Автор: Митрюкова Елена Викторовна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МКОУ СОШ №29
Населённый пункт: г .Миасс Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Индивидуальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: начальное образование
Митрюкова Е.В.
Г.Миасс
Индивидуальное сопровождение детей с ограниченными возможностями
здоровья
Семья ребенка с ограниченными возможностями сравнительно недавно
стала объектом изучения и социального действия. Отчасти это обусловлено
тем, что в ранних школах семейной теории и терапии не уделялось особое
внимание хронически больным индивидам в контексте их семьи. В
настоящее время происходит усиление взаимовлияния достижений и теорий
семейных
систем
имеющейся
информации
о
детях
и
взрослых
с
ограниченными
возможностями,
обеспечивающего
новый
уровень
интегрированных знаний в этой сфере.
Особое значение в разработке названной проблемы приобретает факт
признания того, что нарушение психического и физического развития
человека не является чисто медицинским явлением ни по причинам
возникновения, ни по последствиям. Его воздействие на семью, окружение,
самого индивида в большей степени определяется тем смыслом, которым
наделяет это явление общество и культура. Ограничение возможностей
трактуется как состояние - процесс, в котором специфические нарушения
(функций организма, условий среды) делают деятельность человека или
функционирование его органов затрудненным или невозможным. Причиной
ограниченных возможностей может стать, к примеру, недостаток или
несовершенство
социальных,
образовательных
программ,
медицинских
услуг, а также существующие в обществе социальные установки к
нетипичным детям и их семьям. Поэтому в поле интереса попадают вопросы
социокультурной рефлексии на положение детей-инвалидов и их семей в
современном обществе, поскольку характер отношения последнего к тем, кто
отличается по определенным своим показателям от общепринятой нормы, во
многом определяет стратегию поведения семьи и систему государственной
социальной политики. Семья часто выбирает ту стратегию, которая способна
поддержать или укрепить ее социальный статус, поэтому образцы и типы
семейной жизни конструируются не только на основе личностных качеств и
культурных традиций, но и подвергаются влиянию модели социальной
политики, проводимой в обществе.
В
современном
мире
увеличивается
численность
детей
с
ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают трудности в
усвоении дошкольной программы. Им требуется создание специальных
условий обучения и воспитания, и возникает необходимость комплексного
сопровождения таких детей в условиях дошкольных учреждений.
В детском саду комплексное сопровождение детей с ограниченными
возможностями здоровья строится на взаимодействии специальных служб
детского сада: психолого – медико – педагогической комиссии, учителей –
логопедов, педагогов – психологов, медицинских работников, инструкторов
по
физическому
воспитанию,
воспитателей
групп
с
обязательным
привлечением
в
образовательный
процесс
семей
воспитанников
с
ограниченными возможностями здоровья.
Основной формой соорганизации этих субъектов является медико-
психолого-педагогический консилиум, функционирующий в соответствии с
разработанным планом деятельности. Консилиум обеспечивает обсуждение
хода
промежуточных
результатов
коррекционно
–
развивающего
воздействия,
анализирует
динамику
развития
детей,
корректирует
содержание
занятий,
их
формы,
разрабатывает
рекомендации
для
дальнейшей работы.
Учителя – логопеды проводят диагностику речи детей и, в случае
обнаружения нарушений, планируют, разрабатывают и организуют
программу логопедического сопровождения.
Педагог
–
психолог
разрабатывает
программы
для
создания
здоровьесберегающих и коррекционно – развивающих условий в
детском саду в плане сохранения и укрепления психологического
здоровья детей с ограниченными возможностями дошкольного возраста.
Медицинские
работники
осуществляют
лечебно
–
профилактическую работу по оздоровлению детей и консультируют
инструктора по физическому воспитанию, который проводит с детьми с
ограниченными
возможностями
сеансы
массажа
и
лечебной
физкультуры. Инструктор по физическому воспитанию обязательно
учитывает особенности каждого воспитанника, располагать данными
медосмотров,
постоянно
консультироваться
с
врачом
и
дифференцированно планировать физическую нагрузку.
Воспитатели
групп
проводят
занятия
по
развивающим
и
коррекционным программам, применяя к детям с ограниченными
возможностями здоровья принцип индивидуального подхода.
В ДОУ работа с семьёй занимает одно из основных мест в системе
комплексного сопровождения детей с отклонениями в развитии. Опыт нашей
работы показывает, что семья, где растет и воспитывается ребенок с
ограниченными
возможностями
здоровья,
требует
особой
заботы
и
внимания, так как состояние ребенка является психической травмой и для
родителей.
В рамках психолого-педагогического сопровождения для родителей
проводятся лекции, семинары, беседы, где их знакомят с особенностями
развития детей и ухода за ними, формируют понимание проблем ребенка в
интеллектуальном, речевом, психическом и физическом развитии, обучают
методам воспитания и специальным навыкам взаимодействия с детьми с
учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Основная цель этих бесед – вооружить родителей разнообразными
практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в
процессе жизни и воспитания детей с ограниченными возможностями в
семье.
Особое место в сопровождении семей, воспитывающих детей с
проблемами в развитии, занимают консультации психолога, дефектолога,
логопеда. Так, консультации психолога направлены на оптимизацию
внутрисемейных
отношений,
формирование
у
родителей
позитивного
взгляда
на
ребенка,
укрепление
веры
родителей
в
возможность
и
перспективы развития ребенка.
Учитель – логопед рассказывает об общих правилах организации
речевого режима в домашних условиях – медленный темп речи, внятность,
грамотность, доступность. Логопед обязательно нацеливает родителей на
систематическую и длительную работу с ребенком.
В
рамках
комплексного
сопровождения
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья в нашем детском саду разрабатывается концепция
специальной психолого – педагогической адаптации и реабилитации детей с
ограниченными
возможностями
здоровья
в
условиях
дошкольного
учреждения комбинированного вида.
Работа
коллектива
имеет
своей
целью
определение
наиболее
действенной модели воспитания и развития детей – инвалидов в условиях
дошкольного образовательного учреждения, их социальную абилитацию и
интеграцию в общество здоровых сверстников.
Задачи детского сада в этой работе таковы:
1)
создание условий для успешной интеграции детей с нарушением
развития среди нормально-развивающихся сверстников;
2)
организация работы по социализации, адаптации и коррекции
детей с ограниченными возможностями в интегрированной среде детского
сада
3)
организация помощи семье ребенка с нарушением развития,
социально-психологическая поддержка семьи;
4)
организация
взаимодействия
ДОУ
с
реабилитационными
центрами, другими образовательными и культурными учреждениями,
органами социальной защиты.
Несмотря на то, что залогом успеха интеграции может служить тот факт,
что у здоровых дошкольников в силу их возраста еще не выработалось
распространенное в нашем обществе пренебрежительное или настороженное
отношение к инвалиду, следует признать, что и естественного интереса и
желания близко контактировать с необычным сверстником тоже не было.
Такой ребенок может восприниматься как скучный, грустный, злой,
осторожный, более младший и глупый. Поэтому потребность в общении с
ним надо стимулировать. Для этого недостаточно беседы нравственного
порядка. Необходимо постоянно включать детей в совместную деятельность.
Определяющим
механизмом
коррекционного
действия
мы
сочли
эмоциональную
поддержку
детей
с
особыми
образовательными
потребностями, которую они получали через осознание схожести своих и
чужих потребностей, настроений, желаний, переживаний. Мы пытаемся
создать для детей такие условия, при которых между здоровыми и особыми
детьми устанавливался бы позитивный контакт.
На своих занятиях педагог – психолог использует различные
игровые методы, драматизации, методы арттерапии. Такие занятия
выполняют важные задачи того направления, которое мы выбрали для
поддержки особых детей: 1) они поднимают настроение, задают тонус и
формируют желание общаться и 2) помогают приобрести навыки
общения, осознать себя и других.
Работа в группе комбинированной направленности строится по 4
направлениям:
1-е
направление:
основная
роль
отводится
работе
с
детьми
с
ограниченными возможностями узкими специалистами. Работа направлена
на реабилитацию ребенка – инвалида через воздействие на визуальный,
аудиальный, эмоциональный и другие каналы – связи, и проводится
посредством музыкальных занятий, занятий изобразительным искусством,
развивающих игр с элементами развития речи, логопедических занятий,
психологических занятий, занятий ЛФК.
2-е направление: основное внимание уделяется интеграции детей в
общество. Подход этот двусторонний и предполагает взаимное движение:
готовность общества «принять» инвалида и, с другой стороны, готовность и
способность инвалида выстроить свои отношения с обществом. Работа
строится следующим образом: формируется общественное мнение к людям с
ограниченными возможностями через различные формы (организацию
совместных мероприятий, стенды, газеты о людях с особенностями развития;
совместные занятия, игры, прогулки).
3-е направление: работа с родителями как здоровых, так и особых детей.
На
взаимодействие
нормально
–
развивающихся
и
особых
детей,
несомненно, большое влияние оказывают их родители. Дети проецируют в
жизнь
поведение своих родителей, поэтому от того, какой в каждой
отдельной семье настрой к людям с ограниченными возможностями, зависит
и отношение нормально – развивающихся детей к их особым сверстникам.
4-е направление: установление тесных действенных межведомственных
связей
с
различными
учреждениями
по
сопровождению
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья.
Дети-инвалиды
посещают
специальные учреждения по своему основному диагнозу и наблюдаются
в поликлинике у лечащего врача.
Весь процесс воспитания и обучения был направлен на максимальное
облегчение адаптации в среде нормально-развивающихся сверстников
особых воспитанников и обеспечение им той степени интеграции, которая
каждому из них полезна и доступна на данном этапе развития.
Анализируя работу, отметим, что задачи по реализации индивидуальных
программ для детей с ограниченными возможностями здоровья выполнены,
цель
достигнута,
дети
с
ограниченными
возможностями
здоровья
выпускаются в массовые классы общеобразовательных школ. Несомненно,
положительно повлиял на детей с особыми образовательными потребностями
коллектив здоровых сверстников. Особые дети, до этого ограниченные в
контактах со сверстниками, стали по-новому узнавать мир. Даже если они по
каким-либо причинам не участвовали в игре со здоровыми детьми, для них
большим удовольствием было просто наблюдать за ними, обсуждать игру с
взрослым, давать советы. А если в игре или на занятии особый ребенок давал
правильный ответ, которого не знали здоровые сверстники, это поднимало
его самооценку, наполняло радостью на весь день.
создания индивидуальной программы развития ребенка
с ограниченными возможностями здоровья,
обучающегося в специальной (коррекционной)
учреждении
Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние
неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на
раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом
(физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики,
социально-бытовых и морально-эстетических понятий и т.д.).
Целенаправленное
комплексное
психолого-педагогическое
и
медико-социальное
сопровождение обучающихся в условиях специальной (коррекционной) учреждении
должно быть направлено на формирование оптимальных психолого-педагогических
коррекционно-развивающих условий воспитания и образования для детей с проблемами в
развитии
и
поведении
в
соответствии
с
их
возрастными
и
индивидуальными
особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-
психического
здоровья,
обеспечивающих
развитие
механизмов
компенсации
и
социальной интеграции каждого воспитанника.
Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие дефектов в развитии, происходит
медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно,
наиболее эффективными методами и приемами, закрепляя полученные умения и навыки в
повседневной жизни. Для этого дефектологу, психологу, логопеду, социальному педагогу,
воспитателю
необходимо
уметь
составлять
индивидуальную
программу
развития
конкретного ребенка.
Индивидуальная программа развития ребенка в условиях специальной (коррекционной)
школы-интерната должна решать задачи следующего характера:
психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся;
адаптации ребенка к новым условиям обучения;
профилактики
отставания
и
нежелательных
тенденций
в
личностном
развитии,
обусловленных психической депривацией; предупреждения социальной дезадаптации,
поведенческих нарушений и др.;
коррекции отклонений в развитии, поведении, учебе на основе создания оптимальных
условий для развития личностного потенциала ребенка.
При составлении индивидуальной программы развития ребенка используются следующие
методы и приемы:
изучение документов, личных дел;
знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в
развитии ребенка;
изучение социума (внешкольных связей) ребенка;
диагностические исследования.
Этапы составления индивидуальной программы развития ребенка
Цель предварительного этапа работы – сбор информации о ребенке.
Цель диагностического этапа: - изучение эмоционально-личностных особенностей
ребенка, определяется его статус, зоны актуального и ближайшего развития.
Цель
коррекционно-развивающего
этапа:
-
улучшение
психического
состояния
обучающихся, коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер, получение
помощи в социализации и профориентации, своевременная организация лечебно-
оздоровительных мероприятий.
Цель
заключительного
этапа
–
анализ
результатов
эффективности
психолого-
педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся в школе-интернате,
адаптации ребенка, коррекционно-развивающей работы и др.
Динамика работы
1. Выявление актуальных проблем ребенка.
2. Разработка путей поддержки и коррекции.
3. Составление индивидуальной программы сопровождения (адаптации, профилактики и
др.).
4. Реализация намеченной программы.
Программа индивидуального развития для воспитанника специальной (коррекционной)
общеобразовательного учреждения утверждается на педсовете (возможно, на заседании
ПМПк). Она состоит из пояснительной записки, в которой указываются актуальные
проблемы ребенка, цель, задачи, принципы, желаемые результаты программы развития
обучающегося.
Составление индивидуальной программы развития (психолого-педагогического и медико-
социального сопровождения, адаптационной, профилактической или коррекционно-
развивающей)
поможет
логопеду,
педагогу-психологу,
социальному
педагогу
и
воспитателю эффективно реализовать программное содержание.
Индивидуальная программа психолого-педагогического
и медико-социального сопровождения
Индивидуальная
программа
психолого-педагогического
и
медико-социального
сопровождения
включает
следующие
блоки:
психологическое
сопровождение,
логопедическое сопровождение, педагогическое сопровождение, социально-правовое
сопровождение, лечебно-оздоровительное, а также воспитательное сопровождение.
Цель психологического сопровождения предполагает коррекцию и психопрофилактику
личностной (эмоциональной, познавательной, поведенческой) сферы ребенка.
Цель логопедического сопровождения предполагает коррекцию и развитие речи ребенка с
проблемами в развитии.
Цель педагогического сопровождения - обеспечение обучения детей навыкам выполнения
учебных заданий, получения знаний, организации времени, социальной адаптации.
Цель социально-правового сопровождения состоит в ознакомлении обучающихся с
правами и основными свободами человека и развитии навыков социальной компетенции и
правового поведения.
Цель лечебно-оздоровительного сопровождения включает формирование привычек
здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика соматических
заболеваний, развитие способности справляться со стрессами и болезнями.
Цель
воспитательного
сопровождения
обусловливает
формирование
привычки
к
постоянному труду через применение в учебных и бытовых ситуациях навыков
самообслуживания, соблюдения личной гигиены, соблюдения правил безопасности жизни
и культуры поведения в общественных местах.