Автор: Шолохова Нина Георгиевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГКОУ "Красноярская школа-интернат"
Населённый пункт: п.Красный Яр Жирновского р-на Волгоградской области
Наименование материала: урок
Тема: "Правописание гласных в приставках"
Раздел: среднее образование
Правописание гласных в приставках.
Цель: обобщить знания о приставке как части слова, написание гласных о, а,
е в приставках.
Задачи:
1.
формировать умения выделять приставку в слове и правильно писать
гласные в приставках;
2.
содействовать развитию словарного запаса слов, речи, зрительного и
слухового восприятия; коррекция логического мышления, памяти;
3.
способствовать воспитанию:
- делового сотрудничества;
- гордости за свой народ.
Ход урока.
I.
Организация.
А) Отдых наш кончается, работа начинается.
Мы хороший, дружный класс все получится у нас.
Б) Установка:
Тихо сели, закрыли глаза и мысленно сказали «Я все могу, у меня все
получится»
II.
Актуализация знаний.
Давайте повторим наши знания о составе слова:
1.Блиц-турнир:
А). Слово может быть без корня?
Нет
Б). Слово может быть без суффикса?
Да
В) Корень – главная неизменяемая часть слова?
Да
Г).Слово может быть без приставки?
Да
Д).Суффикс стоит перед корнем?
Нет
Е).Окончание это изменяемая часть слова?
Да
Ж).Окончание служит для связи слов в предложении?
Да
З).Приставка служит для образования новых слов?
Да
И).Приставка стоит перед суффиксом?
Нет
К).А где место приставки в слове?
Перед корнем.
2.Правила:
- Какие гласные встретились в приставках в домашнем упражнении?
(а, о, е )
-Как же пишутся гласные в приставках: по разному или одинаково?
(одинаково)
-Назовите гласные с приставкой а?
(за, на, над)
-Назовите приставки с гласной о?
(о, по, до, про, под (подо), от, ото, об (обо).
-Назовите приставу с гласной е?
(пере)
Молодцы.
III.
Работа в тетрадях.
1.
Запись числа, классная работа.
2.
Чистописание:
- Пишем согласную букву «В» в сочетании с буквами а, л.
-На что обращаем внимание? (на высоту буквы в)
3. Словарь: теперь, сейчас, календарь, комбайн.
IV. Тема урока:
Сегодня на уроке мы продолжим работу над правописанием гласных а, о, е в
приставках. Чтобы урок прошел интересно, мы вспомним рассказы, с
которыми мы познакомились на уроках чтения.
V. Работа по карточкам.
1. Возьмите карточку № 1 и прочитайте предложение:
Вечером п.д.шли солдаты к палаткам, расселись и стали п.р.числять, за
что и кому какие награды.
А)- Из какого произведения это предложение? (Медаль)
- Кто автор произведения? (С.П.Алексеев) слайд
- За что Шапкин получил медаль? (первым ворвался в турецкую
крепость)
- Какие гласные пропущены в приставке подошли? Почему?
- Какие гласные пропущены в слове перечислять? Почему?
Б) Запишите предложение в тетрадь.
В) Выделите главные и второстепенные члены предложения.
Г) Проверка.
2. Возьмите карточку № 2 и прочитайте словосочетания:
З.служенный генерал, н.хмурился Кутузов, п.морщился, п.д.шел к
офицеру, з.думчиво, п.требовал, п.шла молодежь, п.стояли.
А) Из какого рассказа эти словосочетания? (Гришенька)
Кто автор произведения? (С.П.Алексеев)
За что Кутузов обнял и расцеловал Гришеньку?
Б) В карточках вставьте пропущенные гласные, выделите приставку.
В) Взаимопроверка: поменяйтесь карточками, проверьте все ли правильно
сделано. Если нет, то помогите исправить ошибки.
3. Зарядка.(слайд)
Поработали ребятки, а теперь все на зарядку:
С по приставкой потянулись,
С на приставкой наклонились.
С до приставкой дотянулись до носочков своих ног.
С раз приставкой разогнулись
С под приставкой улыбнулись
С вы вытягиваем руки выше, выше
С о приставкой их опустим.
Вот и все настало время нам зарядку завершить.
4.Самостоятельная работа ( по две парты).
А) - Давайте вспомним рассказ «Боевое крещение». Кто автор этого
рассказа?
(Е.Холмогорова)
- Кто главный герой этого произведения? (Н.Раевский) слайд
- За что он получил свою первую самую почетную награду орден
Святого Георгия?
(совершил наступательный маневр, обошел и разгромил противника)
Б) Ребята с 1 парты поворачиваются ко 2 парте. Все вместе вставляете
гласные в приставках, а потом объясните, какие вставили и почему.
Карточка:
П.р.ходить болото, враг .тступил, началась п.р.стрелка , н.ступательный
маневр.
В) на доке (закрытой)
Раевский поселился в своем имении под Киевом. Он посадил липовую
аллею, фруктовый сад. Среди дубовых рощ провел генерал свои
последние дни.
-Прочитайте текст.
-Из какого произведения эти предложения? (В дни спокойные)
-Кто автор произведения? (Е.Холмогорова)
Задание:
Найдите слова с приставками, выпишите их и выделите приставки.
5.Герои СВО.
Мы с вами вспомнили героев нашей Родины в прошлом. Сейчас на
специальной военной операции тоже много солдат, офицеров которые с
честью выполняют свой долг по защите Родины, среди них есть и ребята,
бывшие ученики нашей школы. Слайд
Скоро у нас будет музей славы, где будут представлены все фото наших
учащихся, принимавших участие и воюющих на СВО.
VI. Итог урока.
Я приготовила для вас ребус. Я загадала слово.
1. В слове есть приставка, корень, суффикс и окончание.
2.Корень тот же, что и в словах: обмен, изменить, меняла. Слайд
3.В приставке две буквы е.
4.Суффикс тот же, что и в словах: травка, шубка. Слайд
5.Окончание – первая буква алфавита.
-Догадались, какое это слово?
-Запишите слово и разберите его по составу.
-Кто скажет, какое слово получилось? ( переменка).
Правильно, молодцы. Наверное, все уже поняли, раз появилось слово
переменка, значит наш урок подходит к концу. А это значит пора
подводить итоги..
VII. Домашнее задание: упр.94 ст.72
VIII. Рефлексия.
- О какой части слова мы сегодня говорили?
-Как пишутся приставки: по разному или одинаково?
-Какие гласные встретились нам в словах?
- На полях тетради нарисуйте смайлика: если урок понравился –
улыбающегося,
Если урок не понравился -
грустного.
IX. Оценки.