связной речи.
Развитие тактильных ощущений, развитие умения выбирать предметы,
отличающие от камешков (мелкие игрушки), обогащение словаря.
Экспериментатор наблюдает выполнение задания и оценивает его по
критериям. Проанализировав данные результаты, можно отметить, что у
67,0% - низкий уровень развития связной речи, у 33,0% - средний уровень,
высокий уровень – 0%. Таким образом, большая часть детей, по развитию
связной речи, находится на среднем и низком уровне.
Результат
исследования является основанием для развития связной речи посредством
камушек Марблс и кабошонов с детьми старшего дошкольного возраста.
При реализации второго и третьего условия был разработан и апробирован
план работы кружка с камушками Марблс и кабошонами, направленный на
развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
Занятия кружка проводятся:
- 1раз в неделю.
- Продолжительность занятий - не более 25 минут.
- Количество детей - 6.
Дидактические
игры
с
камушком
Марблс
и
кабошонами.1.«Муфта». .Цель: обогащать словарный запас, развитие речи,
мелкая моторика рук, тактильные ощущения. 2.
«Волшебный мешочек».
Цель:
Развитие связной речи, тактильных ощущений, развитие умения
выбирать предметы отличающие от камешков(мелкие игрушки), обогащение
словаря. 3. «Лото-лабиринт» .Цель:
Обогащение словаря, ловкость рук,
уточнение знания сказок детей, развивает пространственную ориентировку,
умение
предвидеть
результат
действия.
Развивает
внимание.4.«Попади».
.Цель:
Концентрация
внимания,
координация
движения,
зрительное
внимание.
Закрепление
счета,
формировать
и
закреплять правильный захват камешка, обогащение словаря.5.«Придумай
продолжение сказки». Цел: Развивать мелкую моторику, развивать ритм,
темп. Развивать связную речь ребенка.6.«Придумай картинку по теме».Цель:
Развитие мелкой моторики рук, усидчивости, зрительного внимания,
воображения, логического мышления, развитие связной речи.7.«Проложи
путь».Цель: Упражнять в ориентировке на плоскости листа, на развитие
тонкой моторики и координации движений рук, обогащать словарный запас.
Для определения динамики уровня проявлений развития связной речи у
детей
старшего
дошкольного
возраста,
принимавших
участие
в
формирующем этапе, необходимо было провести второй сравнительный
эксперимент между двумя
группами. Для решения данной задачи мы
использовали те же методики, что и в процессе проведения первого этапа
констатирующего эксперимент. Проанализировав данные результаты, можно
отметить, что высокий уровень у экспериментальной группы 83,3%, средний
уровень составляет 16,7%, низкого уровня нет. При сравнении двух этапов
выяснилось,
что
высокий
уровень
наблюдался
83,3%
(так
как
в
констатирующем этапе уровень был равный 0%), средний уровень – 16,7% ( в
констатирующем этапе был равен 66,7%), низкий уровень – 0% (в
констатирующем этапе уровень был 33,3%).
Вывод:
таким
образом,
важнейшим
условием
всестороннего
полноценного развития детей является правильная, богатая речь.
В
познании окружающей действительности работая с камушками Марблс с
камушками кабошонами.
Поэтому своевременно важно заботится о
формировании речи детей.
Необходимость развития связной речи у детей дошкольного возраста
научно
обосновывается
с
учетом
психических
и
индивидуальных
особенностей детей. Выполняя работу с камешками Марблс и кабошонами
различные задания и упражнения, благоприятно влияет на развитие связной
речи и обогащается словарный запас ребенка. По результатам проведенного
эксперимента,
можно
сделать
вывод,
что
развитие
связной
речи
с
использованием камушком Марблс и кабошонами влияет на уровень роста у
детей старшего дошкольного возраста.
Библиография:
1..Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.:
Академия, 1999. – 159с.
2.Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М.: «Сов.Россия», 1973.
3.Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию:
Пособие для воспитателя детского сада.-2-е. изд.М: Просвещение,1982.-128с.
4.Леушина ,А. М. Развитие связной речи дошкольников / А.М. Леушина
Ученые зап. : ЛГПИ им. А. И. Герцена. Т. 35, 1989. – С. 21–72с.
5.Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. - М.:
Просвещение, 2000. - 348с.