Автор: Мерзлякова Наталия Перзантовна
Должность: Инструктор по физической культуре
Учебное заведение: Филиал МАДОУ д/с № 49 "Радуга" - д/с № 15 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: Свердловская область, город Серов
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Семинар-практикум для педагогов "Физкультура в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Семинар
-
практикум
для педагогов
«
Физкультура в детском саду
»
«Здоровье – не все, но все
без здоровья – ничто»
Сократ
Цель. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах
здоровьесбережения дошкольников.
Задачи:
1. Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки
педагогов в работе с детьми по сохранению и укреплению здоровья.
2. Способствовать развитию педагогического мышления.
3.
Создать
благоприятную
атмосферу
для
творческой
работы
всех
участников.
ХОД СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА
Важнейшая
задача
педагога
дошкольного
образовательного
учреждения – организовать педагогический процесс, сберегающий здоровье
ребенка дошкольного возраста и воспитывающий ценностное отношение к
здоровью.
Перед педагогами стоит важная задача – дать ребенку информацию,
которая сохранит свою значимость на всю жизнь. В дошкольном возрасте
дети восприимчивы и послушны, поэтому есть уникальная возможность для
выработки правильных привычек.
Педагоги должны не только давать качественные знания своим
воспитанникам, но и формировать у них сознательную установку на
здоровый образ жизни, научить жить в гармонии с собой и окружающим
миров. Должны понимать, что ребенок, изучая себя, особенности своего
организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную
оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.
Рядом с педагогом и ребенком идут родители, которые помогают детям
использовать полученные ими знания и умения в обыденной жизни. Для
этого необходимо постоянно держать их в курсе того, что изучают дети.
Одной из основных задач нашего детского сада является сохранение и
укрепление здоровья дошкольников, формирование у них привычки к
здоровому образу жизни.
Наш семинар-практикум предлагаю провести в форме игры «Брэйн-
ринг». Для этого я предлагаю разделиться на две команды по жеребьевке и
занять места за столами.
Правила игры:
все вопросы будут появляться на экране;
после озвучивания вопроса, командам дается время на обдумывание
ответа – 1 минута; капитан команды, готовой
озвучить ответ,
поднимает руку и команда отвечает;
команда соперников не перебивает и не подсказывает;
за каждый правильный ответ команды получают жетон;
в заключении подведем итог нашей игры.
Для начала игры каждая команды выбирает капитана и придумывает
название.
Название должно соответствовать теме нашего семинара – 1
минута на раздумье. Время пошло.
(Команды озвучивают девиз и имя капитана)
Итак, внимание на экран.
1 вопрос. Начиная работу с детьми по формированию у них здорового образа
жизни, мы ставим перед собой определенные задачи. Какие?
Содействовать сохранению здоровья каждого дошкольника
Показать многогранную природу здоровья
Сформировать у дошкольников представления об ответственности
за собственное здоровье и здоровье окружающих
Сформировать основания для критического мышления по отношению
к знаниям, навыкам и практическим действиям, направленным на
сохранение здоровья
Обеспечить детей необходимой информацией, позволяющей сохранять
и укреплять здоровье
Расширить
и
разнообразить
взаимодействие
детского
сада
и
родителей в целях укрепления здоровья детей.
2 вопрос. Какие формы работы с родителями по физическому воспитанию
вы знаете?
Индивидуальные беседы и консультации
Родительские
собрания,
конференции,
семинары-практикумы,
тренинги
Наглядно-педагогическая
информация
(тематические
выставки,
буклеты, памятки-инструкции и т.д.)
Дни открытых дверей
Совместные физкультурные мероприятия (экскурсии, праздники,
развлечения, дни здоровья, походы)
Домашнее задание («Копилка достижений ребенка», изготовление
поделок, фотовыставки и т.д.)
3 вопрос. Назовите формы работы с детьми по физическому воспитанию.
Утренняя гимнастика
НОД
Подвижные игры и спортивные упражнения
Гимнастика после дневного сна
Корригирующая
гимнастика
(профилактическая
–
осанка
и
плоскостопие)
Физкультурные досуги, праздники и развлечения
Дни здоровья
Походы
4 вопрос. Назовите основные компоненты здорового образа жизни.
Правильное питание
Рациональная двигательная активность
Закаливание организма
Развитие дыхательного аппарата
Сохранение стабильного психоэмоционального состояния
5 вопрос. Каковы основные принципы закаливания?
Постепенность увеличения силы воздействия закаливающих средств
Комплексность использования природных факторов
Непрерывность проведения закаливающих процедур
Направленность закаливающих средств на разные участки тела при
чередовании их как по силе воздействия, так и по интенсивности
Проведение закаливания и в состоянии покоя, и в сочетании с
движениями, физическими упражнениями
Наблюдение
за
реакцией
организма
ребенка
на
закаливающие
воздействия, учитывая его индивидуальные особенности
Создание условий для благоприятного эмоционального состояния
детей в процессе закаливания и их положительного отношения к
процедурам.
6 вопрос. Назовите основные средства закаливания.
Воздух
Солнце
Вода
Босохождение
Самомассаж
7 вопрос. Является ли процесс сна закаливающим средством?
Да, если он проходит в хорошо проветренном помещении.
8 вопрос. Для чего необходимо проводить гимнастику после дневного сна?
Для того, чтобы поднять настроение, мышечный тонус у каждого ребенка,
а также провести профилактику нарушений осанки и стопы.
9 вопрос.
Продолжите фразу: «Утренняя гимнастика является важным
компонентом двигательного режима, т.к. ее организация направлена на…»
«…поднятие эмоционального и мышечного тонуса, создание бодрого,
жизнерадостного настроения для предстоящего дня»
10 вопрос.
Назовите продолжительность утренней гимнастики в каждой
возрастной группе.
в первой младшей группе – 4-5 мин,
во второй младшей группе – 5-6 мин,
в средней группе – 6-8 мин,
в старшей группе — 8-10 мин,
в подготовительной группе – 10-12 мин.
11 вопрос.
Как можно изменить утреннюю гимнастику, чтобы повысить
физическую нагрузку?
Физическая нагрузка возрастает за счет увеличения количества повторений
каждого движения, темпа их выполнения.
12 вопрос. Какие виды или варианты проведения утренней гимнастики вы
знаете?
обычная или традиционная (строевые упражнения, перестроения,
ОРУ);
из набора подвижных игр (2-3 подвижных игры);
музыкально – ритмическая гимнастика;
игрового характера;
комплекс упражнений с тренажерами;
с предметами и без предметов;
сюжетная гимнастика;
по показу ребенка;
по схемам.
13 вопрос.
Из каких частей состоит НОД по физической культуре? Что
включает в себя каждая из частей?
Три части НОД:
вводная – строевые упражнения, ходьба и бег в
чередовании, основная – ОРУ, ОВД, подвижная игра и заключительная –
спокойная ходьба, игра малой подвижности, дыхательная гимнастика и т.
д.
14 вопрос. Какова продолжительность НОД по физической культуре в
каждой возрастной группе?
в первой младшей группе длительность ее составляет 10 мин,
во второй младшей группе – 15-20 мин,
в средней группе – 20- 25 минут,
в старшей группе – 25-30 мин,
в подготовительной группе – 30-35 мин.
15 вопрос. Что такое физкультминутка?
Это физические упражнения, проводимые в группе во время НОД, для смены
деятельности и привлечения внимания воспитанников или физкультурные
минутки – это кратковременные перерывы на занятиях длительностью 1-2
минуты для проведения физических упражнений с целью предупреждения
утомления, сохранения умственной трудоспособности и профилактики
нарушения осанки.
16 вопрос. Назовите физические качества, которым соответствуют данные
определения.
1. Способность человека быстро осваивать новые движения, а также
перестраивать их в соответствии с меняющейся обстановкой (ловкость) .
2. Способность человека сохранять устойчивое положение во время
выполнения разнообразных движений и поз на приподнятой и уменьшенной
поверхности (равновесие) .
3. Способность человека выполнять движения в наикратчайшее время
(быстрота) .
4. Способность человека выполнять физические упражнения допустимой
интенсивности как можно дольше (выносливость).
5. Степень напряжения мышц при их сокращении (сила) .
6. Способность достигать наибольшей величины амплитуды движений
отдельных частей тела в определенном направлении (гибкость) .
7. Способность человека определять расстояние с помощью зрения и
мышечных ощущений (глазомер).
Подведение итогов.
Итак, формирование здорового образа жизни – это воспитание
комплекса разнообразных навыков, правил, умений и знаний, которые дети
могут применять на практике. Такой образ жизни создает у них мотивацию и
стремление быть здоровыми, ценить хорошее самочувствие, уметь защитить
себя и своих сверстников от вредных влияний среды и нежелательных
контактов.
Сформированные в раннем детстве навыки здорового образа жизни
сохраняются и в дальнейшем. Ребенок, взрослея, будет всегда защищенот
разнообразных вредных воздействий, с которыми ему придется сталкиваться.
В заключении хочется сказать, что работа нашего ДОУ будет
достаточно эффективной с точки зрения охраны и укрепления здоровья детей
только в том случае, если весь коллектив – от младшего воспитателя до
заведующего – работает согласованно, целенаправленно и заинтересован в
воспитании здорового ребенка.