Автор: Костюнина Анастасия Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ «Детский сад № 62»
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Игра как средство формирования личности ребёнка дошкольного возраста."
Раздел: дошкольное образование
Игра как средство формирования личности ребёнка дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – это период, когда ребенок приобретает знания об
окружающем мире. В этом возрасте через игровую деятельность формируется
личность ребёнка и определённое отношение к людям и труду, вырабатываются
навыки и привычки правильного поведения, складывается характер, личность в
целом. В современной реальности закономерно растёт интерес исследователей к
проблеме формирования ключевых компетенций у детей старшего дошкольного
возраста. Эта задача обусловлена современным подходом к оценке качества
образования, об этом говорится в ФОП ДО
и ФГОС ДО. Где главным
результатом деятельности образовательного учреждения является не система
знаний, умений и навыков, а овладение ребенком набором компетентностей –
интегративных личностных характеристик, определяющих способность ребенка к
решению разнообразных задач жизнедеятельности.
Личность ребёнка-дошкольника - это совокупность психологических
качеств и механизмов, которые формируются в период дошкольного детства (от 3
до 6–7 лет). В этот период закладываются основные личностные механизмы и
образования, определяющие последующее развитие.
Одной из основных компетентностей личности, в том числе и ребёнка
старшего дошкольного возраста, является коммуникативная компетентность,
которая признана стержневой, так как лежит в основе других компетенций.
Важнейшим
фактором
в
формировании
коммуникативной
компетентности
является включение детей в сюжетно-ролевую игру. Замена игры другими видами
деятельности обедняет личность дошкольника, тормозит развитие общения, как
со сверстниками, так и с взрослыми, обедняет эмоциональный мир ребёнка.
Следовательно, своевременное развитие игровой деятельности, достижение
ребёнком творческих результатов в ней является особенно важным. В результате
игры у детей обогащается опыт, развивается воображение, интеллект, речь,
коммуникативные навыки, формируется поведение, моделирование социальных
отношений. В нашей группе работа по данной теме реализовывалась по
следующим направлениям:
-Взаимодействие с детьми
-Взаимодействие с родителями
-Пополнение и обогащение РППС в группе
При взаимодействии с детьми был проведен мониторинг уровня
сформированности умений в сюжетно-ролевой игре. Поставлена цель.
Цель работы: создание условий для реализации творческой активности детей
Задачи работы:
Учить детей принимать на себя роли и развивать сюжет.
Учить подбирать предметы заместители и атрибуты к игре, применять
результаты продуктивной деятельности
Развивать умения договариваться в игре при распределении ролей и
атрибутов
Обогащать игровую РППС
Повысить
компетентность
родителей
в
игровой
деятельности
дошкольников.
Были определены следующие сюжетно-ролевые игры для работы с детьми:
«Поликлиника»,
«Супермаркет»,
«Салон
красоты».
Заинтересованность
родителей позволила совместно изготовить необходимые атрибуты. Параллельно
с изготовлением игрового оборудования с родителями проводились беседы и
консультации: «С ребёнком играем, знания пополняем», «Роль игр в жизни
старших дошкольников» и др.
Для реализации в игре детьми «профессии врача», мы организовывали
предварительную
работу.
Содержание
включало:
знакомство
детей
с
инструментами и внешним видом врача. Мы читали о профессиях медицинских
работников, в том числе и художественную литературу - К. Чуковский
«Айболит», А.Барто «Очки», «Доктор Вася». Велась работа по активизации
словаря: врач, медицинская сестра, фармацевт и регистратор, рецепт. Была
организована экскурсию в медицинский кабинет в детском саду. В процессе игры
перед детьми ставились проблемные ситуации. Также самим детям предлагалось
рассказать о работе врача и медсестры, а затем подумать и выбрать для себя роль.
Старалась
использовать
косвенные
методы
руководства
-
использовалась
проблемная ситуация: «Начинается грипп и необходимо всем сделать прививки»,
или «В процедурном кабинете закончились шприцы. Нужно срочно позвонить в
аптеку, чтобы подвезли медицинский материал». В заключение игры делали
вывод: «Сегодня в вашей поликлинике приятно находиться: пациенты и
медицинские работники взаимовежливые, каждый выполняет свою работу с
желанием».
Сюжетно-ролевая игра будет успешной, если организовывается и
осуществляется последовательно и систематически. В этом случае она оказывает
на детей воспитательное воздействие и формирует взаимоотношения в детском
коллективе, способствует развитию и расширению кругозора, приучает учитывать
интересы партнеров по игре, творчески развивать совместный со сверстниками
сюжет.
Я стараюсь вводить новую тематику игр. В соответствии с ФОП ДО
появились темы «Финансовой грамотности», «Интернет безопасности». Много
современных тем для игр может быть реализовано в работе с детьми. Новые
сюжетно-ролевые
игры
отражают
тему
работников
банка,
работников
телестанции, метеостанции и т.д., всё это интересно современным детям.
Становлюсь для ребенка игровым партнером, который приносит в детскую
игру новое содержание и новые умения. Обучение игре представляет собой
механизм
естественной
помощи
воспитателя
ребенку.
Мною
реализуется
непосредственное взаимодействие в игре, я наблюдаю за игрой детей, изучаю
детские возможности для определения перспективы развития игры. Хотелось
закончить свою статью высказыванием А.С Макаренко, которое я разделяю
полностью: «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда
вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в
игре»
Список литературы
1. Михайленко, Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду / Н.Я.
Михайленко, Н.А. Короткова. М.: Гном и Д., 2000. 96 с.
2. Панько, Е. А. Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений
дошк. образования/ Е.А. Панько [и др.]; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А.
Панько. Минск: Нац. ин-т образования, 2012. 184 с. 4.
3. Е.И. Попова, А.Ф. Кондрашина, С.С. Сунцова СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
21 ВЕКА ДЛЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
5–7
ЛЕТ.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ
КАРТЫ.
ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ СРЕДА. СЦЕНАРИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР