Автор: Хрушкова Наталья Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 2"
Населённый пункт: Город Котлас, Архангельская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Работа над словарными словами с использованием приёмов мнемотехники с детьми с ОВЗ"
Раздел: начальное образование
Работа над словарными словами с использованием
приёмов мнемотехники с детьми с ОВЗ
Учитель начальных классов Хрушкова Наталья Ивановна
ОВЗ-ограниченные возможности здоровья. Дети с ОВЗ – это такие обучающиеся,
которые имеют недостатки в физическом или психическом развитии.
Ведущей и основной задачей обучения русскому языку детей с ОВЗ является
коррекция мышления и речи обучаюущихся. Специфические задачи обучения грамматике
и правописанию (выработка достаточно прочных навыков грамотного письма, умений
последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме) решаются во
взаимодействии с другими, направленными на коррекцию и развитие речи,
познавательной деятельности, воспитание, социальную адаптацию и реабилитацию
личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Для школьников овладение грамотным письмом, несомненно, представляет
большие трудности. Поэтому от учителя требуется выявление причин этих трудностей и
проведение эффективной работы по их преодолению.
Процесс письма включает в себя ряд психофизических компонентов, таких как:
-акустический, позволяющий выделить звуки из речевого потока;
-артикуляционный, направленный на уточнение звукового состава слова и установление
последовательности входящих в него звуков;
-зрительные представления и точные двигательные навыки, которые обеспечивают
перевод звуковой структуры слова в графические знаки;
-удерживание в памяти и правильную пространственную организацию графических
символов.
Наконец, существенное значение для письма, как и для всякой другой
деятельности, имеет достаточно устойчивое внимание.
Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо
организованная, педагогически целесообразно построенная работа. Правописание слов с
непроверяемой безударной гласной нельзя подвести под какое-либо правило. Фактически
следует изучать каждое из них в отдельности. Поэтому усвоение их написания
распределено по всем годам обучения. Программой определяется количество и
последовательность изучения словарных слов.
Трудности усвоения их написания связаны с неотчётливым восприятием
зрительного образа, слабостью выработки связей между зрительным восприятием и
движением руки во время письма, в результате чего наступает быстрое забывание, потеря
полученного навыка.
Лучшему усвоению написания этих слов способствует, прежде всего, значительное
количество упражнений, рассчитанных на зрительно-моторное запоминание. Для
формирования более точного зрительного образа хорошо выделять орфограмму другим
цветом или подчёркиванием, в данном случае, можно использовать ручки с зелёной
пастой.
Для качественного усвоения новых слов имеет значение определенная
последовательность работы:
1.Восприятие слова на слух.
2. Выяснение его лексического значения.
3. Зрительное восприятие слова (первичное на карточке).
4. Вторичное прочтение слова (фонетическое чтение), постановка ударения, выделение
ударной и безударной гласной или других орфограмм, которые нужно запомнить.
5. Деление слова на слоги и для переноса.
6. Запись слова в тетрадь с подчеркиванием буквы или букв, написание которых надо
запомнить; подбор родственных слов, запись их с подчеркиванием нужной орфограммы.
7. Составление словосочетаний, предложений с изучаемым словом.
8.Запись лучшего предложения из составленных учащимися или данных учителем.
В
условиях
современного
образования
особое
внимание
уделяется
индивидуальным методам обучения, которые помогают детям с ограниченными
возможностями здоровья осваивать учебный материал. Одним из таких методов является
мнемотехника, представляющая собой набор приемов, направленных на улучшение
запоминания и усвоения информации.
Задача учителя помочь ребенку запомнить непроверяемую букву интересно и
сделать процесс усвоения словарных слов более эффективным и, как следствие, научить
ребёнка писать эти слова без ошибок.
Мнемотехника
–
искусство
запоминания,
совокупность
приемов,
облегчающих
запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных
ассоциаций.
Мнемотехника основывается на использовании ассоциаций, образов и структурирования
информации, что позволяет превратить абстрактные понятия в более понятные и
запоминающиеся формы. Важно отметить, что мнемотехнические техники можно
адаптировать под индивидуальные потребности каждого ребенка, что особенно актуально
для работы с детьми, имеющими различные особенности развития. Например, дети с
нарушениями
слуха
могут
использовать
визуальные
образы,
тогда
как
дети
с
нарушениями зрения — тактильные ощущения.
Методы мнемотехники, которые применяются при работе со словарными словами с
обучающимися с ОВЗ:
Метод ассоциаций. При помощи каких – то ярких ассоциаций мозг ребёнка запоминает
информацию. И когда ему надо вспомнить и восстановить эту информацию, обучающийся
вспоминаем эти необыкновенные ассоциации, которые происходили на тот момент и
информация возвращается. Этот метод ассоциаций основан на запоминании букв и слов.
Применение визуальных
материалов
является
важной
составляющей
работы
с
мнемотехникой. Использование картинок и
схем помогает детям с ОВЗ лучше понимать и
запоминать информацию. Например, для изучения темы «Животные» можно создать красочные
карточки с изображениями животных и их описаниями. Это поможет не только запомнить
названия животных, но и лучше усвоить информацию о их среде обитания и особенностях. Такие
наглядные пособия значительно облегчают процесс обучения и делают его более доступным.
Подбор однокоренных слов можно провести в форме игры «Снежная куча»
Игра “Снежная куча”
Содержание игры: эта снежная куча не простая, а волшебная, она сделана не из снега, а из
слов, которые все похожи на слово “снег”.
Есть слово ласковое, маленькое – снежок.
Есть слово длинное – снегопад.
Есть слово красивое, слово признак – снежный (ком).
Есть слово-человек, сказочный персонаж – снегурочка.
Есть слово-фигура, вылепленная из снега – снеговик.
Есть слово лёгкая, пушистая – снежинка.
Есть слово-цветок – подснежник.
Есть слово-птица – снегирь.
Подул вдруг ветер и все слова-снежинки разлетелись. Детям предлагается собрать их
(Дети называют слова и складывают снежинки в кучу).
Прием
звуковых
(фонетических)
ассоциаций. Принцип
приема
заключается
в
следующем: запоминаемое слово необходимо связать с другим словом, в котором
«проблемная» буква сомнений не вызывает. Самое главное в данном приеме найти такое
созвучное слово, чтобы получилась удачная фраза: Морковь МОкрая, КОНЬ на КОНЬках,
МАШина девочки МАШи, Петух Петя. Данные созвучные фразы помогут выделить и
прочно запомнить нужную орфограмму. Для того чтобы эффективней запомнить слова,
можно дополнить фразу рисунком.
Использование мнемотехнических приёмов запоминания способствует снижению
нагрузки на механическую память, активизирует познавательную деятельность, дарит
радость общения с буквой. У учащихся формируются навыки запоминания правописания
словарных слов на основе интересной зацепки, увлекательного путешествия в прошлое,
собственного опыта и опыта одноклассников. В процессе работы ребята усваивают
орфографию не только словарных слов, предусмотренных программой, но и других слов с
непроверяемой орфограммой.
Только
систематическая
работа
над
словарём
формирует
у
учеников
орфографическую
зоркость,
грамотность,
мышление
и
память.
Данная
система
оправдывает себя и даёт неплохие результаты; ошибок при написании словарных слов
стало значительно меньше, да и речь ребёнка стала более грамотна, увеличивается
постоянно словарный запас. Работа над словом способствует развитию целого ряда
мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства
и различия – учит делать выводы и обобщения, быть грамотным и образованным,
чувствовать себя в социуме свободно и непринужденно. И завершить эту тему хочется
именно синквейном:
«Словарные слова»
Нужные, важные
Запоминают, пишут, учат
Обогащение словарного запаса
Речь.
Список литературы
1.
Омельченко Л.B. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи /
Омельченко Л.B. Логопед. 2008г. №4.
2.
Лёвушкина, О.Н. Словарная работа в начальных классах / О.Н.Лёвушкина. – М. :
Гуманитарное издание. Центр ВЛАДОС, 2008. – 95 с.
3.
Никишина, Н.В. Комплексная методика повышения грамотности письма при
изучении непроверяемых слов в начальной школе: методическое пособие /
Н.В.Никишина. – М : Восход, 2017. – 60 с.
4.
Агафонов, В.В. Ассоциативный орфографический словарик для начальной школы /
В.В.Агафонов. – 2-е изд. – М: Ювента, 2022. – 64 с.