Автор: Дубенецкая Надежда Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ СОШ с УИОП им В.И. Десяткова
Населённый пункт: города Белая Холуница Кировской области
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование читательской грамотности школьников на уроках русского языка и литературы"
Раздел: среднее образование
Формирование читательской грамотности школьников
на уроках русского языка
Сегодня главная задача педагога – словесника состоит в том, чтобы
организованное
им
обучение
способствовало
формированию
читательской
грамотности обучающихся. Доктор психологических наук Г.А. Цукерман в одной
из своих статей отметила: «При переходе из начальной школы в основную
заканчивается обучение чтению и начинается чтение для обучения – использование
письменных текстов как основного ресурса самообразования, получение нового
знания и новых идей с помощью информационных текстов». Эти её слова как нельзя
лучше отражают современный подход не только к гуманитарному образованию, но
и к образованию в целом. От современного учителя требуется создание условий для
формирования у обучающихся позитивного опыта в решении коммуникативных,
познавательных, нравственных, социальных, этических и других проблем, которые
составляют содержание образования.
А это значит, что для обучающегося в
процессе обучения на первый план выходят не столько предметные, сколько
метапредметные результаты. Метапредметные результаты – способы действий,
применимые не только в рамках образовательного процесса, но и при решении
проблем в реальных жизненных ситуациях. Оценка метапредметных результатов
осуществляется в соответствии с планируемыми результатами освоения основной
образовательной программы, в которую наряду с программой формирования УУД,
программой «Формирование ИКТ-компетентности школьников» входит программа
«Стратегии смыслового чтения и работа с текстом».
На уроках литературы и русского языка основным объектом изучения является
именно текст. Значит, задача педагога – словесника состоит в том, чтобы
организовать обучение через систему заданий, способствующих формированию
читательской грамотности, то есть способности человека понимать и использовать
письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы
достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в
социальной жизни.
В качестве шагов по формированию читательской грамотности обучающихся
выделяю следующие:
1. Использование полученной в тексте информации для решения различных учебно-
познавательных и учебно-практических задач. Современный ученик должен
НАУЧИТЬСЯ УЧИТЬ СЕБЯ. Сделать это возможно только тогда, когда изучаемый
материал будет для ученика личностно-значимым и жизненно необходимым.
2. Одним из наиболее эффективных видов организации учебного материала,
отвечающим
современным
требованиям,
является
компетентностная
(интегрированная)
задача.
Целевое
предназначение
компетентностных
задач
определено тремя основными позициями: формированием системы универсальных
учебных действий; обеспечением условий для применения предметных ЗУНов в
новых, незнакомых для учащихся межпредметных ситуациях; приобретением
учащимися опыта решения задач жизненного характера .
3. Использование интерактивных форм обучения. Интерактивное обучение –
создание комфортных условий обучения, при которых педагог (обучаемый)
чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает
продуктивным и эффективным весь процесс обучения.
4. Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового
общения, которое ведёт к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному
решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач.
Благодаря диалоговому общению формируется умение критически мыслить,
рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной
информации и обстоятельств; участники учатся взвешивать альтернативные мнения,
принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в
дискуссиях. Ценно то, что при такой организации работы можно не только выразить
своё мнение, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы других,
отказаться от своей точки зрения или существенно изменить её.
5. Работа с информацией, представленной в различной форме. Художественный
текст несёт в себе масштабную информацию, которая может быть представлена в
абсолютно разных формах. Причём, трансформация информации возможна в
обоюдных направлениях: от текста – к таблице, схеме, карте, историческому
документу и т.п., и наоборот, от сценария фильма, картины художника, словарной
статьи,
телепередачи,
данных
социологических
исследований
и
т.д.
–
к
художественному тексту. Стратегии смыслового чтения и работа с текстом дают в
руки учителю целый арсенал приёмов (анализ, синтез, обобщение, самостоятельный
поиск, абстрагирование, перенос, интуитивное решение, догадка, связанные с
изучением художественного текста на уроках литературы), способствующих
успешному формированию читательской грамотности.