Автор: Валиева Эльмира Валериевна
Должность: учитель русского языка и литератры
Учебное заведение: МБОУ ЦО "Наследие" с. Акбаш
Населённый пункт: Свердловская область
Наименование материала: Конспект открытого урока по литературе с этнокультурным компонентом
Тема: "Пословицы и поговорки в русском и татарском языках, их использование в речи»
Раздел: среднее образование
Конспект открытого урока по литературе с этнокультурным компонентом
Тема: «Пословицы и поговорки в русском и татарском языках, их использование в речи»
Цели урока: расширять представление о пословицах и поговорках в русском и татарском языках; умение
различать пословицы и поговорки; показать их значение в речи, развивать навыки работы с литературоведческим
словарем, умение самостоятельно изучать материал.
Задачи урока:
образовательная - расширить знания о пословицах и поговорках в русском и татарском языках , их отличительных
признаках, тематике; расширять кругозор учащихся, обогащать их речь, пополнять словарный запас;
развивающая - развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы;
развивать творческие способности;
воспитательная - формировать уважительное отношение к своей культуре и культуре других народов; создавать
условия для воспитания интереса учащихся к культуре русского, татарского народа, толерантное отношение друг
к другу.
Планируемые результаты:
Предметные: совершенствуют исполнительное мастерство, воспитывают внимательное отношение к художественному
слову, воссоздают целостное впечатление о прочитанном и услышанном, развивают творческое мировосприятие,
самостоятельность, активизируют познавательный интерес к предмету, познанию нового.
Метапредметные:
Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и
«незнания», стремятся к их преодолению.
Познавательные – структурируют знания по предмету, осознанно и произвольно строят высказывание в устной и
письменной форме, читают, слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.
Регулятивные – понимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной
задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера
сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной
оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.
Учитель
Валиева Эльмира Валериевна
Дата
10.09.2025г.
Класс
6
Предмет
Литература
Тема урока
«Пословицы и поговорки в русском и татарском языках, их
использование в речи»
Форма урока
Работа в группах, в паре
Вид урока
Урок усвоения нового материала, урок-игра
Технология
Информационно-коммуникативная
Оборудование
В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев,
В.И.Коровина. Литература. 6класс. -М.: Просвещение,2025.
Мультимедийный проектор, доска.
Презентация на тему «Пословицы и поговорки в русском и
татарском языках, их использование в речи»
В.И.Даль. Избранные пословицы русского народа.
Словарь.- М.: ОЛМА Медиа Групп,2015.
Ю.Г.Круглов. Русские пословицы и поговорки. -Москва.:
Просвещение.
О.Д.Ушакова. Пословицы, поговорки и крылатые
выражения: Словарик школьника. -СПб.: Издательский дом
«Литера»,2008.
Структура и ход урока
№
Этап урока
Содержание урока
Деятельность
учителя
Деятельность ученика
УУД
Время
(в мин)
1
Организационно
мотивационный
этап
ѳүү әәѳӊү
- Здравствуйте, ребята!
(На слайде записаны пословицы и
поговорки на татарском, русском
языках).
Ученье - свет, а неученье –тьма.
Своя рука- владыка.
Легок на помине.
Рвет и мечет.
Красна изба углами, а стол -
пирогами.
Ни ч
әчсәң, шуны урырсың.
Аз сѳйлә, күп тыӊла.
- Попробуем внимательно
прочитать эти предложения.
Проверяет
готовность
обучающихся к
уроку.
Проверяют готовность к
уроку.
Слушают учителя,
читают предложения.
Подготовка
класса к работе.
Личностные
результаты
Самоопределение
Метапредметные
результаты
Планирование
учебного
сотрудничества с
учителями и
сверстниками.
2
2
Проверка
домашнего
задания.
Проверяет домашнее
задание
Показывают учителю
домашнее задание
(составить тезисный
план по теме
«Обрядовый фольклор)
2
3
Актуализация
знаний.
Создание
проблемной
ситуации.
- Что вы прочитали? Какие
предложения?
- Какова же сегодня тема нашего
урока?
- Правильно, сегодня мы
продолжим работу по изучению
малых жанров УНТ, поговорим о
достоянии, которое нам оставил в
наследство русский народ.
Вслух читают данные
предложения. Отвечают
на поставленные
вопросы, совместно
обсуждают ответы,
строят предположения о
цели урока.
Метапредметные
результаты
Целеполагание.
Постановка
вопросов.
4
- Какую цель мы можем поставить
перед собой?
- Выдвиньте свою теорию о
значении данного определения. Что
вам известно?
- А сейчас проведем небольшую
игру.
1. Назовите праздники, которые
продолжались с 24 декабря по 6
января. Они были связаны с зимним
солнцестоянием. (Рождественские
праздники)
2. Рождественско-новогодние
праздники начинались…
(Колядованием)
3. Празднуют этот праздник на
последней неделе перед Великим
постом. Как называется этот
праздник? ( Масленица)
4. Обряды, связанные со встречей
весны, сопровождались пением
песни. (Веснянки)
5. Каждому празднику
соответствовали свои ритуальные
действия. О чём смысл обрядовых
действий с березкой? ( На Троицу
дома украшали березками, с
березками ходили по деревне. Из
березовых веток с листьями плели
венки, на которых гадали)
6. Последний календарно-
обрядовый цикл был связан со
Проводит игру,
контролирует
выполнения задания.
Ребята участвуют в игре.
Предметные
результаты
Самостоятельное
формирование
цели.
Формирование
проблемы.
Метапредметные
результаты
Планирование.
Прогнозирование.
Сотрудничество в
поиске и выборе.
сбором…(Урожая)
(Победителю игры- сладкий приз)
4
Этап изучения
нового
материала
(формирования
знаний)
- Прочитайте статью учебника
«Пословицы и поговорки» на
стр.12-14
- Объясните, что такое пословица и
поговорка? Какие пословицы и
поговорки вы знаете?
- В чём их различие и сходство?
Создает проблемную
ситуацию, задает
вопросы, направляет
рассуждения
обучающихся,
подводит к выводу.
Разграничивает
пословицы и
поговорки.
Отвечают на вопросы
учителя, рассуждают,
читают определение с
учебника, делают записи
в тетрадях, выводы.
- Пословица –
это краткое, мудрое
изречение, содержащее
законченную мысль.
- Поговорка –
это меткое яркое
народное выражение,
часть суждения без
вывода, без заключения.
Предметные
результаты
Решение
проблемы,
построение
логической цепи
рассуждений,
доказательство,
выдвижение
гипотез и их
обоснование.
5
5
Первичное
осмысление и
закрепление
изученного
- Сегодня мы расширим знания
о
пословицах и поговорках в русском
и татарском языках, рассмотрим
сходство и различие пословицы и
поговорки, их использование в
речи, сопоставим поговорки и
пословицы на русском, татарском
языках.
Пословицы и поговорки живут в
народной речи века. Родились они в
глубокой древности и отражают все
стороны жизни людей. Собирание
пословиц началось в 16 веке, но
записи до нас не дошли. Первые
Работают со словарем,
дают четкие определения
понятиям.
Пословица — малая
форма народного
поэтического творчества,
Предметные
результаты
Решение
проблемы,
построение
логической цепи
рассуждений,
доказательство,
выдвижение
гипотез и их
обоснование.
8
рукописные сборники относятся к
17-18 векам. Составителями
пословиц и поговорок были
Ф.И.Буслаев, А.Н.Афанасьев и др.
Но самым известным является
Владимир Иванович Даль (1801-
1872). Всю свою жизнь он посвятил
собиранию и систематизации
пословиц и поговорок (около 30
лет). Нет народа, у которого не
было бы пословиц. И русские, и
татары включают в свою речь
пословицы, часто того даже не
замечая. В фольклоре всех народов
пословица понимается как короткая
по форме народная мудрость. Но у
каждого народа она своя.
Поскольку пословица – это
творческое произведение, то у
каждого народа она со своей
спецификой. Поэтому несмотря на
некую общность в этом смысле, в
пословицах определенного народа
есть свои особенности содержания.
Жанр, изобразительные средства,
употребление пословиц в жизни,
похожий смысл – здесь много
общих сторон у разных народов. В
русских и татарских пословицах нет
языкового и синтаксического
сходства, но содержание часто
такое же. Народы долгое время
живут рядом, учатся друг у друга.
облаченная в краткое,
ритмизованное
изречение, несущее
обобщённую мысль,
вывод, иносказание с
дидактическим уклоном.
Поговорка —
словосочетание, оборот
речи, отражающий
какое-либо явление
жизни. Часто имеет
юмористический
характер.
Нравственные ценности у разных
народов общие.
- Давайте обратимся к
литературоведческому словарю.
- Давайте оформим наши знания в
виде схемы (пословицы и поговорки
на слайдах)
Рисуют схемы в тетрадях
( см. Приложение
№1«Сходство и различие
пословицы и
поговорки»)
6
Использование
новых знаний на
практике
- Определите, какие из них
относятся к пословицам, какие –
поговоркам? ( работа с
презентацией)
1.Человек без Родины - что соловей без
песни.
2.Семь пятниц на неделе.
3.Здоровье всего дороже.
4.Семеро по лавкам.
5.Слово не воробей, вылетит – не
поймаешь.
6.Хоть шаром покати.
Работа в парах.
Вы должны из списка
подобрать те, которые относятся к
вашей тематической группе и
прокомментировать их.
Предлагает
учащимся
выполнить задания.
Создает проблемную
ситуацию, задает
вопросы, направляет
рассуждения
обучающихся,
подводит к выводу.
Проводят исследование:
выполняют задания,
отвечают на вопросы,
рассуждают,
разграничивают
пословицы и поговорки,
дают оценку
деятельности
одноклассников(работа
в парах)
Пословицы
Человек без Родины- что
соловей без песни.
Здоровье всего дороже.
Слово не воробей, вылетит
– не поймаешь
Поговорки
Семь пятниц на неделе
Семеро по лавкам.
Хоть шаром покати.
Комментарии 1-ой пары
.
Метапредметные
результаты
Планирование
Прогнозирование.
Сотрудничество в
поиске и выборе.
Выделение и
осознание
усвоенного.
Волевая
регуляция в
ситуации
затруднения.
Управление
поведением
партнера.
Выражение своих
мыслей с
достаточной
полнотой и
точностью.
Предметные
результаты
Действие по
аналогии
10-11
1-ая пара: пословицы об учении.
2- ая пара: пословицы о Родине
3 -ая пара: о здоровом образе жизни.
Всякому мила своя сторона.
На чужой сторонушке рад своей
воробушке.
Родина – мать, умей за неё постоять.
Здоровье сгубишь – новое не купишь.
Век живи - век учись.
Своя земля и в горсти мила.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Без терпенья нет ученья.
Здоровье дороже богатства.
В здоровом теле здоровый дух.
Курить – здоровью вредить.
Без наук, как без рук.
Береги Родину, как зеницу ока.
- Ребята, спасибо за ваши
комментарии. Пословицы и поговорки
сопровождают человека с раннего
детства. Большая их часть связана с
отношением к труду, Родине, друзьям,
к здоровью, здоровому образу жизни…
Пословицы и поговорки всегда были
своеобразным путеводителем по
жизни. Не утратили они своей
воспитательной значимости для
Век живи - век учись.
Не стыдно не знать, стыдно
не учиться.
Без наук, как без рук.
Без терпенья нет ученья.
Комментарий 2 пары.
Всякому мила своя сторона
На чужой сторонушке рад
своей воробушке.
Родина – мать, умей за неё
постоять.
Своя земля и в горсти
мила.
Береги Родину, как зеницу
ока.
Комментарий 3 пара.
Здоровье дороже богатства.
В здоровом теле здоровый
дух.
Курить – здоровью
вредить.
Здоровье сгубишь – новое
не купишь.
Умение
структурировать
знания, выбор
наиболее
эффективных
способов решения
задач.
Личностные
результаты
Самоопределение.
нравственного воспитания и сегодня.
- Давайте рассмотрим сходства
пословиц и поговорок на двух языках.
В национальном татарском языке
много прекрасных пословиц и
поговорок. Ребята, и в русских, и в
татарских сборниках тематика
пословиц очень похожа. Рассмотрим
темы пословиц русских и татар.
Пословицы об учении:
Меньше говори, больше слушай. *Аз
сѳйлә, күп тыӊла.
Мудрое слово дороже золота. *Акыллы
сүз алтыннан кыйммәт.
Ученье делает человека зрячим.*Белем
генә кешенеӊ күзен ача.
Пословицы о труде:
Лучше поздно, чем никогда.*Соӊ булса
да,уӊ булсын.
По труду и отдых.*Эшеӊ нинди- ашыӊ
шундый.
Пословицы о природе:
Жар костей не ломит.*Җылы сѳякне
сындырмый.
Яблоко от яблони не далеко
падает.*Алма агачыннан ерак тошми.
Что посеешь, то пожнешь. *Ни
ч
әчсәң, шуны урырсың.
- Много пословиц и поговорок и у
татар, и у русских на тему труда. Они
отражают его тяжесть, в пословицах
содержится много полезных советов,
Узнают о сходстве
пословиц и поговорок на
двух языках,
использование их в речи,
читают пословицы и
поговорки на двух языках,
делают выводы.
восхваляется трудолюбие, мастерство,
терпение народа. В этом самое
приятное. Много пословиц у русских и
татар на тему природы. Отношение
этих народов к природе отражает их
любознательность. Много пословиц и о
животных, птицах, поскольку их
значение в хозяйстве, жизни народа
было очень велико.
И у русских, и у татар много пословиц
о Родине.
Поговорка —
словосочетание,
оборот речи, отражающий какое-
либо явление жизни. Пословица,
как мы видим, всегда суждение, в
ней всегда содержится какой-то
определенный вывод, обобщение.
Поговорка не претендует на это. Её
назначение - как можно ярче,
образнее охарактеризовать то или
иное явление или предмет
действительности, украсить речь.
«Поговорка-цветочек, пословица-
ягодка», - говорит сам народ.
Поговорок очень много, их так
много, что кажется - хватит на все
случаи жизни.
Зимой снега не возьмёшь.* Кышын
үзеннән кар да алып булмый.
На две руки одна работа.*Ике кулга
бер эш.
Лучше поздно, чем некогда.*Соң булса
да уң булсын.
Делать из мухи слона.*Чебеннән фил
ясый.
Жар костей не ломит.*Җылы сояк
сындырмый.
- Ребята, теперь попробуйте
сопоставить
русские пословицы и
поговорки с татарскими.
Работа в парах. Работа с
карточками. Сопоставляют
пословицы. (Приложение
№2)
7
Физминутка
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и
посидеть спокойно, медленно считая до
5. Повторить 4–5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до
3), открыть глаза и посмотреть вдаль
(считать до 5). Повторить 4–5 раз.
Предлагает учащимся
выполнить
физминутку
Выполняют физминутку
2
8
Подведение
итогов.
Рефлексивно-
оценочный этап
Отвечают на вопросы:
Какую цель ставили?
Удалось достичь
поставленной цели?
Какие получили результаты?
Что вызвало особые
затруднения, что показалось
важным?
(лист самооценки)
- Выставляем оценки за лучшие ответы
и комментарии на уроке
Выставляет и
комментирует оценки.
Дают советы по теме.
Осуществляют оценку
урока и самооценку,
соотносят цель и
результаты, степень их
соответствия
Метапредметные
результаты
Умение выражать
свои мысли
Предметные
результаты
Рефлексия
Контроль и
оценка процесса и
результатов
деятельности
Личностные
результаты
Самооценка на
основе
успешности
4
Адекватное
понимание
причин
успехе/неуспеха в
учебной
деятельности
9
Домашнее
задание
Подготовиться к конкурсу по малым
жанрам фольклора
Комментирует
домашнее задание
Фиксируют домашнее
задание
2
Приложение №1 «Сходство и различие пословицы и поговорки»)
Общее в пословицах и поговорках
- в них мудро и точно отразилась жизнь народа
- в течение столетий совершенствовались
- они, как правило, безымянны
- темы бесчисленны и безграничны
- создавались многими поколениями
- появились , когда не было письменности
Отличие пословиц от поговорок
Пословица
Поговорка
Это целое
предложение, как
правило, состоит из
2-х частей.
Нет законченного суждения:
она лишь его часть.
В первой части
сообщается какая-то
мысль, во второй
части делается вывод
В поговорке скорее
выражено отношение
человека к чему-либо, его
чувства
Приложение №2. Сопоставьте русские пословицы и поговорки с татарскими.
На одном месте и камень обрастает
Туган илнең кадере чит илдә таныла.
Что посеешь, то и пожнешь
Ятҡан таш мүкләнә.
Две бараньи головы в одном котле не
умещаются
Эшең нинди- ашың шундый.
Работа не волк в лес не убежит
Соң булса да, уң булсын.
Лучше поздно, чем никогда
Ни чәчсәң, шуны урырсың.
По труду и отдых
Чит илне макта, yз илеңдэ яшә.
Чужбину хвали
,
на родине живи
Алма агачыннан ерак тошми.
Цена родины познается на чужбине
Ике бәрән башы бер казанга сыймый.
Яблоко не далеко от яблони падает
Эшең нинди- ашың шундый.
Поспешишь – людей насмешишь
Ашыккан – ашка пешкән.
(Правильные ответы)
На одном месте и камень обрастает. -Ятҡан таш мүкләнә.
Что посеешь, то и пожнешь. - Ни чәчсәң, шуны урырсың.
Две бараньи головы в одном котле не умещаются. - Ике бәрән башы бер казанга сыймый.
Работа не волк в лес не убежит.- Эш бүре түгел, рманга качмас.
Лучше поздно, чем никогда. - Соң булса да, уң булсын.
По труду и отдых.- Эшең нинди- ашың шундый.
Чужбину хвали, на родине живи .- Чит илне макта, yз илеңдэ яшә.
Цена родины познается на чужбине .- Туган илнең кадере чит илдә таныла.
Яблоко не далеко от яблони падает.- Алма агачыннан ерак тошми.
Поспешишь – людей насмешишь.- Ашыккан – ашка пешкән.
Лист самооценки
Ф.И. ученика __________________________
Сегодня на уроке:
я научился ...
было интересно…
было трудно ...
могу похвалить себя за то,
что ...
могу похвалить
одноклассников за то, что ...
больше всего мне понравилось
...
мне показалось важным ...
для меня было открытием то,
что ...