Напоминание

Формирование читательской грамотности у дошкольников с ОНР


Автор: Екатерина Викторовна Григорьева
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МДОБУ "ДЕТСКИЙ САД №5"
Населённый пункт: КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ, МИНУСИНСК
Наименование материала: Формирование читательской грамотности у детей с общим недоразвитием речи
Тема: Формирование читательской грамотности у дошкольников с ОНР
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование читательской грамотности у дошкольников

подготовительной группы с общим недоразвитием речи

Общее недоразвитие речи (ОНР) представляет собой сложное расстройство

речевого

развития

ребенка,

которое

характеризуется

нарушением

звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, связной речи и

восприятия речи окружающих. Это состояние значительно осложняет

процесс

освоения

ребенком

чтения

и

письма,

негативно

влияя

на

формирование полноценной читательской грамотности.

Формирование

читательской

грамотности

включает

развитие

умения

понимать прочитанное, анализировать содержание текста, выделять главную

мысль и делать выводы. У детей с ОНР указанные процессы требуют особого

подхода и специальных методов коррекции.

Цель данной статьи — ознакомить родителей и педагогов с эффективными

способами

формирования

читательской

грамотности

у

дошкольников

подготовительной группы с общим недоразвитием речи.

Основные этапы формирования читательской грамотности

Этап первый: подготовка к восприятию текста

Прежде всего, важно создать положительную мотивацию у ребенка к чтению.

Необходимо

подбирать

интересные

и

доступные

возрасту

книги,

соответствующие уровню понимания ребенка. Например, яркие иллюстрации

и короткие рассказы помогают привлечь внимание ребенка и стимулируют

интерес к процессу чтения.

Важно

также

проводить

предварительные

занятия,

направленные

на

обогащение пассивного словаря ребенка. Логопед может предлагать игры на

узнавание звуков, слогов и слов, формируя предпосылки к пониманию

структуры слова и предложений.

Пример задания: Игра «Звукоподражание»: ребенок слушает звуки животных

и пытается повторить их, развивая слуховую память и артикуляционные

способности.

Этап второй: обучение осознанному чтению

Осознанное чтение предполагает понимание содержания текста, умение

пересказывать сюжет и отвечать на вопросы по содержанию. Для детей с

ОНР важно начинать с коротких рассказов, содержащих минимальное

количество незнакомых слов. Педагоги могут активно применять метод

совместного чтения вслух, задавая ребенку наводящие вопросы («Кто

главный герой рассказа?»).

Пример задания: Совместное чтение сказки с последующим обсуждением

персонажей и их поступков.

Этап третий: развитие навыка анализа текста

Ребенок учится выделять основную идею произведения, сравнивать героев,

устанавливать

причинно-следственные

связи.

Для

этого

используются

упражнения на составление планов, написание отзывов и творческих

заданий, основанных на содержании прочитанного материала.

Пример задания: Составление собственного окончания истории, исходя из

предложенного начала.

Этап четвертый: интеграция в повседневную жизнь

Необходимо интегрировать чтение в повседневную деятельность ребенка.

Чтение этикеток продуктов, вывесок магазинов, надписей на упаковках

способствует развитию интереса к письменной форме речи и стимулирует

желание читать самостоятельно.

Рекомендации родителям и педагогам

1. Создание благоприятной среды: регулярное совместное чтение книг дома и

в детском саду, обсуждение сюжетов произведений, поощрение попыток

самостоятельного прочтения.

2. Индивидуализация занятий: учитывать индивидуальные особенности

каждого ребенка, выбирая подходящие методы и приемы работы.

3. Использование наглядности: применение карточек с картинками, кубиков с

буквами,

интерактивных

досок

для

визуализации

процесса

усвоения

материала.

4. Поддержка мотивации: позитивное подкрепление успехов ребенка, похвала

за старания и достижения.

5. Разнообразие форм работы: использование песен, стихов, сказок и других

литературных жанров для повышения заинтересованности.

В заключении бы хотелось отметить, что формирование читательской

грамотности

у

дошкольников

с

общим

недоразвитием

речи

требует

комплексного подхода, включающего подготовку к восприятию текста,

обучение осознанному чтению, развитие навыка анализа текста



В раздел образования