Напоминание

"Игра как средство формирования личности ребёнка дошкольного возраста."


Автор: Костюнина Анастасия Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ «Детский сад № 62»
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Игра как средство формирования личности ребёнка дошкольного возраста."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игра как средство формирования личности ребёнка дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – это период, когда ребенок приобретает знания об

окружающем мире. В этом возрасте через игровую деятельность формируется

личность ребёнка и определённое отношение к людям и труду, вырабатываются

навыки и привычки правильного поведения, складывается характер, личность в

целом. В современной реальности закономерно растёт интерес исследователей к

проблеме формирования ключевых компетенций у детей старшего дошкольного

возраста. Эта задача обусловлена современным подходом к оценке качества

образования, об этом говорится в ФОП ДО

и ФГОС ДО. Где главным

результатом деятельности образовательного учреждения является не система

знаний, умений и навыков, а овладение ребенком набором компетентностей –

интегративных личностных характеристик, определяющих способность ребенка к

решению разнообразных задач жизнедеятельности.

Личность ребёнка-дошкольника - это совокупность психологических

качеств и механизмов, которые формируются в период дошкольного детства (от 3

до 6–7 лет). В этот период закладываются основные личностные механизмы и

образования, определяющие последующее развитие.

Одной из основных компетентностей личности, в том числе и ребёнка

старшего дошкольного возраста, является коммуникативная компетентность,

которая признана стержневой, так как лежит в основе других компетенций.

Важнейшим

фактором

в

формировании

коммуникативной

компетентности

является включение детей в сюжетно-ролевую игру. Замена игры другими видами

деятельности обедняет личность дошкольника, тормозит развитие общения, как

со сверстниками, так и с взрослыми, обедняет эмоциональный мир ребёнка.

Следовательно, своевременное развитие игровой деятельности, достижение

ребёнком творческих результатов в ней является особенно важным. В результате

игры у детей обогащается опыт, развивается воображение, интеллект, речь,

коммуникативные навыки, формируется поведение, моделирование социальных

отношений. В нашей группе работа по данной теме реализовывалась по

следующим направлениям:

-Взаимодействие с детьми

-Взаимодействие с родителями

-Пополнение и обогащение РППС в группе

При взаимодействии с детьми был проведен мониторинг уровня

сформированности умений в сюжетно-ролевой игре. Поставлена цель.

Цель работы: создание условий для реализации творческой активности детей

Задачи работы:

Учить детей принимать на себя роли и развивать сюжет.

Учить подбирать предметы заместители и атрибуты к игре, применять

результаты продуктивной деятельности

Развивать умения договариваться в игре при распределении ролей и

атрибутов

Обогащать игровую РППС

Повысить

компетентность

родителей

в

игровой

деятельности

дошкольников.

Были определены следующие сюжетно-ролевые игры для работы с детьми:

«Поликлиника»,

«Супермаркет»,

«Салон

красоты».

Заинтересованность

родителей позволила совместно изготовить необходимые атрибуты. Параллельно

с изготовлением игрового оборудования с родителями проводились беседы и

консультации: «С ребёнком играем, знания пополняем», «Роль игр в жизни

старших дошкольников» и др.

Для реализации в игре детьми «профессии врача», мы организовывали

предварительную

работу.

Содержание

включало:

знакомство

детей

с

инструментами и внешним видом врача. Мы читали о профессиях медицинских

работников, в том числе и художественную литературу - К. Чуковский

«Айболит», А.Барто «Очки», «Доктор Вася». Велась работа по активизации

словаря: врач, медицинская сестра, фармацевт и регистратор, рецепт. Была

организована экскурсию в медицинский кабинет в детском саду. В процессе игры

перед детьми ставились проблемные ситуации. Также самим детям предлагалось

рассказать о работе врача и медсестры, а затем подумать и выбрать для себя роль.

Старалась

использовать

косвенные

методы

руководства

-

использовалась

проблемная ситуация: «Начинается грипп и необходимо всем сделать прививки»,

или «В процедурном кабинете закончились шприцы. Нужно срочно позвонить в

аптеку, чтобы подвезли медицинский материал». В заключение игры делали

вывод: «Сегодня в вашей поликлинике приятно находиться: пациенты и

медицинские работники взаимовежливые, каждый выполняет свою работу с

желанием».

Сюжетно-ролевая игра будет успешной, если организовывается и

осуществляется последовательно и систематически. В этом случае она оказывает

на детей воспитательное воздействие и формирует взаимоотношения в детском

коллективе, способствует развитию и расширению кругозора, приучает учитывать

интересы партнеров по игре, творчески развивать совместный со сверстниками

сюжет.

Я стараюсь вводить новую тематику игр. В соответствии с ФОП ДО

появились темы «Финансовой грамотности», «Интернет безопасности». Много

современных тем для игр может быть реализовано в работе с детьми. Новые

сюжетно-ролевые

игры

отражают

тему

работников

банка,

работников

телестанции, метеостанции и т.д., всё это интересно современным детям.

Становлюсь для ребенка игровым партнером, который приносит в детскую

игру новое содержание и новые умения. Обучение игре представляет собой

механизм

естественной

помощи

воспитателя

ребенку.

Мною

реализуется

непосредственное взаимодействие в игре, я наблюдаю за игрой детей, изучаю

детские возможности для определения перспективы развития игры. Хотелось

закончить свою статью высказыванием А.С Макаренко, которое я разделяю

полностью: «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда

вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в

игре»

Список литературы

1. Михайленко, Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду / Н.Я.

Михайленко, Н.А. Короткова. М.: Гном и Д., 2000. 96 с.

2. Панько, Е. А. Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений

дошк. образования/ Е.А. Панько [и др.]; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А.

Панько. Минск: Нац. ин-т образования, 2012. 184 с. 4.

3. Е.И. Попова, А.Ф. Кондрашина, С.С. Сунцова СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

21 ВЕКА ДЛЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

5–7

ЛЕТ.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ

КАРТЫ.

ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ СРЕДА. СЦЕНАРИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР



В раздел образования