Напоминание

« Как важно научить ребенка здороваться»


Автор: Тихомирова Наталья Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №87 Красносельского района
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: « Как важно научить ребенка здороваться»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей

« Как важно научить ребенка здороваться»

Издавна люди здоровались при встрече, желая тем самым друг другу здоровья. Но в настоящее

время, к сожалению, от этого ритуала ничего не осталось, лишь слово, которое не несет в себе

никакой смысловой нагрузки, той силы, которую вкладывали в него наши предки.

Работая в детском саду, встречая большое количество взрослых и детей каждый день,

понимаешь, что многие родители не уделяют этому моменту

должного внимания, не

воспитывают в детях умение здороваться при встречах и прощаться при расставании.

Сегодня, уважаемые коллеги, я подготовила для вас консультацию, которая называется: « Как

важно научить детей здороваться».

Время идет, но неизменным на все поколения остается желание родителей видеть своих детей

культурными и воспитанными, так же как много лет назад умеющими от всего сердца и искренне

пожелать здоровья другому человеку, выражая своё желание, одним слово «Здравствуйте».

Именно в слово «Здравствуйте» вложено умение показать себя вежливым и воспитанным

человеком в обществе, интерпретация этого пожелания слово «Привет» не имеет никакой ни

положительно, ни отрицательно заряженной, подоплеки, оно бесцветно, безжизненно и

равнодушно.

Поэтому в процессе знакомства детей с первоначальными навыками культуры поведения с 1- го

года до 2-х лет и активной работой над развитием у детей

навыков культуры поведения с 2-х до 3-х лет, развивайте умение малышей произносить

приветствие словом «Здравствуйте», а не «Привет», обращайте на это особое внимание.

Здороваясь с коллегами по работе в присутствии детей, старайтесь произносить именно богатое

смыслом слово «Здравствуйте». Обращайте на процесс приветствия особое внимание детей, что

бы каждый ребенок с 1 года до 2- х лет имел возможность увидеть и услышать процесс

приветствия друг друга и отложить это слово в свой пассивный накопительный словарь.

Как вы знаете, уважаемые коллеги, что активная и богатая речь малыша в будущем зависит от

того какой пассивный словарь накопил ребенок , запоминая всё то, что он слышал. Расширяйте

запас понимаемых слов малышей, используя личный пример в речевом приветствии

с

окружающими и детьми, заходя в группу, не забывайте здороваться со взрослыми и детьми

каждый день.

Побуждайте малышей переходить от общения с помощью жестов и мимики к общению с

помощью доступных ребенку речевых средств, т.е. упрощенного слова. Н-р: В момент, когда

ребенок заходит утром в группу, он не самостоятельно, а по просьбе взрослого здоровается со

сверстниками и взрослыми, помахав им рукой, кивнув головой или просто улыбнувшись. Такую

реакцию ребенка, мы взрослые расцениваем как приветствие, но относясь положительно к

выражению малышом слова «здравствуйте», с помощью мимики или жеста, необходимо каждое

утро обращать внимание ребенка на его речевое приветствие, побуждать поздороваться со

взрослыми и сверстниками словом, а не жестом.

Используя ежедневную работу над развитием у детей культуры поведения и выражением её в

речи, мы с вами, уважаемые коллеги, добьемся положительного результата. Когда ребенок начнет

сам использовать слова приветствия и не замечать этого, так как это войдет у малыша в привычку.

Если ребенок не хочет произносить выражение «Здравствуйте» словом, а упорно продолжает

использовать во время приветствия мимику и жесты, значит малыш ещё не готов к моменту

общения с окружающим миром через использование активной речи. В этом случае не надо

торопить события и заставлять ребенка приветствовать окружающих словом, он давно отложил

себе в пассивный словарь, то, что слышал много раз и однажды утром такой ребенок обязательно

скажет вам «здравствуйте» удобным ему словом, а не жестом или мимикой. В тот момент, когда

ребенок начал использовать в общении с окружающим активную речь и однажды утром

поздоровался с вами и сверстниками упрощенным словом, произнесите приветствие вместе с

ребенком, совершенствуйте умение каждого ребенка с 1 года до 1,6 месяцев подрожать слову

«Здравствуйте».

Малыши в период с 1,6 до 2-х лет способны воспринимать и понимать небольшие сюжетные

инсценировки, поэтому целесообразно предложить детям в совместной с воспитателем работе

небольшую инсценировку с куклами. Когда кукла Маша приходит в гости к своей подруге Даше и

обязательно сразу громко, четко произнося слова, они здороваются друг с другом. В сюжетно –

отобразительной игре «Семья» так же делайте акцент на тот момент, когда

н-р: все куклы, собираясь в одном месте, обязательно здороваются друг с другом.

Используя, наглядный пример, малыш гораздо быстрее будет запоминать то, что необходимо,

чем тогда, когда мы с вами собираясь добиться результата, используем лишь слова.

В этом возрасте малышам, накопившим достаточно богатый пассивный словарь, уже легче

переходить к активной речи, поэтому, когда малыш пытается, используя замену упрощенного

слова «дасте», поздороваться с вами приближенным к обще употребляемому слову «здатуйте»

самостоятельно, активно поощряйте его попытки в этом. Если малыш с 1,6 мес. до 2-х лет

используя активную речь, всё ещё пользуется упрощенным словом «дасте» и не пытается

усложнять его, а вы, уважаемые коллеги видите, что ему так удобно, побуждайте ребенка к

попыткам произношения обще употребляемого слова «Здравствуйте». Предлагайте образец

правильного слова, побуждайте малыша к подражанию.

Способствуйте развитию потребности детей в общении посредством речи.

Развивая речевую среду с малышами, в период с 2-х до 3-х лет и продолжая, воспитывать в них

навыки культуры поведения, мы, уважаемые коллеги, знаем, что основная масса детей к этому

возрасту уже переходит на общение со сверстниками и окружающими их взрослыми, используя

активный словарь во время общения. Поэтому необходимо способствовать развитию речи как

средству общения и побуждать малышей к общению. В этом возрасте можно начинать

давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками

и взрослыми, а так же станут основой закрепления

навыков культуры поведения. Н-р: Дайте ребенку поручение «Максим, загляни в раздевалку,

поздоровайся с теми, кто пришел, а потом расскажи мне кто в раздевалке…». Ребенок, выполняя

данное ему поручение, старается

выполнить его в точности и обязательно поздоровается с теми, кого увидит, а значит, уже отложит

это действие в привычку.

В возрасте с 2-х до 3-х лет малыши, употребляя в речи слова «Здравствуйте», уже почти не

заменяют его облегченным словом, стараясь использовать в речи приближенное к обще-

употребляемому слову, слово «здатуйте». Некоторые, хорошо говорящие дети, произносят

приветствие практически правильно «Здравствуйте», исключая из речи лишь звук «р», но

зачастую произносят это сложное слово не совсем правильно, продолжайте упражнять детей в

правильном звукопроизношении

слова, предлагая повторить его после того как вы произнесете слово «Здравствуйте», так же

можно предложить малышам процесс звукоподражания и произнести слово «Здравствуйте»

одновременно вместе с вами, уважаемые коллеги. Формируйте умение малышей строить и

произносить несложные фразы (из 2-4 слов), одновременно воспитывая вежливое обращение к

окружающим . Н-р: Предложите ребенку пришедшему утром в группу поздороваться не только со

всеми детьми «Здравствуйте, дети», но и индивидуально с кем - то из присутствующих.

Н-р: С младшим воспитателем «Здравствуйте, тетя Вера».

Не забывайте, уважаемые коллеги, обращать внимание всех детей на вновь пришедшего с утра в

группу ребенка, предлагая малышам поздороваться с ним, закрепляя с детьми навыки культуры

поведения. Н-р: « Ребята, посмотрите, к нам пришел Слава, давайте все вместе скажем ему

«Здравствуй»». А затем, когда ребята выполнят вашу просьбу, обратитесь к ребенку: «Слава,

посмотри, все с тобой поздоровались, скажи всем «Здравствуйте». Обратите внимание ребенка

на то, что детей много и что бы малыша услышали надо произнести слово «Здравствуйте» громко.

Развивайте в детях раскованность, желание быть вежливыми в ответ на вежливость, формируйте

умение малышей пользоваться высотой и силой голоса, это умение ребенок приобретает тогда,

когда у него есть пример для подражания, поэтому покажите ребенку как правильно и громко

можно поздороваться со сверстниками.

Формировать и развивать навыки культуры поведения можно, используя

чтение художественной литературы и просмотр театра.

Подберите малышам с 1-ого года до 2-х лет простейшие по содержанию спектакли. Н-р:

Русскую народную сказку «Колобок», во время показа сказки

сопровождаемого чтением или рассказыванием текста делайте особый акцент, выделяя голосом,

слово «Здравствуй», во время встречи главного героя сказки Колобка с животными.

Это дает возможность не только развивать в детях культуру поведения, но и прививать интерес

детей к театрализованной деятельности.

Прививая интерес детей к художественной литературе, вы, уважаемые коллеги, не только

развиваете умение слушать и понимать текст, но закрепляете первоначальные навыки культуры

поведения малышей, точно так же как в спектакле, акцентируя внимание детей на вставленное

вами слово «Здравствуйте» в текст произведения.

Малышей с 2-х до 3-х лет заинтересуйте самостоятельным участием в игре хорошо знакомой

им сказки. Н-р: Предложите им игру по мотивам русской народной сказки «Теремок», а так же

прочитайте малышам текст этого произведения, не забывая так же акцентировать их внимание на

слове «Здравствуй» во время встречи животных. Но иногда вся наша с вами работа, уважаемые

педагоги, кажется односторонней и не законченной, потому, что образовательная деятельность с

малышами предусматривает в себе непрерывный процесс развития навыков и умений.

Для того, что бы процесс был полным и законченным нам с вами очень важно иметь помощников,

которыми в нашем случае являются родители.

Ведя в группе работу с родителями, наладив с ними обратную связь мы можем заметить, что

закрепленный дома материал данный в течении дня в детском саду,

усваивается малышами намного быстрее и легче, оставаясь в памяти ребенка.

Для продуктивной работы с родителями, предложите им для прочтения информацию по теме о

воспитании культуры поведения ребенка, выставленную на стенде для родителей, папках –

передвижках, находящуюся на информационном Интернет – сайте вашей группы, предложите

родителям посетить ваши консультации по данному вопросу и проведите с родителями

индивидуальные

беседы на данную тему.

Совместными с родителями усилиями работы с детьми, мы с вами, уважаемые коллеги,

дадим основу для успешного воспитания в наших малышах культурного общества в

будущем



В раздел образования