Напоминание

Устный счет в 5-6 классах.


Автор: Хайбуллина Римма Габделбарыевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №5"
Населённый пункт: город Стерлитамак, республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: Устный счет в 5-6 классах.
Раздел: среднее образование





Назад




В 1925 году И.Ф. Слудский писал: «Неумение считать быстро и просто

является настолько общим и современным недостатком, что мы его не

замечаем, несмотря на весь приносимый им вред». К сожалению, это

ситуация актуальна и сегодня. Отсутствие быстрого счета или быстрого

приближенного вычислений часто мешает при расчете оценочных расчетов,

при рассмотрении ряда вариантов и при принятий грамотных решений.

Овладение рациональной, быстрой и изящной техникой счета требует

от человека упорства, и творчества

У некоторых возникает вопрос: «Неужели все это можно запомнить и

применять это в устном счете?!» Принципы применение основных методов

можно освоить с легкостью, они настолько просты, что запоминаются

произвольно, а некоторые идут как дополнение основным.

Одним из элементов урока является устный счет. Он проводится или

фронтально, когда учитель читает задание, а, дети, поднимают руки, дают

ответ, или письменно, когда дети считают в уме и записывают только ответы.

Письменная работа дает возможность активизировать весь класс и дает

убедиться об освоении материала и в соответствии планировать работу в

дальнейшем.

Устный счёт

бывает

в виде и примера, и текстовой задачи, и

геометрической задачи, и задачи на сообразительность. Он применяется с 1 и

до 11 класса. В каждой теме есть свои приёмы и принципы вычислений.

В начальных классах основные темы для устного счета:

1)законы сложения и умножения (коммуникативный, ассоциативный и

дистрибутивный);

2) умножения и деления многозначного числа на 5, 25, 50,125 и 500;

3) умножения на 11,101 и 1001;

4)умножения на 9,99 и 999;

5)изменение компонентов действий (увеличение или уменьшение

компонентов в несколько раз);

6) умножение и деление на 10,100,1000 и т.д.;

Из текстовых задач часто применяются:

1)

нахождение неизвестного компонента;

2)

составление и решений выражений;

3)

задачи «я задумал число…»;

4)

задачи «если к задуманному числу …».

В 5 классе эти темы можно продолжить для натуральных чисел, но

основная нагрузка должна быть для устного счета дробей и задачи с ними.

При

использовании

математических

диктантов

для

записи

,

лабиринтов , викторин и ребусов дети воспринимают быстрее и легче.

Основным темам в 6 классе добавляется проценты. Это проблемная

тема старших классов, надо больше уделить внимание.

Как практика

показывает , ребёнок сам процент умеет находить ,а дальше не знает что

делать.

Еще одна из важнейших тем в 6 классе это отрицательные числа. Есть

дети при счете отнимают от меньшего большое число. Либо проблема

заключается в знаке, забывают его напрочь. Знакомство со смыслом знака

«минус» Виленкин Н.Я. дает уже в 5 классе. В теме «Действие вычитание.

Свойство вычитание» есть пример 4279-(1279+1360),где дети быстро

улавливают мысль и можно его использовать уже при устном счете.

Основной этап провести контроль устного счета. Я его провожу 4 раза в

5-6

классах.

Контроль

показывает

пробелы

тем,

которые

потом

отрабатываются. Работа трудоемкая,но она приносит хорошие результаты в

дальнейшем на ЕГЭ и ОГЭ,если продолжать это и 7-9 классах.



В раздел образования