Напоминание

Подготовка к первому экзамену в классе гитары в детской музыкальной школе: психологический и технический аспекты


Автор: Шалгин Андрей Сергеевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования ДШИ №5
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Подготовка к первому экзамену в классе гитары в детской музыкальной школе: психологический и технический аспекты
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

детская школа искусств №5 города Челябинска

Методическая разработка на тему:

«Подготовка к первому экзамену в классе гитары в детской

музыкальной школе: психологический и технический аспекты»

Разработчик:

Преподаватель МБУДО ДШИ №5

Города Челябинска

Шалгин Андрей Сергеевич

Содержание

1

Введение ... 3

Глава 1. Технический аспект подготовки к первому экзамену ... 4

1.1.Анализ экзаменационной программы и составление плана подготовки ... 4

1.2.1. Постановка рук и аппликатура ... 4

1.2.2. Развитие ритмической устойчивости ... 5

1.2.3. Работа над звукоизвлечением и динамикой ... 5

1.3.Методы разбора и заучивания произведений ... 5

1.4.Знание музыкальной теории ... 6

Глава 2. Психологический аспект подготовки к первому экзамену ... 7

2.1.Психологические трудности первого экзамена и их причины ... 7

2.2.Стратегии преодоления волнения и экзаменационного стресса ... 7

2.3.Роль внутреннего настроя и мотивации ... 8

2.4.Значение репетиций и моделирования экзаменационной ситуации ... 8

Глава 3. Синтез технической и психологической подготовки.

Рекомендации для учащихся и педагогов ... 9

3.1.Интегрированный подход к занятиям ... 9

3.2.Рекомендации для учащихся ...9

3.3.Рекомендации для родителей и педагогов ... 9

Заключение ... 10

Список использованной литературы ... 11

Введение

2

Первый экзамен в музыкальной школе – это значимое и волнительное

событие в жизни юного музыканта. Для ученика класса гитары он

представляет собой не только проверку приобретенных за год технических

навыков и знаний нотной грамоты, но и первое серьезное испытание на

сцене, перед аудиторией. Успех этого дебюта зависит от двух

фундаментально важных и взаимосвязанных аспектов: технической

готовности и психологической устойчивости.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что именно первый опыт

публичного выступления зачастую формирует дальнейшее отношение

ребенка к исполнительской деятельности. Неудачное выступление,

вызванное паникой или технической неготовностью, может породить

неуверенность в себе и надолго отбить желание заниматься музыкой. И

напротив, успешный дебют становится мощным стимулом для дальнейшего

роста и развития.

Цель данного реферата – комплексно рассмотреть процесс подготовки к

первому экзамену по гитаре, выделив и проанализировав технические и

психологические компоненты этого процесса.

Задачи:

1. Определить ключевые технические элементы, требующие отработки для

успешной сдачи экзамена.

2. Разработать поэтапный план технической подготовки произведения.

3. Проанализировать типичные психологические трудности (волнение, страх

сцены) и предложить методы их преодоления.

4. Выявить взаимосвязь между технической уверенностью и

психологическим комфортом исполнителя.

5. Сформулировать практические рекомендации для учащихся, педагогов и

родителей.

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс в классе гитары

детской музыкальной школы. Предмет исследования– методы и приемы

технической и психологической подготовки к первому академическому

концерту или экзамену.

Глава 1. Технический аспект подготовки к первому экзамену

3

Техническая подготовка – это фундамент, на котором строится уверенное

исполнение. Без отточенных навыков любая, даже самая лучшая

психологическая установка, будет бесполезна.

1.1. Анализ экзаменационной программы и составление плана подготовки

Как правило, программа первого экзамена включает в себя:

1. Гамма (обычно одна-две мажорные, например, До-мажор или Соль-мажор)

и арпеджио.

2. Этюд, направленный на освоение конкретного технического приема

(арпеджио, легато, игра медиатором).

3. Пьеса или народная песня, часто с элементами полифонии.

Первым шагом должен стать детальный анализ каждого произведения

совместно с педагогом. Необходимо:

· Определить сложные места: неудобные аккорды, быстрые переходы, баррэ,

сложный ритмический рисунок.

· Разбить произведения на смысловые и технические фразы. Нельзя учить

пьесу целиком с первого раза. Проработка небольших фрагментов (по 2-4

такта) гораздо эффективнее.

· Составить календарный план подготовки, равномерно распределив время на

гаммы, этюд и пьесу. Начинать подготовку следует за 2-3 месяца до

экзамена, а не за неделю.

1.2.1. Постановка рук и аппликатура

Правильная постановка – зачет чистой игры без лишнего напряжения.

· Левая рука: Пальцы округлые, ставятся на подушечки перпендикулярно

грифу. Большой палец служит опорой и находится примерно напротив

указательного. Необходимо следить за минимальной силой нажатия на

струны – только такой, чтобы нота звучала чисто.

· Правая рука: Кисть расслаблена, пальцы (или медиатор) извлекают звук

уверенным, но не зажатым движением. Важно отрабатывать приемы:

апояндо (с опорой на соседнюю струну) и тирандо (без опоры).

· Аппликатура: Строгое соблюдение указанной в нотах аппликатуры

(нумерации пальцев) обязательно. Это гарантирует удобство и логичность

движений.

1.2.2. Развитие ритмической устойчивости

4

Одна из самых частых ошибок на первом экзамене – ускорение или

замедление темпа.

· Использование метронома – неотъемлемая часть ежедневных занятий.

Начинать разучивание нужно в медленном темпе, где все ноты и паузы

выдерживаются идеально. Постепенно темп увеличивается.

· Простукивание ритма произведения отдельно, без гитары. Можно

использовать слоги (та-та-ти-ти-та).

· Счет вслух во время игры помогает внутренне ощутить пульс музыки.

1.2.3. Работа над звукоизвлечением и динамикой

Музыка – это не просто ноты, это звук.

· Качество звука: Необходимо добиваться красивого, глубокого звучания

каждой ноты, без дребезжания и призвуков.

· Динамика: Умение играть громко (форте) и тихо (пиано) оживляет

исполнение. Даже в простой пьесе можно найти места для динамического

развития.

· Тембр: Экспериментирование с игрой у подставки (дает более жесткий

звук) и у грифа (более мягкий, глубокий).

1.3. Методы разбора и заучивания произведений

· Медленный разбор: Первоначальный разбор всегда ведется в очень

медленном темпе, с полным контролем за каждой нотой, пальцем и

длительностью.

· Работа над сложными местами: Выявив технически сложный отрезок, его

нужно отрабатывать отдельно, многократно повторяя, обыгрывая его с двух

тактов до и после.

· Игра в ансамбле с педагогом: Это помогает развивать чувство ритма,

учиться слушать другого исполнителя и делает процесс обучения

увлекательнее.

· Заучивание наизусть: Произведение должно быть выучено наизусть задолго

до экзамена. Игра по нотам на сцене добавляет лишний стресс. Запоминание

должно быть не только моторным (пальцы «помнят»), но и осознанным

(знание гармонии, структуры).

5

1.4. Знание музыкальной теории

Умение сыграть произведение должно подкрепляться пониманием:

· Тональности произведения и используемых в нем аккордов.

· Смысла знаков альтерации (диез, бемоль).

· Музыкальных терминов, обозначающих характер исполнения (legato,

staccato, dolce, cantabile и т.д.).

Это знание делает исполнение осмысленным и артистичным.

Глава 2. Психологический аспект подготовки к первому экзамену

6

Сцена многократно усиливает любые, даже мелкие, ошибки.

Психологическая готовность – это умение управлять своим волнением и

демонстрировать на публике все, что было выучено в классе.

2.1. Психологические трудности первого экзамена и их причины

· Страх публики (аудиофобия): Боязнь осуждения, негативной оценки со

стороны комиссии, родителей, сверстников.

· Боязнь ошибки: Установка на идеальное исполнение, которая приводит к

панике при первой же неточности.

· Эффект «пустой головы»: В состоянии стресса память отказывает, и ученик

может забыть даже хорошо выученное произведение.

· Физиологические проявления волнения: Дрожь в руках и коленях,

учащенное сердцебиение, сухость во рту.

Причины этих явлений кроются в новизне ситуации, повышенной

ответственности и недостатке сценического опыта.

2.2. Стратегии преодоления волнения и экзаменационного стресса

· Дыхательные упражнения: Несколько глубоких, медленных вдохов и

выдохов перед выходом на сцену помогают успокоить сердцебиение и

насытить мозг кислородом.

· Позитивный настрой и аффирмации: Вместо мыслей «я боюсь» или «я

ошибусь», нужно повторять: «я хорошо подготовился», «я могу», «я хочу

поделиться этой музыкой».

· Концентрация на музыке, а не на себе: Задача исполнителя – донести

характер и красоту произведения, а не продемонстрировать себя. Смещение

фокуса внимания с собственного страха на художественные задачи

значительно снижает напряжение.

· Принятие неидеальности: Важно заранее понять, что небольшая ошибка –

это не катастрофа. Профессиональные музыканты тоже ошибаются. Главное

– не останавливаться и продолжать играть.

2.3. Роль внутреннего настроя и мотивации

7

Педагогу и родителям важно сформировать у ребенка правильное отношение

к экзамену:

· Экзамен – это праздник, творческий отчет, возможность показать, чему он

научился за год.

· Это не испытание, а выступление. Аудитория – не строгий судья, а

доброжелательный слушатель, который пришел получить удовольствие от

музыки.

· Поощрение процесса, а не только результата. Важно хвалить за старание и

труд, вложенный в подготовку, а не только за безупречное исполнение.

2.4. Значение репетиций и моделирования экзаменационной ситуации

Нельзя впервые выходить на сцену на самом экзамене. Необходимо

смоделировать эту ситуацию заранее:

· Игра при слушателях: Регулярно играть выученную программу перед

родителями, друзьями, другими учениками.

· Генеральная репетиция: Провести одну-две полноценные репетиции в зале,

где будет проходить экзамен: выйти на сцену, сесть, отрегулировать стул,

сыграть всю программу от начала до конца без остановок, как на настоящем

выступлении.

· Работа с вниманием: Во время репетиций учиться не отвлекаться на

посторонние шумы, движение в зале.

Глава 3. Синтез технической и психологической подготовки. Рекомендации

для учащихся и педагогов

8

Техника и психология неразделимы. Абсолютная техническая

выученность порождает уверенность, которая, в свою очередь, является

лучшим лекарством от страха. И наоборот, психологическая устойчивость

позволяет технике раскрыться полностью.

3.1. Интегрированный подход к занятиям

Каждое занятие должно включать в себя оба компонента:

· Отрабатывая сложный пассаж, педагог одновременно тренирует внимание и

собранность ученика.

· Устраивая мини-выступление в конце урока, педагог закаляет его

психологическую устойчивость.

3.2. Рекомендации для учащихся

· Занимайся регулярно, лучше по 40-60 минут ежедневно, чем 4 часа в

выходной.

· Всегда занимайся с метрономом.

· Не забывай разминаться перед игрой (проигрывание гамм, упражнений).

· Задолго до экзамена выучи программу наизусть.

· Проигрывай свою программу целиком хотя бы раз в день, не

останавливаясь на ошибках.

· Представляй себе успешное выступление. Визуализация – мощный

инструмент.

· Перед выходом на сцену сконцентрируйся на музыке, сделай несколько

глубоких вдохов.

· Помни: зрители и комиссия – твои друзья, они желают тебе успеха.

3.3. Рекомендации для родителей и педагогов

· Создавайте поддерживающую атмосферу. Избегайте критики и давления.

· Подчеркивайте прогресс, а не недостатки.

· Будьте терпеливы. Процесс обучения музыке небыстрый.

· Помогите организовать режим дня и регулярность занятий.

· Приходите на репетиции, будьте благодарными слушателями.

· Педагогу: Будьте не только наставником, но и психологом. Умейте шуткой

снять напряжение, вовремя подбодрить.

· После выступления обязательно похвалите ученика, независимо от

количества ошибок. Проанализируйте успехи, а не провалы.

Заключение

9

Первый экзамен по гитаре – это важный рубеж, который подводит итог

начальному этапу обучения и открывает дверь в мир более сложного и

интересного музыкального творчества. Успешная сдача экзамена возможна

только при условии гармоничного сочетания двух ключевых компонентов:

безупречной технической подготовки и устойчивого психологического

состояния.

Техническая работа, построенная на планомерном разборе, медленной

отработке, использовании метронома и осмысленном заучивании, создает

прочный фундамент для уверенности. Психологическая подготовка,

направленная на преодоление страха сцены через дыхательные техники,

позитивный настрой, моделирование концертной ситуации и поддержку

педагогов и родителей, позволяет этому фундаменту раскрыться в полной

мере.

Таким образом, подготовка к экзамену – это целостный, комплексный

процесс, воспитывающий в юном музыканте не только исполнительские

навыки, но и силу воли, собранность, артистизм и умение делиться своим

искусством с окружающими. Грамотно выстроенная работа на обоих

фронтах гарантирует, что первый экзамен станет для ученика не стрессом, а

радостным и вдохновляющим праздником музыки.

Список использованной литературы

10

1. Александров, А.К. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Музыка,

2010.

2. Иванова-Крамская, Н.А. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.:

Музыка, 2009.

3. Как преодолеть волнение на сцене: Советы музыкантам // Музыкальное

обозрение. – 2018. – № 5.

4. Кирнарская, Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные

способности. – М.: Таланты-XXI век, 2004.

5. Михайленко, Н.П. Методика преподавания на классической гитаре. – Киев:

Музична Україна, 2003.

6. Петрушин, В.И. Музыкальная психология. – М.: Академический Проект,

2008.

7. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности: теория и практика. –

М.: Академия, 2003.

11



В раздел образования