Автор: Колдаева Оксана Тахировна
Должность: воспитатель.
Учебное заведение: МБДОУ"Детский сад № 15"
Населённый пункт: г.Еманжелинск. Челябинская область.
Наименование материала: методическая разработка.
Тема: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
План самообразования
«Формирование культурно - гигиенических навыков
у детей младшего дошкольного возраста»
воспитатель: Колдаева Оксана Тахировна
2023г-2025г
Актуальность темы
В дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию
здорового ребенка. Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и
вредные,
формируются
в
детстве.
Важно
с
самого
раннего
возраста
воспитывать полезные для здоровья навыки, чтобы они стали привычками.
Воспитание
культурно-гигиенических
навыков
направленно
на
укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем оно включает важную задачу
воспитание культуры поведения. Необходимость опрятности, продиктована не
только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
С первых дней жизни при формировании культурно гигиенических
навыков идет не только усвоение правил и норм поведения, но и процесс
вхождения ребенка во взрослую жизнь.
Приучая ребенка к чистоте, мы воспитываем у них общую культуру,
организованность, бережное отношение к вещам и труду взрослых.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к
тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а
гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. При этом
детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что
необходимо, преодолевая трудности разного характера.
К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению
чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке
и культурных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми.
Таким образом, проблема воспитания КГН стоит достаточно остро.
Именно поэтому я решила углубленно работать над темой «Формирование
культурно-гигиенических навыков». В этом же направлении я решаю не менее
важные задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе
жизни и по сохранению и укреплению здоровья детей, физического, так и
психического.
Цель: формирование простейших культурно-гигиенических навыков у
детей младшего дошкольного возраста
через различные виды деятельности;
развивать любознательность и познавательную активность.
Задачи:
1. развивать культурно-гигиенические навыки;
2.
формировать
простейшие
навыки
поведения
во
время
еды,
пользоваться столовыми приборами;
3. формировать привычку следить за своим внешним видом, умение
правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо, насухо вытираться после
умывания, пользоваться расческой, носовым платком;
4. формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно
ложкой, салфеткой, не крошить хлеб, тщательно пережевывать пищу с
закрытым ртом, не разговаривать во время еды;
5. формирование у детей интереса к предметам окружающего быта и к
действиям взрослого с этими предметами через игру и показ этих действий
взрослым;
6. обучение детей в игре умениям адекватно действовать с предметами
быта;
7. консультировать родителей по данной теме;
Направления профессионального саморазвития (Самообразование и
самовоспитание):
- расширение кругозора;
- рост профессиональной культуры;
- развитие личностных качеств, способствующих высоким результатам
профессиональной деятельности и устранению недостатков;
-формирование информационной компетентности, направленной на
самостоятельный поиск знаний.
- повышение педагогической и психологической компетенции;
- развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности;
- поиск новых подходов к организации образовательной деятельности.
Социально
–
коммуникативное
развитие: овладение
навыком
культурного отношения к взрослым и детям. Закрепление навыков владения
предметами личной гигиены. Закрепить представления о правилах личной
гигиены, систематизировать знания детей о необходимости гигиенических
процедур. Укрепить связи между детским садом и семьёй в вопросах
формирования у детей КГН.
Познавательное
развитие: формировать представления
о
правилах
личной
гигиены,
систематизировать
знания
детей
о
необходимости
гигиенических процедур. Беседы, рассматривание иллюстраций.
Речевое развитие: приобщение к словесному искусству через чтение
художественной литературы.
Художественно – эстетическое развитие: развитие продуктивной
деятельности.
Методы деятельности:
личный пример работников детского сада, родителей;
обеспечение чистоты среды;
культура общения;
использование художественной литературы;
План работы по формированию культурно – гигиенических навыков
Ме
ся
ц
Проводимые мероприятия
сен
тя
брь
Диагностика культурно-гигиенических навыков;
Цель: выявить знания и умения детей;
Разучить «Три золотых правила мытья рук»:
а) перед едой
б) после туалета
в) после прогулки
Цель: расширять и актив
изировать словарь: мыло, мыльная пена, намылили, смыли,
мыльница, вода – чистая, теплая, холодная.
Находить своё полотенце и уметь им пользоваться;
Есть аккуратно, пользоваться ложкой;
Учить детей складывать аккуратно одежду в шкафчик;
Практическая деятельность «Учимся умываться».
Цель: формировать умение мыть руки и лицо, пользоваться мылом и полотенцем;
Консультация для родителей «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей
младшего возраста»
ок
тя
брь
Чтение А.Барто «Девочка чумазая»;
Разучивание потешки «Руки надо чисто мыть…»;
Игровое упражнение «Мыльные перчатки».
Цель: Продолжать закреплять умение правильно намыливать ручки (до «мыльных барашков»), хорошо
смывать, насухо вытирать ручки.
Продолжать учить детей пользоваться индивидуальным
полотенцем;
Продолжать учить детей есть аккуратно, всегда ложкой, а не рукой;
Учить замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;
Беседа. «Доброе утро, расчёска!» Цель: формирование навыков пользования расчёской и
ухода за ней;
Рекомендации родителям: «Одежда детей в зимний период».
но
яб
рь
Чтение: потешки «Водичка, водичка». Цель: Познакомить детей с потешкой,
активизировать речь, воспитывать поведение в туалетной комнате (нельзя толкаться, брызгаться,
намыливать глаза).
Игровая ситуация «Умыватся любят все…»
Цель: вызвать у детей интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, побуждать к
постоянному их соблюдению;
Продолжать учить детей мыть руки последовательно следуя алгоритму умывания;
Продолжать учить детей насухо вытирать руки полотенцем;
Продолжать учить детей во время одевания на прогулку последовательно одеваться и после
прогулки убирать свою одежду и обувь на место;
Продолжать совершенствовать навыки культуры поведения за столом (есть аккуратно над
тарелочкой, не крошить еду на стол, не крутиться во время еды и не разговаривать во время приёма
пищи);
Наглядная информация для родителей на тему: «Как приучить ребёнка быть аккуратным»;
Экспериментирование «Свойства воды».
Цель: формировать у детей представления о
свойствах воды (вода капает, разливается, льется);
дек
аб
рь
Продолжать учить детей вешать полотенце на место;
Учить детей правильно мыть руки и лицо во время умывания;
Беседа «Берегите воду».
Цель: Дать представление детям о том, что воду необходимо экономить, после умывания хорошо
закрывать кран.
Продолжать учить есть ложкой и не залезать в тарелку руками;
Продолжать учить детей одеваться и раздеваться последовательно, не разбрасывать свою
одежду;
Воспитывать умение играть игрушками бережно, не разбрасывать их и убирать на место;
Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр». Цель: Воспитывать желание самостоятельно
следить за чистотой своего тела, правильно совершать процессы умывания.
Просмотр м/ф «Мойдодыр»;
Консультация для родителей «Как подготовить ребенка ко сну»
ян
вар
ь
Сюжетно – ролевая игра «Сделаем Кате новую прическу»;
Экспериментирование «Вода теплая и холодная»
Цель: формировать у детей представление, что вода бывает теплая и холодная;
Чтение: потешки «Чистая водичка»;
Чтение отрывка из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо»;
Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая». Цель: Вызвать эмоциональный отклик
на поведение девочки, активизировать речь детей, выяснить, в чем девочка была не права, и как нужно
было.
Игровая ситуация «Кукла Катя умывается» Цель: формировать у детей навыки
самообслуживания культурно-гигиенические навыки, понимать назначение выполняемых действий,
поощрять стремление выполнять их правильно;
Папка-передвижка «Воспитание личной гигиены у детей»
фе
вра
ль
Сюжетно – ролевая игра «Накормим куклу Катю обедом»;
Продолжать учить последовательно, по алгоритму мыть руки и пользоваться краном и
водой;
Прививать у детей привычку мыть руки после туалета;
Продолжать учить детей сидеть за столом прямо, не разговаривать, не крутиться, есть
аккуратно;
Прививать привычку самостоятельно пользоваться салфеткой;
Учить пользоваться расчёской;
Продолжать учить бережно, обращаться с игрушками, убирать их на место;
Продолжать учить последовательно, одеваться и раздеваться во время тихого часа,
аккуратно вешать одежду на стульчик;
Сюжетно-ролевая игра «Семья»: – внесение игровой ситуации «Идём друг к другу в
гости».
Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе»
Рассматривание иллюстраций к сказке.
Просмотр м / ф «Федорино горе».
Рекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возраста
ма
рт
Разучивание потешки «Зеркало любит чистые лица»,
Продолжать прививать привычку мыть руки с мылом;
«Мое полотенце».
Цель: Продолжать закреплять у детей понимание того, что вытираться можно только своим,
индивидуальным полотенцем\
Формировать умение садиться за стол спокойно;
Учить правильно, нести стульчик;
Продолжать учить пользоваться индивидуальной расчёской;
Воспитывать бережное отношение к игрушкам, умению делиться ими;
Дидактическая игра: «Посмотрим в зеркало, как аккуратно мы одеты» Цель: продолжать
учить замечать непорядок в одежде и устранять его самостоятельно, с помощью взрослых или других
детей. Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам.
Дидактические игры «Научим куклу одеваться (раздеваться)»; «Одень куклу»;
Рассматривание сюжетных картинок «Дети на прогулке» (в разные времена года).
Сюжетная игра «День рождения».
Цель: Закреплять навыки культурного поведения в гостях, за столом, активизировать речь, уметь
поздравлять
именинника, придумывать пожелания.
Чтение: Н. Павлова «Чьи башмачки»
Консультация для родителей «Как повысить иммунитет»
ап
рел
ь
Экспериментирование «Вот какая пена».
Цель: дать детям представление о мыле: оно белое, душистое; можно намыливать, смывать, образует
мыльную пену. Предложить детям попускать мыльные пузыри.
Сюжетно – ролевая игра «Салон красоты»
Цель: продолжать знакомство с трудом парикмахера. Предложить детям сделать куклам красивые
прически, завязать им резиночки.
Учить пережёвывать пищу с закрытым ртом;
Продолжать прививать привычку сидеть за столом красиво, есть аккуратно, не торопясь;
Прививать привычку убирать за собой игрушки;
Обращать внимание на свой внешний вид;
Закреплять навыки вежливой культуры за столом;
Продолжать учить складывать одежду;
Игровая ситуация «К нам пришла замарашка»
Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья»: – внесение игровой ситуации «Кукла Катя хочет
спать».
Практическое упражнение «Носовой платок» Цель: формировать у детей культурно-
гигиенические навыки, учить пользоваться носовым платком, вовремя обращаться за помощью к
взрослым.
ма
й
Беседа «Чистота - та же красота»
Цель: Закреплять у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, развивать
основы социального взаимодействия, воспитывать культуру дружеских отношений в детском
коллективе.
Чтение стихотворения Е. Благиной «Как у нашей Ирки».
Цель: воспитывать желание быть опрятным, аккуратным
Игровая ситуация «Варвара - краса, длинная коса»
Игровая ситуация «Купание куклы Маши»
Дидактическое упражнение «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол»
Игровая ситуация: «Водичка, водичка…». Цель: закрепить уже имеющиеся у детей
культурно-гигиенические навыки.
Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».
Сюжетно - ролевые игры: «Дела семейные» – внесение игровой ситуации «Кукла Маша у
нас в гостях»
Упражнение «Самые аккуратные». Цель: воспитывать опрятность.
Ожидаемый результат у детей:
формирование у детей таких положительных качеств и привычек,
как:
бережливость,
аккуратность.
Самостоятельность,
трудолюбие,
последовательность;
овладение культурно - гигиеническими навыками и навыками
самообслуживания детей;
дети
пытаются
самостоятельно
одеваться
и
раздеваться
в
определенной последовательности;
проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом
(замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при помощи
взрослого;
правильно ведут себя за столом, во время еды (не крошат хлеб,
пережевывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают);
пользуются индивидуальными предметами: полотенцем, носовым
платком, салфеткой, расческой;
правильно пользуются мылом: аккуратно моют лицо, руки, насухо
вытираются после умывания.
Предполагаемый результат для родителей:
повышение знаний для успешного развития детей;
получение консультаций по вопросам культурно-гигиенических
навыков и самообслуживанию;
укрепление связей между ДОУ и семьей.