Напоминание

"Путешествие по родному краю"


Автор: Степаненко Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ № 22 г. Аши
Населённый пункт: Город Аша, Челябинская область
Наименование материала: Сценарий мероприятия по краеведению и туризму для детей 5-6 лет
Тема: "Путешествие по родному краю"
Раздел: дошкольное образование





Назад




СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ И ТУРИЗМУ ДЛЯ

ДЕТЕЙ 5–6 ЛЕТ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

УЧРЕЖДЕНИИ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОДНОМУ КРАЮ»

Введение:

обоснование

необходимости

и

педагогический

смысл мероприятия

Формирование

у

дошкольников

основ

региональной

идентичности, чувства принадлежности к родному краю, интереса к его

природе,

истории

и

культуре

одна

из

приоритетных

задач

современного

дошкольного

образования.

В

условиях

реализации

Федеральной образовательной программы дошкольного образования

(ФОП

ДО)

краеведческая работа приобретает особую значимость,

поскольку направлена на развитие патриотических чувств, расширение

кругозора,

формирование

целостной

картины

мира

и

воспитание

уважения к культурному наследию. Одним из эффективных средств

достижения этих целей является интеграция элементов туризма в

образовательный процесс. Туристско-краеведческая деятельность в

ДОУ способствует не только познавательному, но и физическому,

социально-коммуникативному,

речевому

и

художественно-

эстетическому развитию детей.

Для детей 5–6 лет наиболее продуктивной формой освоения

краеведческого материала является игровая деятельность, в которой

информация подаётся через образы, эмоции, практические действия и

сюжетные

ситуации.

Предлагаемое

мероприятие

сценарий

тематического

путешествия

«Путешествие

по

родному

краю»

разработано

с

учётом

возрастных

особенностей

дошкольников

старшего дошкольного возраста: их способности к символическому

мышлению, развитой фантазии, потребности в движении, стремлении

к

самостоятельности

и

сотрудничеству.

Мероприятие

носит

комплексный

характер,

объединяя

познавательные,

игровые,

двигательные, творческие и коммуникативные задачи.

Цель

мероприятия

формирование

у

детей

5–6

лет

элементарных

представлений

о

родном

крае

(географических

особенностях, природных объектах, культурных символах, традициях)

через

моделирование

туристской

деятельности

в

условиях

дошкольного учреждения.

Задачи мероприятия:

Образовательные:

— расширить представления детей о природных и культурных

достопримечательностях родного региона;

закрепить

знания

о

правилах

поведения

в

природе

и

на

экскурсии;

развивать навыки ориентирования в пространстве,

чтения

простейших схем и карт;

обогатить

словарный

запас

краеведческой

и

туристской

лексикой.

Развивающие:

развивать

познавательную

активность,

любознательность,

наблюдательность;

— стимулировать воображение и творческое мышление;

совершенствовать

двигательные

навыки

(координация,

ловкость, выносливость);

развивать

коммуникативные

умения:

умение

слушать,

договариваться, распределять роли, работать в команде.

Воспитательные:

— воспитывать чувство любви и уважения к родному краю;

— формировать бережное отношение к природе и культурному

наследию;

— развивать чувство ответственности, дисциплинированности,

взаимопомощи;

способствовать

формированию

туристско-краеведческой

культуры поведения.

Мероприятие рассчитано на 45–50 минут, проводится в групповом

помещении,

коридоре

и

прилегающей

территории

ДОУ

(при

возможности). Участники: дети 5–6 лет (15–20 человек), воспитатель,

музыкальный

руководитель

(по

желанию),

помощник

воспитателя.

Материалы

и

оборудование:

тематические

уголки,

имитирующие

природные и культурные объекты; карта маршрута; рюкзаки, бинокли,

фляжки (игрушечные или самодельные); атрибуты для игр и заданий;

аудиозаписи

звуков

природы

и

народной

музыки;

костюмы

или

элементы костюмов (по желанию).

Часть

I.

Подготовительный

этап:

проектирование

и

организация пространства

Эффективность мероприятия напрямую зависит от тщательной

подготовки. За 3–5 дней до проведения педагоги:

определяют

«объекты

путешествия»,

соответствующие

реальным

достопримечательностям

региона

(например:

«Река

Синюха», «Гора Зелёная», «Старинная мельница», «Лесная тропа»,

«Краеведческий

музей»,

«Народная

ярмарка»).

Каждый

объект

оформляется в виде тематической зоны в помещении или на участке

ДОУ;

— создают «карту путешествия» — схематичное изображение

маршрута с обозначением станций. Карта должна быть наглядной,

понятной для детей, с использованием символов и цветов;

— подготавливают необходимые материалы: атрибуты для игр,

загадки,

иллюстрации,

предметы

быта,

образцы

природных

материалов (камни, шишки, ракушки, если соответствуют региону),

костюмы персонажей (например, «лесной сторож», «старый мельник»,

«народный мастер»);

— проводят предварительную беседу с детьми о родном крае,

показывают фотографии местных достопримечательностей,

читают

стихи

и

сказки

регионального

содержания,

обучают

простейшим

туристским навыкам (как собрать рюкзак, как вести себя в лесу, как

пользоваться компасом или картой);

— формируют команды (по 4–5 человек) и выбирают капитанов —

это развивает чувство ответственности и лидерские качества.

Подготовительный

этап

также

включает

информирование

родителей: педагог размещает на информационном стенде описание

предстоящего мероприятия, предлагает родителям принять участие в

сборе

материалов

(фотографии,

открытки,

предметы

старины,

народные костюмы), а также при желании — в качестве волонтёров-

помощников на станциях.

Часть II. Ход мероприятия

1. Вступительная часть (5 минут)

Звучит спокойная музыка, имитирующая звуки природы (пение

птиц, шелест листьев). Дети собираются в круг.

Воспитатель:

Ребята,

сегодня

мы

с

вами

отправимся

в

необычное

путешествие — по нашему родному краю! Мы будем настоящими

туристами:

будем

идти

по

тропинкам,

преодолевать

препятствия,

разгадывать загадки, узнавать новое о нашей земле. А чтобы ничего не

забыть и никого не потерять, мы будем двигаться по специальной

карте. Посмотрите — вот она! (Показывает карту маршрута.)

— Каждая команда получит свой маршрутный лист и рюкзак с

необходимыми вещами. В пути нужно быть внимательными, дружными

и смелыми. Готовы?

Дети отвечают хором: «Готовы!»

Воспитатель:

— Прежде чем отправиться в путь, давайте вспомним правила

туристов:

— Не шуметь в лесу — чтобы не пугать зверей;

— Не рвать растения и не ломать ветки

— природа любит

бережных;

— Не оставлять мусор — уносим всё с собой;

Слушать

капитана

и

воспитателя

чтобы

всем

было

безопасно и весело!

Дети

повторяют

правила

хором

или

по

цепочке.

Команды

получают рюкзаки, бинокли, фляжки (с водой), маршрутные листы.

Звучит бодрая музыка, и дети отправляются к первой станции.

2. Станция 1: «Лесная тропа» (7 минут)

Оформление: имитация леса — ёлочки из картона, пни, грибы,

камни, «паутина» из ниток, «болото» из синей ткани. Звучат звуки леса.

Задачи станции:

— развивать наблюдательность и внимание;

— закреплять знания о лесных растениях и животных;

— формировать навыки безопасного поведения в лесу.

Ход работы:

Воспитатель (в роли лесного сторожа):

— Здравствуйте, юные путешественники! Я — хранитель этого

леса. Чтобы пройти дальше, вам нужно выполнить три задания.

Задание 1. «Узнай по описанию»

Воспитатель загадывает загадки о лесных обитателях:

— Кто осенью холодной ходит хмурый и голодный? (Волк)

— Кто на ветке скачет, рыжий хвостик прячет? (Белка)

— Кто всю зиму спит, а весной встаёт и ревёт? (Медведь)

Задание 2. «Что растёт в лесу?»

Детям предлагаются картинки с изображением растений. Нужно

выбрать только те, что растут в лесу (ель, подорожник, мухомор,

земляника, папоротник — в зависимости от региона).

Задание 3. «Пройди без шума»

Дети

должны

пройти

по

«лесной

тропе»,

преодолевая

препятствия (перешагнуть через «болото», пролезть под «паутиной»,

обойти «камни»), не задевая их и не издавая громких звуков.

После выполнения заданий команда получает «лесной значок»

(наклейку или жетон) и направляется к следующей станции.

3. Станция 2: «Река Синюха» (7 минут)

Оформление:

синяя

ткань

или

плёнка

на

полу,

«камни»

по

берегам, макеты рыб, уток, камышей. Можно использовать зеркало для

имитации воды.

Задачи станции:

— расширить представления о водоёмах родного края;

— развивать навыки классификации (животные реки, растения

берега);

— формировать представления о правилах поведения у воды.

Ход работы:

Воспитатель (в роли рыбака или речного духа):

— Добро пожаловать к нашей реке! Здесь живут рыбы, птицы,

насекомые.

Но

чтобы

узнать

их

всех,

нужно

быть

очень

внимательными.

Задание 1. «Кто здесь живёт?»

Детям предлагаются карточки с изображениями животных. Нужно

разделить их на две группы: кто живёт в воде, кто — у воды (рыба, бобр,

утка, стрекоза, лягушка, выдра).

Задание 2. «Собери мозаику»

Из крупных пазлов дети собирают изображение местной реки или

водоёма (подготовлено заранее).

Задание 3. «Правила у воды»

Воспитатель предлагает детям выбрать карточки с правильными

действиями у воды («не толкайся», «не бросай камни», «не пей сырую

воду», «не трогай незнакомых животных») и объяснить, почему они

важны.

Команда получает «водный значок» и переходит к следующей

станции.

4. Станция 3: «Гора Зелёная» (7 минут)

Оформление:

имитация

горы

из

матов,

подушек,

картонных

камней. На «вершине» — флаг или сундук с сокровищами.

Задачи станции:

развивать

физические

качества

(ловкость,

координация,

выносливость);

— формировать навыки преодоления препятствий;

— закреплять понятие «рельеф местности».

Ход работы:

Воспитатель:

— Перед нами — Гора Зелёная! Чтобы добраться до вершины,

нужно пройти сложный путь. Готовы к восхождению?

Задание 1. «Восхождение»

Дети

по

очереди

преодолевают

«гору»:

ползут

по

тоннелю,

перелезают через маты, балансируют по «узкой тропе» (скамейка),

прыгают по «камням» (кочки).

Задание 2. «Найди сокровище»

На вершине горы — сундук. Внутри — «сокровища»: ракушки,

красивые камни, шишки, записка с загадкой о родном крае. Разгадав

загадку, дети получают ключ к следующей станции.

Команда получает «горный значок».

5. Станция 4: «Старинная мельница» (7 минут)

Оформление: макет мельницы, жернова (из картона), мешки с

«мукой» (ватой), старинные предметы (ручная мельница, деревянная

ложка, кадушка).

Задачи станции:

— познакомить с трудом предков, бытом и ремёслами региона;

— развивать тактильное восприятие и мелкую моторику;

— формировать уважение к труду и истории.

Ход работы:

Воспитатель (в роли мельника):

— Здравствуйте, гости дорогие! Я — мельник. Здесь муку мелют,

хлеб печь будут. Хотите помочь?

Задание 1. «Помоги мельнику»

Дети «пересыпают муку» из одного мешка в другой ложками,

«вращают жернова» (картонные круги), «взвешивают муку» на весах.

Задание 2. «Угадай предмет»

В мешке — предметы старинного быта. Дети на ощупь угадывают,

что это (ковш, веретено, глиняный горшок — в зависимости от региона).

Задание 3. «Сказка о мельнице»

Воспитатель

рассказывает

короткую

легенду

или

сказку,

связанную с мельницей в регионе.

Команда получает «исторический значок».

6. Станция 5: «Народная ярмарка» (7 минут)

Оформление:

прилавки

с

изделиями

народных

промыслов

(матрёшки, глиняные игрушки, вышивка, лоскутные куклы), народная

музыка, элементы костюмов.

Задачи станции:

— познакомить с народными промыслами и ремёслами региона;

— развивать эстетическое восприятие;

— формировать навыки общения и ролевой игры.

Ход работы:

Воспитатель (в роли мастера или торговца):

— Добро пожаловать на ярмарку! Здесь можно купить игрушки,

примерить наряды, спеть песню или станцевать!

Задание 1. «Выбери сувенир»

Каждый

ребёнок

выбирает

понравившуюся

игрушку

и

рассказывает, почему она ему нравится.

Задание 2. «Танец или песня»

Дети исполняют простой народный танец или песню (например,

хоровод).

Задание 3. «Мастер-класс»

Дети украшают деревянную заготовку (или бумажную) узорами,

характерными для региона.

Команда получает «культурный значок».

3. Заключительная часть (5 минут)

Все команды собираются в общем кругу. Звучит торжественная

музыка.

Воспитатель:

Молодцы,

путешественники!

Вы

прошли

все

станции,

выполнили все задания и собрали целую коллекцию значков. Теперь

вы настоящие знатоки родного края!

Давайте

вспомним,

где

мы

побывали?

(Дети

называют

станции.)

— Что нового вы узнали?

— Что больше всего понравилось?

— Почему важно знать и беречь свой край?

Дети

делятся

впечатлениями.

Воспитатель

вручает

каждой

команде «Диплом юного краеведа» и сладкий приз (или символический

сувенир).

Воспитатель:

— Пусть любовь к родному краю живёт в ваших сердцах! А в

следующий раз мы отправимся ещё дальше — к рекам, лесам, городам

и сёлам, которые тоже ждут наших открытий!

Звучит финальная песня о родном крае. Дети выходят из зала,

держа в руках свои значки и дипломы.

Часть

III.

Методические

рекомендации

и

анализ

эффективности

Для

достижения

максимального

педагогического

эффекта

мероприятие должно быть не разовым событием, а частью системы

краеведческой работы в ДОУ. Рекомендуется:

— проводить подобные «путешествия» ежеквартально, посвящая

каждое новому аспекту края (природа, история, быт, праздники);

— создать в группе «Картотеку краеведческих игр и заданий» для

самостоятельной деятельности детей;

— оформить «Уголок маленького краеведа» с картами, гербами,

фотографиями, детскими рисунками;

организовать

реальные

экскурсии

по

местным

достопримечательностям с последующим обсуждением и творческим

отражением впечатлений (рисунки, макеты, рассказы);

— вовлекать родителей в совместные проекты: «Моя семья —

часть

истории

края»,

«Фотоальбом

родного

города»,

«Семейная

экскурсия».

Эффективность

мероприятия

оценивается

по

следующим

критериям:

— степень

вовлечённости детей в деятельность (активность,

инициативность, эмоциональный отклик);

качество

выполнения

заданий

(правильность,

самостоятельность, сотрудничество);

уровень

сформированности

краеведческих

представлений

(умение называть объекты, рассказывать о них, объяснять правила

поведения);

— развитие туристских навыков (ориентирование, соблюдение

правил, преодоление препятствий);

проявление

патриотических

чувств

(гордость,

интерес,

желание рассказать дома).

Анализ

показывает,

что

такие

мероприятия

способствуют

не

только

усвоению

знаний,

но

и

становлению

личностных

качеств:

ответственности, целеустремлённости, уважения к культуре и природе.

Дети начинают воспринимать родной край не как абстрактное понятие,

а как живое, значимое, близкое пространство, частью которого они

являются.

Заключение

Сценарий

мероприятия

«Путешествие

по

родному

краю»

представляет собой целостную педагогическую модель интеграции

краеведения и элементов туризма в образовательный процесс ДОУ для

детей 5–6 лет. Он сочетает в себе познавательную насыщенность,

игровую

форму,

двигательную

активность

и

эмоциональную

вовлечённость, что соответствует возрастным особенностям старших

дошкольников

и

требованиям

ФОП

ДО.

Мероприятие

не

только

расширяет

кругозор

детей,

но

и

формирует

у

них

чувство

принадлежности к родной земле, уважение к её истории и природе,

навыки ответственного поведения в окружающей среде.

Практическая ценность сценария заключается в его гибкости: он

может

адаптироваться под

особенности любого

региона, масштаб

учреждения,

количество

участников

и

имеющиеся

ресурсы.

Все

задания

и

станции

легко

модифицируются,

сохраняя

при

этом

педагогическую целостность и развивающий потенциал.

Краеведение в дошкольном возрасте — это не просто передача

информации, а создание эмоционально-ценностного фундамента, на

котором

впоследствии

будет

строиться

гражданская

идентичность

ребёнка. Туристская форма подачи материала делает этот процесс

живым,

запоминающимся,

личностно

значимым.

Именно

такие

мероприятия остаются в памяти детей надолго, пробуждают интерес к

исследованию

мира,

формируют

активную

жизненную

позицию

и

любовь к родному краю — тому месту, где начинается Родина.



В раздел образования