Автор: Байдикова Ирина Васильевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: Владивостокский базовый медицинский коллеж Уссурийский филиал КГБПОУ «ВБМК»
Населённый пункт: Приморский край, г. Уссурийск
Наименование материала: статья
Тема: "Визуализация учебной информации на практических занятиях в медицинском колледже"
Раздел: среднее профессиональное
Визуализация учебной информации на практических занятиях в
медицинском колледже
Байдикова Ирина Васильевна,
Преподаватель высшей категории
Владивостокский базовый медицинский коллеж
Уссурийский филиал КГБПОУ «ВБМК»
Аннотация
Рассматриваются
вопросы подачи
учебного
материала
в
визуальном, структурированном виде. Подчеркивается, что наглядные и
цифровые средства обучения способствуют формированию практических
навыков, развитию клинического мышления и профессиональной мотивации.
Ключевые
слова:
подготовка
специалистов
в
медицинском
колледже,
практическое занятие,
результаты обучения, визуализация,
педагогические
технологии.
Профессионализм медицинского работника во многом зависит от
профессиональной подготовки в медицинском колледже. Одной из ключевых
инициатив последних лет в системе среднего медицинского образования стало
внедрение программы «Профессионалитет», направленной на сокращение
разрыва между теоретической подготовкой и практическими потребностями
здравоохранения.
Сегодня
студент
для
преподавателей
–
это
главное
действующее
лицо
образовательного
процесса.
Преподаватели
профессионального модуля (ПМ) на практических занятиях моделируют
обстановку
профессиональной
деятельности,
имитируют
различные
клинические ситуации, которые наиболее часто встречаются в практической
деятельности медицинских сестер. Каждый преподаватель стремится, чтобы его
занятия были интересными, увлекательными и запоминающимися, а студенты
становились активными участниками образовательного процесса.
Чему учить и для чего учить? Это определяет ФГОС. А вот как учить
результативно? – на этот вопрос отвечает преподаватель.
Так как разные цели обучения достигаются разными методами,
для
формирования у обучающихся широкого спектра компетенций, преподаватель
использует различные образовательные технологи, в том числе технологии
визуализации, целью которых является повышение эффективности обучения в
медицинском колледже.
Визуализация – это процесс представления данных в виде изображения с
целью максимального удобства их понимания и усвоения.
Зрительное
восприятие – это один из самых быстрых способов передачи данных.
Визуальная информация не является лишь иллюстрацией к изучаемому
материалу. Она становится независимым, альтернативным источником на
занятии такую информацию нужно анализировать, осмысливать, порой
генерировать самостоятельно.
В образовательном процессе медицинского колледжа визуализация
выполняет ряд функций: информационную, мотивационную, развивающую,
контрольно-коррекционную.
Таким
образом,
визуализация
учебной
информации
выступает
инструментом
повышения
качества
подготовки
будущего
медицинского
работника. Наиболее эффективными средствами визуализации на практических
занятиях
являются:
графические
материалы,
мультимедийные
ресурсы,
симуляционные технологии, интерактивные платформы.
Представление учебного материала в визуальном, структурированном
виде позволяет быстрее, качественнее усваивать новые системы понятий и
способы действий. Новая информация усваивается и запоминается лучше тогда,
когда она остается в системе визуально-пространственной памяти. В настоящее
время от преподавателя требуется умение преобразовать устную и письменную
информацию в визуальную. Это новый запрос современного общества, который
нужно учитывать в образовательном процессе.
Технологии визуализации
являются
важнейшим
инструментом
для
качественного
восприятия
информации и запоминания учебного материала, поэтому преподаватели ПМ
активно используют данную технологию в своей практической деятельности.
На практических занятиях ПМ,
для формирование профессионально
значимых умений обучающихся, ежедневно в своей практической деятельности
использую
технологии
визуализации.
Например,
вместе
со
«скучным»
алгоритмом манипуляции на бумажном носителе, предлагаю студентам этот
же учебный материал, но уже в виде презентации и/или в виде учебного
пособия, или фотоматериалов, видеофильмов в которых каждое действие
представлено в иллюстрированном виде, это даёт возможность преподавателю
изложить учебный материал в увлекательной, запоминающейся форме, а
студенту быстро охватить большой объем информации, связать полученную
информацию в целостную картину,
далее быстрее освоить алгоритм
выполнения манипуляции.
Системное использование визуальных средств на практических занятиях
способствует: сокращению времени на освоение сложных процедур, снижению
уровня ошибок при выполнении манипуляций, формированию навыков работы
в условиях, приближенных к клиническим, развитию коммуникативных умений
через групповую работу с визуальным материалом. Несмотря на то, что для
преподавателя умение преобразовать устную, письменную информацию в
визуальную весьма трудоемкий процесс, на наш взгляд, визуализация
учебной
информации на занятиях
ПМ позволяет активизировать познавательную
деятельность
студентов,
способствует
формированию
профессионального
интереса, развивает клиническое мышление, и в конечном итоге, повышается
качество практической подготовки обучающихся.
Список использованных источников
1. Казакова, И. С. Методические рекомендации по разработке основной
профессиональной образовательной программы «Профессионалитет» / И.С.
Казакова, М.С. Емельяненко, Е.А. Карпухина, А.В. Лебедева.
– Москва:
ФГБОУ ДПО ИРПО, 2023. – 117 с.
2. Леонтьева О.В. Визуализация как средство повышения эффективности
обучения в системе СПО // Современное образование. 2021. – №6. – С.45 – 49.