Напоминание

Формирование доступных коммуникативных навыков у лиц с ОВЗ в условиях психоневрологического интерната


Автор: Иванова Марина Владимировна
Должность: методист
Учебное заведение: УСО ПНИ №10 им. В.Г. Горденчука
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: Формирование доступных коммуникативных навыков у лиц с ОВЗ в условиях психоневрологического интерната
Раздел: дополнительное образование





Назад




Санкт-Петербургское государственное автономное

стационарное учреждение социального обслуживания

«Психоневрологический интернат № 10» им. В.Г.Горденчука

Доклад по теме:

«Формирование доступных коммуникативных навыков»

Автор составитель:

Иванова М.В.,

методист ОПР

Санкт-Петербург

2017 год

Коммуникация, или общение, – это процесс установления и развития

контактов

между

людьми,

возникающий

в

связи

с

потребностью

в

совместной

деятельности,

включающий

в

себя

обмен

информацией.

Но

коммуникация – это не только слова и речь. Многоканальная коммуникация –

процесс

общения,

когда

вербальная

речь

дополняется

или

заменяется

невербальной речью – знаками, жестами, мимикой, символами и другими

средствами.

Но

как

общаться

с

внешним

миром

людям,

по разным

причинам

лишенным возможности говорить?

Лица

с

умеренной,

тяжёлой

и

глубокой

степенью

умственной

отсталости имеют ограниченную способность к пониманию или выполнению

требований

или

инструкций,

минимально

используют

речь

как

средство

общения; их довольно трудно побудить к высказываниям — к обращениям

или вопросам. У них на низком уровне находятся восприятие, внимание и

память, отсутствуют способности к элементарным процессам мышления.

Они не могут существовать самостоятельно, для них требуется постоянная

помощь и поддержка.

Однако

в

зависимости

от

ситуации

люди

с

ограниченными

возможностями здоровья в различной мере реализуют свои возможности.

При

благоприятных

условиях,

побуждающих

к

речи,

создающих

положительный эмоциональный настрой, эти люди могут на элементарном

уровне общаться с окружающими.

В

ратифицированной Россией

в

2012

году

Конвенции

о

правах

инва лид ов

отд ельно

от меч ает ся «необходимость

использования

технологий, принятие и содействие использованию жестовых языков,

альтернативных

способов

общения

и

других

доступных

способов,

методов общения по выбору человека с ОВЗ». Поскольку процесс развития

человека базируется на взаимодействии и взаимовлиянии и опирается на

обмен

сообщениями,

то

необходимо,

чтобы

человек

с

ОВЗ

научился

использовать

средства

для

общения,

которые

помогут

заменить

или

дополнить

недостаточность

устной

речи. В

области

помощи

людям

с

нарушениями

развития

т акая

коммуникация

но сит

н а з в а н и е

альтернативной, дополнительной. Иногда можно встретить аббревиатуру

AAC

–Аугментативная (augmentative

-

увеличивающий)

Альтернативная

Коммуникация.

Альтернативная

коммуникация

может

использоваться

как

полная альтернатива вербальной речи или как дополнение к ней.

Альтернативная коммуникация служит для выстраивания работающей

системы коммуникации, для развития навыка самостоятельно доносить до

собеседника нужную информацию, для развития умения выражать мысли с

помощью символов и жестов. Альтернативная коммуникация используется

при

нарушении

слуха,

при

двигательных

нарушениях,

при

умственной

отсталости,

аутизме,

при

специфических

органических

проблемах

артикуляционных

органов

при

болезни

Дауна,

при

прогрессирующих

заболеваниях, травмах, при временных ограничениях речевых возможностей.

Эти нарушения ограничивают способность использования вербальной речи

для общения. При затруднении процесса коммуникации люди прибегают к

жестикуляции, письменной речи и символическим изображениям. Все эти

разнообразные средства помогают выражать желания, просьбы, потребности,

чувства на всех уровнях жизнедеятельности человека. Использование знаков,

дополняющих

или

заменяющих

речь,

помогает

развивать

абстрактное

мышление

и

символическую

деятельность,

таким

образом,

способствуя

развитию понимания вербальной речи. Обеспечение людей с ограниченными

возможностями

общения

средствами

альтернативной

коммуникации

повышает

уровень

их

социализации,

улучшает

качество

жизни,

даёт

возможность почувствовать себя полноценной личностью.

Альтернативная коммуникация состоит из нескольких систем: система

жестов,

система

графических

символов (картинки,

рисунки,

значки,

фотографии, пиктограммы), глобальное чтение, система карточек PECS.

При выборе системы альтернативной коммуникации, которая поможет

общаться и адаптироваться в обществе, необходимо учитывать особенности и

возможности каждого конкретного человека. Формирование альтернативной

коммуникации

процесс

длительный

и

временами

сложный,

однако

способность

к

коммуникации

формируется

именно

в

проце ссе

коммуникации.

Находясь

в

учреждении,

люди

с

ограниченными

возможностями здоровья, как и другие люди, ведут общественную жизнь.

Воспитатель должен понимать их просьбы, а они должны понимать, чего от

них

ждет

воспитатель.

Тем

временем

очень

часто

переоцениваются

возможности человека с нарушением развития понимать речь («он почти все

понимает»,

«мы

как-то

понимаем

друг

друга»).

Серьезным

упущением

воспитателя является предоставление реабилитантам только одной языковой

роли,

то

есть

неутомимого

и

героически

терпеливого

слушателя.

Ведь

известно, что одного знания (понимания) языка недостаточно для общения с

окружением. Человек должен иметь не только мотивацию, но и множество

возможностей для установления контактов с другими.

Одной из основных задач отделения поддерживающей реабилитации

является

формирование

доступных

коммуникативных

навыков.

Для

реализации

этой

задачи

возможно

использование

такого

метода

альтернативной коммуникации как визуальное расписание.

Визуальное

расписание

это

наглядное

отображение

того,

что

произойдет в течение дня, либо во время какого-то одного занятия или

события.

Это

визуальная

подсказка,

которая

побуждает

к

выполнению

действия или ряда последующих действий.

Существуют преимущества для применения визуальных расписаний

:

-

Расписание

основано

на

визуальном

мышлении,

которое

часто

является сильной стороной людей с нарушениями интеллекта: они понимают

то,

что

они видят,

лучше,

чем

то,

что

они слышат.

Для

них

часто

характерен визуальный стиль обучения. Визуальная поддержка – это способ

предоставить этим людям информацию в более понятной, по сравнению с

устной речью, форме.

Это

очень

важная

концепция,

которую

необходимо

понять.

Речь

трудно

уловить. Она исчезает, как только она произнесена. Именно нам очень важно

понять, что другой человек понимает нашу речь гораздо хуже, чем нам может

казаться.

- Метод позволяет человеку с ОВЗ упорядочить свою жизнь, так как он

видит ближайшую последовательность событий, позволяет обучаться новым

навыкам (в том числе и обращаться с просьбой).

-

Это

инструмент,

который

позволяет

переносить

свои

навыки

в

различные жизненные ситуации.

-

Помогает

сохранять

спокойствие

и

уменьшает

неуместные

виды

поведения,

обучает

полезному

поведению

и

формирует

адаптивные

автоматизмы (полезные привычки).

- Помогает развивать самостоятельность, что повышает его самооценку.

Виды визуальных расписаний:

- узкие расписания (например, процесс умывания, одевания, прогулка,

занятие – как событие),

- расписание на день (включает постоянные моменты и события),

- на месяц, - на год.

Каждый вид расписания может использоваться в любом возрасте.

Формы визуальных расписаний:

- в виде предметов,

- в виде фотографий,

- в картинках (реалистичные; графические; символы).

Способы реализации визуального расписания: совместно с педагогом

на начальном этапе и полностью самостоятельно.

Работа с визуальным расписанием.

В

начале

каждого

дня

на

стенде

размещается

ряд

символов,

означающих

распорядок

дня. Реабилитант должен увидеть расписание до

начала первого события согласно расписанию. Во время остальных событий

расписание должно оставаться в зоне видимости. Распорядок дня является

сильной

структурой,

упорядочивающей

действия.

Визуальное

расписание

сообщает,

что

произойдет

дальше

и

в

каком

порядке.

Рисунки

или

фотографии

располагаются

в

вертикальную

или

горизонтальную

линию,

отображая последовательность занятий или событий. Когда должно начаться

событие согласно расписанию необходимо сделать подсказку с помощью

короткой

инструкции.

Например,

«Проверь

расписание».

Это

поможет

реабилитанту обратить внимание на следующее событие. Поначалу может

понадобиться

физически

направлять

человека,

чтобы

он

сверялся

с

расписанием (например, мягко подвести его за плечи к расписанию и указать

на нужное событие его рукой), а также использовать парное мобильное

расписание. Постепенно физические подсказки будут уменьшаться. После

завершения

события

необходимо

снова

свериться

с

расписанием,

затем

картинка

переворачивается

обратной

стороной,

что

помогает

заметить

и

понять течение времени.

При создании визуального расписания необходимо:

1. Определить формат расписания.

Оптимальный формат визуального расписания должен быть самым простым,

с которым реабилитант точно справится в любом состоянии.

2.

Определить длину расписания.

Длина

должна

зависеть

от

потребностей

и

возможностей

реабилитанта,

чтобы не испытывать перегрузку от слишком большого объема информации.

Можно предположить, какое количество пунктов будет оптимальным, а потом

модифицировать расписание по необходимости.

3.

Учить пользоваться расписанием.

Необходимо учить реабилитантов пользоваться визуальным расписанием, как

и любой другой новой концепции. Если человек плохо или мало понимает

устную речь, то для обучения нужно вкладывать предмет или картинку в руку

и

мягко

физически

подсказывать

ему

(стоя

сзади),

что

нужно

пойти

в

обозначенное место. Очень важно никогда не стоять перед человеком, когда

вы ведете его в нужное место, так как иначе вы будете побуждать его

полагаться на вас, а не смотреть на расписание.

4.

Вносить изменения в расписание по необходимости.

Причины, по которым стоит использовать визуальные расписания:

Для развития независимости: если у вас есть расписание, то вы

можете переходить к другой деятельности или следовать распорядку дня без

другого человека рядом, который будет говорить вам, что и где делать.

Для того, чтобы избежать конфронтации с реабилитантом: если

расписание сообщает мне, что делать, то я не могу с ним спорить. Расписание

убирает «личный» компонент и делает процесс более объективным.

Расписания становятся постоянным зрительным напоминанием.

Люди

с

проблемами

в

развитии

часто

лучше

всего

воспринимают

зрительную информацию. Так почему бы не использовать метод, который

опирается на их сильную сторону.

Расписания уменьшают тревожность.

Расписание позволяет сверяться с распорядком дня, тем самым уменьшая

тревожность и помогая сфокусироваться на текущей задаче.

Это способ общения.

Расписание

сообщает,

что

должно

произойти

и

чего

ожидать.

Такая

коммуникация позволяет реабилитантам использовать изображения, чтобы

понять,

что

происходит

вокруг

них,

и

это

облегчает

их

дальнейшую

коммуникацию с окружающими.

Эффективность

визуальных

расписаний

доказана

научными

исследованиями. Вывод: это практика, основанная на доказательствах.

Одной

из

форм

работы

по

формированию

до с ту пны х

коммуникативных навыков являются занятия «Утренний круг».

Утренний круг - это ритмически организованное, не длительное по

времени

занятие

(до

30

минут),

эмоционально

и

сенсорно

наполненное

играми,

направленное

на

стимуляцию

коммуникативной

активности

реабилитантов

в

совместной

деятельности.

Это

возможность

создать

благоприятную эмоционально комфортную атмосферу для группы в целом и

индивидуально

для

каждого. Утренний круг – важный режимный момент,

традиционное начало дня для реабилитантов.

Основная

цель

занятий

-

способствовать

формированию/развитию

коммуникативных

возможностей,

эмоциональной

сферы.

Утренний

круг

организует и помогает настроиться на деятельность в течение дня.

Задачи:

- создавать условия и формировать мотивацию к взаимодействию;

- формировать и развивать внимание и слуховое восприятие;

- стимулировать двигательную активность;

- воспитывать желание участвовать в совместной деятельности.

Используя утренний круг как одну из форм организации коррекционно-

развивающей деятельности, выделяют основные этапы занятия:

1.

Вводная часть.

Организационный момент:

Необходимо выбрать собственную традицию для оповещения группы о

начале утреннего круга. Это может быть звон колокольчика, веселая музыка,

песенка, потешка и т.д.

Непосредственно организация круга – реабилитанты в кругу стоят или

сидят на стульях. Круг способствует открытости, вниманию друг к другу,

дает чувство единства в коллективе.

Приветствие:

С

целью

установления

эмоционального

контакта

утренний

круг

начинается с приветствия. Приветствие адресовано каждому, кто находится в

круге. Есть много способов приветствия. Оно может быть вербальным и

невербальным.

Прежде чем начать приветствие, воспитатель его моделирует, то есть

показывает,

как

это

делается.

Например:

воспитатель

поворачивается

к

сидящему слева или справа, и приветствует его (ее) по имени, глаза в глаза:

«Доброе утро, Саша! Я рада, что ты сегодня с нами». Когда пример показан,

Саша, повернувшись к своему соседу, приветствует его таким же образом.

Далее продолжают приветствовать друг друга по кругу, пока приветствие не

вернется к воспитателю.

- возможно использование различных предметов, которые передаются по

кругу тому, кому адресуется приветствие. Это может быть любимая игрушка,

мяч, флажок, цветок или другой значимый предмет;

- здороваемся ладошками, плечами и т.д.

2.

Основная часть.

Групповая деятельность:

Игры и упражнения в соответствии с лексической темой.

В

содержание

занятия

включаются

ритмические,

сенсорные,

подражательные,

пальчиковые

игры,

речь

с

движением,

упражнения

для

развития мелкой моторики, подвижные игры.

Планирование дня:

Определение последовательности предстоящей деятельности на текущий

день, включая

- календарные события (дата, день недели, время года, изменения погоды);

- особые события – праздничный день, день рождения;

-

составление

визуального

расписания

для

группы

или

индивидуального

расписания.

3.

Итог занятия.

Реабилитанты снова находятся в кругу. Воспитатель напоминает чему было

посвящено занятие и уточняет, какое из заданий понравилось больше всего.

На начальном этапе возможно пассивное присутствие реабилитанта на

занятиях, но в ходе знакомых игр он может прислушиваться и фрагментарно

включаться

в

совместную

деятельность.

Чуть

позже

реабилитанты

привлекаются в сенсорные и ритмические игры совместно с воспитателем,

некоторые действия педагог делает руками реабилитанта.

Методические рекомендации к занятиям «Утренний круг»:

1.

Занятия необходимо проводить ежедневно утром в одно и то же время,

в одном и том же месте;

2.

Необходимо соблюдать постоянную последовательность в проведении

занятия (план);

3.

Длительность

занятия

может

варьироваться

от

15

до

30

минут

зависимости от особенностей реабилитантов);

4.

Необходимо использовать ритмические стихи и упражнения;

5.

Игры

следует

повторять

в

последующих

занятиях

несколько

раз

с

небольшими изменениями;

6.

Необходимо чередовать активные и спокойные игры;

7.

При планировании занятий нужно учитывать сезонные изменения в

природе; изучаемую лексическую тему;

8.

Занятие лучше объединять единым сюжетом, подбирая игры и задания,

связанные друг с другом по смыслу;

9.

Необходимо

включать

в

занятия

коммуникативные

и

коллективные

игры;

10.

Необходимо

использовать

на

занятии

наглядно-структурные

компоненты: картинки, фотографии, рисунки, пиктограммы.

Таким образом, у реабилитантов формируются навыки взаимодействия

друг

с

другом,

интерес

к

совместной

деятельности,

что

способствует

развитию и совершенствованию их коммуникативных возможностей.



В раздел образования