Автор: Шлегель Марина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад Светлячок - структурное подразделение МБОУ Алтайская СОШ №1 им.П,К,Коршунова
Населённый пункт: с. Алтайское
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Путешествие в центр Космонавтики"
Раздел: дошкольное образование
Цель: Обобщить знания детей об окружающем мире.
Задачи:
-Уточнить и закрепить представления детей об объектах живой и неживой
природы, о лесе как природном сообществе, об основных стадиях роста и
развития живых организмов (растений, животных).
-Развивать логическое мышление детей, учить устанавливать причинно-
следственные связи.
-Воспитывать бережное отношение к природе, побуждать применять
полученные знания в жизни.
Оборудование: шляпа цилиндр, картинки: трава, куст, дерево; карточки
«Стадии развития», инструменты: сачки, пинцеты, палочки, магниты на
веревочках; медали для награждения.
Ход занятия:
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте их
поприветствуем!
Мотивация.
Воспитатель: Ребята, посмотрите сегодня утором я нашла конверт. Давайте
посмотрим , что внутри. Это письмо, давайте прочитаем его.
«Здравствуйте ребята! Пишет вам профессор Всезнайкин. Я приглашаю
вас вступить в мой клуб «Знатоки природы». Наша с вами Земля –
прекрасная планета, полная чудес и загадок. Нас окружает великолепная
природа. На Земле живут люди, животные, птицы, растения, всем им должно
быть хорошо, а люди должны заботиться о живой природе. Но, к сожалению,
люди не всегда замечают красоту окружающую их, не заботятся о природе и,
что еще хуже, наносят ей непоправимый вред! Ребята, я надеюсь, что вы
покажете свои знания о природе и постараетесь доказать, что являетесь её
настоящими друзьями и тогда, я с удовольствием приму вас в свой клуб
«Знатоки природы.
Примечание: Посылаю
вам
волшебный
Цветик
–
семицветик
с
заданиями. Правда, все лепестки на нем отпали, выполните все задания,
соберите цветок и увидите, что получится. Подпись: профессор Всезнайкин».
Воспитатель: Ну что, ребята, хотите получить звание «Знатоки природы»?
(Да). А вот и цветик – семицветик. (воспитатель достаёт из цилиндра
серединку цветка и лепестки, на которых написаны задания, прикрепляет на
доску серединку).
Воспитатель: Итак, первый лепесток и первое задание.
1 лепесток «Разминка».
Воспитатель: Ваша задача, быстро отвечать на вопросы.
Вопросы:
-Что такое Красная книга?
-Приведите примеры живой (неживой) природы.
-Кто из животных на себе дом носит? (Улитка)
-У какого зверя глаза одновременно видят спереди, сбоку и даже сзади? (У
зайца)
-Назовите животных, которые зимой впадают в спячку (медведь, еж, барсук,
лягушка, хомяк, летучие мыши, бурундук).
-Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла).
-Назовите перелетных птиц.
-Назовите птиц, которые зимуют в нашем крае.
-Назовите птиц, которые не летают? (страусы, пингвины)
-Назовите птиц хищников. (орел, сокол, сова, ястреб)
-Почему воробья так назвали? (он воровал зерна , а люди бегали за ним и
кричали: «Вора бей!»)
-А почему сороку назвали сорокой? (на ней белое оперение, похожее на
сорочку)
Воспитатель: Молодцы, ответили на все вопросы! Прикрепляем первый
лепесток.
2 лепесток «Этажи леса»
Воспитатель: О птицах и животных мы с вами поговорили, но птицы и
животные не могут существовать без растений.
Скажите, как называются огромные растения с твердыми стволами, от
которых отходят ветки? (деревья)
Как называются растения, у которых сразу несколько стволов и по
высоте которые уступают деревьям? (кусты)
Как называются небольшие растения с мягкими стебельками? ( трава)
(После каждого ответа воспитатель выставляет соответствующую картинку:
дерево, кустарник, трава)
Воспитатель: Ребята как вы думаете, как такие огромные деревья и
маленькие нежные цветочки стоят на земле и не падают? Что их держит?
(корень) Зачем для растений необходим корень? (Растения через корни
«пьют» воду и получают питательные вещества из земли.)
Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось – лестница. В лесу растения
образуют так называемые этажи. Давайте назовем их (травы, кусты, деревья).
Скажите, пожалуйста, а каких животных можно поселить на этих этажах?
Кто
живет
внизу,
в
траве?
Посередине,
на
кустах?
Повыше,
на
деревьях? (ответы детей). Молодцы, мы справились и с эти заданием!
(прикрепляет следующий лепесток).
3 лепесток «Что сначала, что потом?»
Воспитатель: Ребята, чтобы стать настоящими знатоками природы, надо
знать, откуда же появляются растения и животные. Профессор Всезнайкин
предлагает вам поиграть в игру «Что сначала, что потом?» и заодно он хочет
узнать, как вы умеете работать в парах (дети разбиваются на пары по своему
желанию).
Воспитатель: Каждой паре я раздам карточки. Вы должны посовещаться и
выложить цепочку: «Чем (кем) был и чем (кем) стал», а затем рассказать, что
было сначала, а что потом.
Икринка – малёк – маленькая рыбка – взрослая рыба.
Яйца – гусеница – куколка - бабочка
Семечко – росток – цветок - плод (горох).
Яйцо-цыпленок – курица
Воспитатель: Вы замечательно справились с заданием! Прикрепляем третий
лепесток.
4 лепесток «Задачки – шутки»
Воспитатель: Ребята, знатоки природы должны быть не только умными, но
и с чувством юмора. Профессор Всезнайкин предлагает вам решить задачки –
шутки.
1) У животных две пары ног, две правые ноги, две левые ноги, две сзади и
две спереди. Сколько ног всего? (4)
2) Наступил долгожданный январь, и зацвела одинокая дикая яблонька, а
потом еще три липы. Сколько зацвело деревьев? (в январе деревья не цветут)
3) В пруду плавало семь уток. Трое из них нырнули. Сколько уток осталось в
пруду? ( Семь, четыре плавают, а три под водой.)
4) Весной с юга кто раньше прилетает ласточки или воробьи? (воробьи
вообще не улетают на юг)
Воспитатель: Молодцы, вижу со смекалкой и чувством юмора у вас всё в
порядке! Четвёртый лепесток наш!
Динамическая пауза.
Вместе по лесу идём.
Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой,
потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)
5 лепесток «Проблемные ситуации»
Воспитатель: Ребята, в следующем задании профессор нас просит подумать
и решить, кто прав из детей в следующих ситуациях.
1.
Как-то раз Петя с Колей поймали двух ежей. Прошло несколько дней.
Встретились друзья и заспорили, кто крепче любит своего ежа. Петя
хвастался, что кормит молоком, в сарае устроил ему постель из разного
тряпья, что даже иглы готов ему чистить.
-А что ты сделал для своего ёжика? -спросил он у Коли.
-А я его отнёс в лес и выпустил на волю.
Вопрос: Кто из мальчиков поступил правильно? (ответы детей)
2) Гуляли девочки в лесу ранним весенним утром.
- Ой, посмотри, что я нашла. Гнездышко!
- А в нем яичко.
- Может, возьмем его домой, и у нас будет птенчик.
- Мы будем заботиться о нем!
Девочки взяли яичко с собой.
Вопрос: Правильно ли девочки поступили? (Неправильно. Птенец
погибнет, так как ему нужно материнское тепло)
3) Две сестрёнки гуляли по лесу.
- Какой красивый цветок! Интересно, как он называется?
- Я знаю, это ландыш. Он так хорошо пахнет!
- Давай сорвем его и отнесём маме.
Девочки сорвали цветок, и пошли домой.
Вопрос: Правильно ли поступили девочки? (Нет. Ландыши занесены в
Красную книгу, их рвать нельзя, иначе они совсем исчезнут)
4) После дождя мальчики пошли гулять во двор.
- Посмотри, сколько червяков!
- Давай соберём их и девчонок испугаем!
- Пойдем, посмотрим, где девчонки!
Мальчики ушли и оставили банку с червяками закрытой.
Вопрос: Правильно ли поступили ребята? (Нет, они задохнутся.
И червей собирать нельзя, у них своя роль в природе. Они рыхлят
землю, чтобы дышали корни растений, ими питаются некоторые
животные.
Воспитатель: А какие еще правила поведения в природе вы знаете, ребята?
(ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, вы хорошо знаете, как правильно вести себя в
природе и за это получаете пятый лепесток.
6 лепесток «Очистим водоём»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, это еще одно послание от профессора
Всезнайкина. Давайте прочитаем:
«Ребята, сейчас наступила весна, а до этого была зима. Некоторые люди, к
сожалению, ходили по улицам, бросали фантики, пакеты, бутылки, коробки.
А зима все это закрывала снегом. Но вот снег начал таять и весь этот мусор
вместе с талыми водами поплыл в водоемы. От этого мусора всем жителям
воды очень плохо. Они могут погибнуть. Подумайте и скажите, как можно
очистить водоемы от мусора?»
Воспитатель: Ребята, действительно весной вытаивает очень много мусора
после зимы. И весь этот мусор уносит водой (ручейками) в водоемы.
-Так как же помочь нашему профессору? Я предлагаем вам сейчас
потренироваться в очистке пруда в группе. Согласны? (Да)
- Давайте подойдем и посмотрим. Что вы видите? (Водоем весь в мусоре)
- Посмотрите, какие предметы плавают на воде? Какие предметы утонули?
( Дети называют предметы, которые плавают, утонули)
- При очистке пруда, что нужно сделать, чтобы не запачкаться и не поранить
руки. ( Дети высказывают предположения: быть осторожными, соблюдать
правила безопасности, надеть перчатки и т. д.)
- Но у нас перчаток нет, как же мы можем достать весь этот мусор?
Подумайте, как и чем можно достать предметы, которые плавают на воде, а
которые лежат на глубине? (дети высказывают свои предположения)
- Да, я приготовила вам инструменты, которые вы можете использовать при
очистке водоема. (Палочки, сачки, пинцеты, магниты). Кому, какой
инструмент достанется, вы узнаете, выбрав карточку (дети выбирают
карточки с нарисованным на обратной стороне инструментом).
- Куда мы положим собранный мусор? (В мешки для мусора)
(дети выполняют задание)
Воспитатель: Молодцы! Достали все предметы и очистили наш водоём.
Прикрепляем следующий лепесток.
7 лепесток «Природоохранные знаки»
Воспитатель: Ребята, вот вы хорошо знаете правила поведения в природе, а
ведь некоторые люди все - таки причиняют вред природе, загрязняют её. Как
вы думаете, как им рассказать об этих правилах, с помощью чего? (с
помощью
предупредительных
знаков).
Да,
а
еще
их
называют
природоохранными знаками, потому что они помогают охранять нашу
природу.
Воспитатель: Вот и профессор Всезнайкин хочет, чтобы вы рассказали об
этих знаках , о чем он будет предупреждать.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему знак помещают в красную
рамочку? (чтобы привлекал внимание). А почему каждый знак должен быть
перечеркнут? (потому что так как изображено на знаке, делать нельзя).
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Итог
Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы собрали наш цветик - семицветик,
значит, мы выполнили все задания! Ой, посмотрите в серединке цветка что
то есть…(воспитатель открывает серединку, достает оттуда медали «Знатоки
природы» и записку от профессора).
«Дорогие ребята, вы замечательно справились со всеми заданиями и можете
по праву называться Знатоками природы. Я с удовольствием принимаю вас в
свой клуб и вручаю вам почетные значки членов клуба. Давайте вместе
беречь и приумножать красоту нашей родной планеты Земля. С уважением,
профессор Всезнайкин».
(воспитатель вручает детям медали – значки)
Воспитатель: Да, ребята, для того чтобы шумели леса, пели птицы,
резвились бабочки, необходимо каждому соблюдать несложные правила и
быть другом природы. И я очень горжусь тем, что вы всё это знаете и умеете!
«Здравствуйте ребята! Пишет вам профессор Всезнайкин. Я приглашаю
вас вступить в мой клуб «Знатоки природы». Наша с вами Земля –
прекрасная планета, полная чудес и загадок. Нас окружает великолепная
природа. На Земле живут люди, животные, птицы, растения, всем им должно
быть хорошо, а люди должны заботиться о живой природе. Но, к сожалению,
люди не всегда замечают красоту окружающую их, не заботятся о природе и,
что еще хуже, наносят ей непоправимый вред! Ребята, я надеюсь, что вы
покажете свои знания о природе и постараетесь доказать, что являетесь её
настоящими друзьями и тогда, я с удовольствием приму вас в свой клуб
«Знатоки природы.
Примечание: Посылаю
вам
волшебный
Цветик
–
семицветик
с
заданиями. Правда, все лепестки на нем отпали, выполните все задания,
соберите цветок и увидите, что получится. Подпись: профессор Всезнайкин».
«Дорогие ребята, вы замечательно справились со всеми заданиями и можете
по праву называться Знатоками природы. Я с удовольствием принимаю вас в
свой клуб и вручаю вам почетные значки членов клуба. Давайте вместе
беречь и приумножать красоту нашей родной планеты Земля. С уважением,
профессор Всезнайкин».
От кого:……Профессор Всезнайкин
Куда:………Детский сад «Светлячок»
Кому:……...Подготовительная группа № 1
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Алтайская
средняя общеобразовательная школа № 1 им. П. К.Коршунова структурное
подразделение детский сад «Светлячок»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
«Знатоки природы»
Подготовительная группа № 1
Подготовила: Шлегель М.Н.
с. Алтайское 2025 г
Конспект занятия на тему «Космос» в подготовительной группе
Путешествие в центр Космонавтики.
Цель: Расширять представления детей о космосе; способствовать
развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей.
Задачи:
-способствовать расширению и углублению представлений о космосе, о
солнечной системе;
-развивать память подвести к пониманию уникальности нашей планеты,
так как только на ней есть жизнь.
Материал: листы в клеточку, листы со звёздами, цветные и простые
карандаши, шнурки, счётные палочки, геометрические фигуры.
Ход занятия.
Воспитатель: ребята, нам пришло приглашение совершить путешествие в
Центр космонавтики.
Вы хотели бы стать космонавтами?
Дети: да.
Воспитатель: чтобы совершить это путешествие нам нужно выполнить
ряд заданий. Приготовились, сели поудобнее, закрыли глаза и начинаем
обратный отсчет:
10,9…Пуск!
Первое задание «Разминка».
- На чем летают люди в космос?
Дети: на ракете.
- Как называют людей летающих в космос?
Дети: космонавт.
- Что люди делают в космосе?
Дети: проводят исследования, наблюдают.
- Какие главные герои летали до людей и благополучно вернулись?
Дети: собаки Белка и Стрелка.
- Какая страна первой отправила космонавта в космос?
Дети: Россия
- Кто был первым космонавтом, полетевшим в космос?
Дети: Юрий Гагарин.
- Как называется место запуска ракеты?
Дети: космодром.
- Когда полетел в космос Ю. Гагарин?
Дети: 12 апреля.
- В каком состоянии люди находятся в космосе?
Дети: в невесомости.
- Как космонавты принимают пищу?
Дети: из тюбиков.
- Как называется снаряжение космонавтов?
Дети: скафандр.
-Назовите спутник планеты Земля.
Дети: луна.
Второе задание «Доскажи словечко»
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный (телескоп).
Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя (астроном).
Астроном - он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная (луна).
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая (ракета).
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски: «астронавт»,
А по-русски (космонавт).
Космонавт сидит в ракете,
Проклиная все на свете -
На орбите как назло
Появилось (НЛО).
НЛО летит к соседу
Из созвездья Андромеды,
В нем от скуки волком воет
Злой зеленый (гуманоид).
Гуманоид с курса сбился,
В трех планетах заблудился,
Если звездной карты нету,
Не поможет скорость (света).
Свет быстрее всех летает,
Километры не считает.
Дарит Солнце жизнь планетам,
Нам – тепло, хвосты – (кометам).
Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора -
Это черная (дыра).
В черных дырах темнота
Чем-то черным занята.
Там окончил свой полет
Межпланетный (звездолёт).
Звездолет - стальная птица,
Он быстрее света мчится.
Познает на практике
Звездные (галактики).
А галактики летят
В рассыпную как хотят.
Очень здоровенная
Эта вся вселенная!
Третье задание «Познавательное».
- Мимо нас проплывают: звезды, космические тела, Солнце и все 8 планет
Солнечной системы:
1. Меркурий – самая близкая к Солнцу планета. Ее поверхность
каменистая и пустынная.
2. Венера – вторая от солнца планета. Здесь царит такая жара, что за
несколько секунд можно испечь пирог без духовки.
3. А это наша планета, как она называется? Земля! На ней есть воздух и
вода, поэтому на Земле есть жизнь. Земля имеет свой спутник — Луну.
4. Марс — единственная похожая на Землю планета тем, что имеет четыре
времени года. Но на Марсе нет жизни.
5. Юпитер — самая большая планета Солнечной системы.
6. Сатурн — шестая планета Солнечной системы. Она известна своими
великолепными кольцами.
7. Уран — единственная планета Солнечной системы, которая вращается
вокруг Солнца, как бы лежа на боку. Ее называют «лежачая планета».
8. Нептун — холодная и синяя планета. На ее поверхности дуют самые
сильные ветры.
9. Плутон — самая удаленная планета от Солнца. Нам очень мало
известно о ней
Воспитатель: Чтобы лучше запомнить названия планет есть
астрономическая считалка:
Солнце, а вокруг,
Есть планеты, девять штук.
Вам планеты по порядку,
Перечислю я сейчас…
- Раз! Меркурий,
- Два! Венера,
- Три! Земля,
- Четвёртый – Марс.
- Пять! Юпитер,
- Шесть! Сатурн,
- Семь! Уран,
- Восьмой – Нептун.
Номер «девять» звать Плутон,
Тот, кто лишний – выйди вон!
Физминутка.
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете. (Потянуться – руки вверх).
А внизу леса, поля – (Наклониться).
Расстилается земля. (Руки развести в стороны).
Ждут нас быстрые ракеты,
Для прогулок по планетам. (На месте маршируем.)
На какую захотим, (поворот в право, рука прямо).
На, такую полетим! (поворот в лево, рука прямо).
Но у нас один секрет
Опоздавшим – места нет
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять - По одному загибают пальчики на обеих руках.
В космос полетел отряд. Соединяют ладошки вместе, поднимают руки
вверх.
Командир в бинокль глядит, Пальцы обеих рук соединяются с большими,
образуя «бинокль».
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, спутники, кометы, Загибают пальчики обеих рук
Большую желтую луну
.
Четвертое задание «Найдите звезды одинаковой формы».
Найдите среди множества, звёзды одинаковой формы, и обведите их одним
цветом.
Пятое задание графический диктант «Ракета».
Отступить 5 клеток снизу и 11 клеток слева.
• 1 вверх
• 2 влево
• 1 вверх
• 2 по диагонали вправо вверх
• 7 вверх
• 1 по диагонали вправо вверх
• 1 по диагонали вправо вниз
• 7 вниз
• 2 по диагонали вправо вниз
• 1 вниз
• 2 влево
• 1 вниз
• 2 влево
Графический диктант Ракета готов.
Шестое задание 4 лишний.
Солнце, Венера, Земля, Африка
ракета, спутник, лодка, луноход
комета, звезда, метеорит, глобус
Гагарин, Терешкова, Леонов, Бианки
Венера, Марс, Юпитер, Большая медведица
Седьмое задание «Составь предложение» - работа над грамматическим
строем речи
корабль, на, летит, космический, луна
мы, земля, живём, планета, на
девять, вокруг, вращается, солнце, планет
Воспитатель: Наше путешествие подошло концу. А сейчас нам пора
возвращаться в детский сад.(отсчет 10.9…)
Вы успешно прошли первую ступень подготовки в космонавты.
Какие задания вам понравилось выполнять?
(ответы детей)
Молодцы!