Автор: Фуёр Светлана Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС Брусничка"
Населённый пункт: Ямало-Ненецкий АО, г Тарко-Сале
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование игровых технологий в развитии детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Использование
игровых
технологий в
развитии детей
дошкольного
возраста
Составила:
Фуёр С.М.
Использование
игровых
технологий в
развитии детей
дошкольного
возраста
Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так
как игра в этом возрасте является ведущей деятельностью в этот период. В
деятельности с помощью игровых технологий у детей
развиваются психические процессы.
Цель игровой технологии — создание полноценной мотивационной
основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от
условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития
детей.
Задачи:
Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в
усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие
её результативность.
Игровая педагогическая технология — организация педагогического
процесса в форме различных педагогических игр.Это последовательная
деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр;
включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры;
подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и
образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Игровая технологиядолжна быть направлена на решение таких задач:
- дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
- деятельность подчиняется правилам игры;
- учебный материал используется в качестве ее средства;
- в деятельность вводится элемент соревнования, который переводит
дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым
результатом.
Игровая форма организованной образовательной деятельности,
создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения,
стимулированию детей к обучению.
Игра — это самая свободная форма погружения человека в реальную
или (воображаемую) действительность с целью ее изучения, проявления
собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности,
самореализации.
Игра несет на себе функции: снимает напряжение и способствует
эмоциональной разрядке; помогает ребенку изменить отношение к себе и к
другим, изменить способы общения, психическое самочувствие.
Игра
-
это
вид
деятельности
в условиях
ситуаций,
направленных
на воссоздание и
усвоение общественного опыта,
в котором складывается
и совершенствуется самоуправление поведением.
Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога
и ребёнка,
которые
происходят
через
реализацию определённого сюжета
(игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи
включаются в содержание
игры.
В образовательном процессе
используют
занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие
функции, как:
развлекательную (это основная функция игры — развлечь,
доставить
довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
коммуникативную: освоение диалектики общения;
самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
игротерапевтическую:
преодоление
различных
трудностей,
возникающих в других видах жизнедеятельности;
диагностическую:
выявление отклонений от нормативного поведения,
самопознание в процессе игры;
функцию коррекции:
внесение
позитивных
изменений в структуру
личностных показателей;
межнациональной коммуникации:
усвоение единых для всех людей
социально-культурных ценностей;
социализации:
включение
в систему
общественных
отношений,
усвоение норм.
С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности
ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и
воображения. Использование игровых приемов и методов в нестандартных,
проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у
детей формируется гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях
по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ
художественных произведений или сочинение новых сказок, историй)
воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры-
придумки, игры – фантазирования.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и
образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Однако существует аспект их использования, который направлен на
повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных
проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые
технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества
образования в детском саду: они могут быть использованы для
нивелирования отрицательных факторов, влияющих на снижение его
эффективности. Если с детьми занимаются игровой терапией
систематически, то они приобретают способность управлять своим
поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении
и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более “пристойно”
выражают гнев, избавляются от страха. В их игровой деятельности начинают
преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей. В
качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств
используются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-
шутками.
Используя в педагогическом процессе народные игры, воспитатели не
только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий,
но и различные воспитательные функции: они одновременно приобщают
воспитанников к народной культуре. Это важное направление регионального
компонента образовательной программы детского сада.
Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми
впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру,
формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует
словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого
ребёнка
Таким образом можно сделать следующие выводы:
Во-первых, игровая деятельность является ведущей деятельностью
дошкольников. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них
формируются основные понятия человеческих взаимоотношений;
Во-вторых, именно проблема грамотного введения ребёнка в ту или иную
роль представляется наиболее сложной из педагогических проблем на
сегодняшнем этапе, решаемых в технологиях, связанных с дошкольной
игровой деятельностью.
И, наконец, в-третьих, освоение детьми младшего дошкольного возраста
различных социальных ролей в сюжетно – ролевых играх во многом
облегчит им адаптацию к новым условиям проживания в начальном звене
школы.
Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной
психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы,
равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые
технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе.
Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к
реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой
сложности.
Таким образом, понимая, что игра – это важный вид деятельности
в дошкольном возрасте, я стараюсь организовать ее так, чтобы каждый
ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, умения и
навыки, которые он пронесёт через всю жизнь. И от того, как я его научу
передавать взаимоотношения между людьми, так он и будет строить
реальные отношения.