Автор: Филимонова Светлана Станиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №87 Красносельского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Театр малышам" консультация для воспитателей
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей
«Театр – малышам!»
Уважаемые коллеги, сегодня я хочу предложить вам, консультацию на тему: « Театр – малышам!»
для детей с 2-х до 3-х лет.
Читая детям русские народные сказки, короткие доступные для детей этого возраста стихи,
потешки и рассказы. Вы, уважаемые коллеги, приучаете малышей слушать внимательно текст
который им предлагаете, отвечать на простые вопросы для того что бы ребенок, как можно лучше
запомнил и надолго сохранил в памяти, то с чем вы знакомите малышей.
Для этой цели в образовательный процесс можно включить различные виды театрализованной
деятельности от простого игрового действия, сопровождающего чтение какого – либо
стихотворения, песенки, или потешки, до настоящего кукольного театра за ширмой, показанного
малышам по мотивам ранее прочитанного для них литературного произведения.
Начиная формировать в детях художественно – эстетическое воспитание, пробуждайте интерес
малышей к театрализованной игре, путем сопровождения чтения небольшого поэтического
произведения игровым действием, в котором вы даете возможность каждому ребенку:
наполнить первый опыт его общения с персонажем н-р: кукла Катя показывает концерт;
расширения контактов со взрослым когда н-р: переодетый в костюм бабушки взрослый
приходит в гости к детям и приглашает их на деревенский двор.
подводить к желанию отзываться на игры – действия со звуками (живой и неживой
природы), звуко подражая им вместе с воспитателем или повторяя звук после показа
воспитателя.
развивать навыки звуковой культуры речи, с выражением договаривая слова и фразы из
знакомого ребенку произведения,
текст которого вы читаете в данный момент,
сопровождая его игровым действием;
сформировать умение малышей пользоваться ( по подражанию) высотой и силой своего
голоса.
воспитывать умение передавать характер героя, которого выбрал ребенок, через эмоции и
мимику во время подражания своему герою, подражать движениям животных и птиц под
музыку, под звучащее слово
Театр творит чудеса: развлекает и воспитывает малышей, развивает их фантазию, воспитывает
в каждом маленьком ребенке чувство сопереживания происходящему,
создает в малышах
соответствующий эмоциональный настрой. Для того что бы радость от общения с «живыми»
куклами у каждого ребенка стала постоянной, необходимо создавать кукольный театр для
малышей.
Предложите детям рассмотреть самостоятельно или совместно с вами, уважаемые коллеги,
альбомы с яркими
предметными
картинками с изображенными на них театральными
персонажами по мотивам русских народных сказок, зверей, птиц, расскажите малышам о том, что
изображено на картинках.
Обратите внимание малышей на театральный уголок в вашей группе, в котором на уровне их
глаз выставлены различные куклы из разных видов театра: - настольного; - пальчикового; -
перчаточного; - театра Би – Ба – Бо; - одетые в различные костюмы куклы, игрушки зверей и
птиц для кукольного театра за ширмой.
Расскажите малышам, о том, что в театральном уголке вашей группы стоят не только куклы,
лежат альбомы, но и покажите, где хранятся театральные атрибуты: маленькие сумочки, зонтики,
столики и столы для настольного театра, ширма, декорации (деревья, кусты, цветы) для
выставления их на ширму во время представления, есть различные костюмы для того, что бы
можно было переодевать кукол. Покажите детям фланелеграф, предметные картинки героев
сказок из театра на фланелеграфе.
Расскажите малышам обо всём, что они увидели, дайте возможность каждому ребенку всё
внимательно рассмотреть и потрогать своими руками. Формируйте понимание малышей, что театр
это очень интересно.
Начинать настоящий театр необходимо с полного знакомства с ним. Когда вы, уважаемые
коллеги, уже прошли с детьми этапы чтения малышам небольших поэтических произведений и
попробовали вместе с детьми сопровождать их игровыми действиями, дали возможность каждому
ребенку получить опыт общения с персонажем через театрализованную игру, познакомили
малышей с театром, альбомами по театрализованной деятельности, атрибутами и его героями в
вашей группе .
Создайте условия малышам для систематического восприятия театрализованных выступлений
вами, уважаемые коллеги, для малышей. Сотворите каждому ребенку в детском саду, маленький
праздник. Пусть ребенок, приходя в музыкальный зал на театрализованное представление или
присаживаясь в группе на стул, чувствует себя счастливым зрителем.
Перед тем как пригласить малышей в зал или начать для них театрализованное представление в
группе, объясните, как
правильно вести себя во время просмотра театрализованного
представления: нельзя отвлекаться; шуметь; мешать сверстникам: надо сидеть тихо; слушать и
смотреть очень внимательно.
Во время показа театрализованного представления внимательно наблюдайте за тем, как дети
воспринимают предложенный им театр.
После окончания представления закрепляйте знания каждого ребенка, об увиденном ими.
Упражняйте малышей в умении отвечать на вопросы, о просмотренном произведении. Развивайте
в малышах эмоциональный отклик от просмотренного ими театра. Формируйте в каждом ребенке,
во время общения с ним, такие виды речевой деятельности как:
формирование словаря,
грамматический строй речи, связную речь.
Театральная деятельность очень богата и разнообразна для подключения её в партнерские
отношения в работе с родителями. Предлагайте родителям поучаствовать в показе малышам
вашей группы театрализованного представления или одному из родителей привлечь детей к
игровым действиям по отдельно взятому поэтическому произведению.
Это можно сделать в группе или на улице в театральной зоне территории детского сада в
теплый период времени. Активно участвуя в театральной деятельности группы, родители помогут
воспитателям развивать и закреплять в малышах культурно – эстетическое воспитание, интерес к
театральной деятельности, знания о художественных произведениях с которыми вы их знакомите.
Предлагайте малышам самостоятельно или совместно с вами поиграть в театр, используя кукол
из различных театров, атрибуты и декорации. Способствуйте проявлению самостоятельности,
активности в работе малыша во время игровой деятельности по произведению, во время
совместной работы со сверстниками и вами воспитателем, в игре с персонажами – игрушками.
Помогайте малышам достигшим 2,6 лет играть самостоятельно и вместе со взрослым в хорошо
знакомую им сказку. Дайте им возможность самостоятельно выбрать ту сказку, которую они
знают и в которую хотят поиграть, в этом случае развитие личности ребенка с помощью
театрализованной деятельности будет более эффективным. Во время самостоятельной игры в
сказку, уважаемые коллеги, воспитывайте в малышах
культуру поведения в общении со
сверстниками, стимулируйте первоначальный интерес к произведениям русского народного
фальклора.
Есть такая категория детей, которых родители, по каким либо причинам, отдают в детский сад
достаточно поздно. Большинство таких малышей, очень тяжело привыкает к новой обстановке,
новому окружающему миру вокруг себя, к новым условиям, а привыкнув, часто чувствуют себя не
уютно, среди сверстников и окружающих их взрослых. Причиной этому является
тяжелая
адаптация, которой подвержен маленький ребенок, приходящий в дошкольное учреждение первый
раз в возрасте с 2-х до 3-х лет, ведь всем известно, что чем старше ребенок, тем сложнее для него
проходит адаптационный период в детском саду.
В этом случае, показ малышу кукольного театра является эффективным средством, для
использования в первые дни, пребывания ребенка в ДОУ. Поскольку в адаптационный период
помогает малышу безболезненно и спокойно приспособится к новым условиям, позволяет
сформировать положительное отношение ребенка к детскому саду, развивает и дает ребенку
возможность начать вести себя более раскрепощено с окружающими его сверстниками и
взрослыми. В этот период пребывания ребенка в ДОУ ему необходимо создать условия несущие в
себе особое внимание, доброту и сердечность между окружающими его сверстниками и
взрослыми.
Очень важно понять психологические проблемы прибывающего первые дни в детском саду
ребенка и помочь малышу справиться с ними, дать возможность почувствовать себя раскованно,
во время, помогая преодолеть замкнутость, робость, стеснение. В этом случае на помощь, как вам,
так и ребенку приходят театральные куклы. Куклы использующиеся в кукольном театре, никого
не оставят равнодушными, потому, что любому ребенку напоминают детские игрушки, которыми
он пользуется в повседневной жизни.
Уважаемые коллеги, познакомив малышей с театром, показав им, что он представляет из себя,
настоящее театрализованное представление, научив детей каким образом и как правильно можно
передать настроение выбранной для игры в театр театральной куклы, дав возможность каждому
ребенку вашей группы поиграть в театр в совместной деятельности со сверстниками.
Остановитесь и предложите маленьким детям самостоятельно взять в руки театральных кукол и
начать играть с ними, а вы в этот момент просто молча наблюдайте за тем, как и с каким
настроением, малыши принимают игру, выбирают атрибуты к ней и играют с театральными
куклами.
Игра с театральными куклами, предоставляет возможность каждому ребенку полностью
раскрыть свои индивидуальные особенности. Озвучивая театральную куклу в игре, ребенок,
передовая слова с выражением, как будто оживляет куклу, дает ей характер, передает ей своё
настроение. Увлекаясь заинтересовавшей его игрой, ребенок словно забывает, что вокруг него
существует реальный мир и открывает для себя другой мир игры в театр. Копируя увиденное
ранее действие с выбранной театральной куклой, добавляя к этому свои выдуманные в процессе
игры действия, маленький ребенок открывает окружающим свои самые затаенные чувства,
которые выражаются у него через слово, жестикуляцию, мимику.
Для того, что бы вырастить не только культурно развитого ребенка, но дать возможность
маленькому ребенку легко развиваться в обществе минуя не нужные комплексы, необходимо
прививать интерес ребенка к театру с самого раннего детства.