Напоминание

"Этнокультурное образование и формирование этнокультурной компетентности в условиях реализации ФГОС СПО"


Автор: Самсонова Ирина Викторовна
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Энгельсский политехнический колледж"
Населённый пункт: город Энгельс, Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Этнокультурное образование и формирование этнокультурной компетентности в условиях реализации ФГОС СПО"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СРЕДНЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Самсонова Ирина Викторовна

ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»

г. Энгельс,

преподаватель специальных дисциплин

Введение

Важным

аспектом

современного

профессионального

образования

является

формирование

у

подрастающего

поколения

этического

и

эстетического сознания на основе знаний ценностей и закономерностей

народного творчества и культуры, основ духовности, нравственности.

Единство федерального культурного и образовательного пространства,

развитие и защита национальных культур в системе образования, внедрение

в

образовательные

процессы

региональных

культурных

традиций

и

особенностей в условиях многонационального государства провозглашены в

ФЗ №273 от 29.12.2012 «Об образовании в РФ», усиливают ценность и

понимание

народного

искусства,

как

необходимого

элемента

общей

культуры

человека

и

этнокультурной

направленности

содержания

образования.

В связи с введением федеральных государственных образовательных

стандартов роль этнокультурного компонента образования сегодня стала

актуальной.

Личностные результаты освоения образовательной программы должны

отражать: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,

прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей

этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,

своего края, основ культурного наследия народов России и человечества.

Под

этнокультурным

компонентом

мы

понимаем

все

то,

что

способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное

представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его

истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует

развитию всесторонне развитой гармоничной личности, патриота своей

Родины. Он обеспечивает связь процессов социализации, социально-

психологической

адаптации,

социокультурной

интеграции

личности

учащегося

с

его

потребностями

в

осознании

культурных

корней,

психологически прочных родственных связей, стремление к познанию и

освоению мира.

Цель работы

Этнокультурная направленность образования в соответствии с ФГОС

реализуется

в

учебной

и

внеучебной

деятельности

образовательных

организаций

и

призвана

содействовать

решению

актуальных

задач

воспитания, обучения и развития личности, а также ее социализации,

социокультурной и этнокультурной адаптации.

Цель исследования заключалась в изучении особенностей реализации

этнокультурных

технологий

в

условиях

ГАПОУ

СО

«Энгельсский

политехникум», направленных на сохранение этнокультурной идентичности

личности путем приобщения к родной культуре, раскрытия творческого

потенциала

обучающихся

средствами

народного

художественного

творчества.

Этнокультурное образование в условиях среднего профессионального

образования (СПО) направлено на защиту и развитие этнокультурной

идентичности студентов, приобщая их к родному языку и культуре своего

народа.

Следовательно,

этнокультурные

образовательные

технологии

представляют собой совокупность способов и средств, обеспечивающих

реализацию теории в практику этнокультурной деятельности, как при

использовании этнокультурного содержания учебных дисциплин, так и

этнокультурного аспекта внеурочной деятельности студентов.

Главной целью современного художественного образования является

создание

наиболее

благоприятных

условий

для

развития

личности,

приобщения

будущего

специалиста

к

традиционной

народной

художественной культуре. Это особенно важно, когда речь идет о

профессиональной подготовке будущих специалистов швейной индустрии.

Были сформулированы задачи:

- Изучить и проанализировать состояние исследуемой проблемы в

педагогической теории и практике;

- Конкретизировать содержание и структуру понятия «этнокультурная

компетентность»;

- Выявить взаимосвязь содержания образования и становления уровней

этнокультурной компетентности обучающихся;

-Разработать

и

реализовать

программы

учебных

дисциплин

и

профессиональных

модулей

содержащих

темы

по

этнокультуре,

направленные на формирование этнокультурной компетентности будущих

специалистов по направлению 29.02.10 «Конструирование, моделирование и

технология изготовления изделий легкой промышленности (по видам)»

- Разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить

педагогические условия, обеспечивающие эффективное освоение учебной

программы, направленной на формирование этнокультурной компетентности

и показатель этнокультурной компетенции.

Теоретическая основа и методология

Разумеется,

профессиональная

культура

модельера

может

быть

рассмотрена с разных методологических позиций.

Среди таких подходов можно назвать личностно - деятельностный,

субъектный, аксиологический, целостный, системный, культурологический.

Этот ряд подходов можно было бы продолжить, но мы считаем, что

культурологический подход является основным.

Культурологический подход позволяет рассматривать образование в

системе культуры как ее важнейшую и органическую часть, как важную

сферу

общественной

жизни,

обеспечивающую

воспроизводство,

ретрансляцию

культуры,

ее

передачу

новым

поколениям

молодежи.

Образование

воспроизводит

в

сознании

человека

систему

ценностей

культуры, ее нормативы и смыслы, задает векторы самореализации, помогает

молодым людям обрести этнокультурную и гражданскую идентичность.

Основная часть

Структура программы основана на определении трех уровней освоения

этнокультуры,

или

трех

уровней

формирования

этнокультурной

компетентности.

Концепция

развития

художественного

образования

в

Российской

Федерации

выделяет

три

уровня

освоения

содержания

художественного образования:

– первый уровень: формирование отношения к культуре как к

важнейшему условию свободного и разностороннего развития собственной

личности (аксиологический, ценностно-смысловой уровень);

второй

уровень:

формирование

потребности

в

полноценном

художественном общении с произведениями различных видов искусств на

основе их адекватной эстетической оценки (деятельностный уровень);

– третий уровень: формирование навыков самостоятельной творческой

деятельности, восприятия этой деятельности как неотъемлемой части своей

жизни (личностно-творческий уровень).

Понятие о трех уровнях этнокультурной компетентности можно

рассматривать

как

методологическое

основание

для

построения

образовательной программы с целью разработки и апробации серии учебных

заданий, направленных на формирование этнокультурной компетентности

будущих художников по костюму, конструкторов и технологов швейного

производства.

В образовательной программе предусмотрены: ПМ.01 Художественное

проектирование швейных изделий, ОП.02 Спецрисунок и художественная

графика, которые включают в себя ряд тем направленных на формирование

этнокультурной компетентности. Например:

- практическое занятие №6 Анализ особенностей предметного мира и

формы одежды народов России XVIII века;

-эстетический идеал в разные эпохи мировой культуры. Костюм

России;

-Влияние культуры и традиций на модный дизайн. Модные тренды.

Влияние мировых трендов и тенденций на модный дизайн. Принципы

анализа тенденций (силуэты, формы, материалы и ткани, цвета и стили,

элементы, декор и фурнитура). Трендборд.

Общее построение курса предполагает поэтапное обучение студентов.

На первом (теоретическом) этапе реализуются следующие задачи:

формирование ценностного отношения к этнокультуре, эмоционально-

ценностного отношения к своей этнической принадлежности.

Содержание теоретического этапа предполагает большое количество

наглядного

материала,

ориентированного

на

визуальное

восприятие:

иллюстрации,

фотографии.

Возможна

организация

экскурсии

в

краеведческий музей.

В рамках первого этапа приобретаются базовые

основы знаний основных культурных норм и традиций, обычаев, артефактов,

продуктов

народного

творчества.

Данный

уровень

предполагает

формирование отношения к этнокультуре как к важнейшему условию

культурного развития личности.

На

втором

этапе

осуществляется

практическая

деятельность,

направленная на формирование этнокомпетентности. Стилизации символов

культуры народов Поволжья с целью постижения языка визуальных образов.

Целью второго этапа реализации программы является творческая

интерпретация, обретение индивидуального, авторского стиля художника,

дизайнера,

выполняющего

авторскую,

творческую

работу

на

основе

этностиля. Эти задачи могут быть решены в процессе разработки и вы-

полнения фирменного стиля по мотивам этнокультуры.

Результаты исследования

Этнокультурные

технологии

позволяют

обеспечить

условия

для

участия студентов в равноправном диалоге средствами различных видов

народного

художественного

творчества

(устного,

музыкального,

декоративно-прикладного, театрального, танцевального и др.) По нашему

мнению, этнокультурное образование обладает огромным педагогическим

потенциалом, так как в традиционной культуре народов России воплощены

любовь к Родине, родному дому, культурному наследию предков, труду,

учению, народной мудрости и другие духовно-нравственные ценности,

составляющие основу современного российского воспитательного идеала.

Этнокультурное

творческое

образование

решается

в

рамках

регионального компонента (Студенческая Лаборатория Моды «Русский

стиль», мастерская проектов, творческие лаборатории, Театр моды, дизайн-

студия, кружковая работа, научно-студенческое общество, креатив-курсы).

В

настоящее

время

появляется

объективная

необходимость

в

подготовке специалистов среднего звена в условиях СПО (специальность

29.02.10 «Конструирование, моделирование и технология изготовления

изделий легкой промышленности (по видам)»), способных эффективно

осуществлять этнодизайн швейных изделий (моделей одежды) с учетом

традиций

русского

народного

костюма,

региональных

особенностей

культуры своей малой Родины.

Будущие

дизайнеры

одежды,

конструкторы-модельеры,

изучая

традиции народной культуры в стенах учебного заведения, в своей

профессиональной деятельности будут использовать художественное и

культурное наследие. Это главная задача по формированию у студентов

желания и умения сохранить то, что было сделано до него.

На протяжении уже нескольких лет в техникуме активно реализуются

следующие

этно-проекты:

«Изготовление

русской

тряпичной

куклы

«Организация и проведение мастер-классов», «Проектирование коллекций

одежды с элементами этностиля», «Этно-дизайн современной одежды».

В

рамках

проектов

и

программ

мероприятий

по

организации

этнокультурного образования и формирования креативной личности могут

быть реализованы такие интерактивные формы и методы работы, как

информационно-мотивационные встречи с работодателями и

мастерами

декоративно-прикладного творчества; круглые столы с преподавателями;

проектирование коллекций моделей современной одежды с элементами

народного костюма; демонстрация видео-роликов с кол-лекциями известных

дизайнеров

одежды

и

их

обсуждение;

проведение

мастер-классов;

организация и участие в научно-практических конференциях, выставках

декоративно-прикладного

творчества,

конкурсах

проектных

работ,

профессионального мастерства.

Результаты оценивания уровня сформированности художественно-

эстетического вкуса и творческой активности обучающихся 2 курса по

специальности 29.02.10 «Конструирование, моделирование и технология

изготовления изделий легкой промышленности (по видам)» представлены в

таблице 1.

Таблица 1

Уровень сформированности этнокультурной компетентности через

развитие художественно-эстетического вкуса и творческой активности

студентов группы КИЛП 216/23

Оцениваемые качества

В начале исследования,%

В конце исследова-ния, %

1

2

3

Художественно-

эстетический вкус

30

50

Творческая

компетентность

20

60

Данные

исследования

показали,

что

в

сравнении

с

началом

исследования произошли следующие изменения: количество обучающихся

студентов с невысокими показателями сформированности художественно-

эстетического вкуса и творческой активности посредством использования в

своих работах различных видов народного художественного творчества

значительно их повысили.

Заключение

Опыт работы учебного заведения по использованию этнокультурных

технологий в учебно-воспитательном процессе техникума этнокультурных

технологий у обучающихся ГАПОУ СО «ЭП» был достойно представлен, а

результаты исследования показали, что механизмы практической реализации

формирования художественно-эстетического вкуса, творческой активности у

будущих специалистов для предприятий швейной промышленности и сферы

дизайна

посредством

этнокультурных

образовательных

технологий

направлены на реализацию личностно-ориентированного, компетентностно-

деятельностного и проектно-технологического подходов.

Теоретические исследования и педагогическая практика показывают,

что последовательность, непрерывность, преемственность в этнокультурном

воспитании, освоении и использовании опыта народных традиций и

декоративно-прикладного искусства, активное вовлечение студентов в этно-

логическую поисковую, дизайн-проектную деятельность, относятся к числу

важнейших

на

современном

этапе

профессиональной

подготовки

специалистов художественно-творческого профиля в условиях СПО.

Список литературы

1.

Щеглова Т.М. Современные аспекты реализации этнокультурных технологий

в условиях среднего профессионального образования // Научный результат.

Педагогика и психология образования. 2019. Т.5. №4. С. 43-56.

2.

Солодухина Т.Н. Технологии этнокультурного образования и социально-

культурного воспитания//Культура и образование. Научно-информационный

журнал вузов культуры и искусств. 2017. С.103-108

3.

Долгих Н. А. Этапы формирования этнокультурной компетентности в

процессе

обучения

художника,

дизайнера//

Научно-педагогическое

обозрение. Pedagogical Review. 2018. 3 (21)

4.

Шукаева Т. М. Этнокультурное образование в условиях введения ФГОС//

Педагогические науки.2016. Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 3 (24)

5.

Ерохина Е. В. Формирование этнокультурной компетентности будущих

дизайнеров

костюма

в

процессе

освоения

региональных

традиций

декоративно

-

прикладного

искусства//Ученые

записки.

Электронный

научный журнал Курского государственного университета. 2021. № 3 (59)

6.

Репринцев А. В. Ценностно - смысловые ориентиры профессионально-

личностного развития будущего специалиста в условиях социокультурных

трансформаций

//

Профессионально-

личностное

развитие

будущих

специалистов

в

среде

научно-образовательного

кластера.

журнал

Педагогические науки. Казань, 2020в . С . 26–34.

7.

Галкина

И.

С.

Методологические

подходы

к

анализу

феномена

профессиональной

культуры

будущего

дизайнера//

Ученые

записки.

Электронный научный журнал Курского государственного университета.

2021. № 3 (59)



В раздел образования