Напоминание

"Работа над словарными словами с использованием приёмов мнемотехники с детьми с ОВЗ"


Автор: Хрушкова Наталья Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 2"
Населённый пункт: Город Котлас, Архангельская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Работа над словарными словами с использованием приёмов мнемотехники с детьми с ОВЗ"
Раздел: начальное образование





Назад




Работа над словарными словами с использованием

приёмов мнемотехники с детьми с ОВЗ

Учитель начальных классов Хрушкова Наталья Ивановна

ОВЗ-ограниченные возможности здоровья. Дети с ОВЗ – это такие обучающиеся,

которые имеют недостатки в физическом или психическом развитии.

Ведущей и основной задачей обучения русскому языку детей с ОВЗ является

коррекция мышления и речи обучаюущихся. Специфические задачи обучения грамматике

и правописанию (выработка достаточно прочных навыков грамотного письма, умений

последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме) решаются во

взаимодействии с другими, направленными на коррекцию и развитие речи,

познавательной деятельности, воспитание, социальную адаптацию и реабилитацию

личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Для школьников овладение грамотным письмом, несомненно, представляет

большие трудности. Поэтому от учителя требуется выявление причин этих трудностей и

проведение эффективной работы по их преодолению.

Процесс письма включает в себя ряд психофизических компонентов, таких как:

-акустический, позволяющий выделить звуки из речевого потока;

-артикуляционный, направленный на уточнение звукового состава слова и установление

последовательности входящих в него звуков;

-зрительные представления и точные двигательные навыки, которые обеспечивают

перевод звуковой структуры слова в графические знаки;

-удерживание в памяти и правильную пространственную организацию графических

символов.

Наконец, существенное значение для письма, как и для всякой другой

деятельности, имеет достаточно устойчивое внимание.

Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо

организованная, педагогически целесообразно построенная работа. Правописание слов с

непроверяемой безударной гласной нельзя подвести под какое-либо правило. Фактически

следует изучать каждое из них в отдельности. Поэтому усвоение их написания

распределено по всем годам обучения. Программой определяется количество и

последовательность изучения словарных слов.

Трудности усвоения их написания связаны с неотчётливым восприятием

зрительного образа, слабостью выработки связей между зрительным восприятием и

движением руки во время письма, в результате чего наступает быстрое забывание, потеря

полученного навыка.

Лучшему усвоению написания этих слов способствует, прежде всего, значительное

количество упражнений, рассчитанных на зрительно-моторное запоминание. Для

формирования более точного зрительного образа хорошо выделять орфограмму другим

цветом или подчёркиванием, в данном случае, можно использовать ручки с зелёной

пастой.

Для качественного усвоения новых слов имеет значение определенная

последовательность работы:

1.Восприятие слова на слух.

2. Выяснение его лексического значения.

3. Зрительное восприятие слова (первичное на карточке).

4. Вторичное прочтение слова (фонетическое чтение), постановка ударения, выделение

ударной и безударной гласной или других орфограмм, которые нужно запомнить.

5. Деление слова на слоги и для переноса.

6. Запись слова в тетрадь с подчеркиванием буквы или букв, написание которых надо

запомнить; подбор родственных слов, запись их с подчеркиванием нужной орфограммы.

7. Составление словосочетаний, предложений с изучаемым словом.

8.Запись лучшего предложения из составленных учащимися или данных учителем.

В

условиях

современного

образования

особое

внимание

уделяется

индивидуальным методам обучения, которые помогают детям с ограниченными

возможностями здоровья осваивать учебный материал. Одним из таких методов является

мнемотехника, представляющая собой набор приемов, направленных на улучшение

запоминания и усвоения информации.

Задача учителя помочь ребенку запомнить непроверяемую букву интересно и

сделать процесс усвоения словарных слов более эффективным и, как следствие, научить

ребёнка писать эти слова без ошибок.

Мнемотехника

искусство

запоминания,

совокупность

приемов,

облегчающих

запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных

ассоциаций.

Мнемотехника основывается на использовании ассоциаций, образов и структурирования

информации, что позволяет превратить абстрактные понятия в более понятные и

запоминающиеся формы. Важно отметить, что мнемотехнические техники можно

адаптировать под индивидуальные потребности каждого ребенка, что особенно актуально

для работы с детьми, имеющими различные особенности развития. Например, дети с

нарушениями

слуха

могут

использовать

визуальные

образы,

тогда

как

дети

с

нарушениями зрения — тактильные ощущения.

Методы мнемотехники, которые применяются при работе со словарными словами с

обучающимися с ОВЗ:

Метод ассоциаций. При помощи каких – то ярких ассоциаций мозг ребёнка запоминает

информацию. И когда ему надо вспомнить и восстановить эту информацию, обучающийся

вспоминаем эти необыкновенные ассоциации, которые происходили на тот момент и

информация возвращается. Этот метод ассоциаций основан на запоминании букв и слов.

Применение визуальных

материалов

является

важной

составляющей

работы

с

мнемотехникой. Использование картинок и

схем помогает детям с ОВЗ лучше понимать и

запоминать информацию. Например, для изучения темы «Животные» можно создать красочные

карточки с изображениями животных и их описаниями. Это поможет не только запомнить

названия животных, но и лучше усвоить информацию о их среде обитания и особенностях. Такие

наглядные пособия значительно облегчают процесс обучения и делают его более доступным.

Подбор однокоренных слов можно провести в форме игры «Снежная куча»

Игра “Снежная куча”

Содержание игры: эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из

слов, которые все похожи на слово “снег”.

Есть слово ласковое, маленькое – снежок.

Есть слово длинное – снегопад.

Есть слово красивое, слово признак – снежный (ком).

Есть слово-человек, сказочный персонаж – снегурочка.

Есть слово-фигура, вылепленная из снега – снеговик.

Есть слово лёгкая, пушистая – снежинка.

Есть слово-цветок – подснежник.

Есть слово-птица – снегирь.

Подул вдруг ветер и все слова-снежинки разлетелись. Детям предлагается собрать их

(Дети называют слова и складывают снежинки в кучу).

Прием

звуковых

(фонетических)

ассоциаций. Принцип

приема

заключается

в

следующем: запоминаемое слово необходимо связать с другим словом, в котором

«проблемная» буква сомнений не вызывает. Самое главное в данном приеме найти такое

созвучное слово, чтобы получилась удачная фраза: Морковь МОкрая, КОНЬ на КОНЬках,

МАШина девочки МАШи, Петух Петя. Данные созвучные фразы помогут выделить и

прочно запомнить нужную орфограмму. Для того чтобы эффективней запомнить слова,

можно дополнить фразу рисунком.

Использование мнемотехнических приёмов запоминания способствует снижению

нагрузки на механическую память, активизирует познавательную деятельность, дарит

радость общения с буквой. У учащихся формируются навыки запоминания правописания

словарных слов на основе интересной зацепки, увлекательного путешествия в прошлое,

собственного опыта и опыта одноклассников. В процессе работы ребята усваивают

орфографию не только словарных слов, предусмотренных программой, но и других слов с

непроверяемой орфограммой.

Только

систематическая

работа

над

словарём

формирует

у

учеников

орфографическую

зоркость,

грамотность,

мышление

и

память.

Данная

система

оправдывает себя и даёт неплохие результаты; ошибок при написании словарных слов

стало значительно меньше, да и речь ребёнка стала более грамотна, увеличивается

постоянно словарный запас. Работа над словом способствует развитию целого ряда

мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства

и различия – учит делать выводы и обобщения, быть грамотным и образованным,

чувствовать себя в социуме свободно и непринужденно. И завершить эту тему хочется

именно синквейном:

«Словарные слова»

Нужные, важные

Запоминают, пишут, учат

Обогащение словарного запаса

Речь.

Список литературы

1.

Омельченко Л.B. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи /

Омельченко Л.B. Логопед. 2008г. №4.

2.

Лёвушкина, О.Н. Словарная работа в начальных классах / О.Н.Лёвушкина. – М. :

Гуманитарное издание. Центр ВЛАДОС, 2008. – 95 с.

3.

Никишина, Н.В. Комплексная методика повышения грамотности письма при

изучении непроверяемых слов в начальной школе: методическое пособие /

Н.В.Никишина. – М : Восход, 2017. – 60 с.

4.

Агафонов, В.В. Ассоциативный орфографический словарик для начальной школы /

В.В.Агафонов. – 2-е изд. – М: Ювента, 2022. – 64 с.



В раздел образования