Напоминание

Использование игровых технологий в развитии детей дошкольного возраста.


Автор: Фуёр Светлана Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС Брусничка"
Населённый пункт: Ямало-Ненецкий АО, г Тарко-Сале
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование игровых технологий в развитии детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование

игровых

технологий в

развитии детей

дошкольного

возраста

Составила:

Фуёр С.М.

Использование

игровых

технологий в

развитии детей

дошкольного

возраста

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так

как игра в этом возрасте является ведущей деятельностью в этот период. В

деятельности с помощью игровых технологий у детей

развиваются психические процессы.

Цель игровой технологии — создание полноценной мотивационной

основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от

условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития

детей.

Задачи:

Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в

усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие

её результативность.

Игровая педагогическая технология — организация педагогического

процесса в форме различных педагогических игр.Это последовательная

деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр;

включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры;

подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и

образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Игровая технологиядолжна быть направлена на решение таких задач:

- дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

- деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве ее средства;

- в деятельность вводится элемент соревнования, который переводит

дидактическую задачу в игровую;

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым

результатом.

Игровая форма организованной образовательной деятельности,

создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения,

стимулированию детей к обучению.

Игра — это самая свободная форма погружения человека в реальную

или (воображаемую) действительность с целью ее изучения, проявления

собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности,

самореализации.

Игра несет на себе функции: снимает напряжение и способствует

эмоциональной разрядке; помогает ребенку изменить отношение к себе и к

другим, изменить способы общения, психическое самочувствие.

Игра

-

это

вид

деятельности

в условиях

ситуаций,

направленных

на воссоздание и

усвоение общественного опыта,

в котором складывается

и совершенствуется самоуправление поведением.

Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога

и ребёнка,

которые

происходят

через

реализацию определённого сюжета

(игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи

включаются в содержание

игры.

В образовательном процессе

используют

занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие

функции, как:

развлекательную (это основная функция игры — развлечь,

доставить

довольствие, воодушевить, пробудить интерес);

коммуникативную: освоение диалектики общения;

самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

игротерапевтическую:

преодоление

различных

трудностей,

возникающих в других видах жизнедеятельности;

диагностическую:

выявление отклонений от нормативного поведения,

самопознание в процессе игры;

функцию коррекции:

внесение

позитивных

изменений в структуру

личностных показателей;

межнациональной коммуникации:

усвоение единых для всех людей

социально-культурных ценностей;

социализации:

включение

в систему

общественных

отношений,

усвоение норм.

С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности

ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и

воображения. Использование игровых приемов и методов в нестандартных,

проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у

детей формируется гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях

по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ

художественных произведений или сочинение новых сказок, историй)

воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры-

придумки, игры – фантазирования.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и

образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Однако существует аспект их использования, который направлен на

повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных

проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые

технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества

образования в детском саду: они могут быть использованы для

нивелирования отрицательных факторов, влияющих на снижение его

эффективности. Если с детьми занимаются игровой терапией

систематически, то они приобретают способность управлять своим

поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении

и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более “пристойно”

выражают гнев, избавляются от страха. В их игровой деятельности начинают

преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей. В

качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств

используются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-

шутками.

Используя в педагогическом процессе народные игры, воспитатели не

только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий,

но и различные воспитательные функции: они одновременно приобщают

воспитанников к народной культуре. Это важное направление регионального

компонента образовательной программы детского сада.

Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми

впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру,

формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует

словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого

ребёнка

Таким образом можно сделать следующие выводы:

Во-первых, игровая деятельность является ведущей деятельностью

дошкольников. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них

формируются основные понятия человеческих взаимоотношений;

Во-вторых, именно проблема грамотного введения ребёнка в ту или иную

роль представляется наиболее сложной из педагогических проблем на

сегодняшнем этапе, решаемых в технологиях, связанных с дошкольной

игровой деятельностью.

И, наконец, в-третьих, освоение детьми младшего дошкольного возраста

различных социальных ролей в сюжетно – ролевых играх во многом

облегчит им адаптацию к новым условиям проживания в начальном звене

школы.

Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной

психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы,

равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые

технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе.

Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к

реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой

сложности.

Таким образом, понимая, что игра – это важный вид деятельности

в дошкольном возрасте, я стараюсь организовать ее так, чтобы каждый

ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, умения и

навыки, которые он пронесёт через всю жизнь. И от того, как я его научу

передавать взаимоотношения между людьми, так он и будет строить

реальные отношения.



В раздел образования