Напоминание

Индивидуальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья


Автор: Митрюкова Елена Викторовна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МКОУ СОШ №29
Населённый пункт: г .Миасс Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Индивидуальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: начальное образование





Назад




Митрюкова Е.В.

Г.Миасс

Индивидуальное сопровождение детей с ограниченными возможностями

здоровья

Семья ребенка с ограниченными возможностями сравнительно недавно

стала объектом изучения и социального действия. Отчасти это обусловлено

тем, что в ранних школах семейной теории и терапии не уделялось особое

внимание хронически больным индивидам в контексте их семьи. В

настоящее время происходит усиление взаимовлияния достижений и теорий

семейных

систем

имеющейся

информации

о

детях

и

взрослых

с

ограниченными

возможностями,

обеспечивающего

новый

уровень

интегрированных знаний в этой сфере.

Особое значение в разработке названной проблемы приобретает факт

признания того, что нарушение психического и физического развития

человека не является чисто медицинским явлением ни по причинам

возникновения, ни по последствиям. Его воздействие на семью, окружение,

самого индивида в большей степени определяется тем смыслом, которым

наделяет это явление общество и культура. Ограничение возможностей

трактуется как состояние - процесс, в котором специфические нарушения

(функций организма, условий среды) делают деятельность человека или

функционирование его органов затрудненным или невозможным. Причиной

ограниченных возможностей может стать, к примеру, недостаток или

несовершенство

социальных,

образовательных

программ,

медицинских

услуг, а также существующие в обществе социальные установки к

нетипичным детям и их семьям. Поэтому в поле интереса попадают вопросы

социокультурной рефлексии на положение детей-инвалидов и их семей в

современном обществе, поскольку характер отношения последнего к тем, кто

отличается по определенным своим показателям от общепринятой нормы, во

многом определяет стратегию поведения семьи и систему государственной

социальной политики. Семья часто выбирает ту стратегию, которая способна

поддержать или укрепить ее социальный статус, поэтому образцы и типы

семейной жизни конструируются не только на основе личностных качеств и

культурных традиций, но и подвергаются влиянию модели социальной

политики, проводимой в обществе.

В

современном

мире

увеличивается

численность

детей

с

ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают трудности в

усвоении дошкольной программы. Им требуется создание специальных

условий обучения и воспитания, и возникает необходимость комплексного

сопровождения таких детей в условиях дошкольных учреждений.

В детском саду комплексное сопровождение детей с ограниченными

возможностями здоровья строится на взаимодействии специальных служб

детского сада: психолого – медико – педагогической комиссии, учителей –

логопедов, педагогов – психологов, медицинских работников, инструкторов

по

физическому

воспитанию,

воспитателей

групп

с

обязательным

привлечением

в

образовательный

процесс

семей

воспитанников

с

ограниченными возможностями здоровья.

Основной формой соорганизации этих субъектов является медико-

психолого-педагогический консилиум, функционирующий в соответствии с

разработанным планом деятельности. Консилиум обеспечивает обсуждение

хода

промежуточных

результатов

коррекционно

развивающего

воздействия,

анализирует

динамику

развития

детей,

корректирует

содержание

занятий,

их

формы,

разрабатывает

рекомендации

для

дальнейшей работы.

Учителя – логопеды проводят диагностику речи детей и, в случае

обнаружения нарушений, планируют, разрабатывают и организуют

программу логопедического сопровождения.

Педагог

психолог

разрабатывает

программы

для

создания

здоровьесберегающих и коррекционно – развивающих условий в

детском саду в плане сохранения и укрепления психологического

здоровья детей с ограниченными возможностями дошкольного возраста.

Медицинские

работники

осуществляют

лечебно

профилактическую работу по оздоровлению детей и консультируют

инструктора по физическому воспитанию, который проводит с детьми с

ограниченными

возможностями

сеансы

массажа

и

лечебной

физкультуры. Инструктор по физическому воспитанию обязательно

учитывает особенности каждого воспитанника, располагать данными

медосмотров,

постоянно

консультироваться

с

врачом

и

дифференцированно планировать физическую нагрузку.

Воспитатели

групп

проводят

занятия

по

развивающим

и

коррекционным программам, применяя к детям с ограниченными

возможностями здоровья принцип индивидуального подхода.

В ДОУ работа с семьёй занимает одно из основных мест в системе

комплексного сопровождения детей с отклонениями в развитии. Опыт нашей

работы показывает, что семья, где растет и воспитывается ребенок с

ограниченными

возможностями

здоровья,

требует

особой

заботы

и

внимания, так как состояние ребенка является психической травмой и для

родителей.

В рамках психолого-педагогического сопровождения для родителей

проводятся лекции, семинары, беседы, где их знакомят с особенностями

развития детей и ухода за ними, формируют понимание проблем ребенка в

интеллектуальном, речевом, психическом и физическом развитии, обучают

методам воспитания и специальным навыкам взаимодействия с детьми с

учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Основная цель этих бесед – вооружить родителей разнообразными

практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в

процессе жизни и воспитания детей с ограниченными возможностями в

семье.

Особое место в сопровождении семей, воспитывающих детей с

проблемами в развитии, занимают консультации психолога, дефектолога,

логопеда. Так, консультации психолога направлены на оптимизацию

внутрисемейных

отношений,

формирование

у

родителей

позитивного

взгляда

на

ребенка,

укрепление

веры

родителей

в

возможность

и

перспективы развития ребенка.

Учитель – логопед рассказывает об общих правилах организации

речевого режима в домашних условиях – медленный темп речи, внятность,

грамотность, доступность. Логопед обязательно нацеливает родителей на

систематическую и длительную работу с ребенком.

В

рамках

комплексного

сопровождения

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья в нашем детском саду разрабатывается концепция

специальной психолого – педагогической адаптации и реабилитации детей с

ограниченными

возможностями

здоровья

в

условиях

дошкольного

учреждения комбинированного вида.

Работа

коллектива

имеет

своей

целью

определение

наиболее

действенной модели воспитания и развития детей – инвалидов в условиях

дошкольного образовательного учреждения, их социальную абилитацию и

интеграцию в общество здоровых сверстников.

Задачи детского сада в этой работе таковы:

1)

создание условий для успешной интеграции детей с нарушением

развития среди нормально-развивающихся сверстников;

2)

организация работы по социализации, адаптации и коррекции

детей с ограниченными возможностями в интегрированной среде детского

сада

3)

организация помощи семье ребенка с нарушением развития,

социально-психологическая поддержка семьи;

4)

организация

взаимодействия

ДОУ

с

реабилитационными

центрами, другими образовательными и культурными учреждениями,

органами социальной защиты.

Несмотря на то, что залогом успеха интеграции может служить тот факт,

что у здоровых дошкольников в силу их возраста еще не выработалось

распространенное в нашем обществе пренебрежительное или настороженное

отношение к инвалиду, следует признать, что и естественного интереса и

желания близко контактировать с необычным сверстником тоже не было.

Такой ребенок может восприниматься как скучный, грустный, злой,

осторожный, более младший и глупый. Поэтому потребность в общении с

ним надо стимулировать. Для этого недостаточно беседы нравственного

порядка. Необходимо постоянно включать детей в совместную деятельность.

Определяющим

механизмом

коррекционного

действия

мы

сочли

эмоциональную

поддержку

детей

с

особыми

образовательными

потребностями, которую они получали через осознание схожести своих и

чужих потребностей, настроений, желаний, переживаний. Мы пытаемся

создать для детей такие условия, при которых между здоровыми и особыми

детьми устанавливался бы позитивный контакт.

На своих занятиях педагог – психолог использует различные

игровые методы, драматизации, методы арттерапии. Такие занятия

выполняют важные задачи того направления, которое мы выбрали для

поддержки особых детей: 1) они поднимают настроение, задают тонус и

формируют желание общаться и 2) помогают приобрести навыки

общения, осознать себя и других.

Работа в группе комбинированной направленности строится по 4

направлениям:

1-е

направление:

основная

роль

отводится

работе

с

детьми

с

ограниченными возможностями узкими специалистами. Работа направлена

на реабилитацию ребенка – инвалида через воздействие на визуальный,

аудиальный, эмоциональный и другие каналы – связи, и проводится

посредством музыкальных занятий, занятий изобразительным искусством,

развивающих игр с элементами развития речи, логопедических занятий,

психологических занятий, занятий ЛФК.

2-е направление: основное внимание уделяется интеграции детей в

общество. Подход этот двусторонний и предполагает взаимное движение:

готовность общества «принять» инвалида и, с другой стороны, готовность и

способность инвалида выстроить свои отношения с обществом. Работа

строится следующим образом: формируется общественное мнение к людям с

ограниченными возможностями через различные формы (организацию

совместных мероприятий, стенды, газеты о людях с особенностями развития;

совместные занятия, игры, прогулки).

3-е направление: работа с родителями как здоровых, так и особых детей.

На

взаимодействие

нормально

развивающихся

и

особых

детей,

несомненно, большое влияние оказывают их родители. Дети проецируют в

жизнь

поведение своих родителей, поэтому от того, какой в каждой

отдельной семье настрой к людям с ограниченными возможностями, зависит

и отношение нормально – развивающихся детей к их особым сверстникам.

4-е направление: установление тесных действенных межведомственных

связей

с

различными

учреждениями

по

сопровождению

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья.

Дети-инвалиды

посещают

специальные учреждения по своему основному диагнозу и наблюдаются

в поликлинике у лечащего врача.

Весь процесс воспитания и обучения был направлен на максимальное

облегчение адаптации в среде нормально-развивающихся сверстников

особых воспитанников и обеспечение им той степени интеграции, которая

каждому из них полезна и доступна на данном этапе развития.

Анализируя работу, отметим, что задачи по реализации индивидуальных

программ для детей с ограниченными возможностями здоровья выполнены,

цель

достигнута,

дети

с

ограниченными

возможностями

здоровья

выпускаются в массовые классы общеобразовательных школ. Несомненно,

положительно повлиял на детей с особыми образовательными потребностями

коллектив здоровых сверстников. Особые дети, до этого ограниченные в

контактах со сверстниками, стали по-новому узнавать мир. Даже если они по

каким-либо причинам не участвовали в игре со здоровыми детьми, для них

большим удовольствием было просто наблюдать за ними, обсуждать игру с

взрослым, давать советы. А если в игре или на занятии особый ребенок давал

правильный ответ, которого не знали здоровые сверстники, это поднимало

его самооценку, наполняло радостью на весь день.

создания индивидуальной программы развития ребенка

с ограниченными возможностями здоровья,

обучающегося в специальной (коррекционной)

учреждении

Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние

неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на

раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом

(физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики,

социально-бытовых и морально-эстетических понятий и т.д.).

Целенаправленное

комплексное

психолого-педагогическое

и

медико-социальное

сопровождение обучающихся в условиях специальной (коррекционной) учреждении

должно быть направлено на формирование оптимальных психолого-педагогических

коррекционно-развивающих условий воспитания и образования для детей с проблемами в

развитии

и

поведении

в

соответствии

с

их

возрастными

и

индивидуальными

особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-

психического

здоровья,

обеспечивающих

развитие

механизмов

компенсации

и

социальной интеграции каждого воспитанника.

Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит

медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно,

наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в

повседневной жизни. Для этого дефектологу, психологу, логопеду, социальному педагогу,

воспитателю

необходимо

уметь

составлять

индивидуальную

программу

развития

конкретного ребенка.

Индивидуальная программа развития ребенка в условиях специальной (коррекционной)

школы-интерната должна решать задачи следующего характера:

психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся;

адаптации ребенка к новым условиям обучения;

профилактики

отставания

и

нежелательных

тенденций

в

личностном

развитии,

обусловленных психической депривацией; предупреждения социальной дезадаптации,

поведенческих нарушений и др.;

коррекции отклонений в развитии, поведении, учебе на основе создания оптимальных

условий для развития личностного потенциала ребенка.

При составлении индивидуальной программы развития ребенка используются следующие

методы и приемы:

изучение документов, личных дел;

знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в

развитии ребенка;

изучение социума (внешкольных связей) ребенка;

диагностические исследования.

Этапы составления индивидуальной программы развития ребенка

Цель предварительного этапа работы – сбор информации о ребенке.

Цель диагностического этапа: - изучение эмоционально-личностных особенностей

ребенка, определяется его статус, зоны актуального и ближайшего развития.

Цель

коррекционно-развивающего

этапа:

-

улучшение

психического

состояния

обучающихся, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, получение

помощи в социализации и профориентации, своевременная организация лечебно-

оздоровительных мероприятий.

Цель

заключительного

этапа

анализ

результатов

эффективности

психолого-

педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся в школе-интернате,

адаптации ребенка, коррекционно-развивающей работы и др.

Динамика работы

1. Выявление актуальных проблем ребенка.

2. Разработка путей поддержки и коррекции.

3. Составление индивидуальной программы сопровождения (адаптации, профилактики и

др.).

4. Реализация намеченной программы.

Программа индивидуального развития для воспитанника специальной (коррекционной)

общеобразовательного учреждения утверждается на педсовете (возможно, на заседании

ПМПк). Она состоит из пояснительной записки, в которой указываются актуальные

проблемы ребенка, цель, задачи, принципы, желаемые результаты программы развития

обучающегося.

Составление индивидуальной программы развития (психолого-педагогического и медико-

социального сопровождения, адаптационной, профилактической или коррекционно-

развивающей)

поможет

логопеду,

педагогу-психологу,

социальному

педагогу

и

воспитателю эффективно реализовать программное содержание.

Индивидуальная программа психолого-педагогического

и медико-социального сопровождения

Индивидуальная

программа

психолого-педагогического

и

медико-социального

сопровождения

включает

следующие

блоки:

психологическое

сопровождение,

логопедическое сопровождение, педагогическое сопровождение, социально-правовое

сопровождение, лечебно-оздоровительное, а также воспитательное сопровождение.

Цель психологического сопровождения предполагает коррекцию и психопрофилактику

личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой) сферы ребенка.

Цель логопедического сопровождения предполагает коррекцию и развитие речи ребенка с

проблемами в развитии.

Цель педагогического сопровождения - обеспечение обучения детей навыкам выполнения

учебных заданий, получения знаний, организации времени, социальной адаптации.

Цель социально-правового сопровождения состоит в ознакомлении обучающихся с

правами и основными свободами человека и развитии навыков социальной компетенции и

правового поведения.

Цель лечебно-оздоровительного сопровождения включает формирование привычек

здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика соматических

заболеваний, развитие способности справляться со стрессами и болезнями.

Цель

воспитательного

сопровождения

обусловливает

формирование

привычки

к

постоянному труду через применение в учебных и бытовых ситуациях навыков

самообслуживания, соблюдения личной гигиены, соблюдения правил безопасности жизни

и культуры поведения в общественных местах.



В раздел образования