Напоминание

"Использование педагогических технологий в начальной школе"


Автор: Чипчина Наталья Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ОГКОУ "Школа-интернат №88 "Улыбка"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование педагогических технологий в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Когда

мы

слышим

«технология

обучения»,

«образовательная

технология»,

«личностно-ориентированная технология» и т. д., у нас возникает множество вопросов:

«Не является ли технологизация обучения очередной педагогической модой?», «Не

заменили ли привычное понятие «методика» на новое слово «технология»?

Как различить понятия «методика» и «образовательная технология»?

Методика

- это педагогическая наука, которая исследует закономерности обучения

определённому учебному предмету.

Методы обучения - способы работы учителя и

учащихся, с помощью которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками,

формируется мировоззрение учащихся, развиваются способности. Понятие «методика»

выражает механизм использования комплекса методов, приёмов, средств и условий

обучения и воспитания.

Если в методиках прописывается деятельность учителя на уроке (что и в какой

последовательности излагать, какие средства использовать, какие задачи решить, как

организовать обобщение материала и т. д.), то в образовательных технологиях, как

правило, описана деятельность самих учащихся.

Если методики имеют мягкий, рекомендательный характер (учитель вправе в

большей или меньшей степени следовать советам методических пособий для учителя), то

технологии предписывают определённую последовательность деятельности обучаемых и

управляющих действий педагога, отступление от которых разрушает целостность

образовательного процесса, что может препятствовать достижению запланированного

результата.

Практическим

воплощением

методики

является

план

урока

учителя,

где

прописывается, в частности, определённая последовательность этапов, действий педагога,

а иной раз – и учащихся.

Технология же будет содержать:

диагностическое целеполагание: планирование результатов обучения через действия

учащихся, которыми они овладевают на протяжении определённого отрезка учебного

процесса; эти действия записываются глаголами: узнают, дают определение, называют,

приводят примеры, сравнивают, применяют и т. д.; цели могут быть определены также с

помощью системы разноуровневых задач;

наличие определённой технологической цепочки педагогических и учебных действий,

которые приводят к запланированному результату;

наличие в основе каждой технологии одной или нескольких педагогических или

психологических теорий;

возможность воспроизведения технологии любым учителем, поскольку технология

строится на объективных научных основаниях, которые не зависят от личности педагога;

наличие диагностических процедур, которые содержат показатели, инструментарий

измерения результатов; эти процедуры представляют собой входной, текущий, итоговый

контроль, который необходим для коррекции знаний, умений обучающихся и самого

образовательного процесса.

На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических

технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать ,что какая-

то из них лучше ,а другая хуже, или для достижения положительных результатов надо

использовать только эту и никакую больше.

На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов:

контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д. И

самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий.

Задача

школы

и

педагогов

освоение

и

внедрение

педагогических

технологий,

позволяющих достигать гарантированных педагогических результатов.

Эффективно

активизировать

учебно-познавательную

деятельность

учащихся,

овладеть опытом творческой деятельности, используя потребности ребенка открывать

новое, позволяет технология проблемного обучения.

Технология проектного обучения способствует созданию педагогических условий

для развития креативных способностей и качеств личности учащегося, которые нужны

ему для творческой деятельности, независимо от будущей конкретной профессии.

Цель

применения

технологии

развития

критического

мышления:

Развитие

мыслительных навыков учащихся, необходимых для учёбы и обычной жизни (умение

принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать

различные стороны решения)

Технология КМ:

Формирует самостоятельное мышление.

Вооружает методами и способами самостоятельной работы.

Даёт возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе “учитель-

ученик”.

Позволяет влиять на результат и цели образовательного процесса.

Критическое мышление - это:

- открытое мышление, развивающееся путём наложения новой информации на

жизненный опыт;

- отправная точка для развития творческого мышления.

Приём «Толстые и тонкие вопросы»

Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить

"да" или "нет", но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить

однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий

вопросы, требует от него однозначного ответа. Поэтому для более успешной адаптации во

взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать

однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не

возможно

(толстые

вопросы).

Толстые

вопросы

это

проблемные

вопросы,

предполагающие неоднозначные ответы.

Технологичность КМ обучает учеников умению самостоятельной обработки

информации,

формирует

самостоятельность

мышления;

КМ развивает коммуникативные навыки, умения вести диалог, способности работать в

коллективе;

В технологии КМ заложен прием взаимообучения. Известно, что легче всего

научиться, обучая других. Ученикам предлагается роль учителя. Это поднимает у них

самооценку и заставляет поверить в свои силы – этот прием наиболее эффективен при

работе

с

информативным

текстом;

Передача информации друг другу развивает различные типы восприятия: аналитический,

визуальный, аудиальный, рефлексивный;

РОМАШКА БЛУМА

Универсальность данного приема заключается в том, что его можно использовать

на любых учебных предметах и на всех ступенях: как в начальном, так и в старшем звене.

Но надо учесть возрастные особенности. И если данный прием используем в начальной

школе, то необходимо его визуальное оформление.

Но на первых порах формулировка вопросов может занять большое количество

времени. Не стоит этого пугаться. И составлять вопросы самим учителям. Если прием

«Ромашка вопросов» использовать систематически, то с каждым разом учащимся будет

проще сформулировать вопрос. Трудности так же могут испытывать учащиеся с низким

уровнем развития техники чтения, так как данный прием направлен на поиск информации

в тексте.

Технология организации проектной деятельности

Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый

учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы,

завершающихся созданием продукта. Под методом проекта мы понимаем комплексный

обучающий метод, который даёт возможность учащимся проявлять самостоятельность в

планировании, организации и контроле своей деятельности.

Структура информационного проекта может быть обозначена следующим образом:

1) цель проекта,

2) предмет информационного поиска,

3) источники информации (СМИ, интервью, анкетирование, «мозговая атака»),

4)

способы

обработки

информации

(анализ,

обобщение,

сопоставление

с

известными фактами, аргументированные выводы),

5) результаты информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео

и др.),

6) презентация.

Таким образом, разработка проекта - это путь к саморазвитию личности через

осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности.

Предложим следующую классификацию проектов.

1.

Творческие

проекты.

Проекты,

позволяющие

учащимся

проявить

свои

творческие способности.

Например, проект «Памятник литературному герою» «Мертвые души» Н.В.

Гоголя. Обучающимся можно предложить одно из заданий на выбор обучающихся, для

выполнения можно объединяться в группы из 3-х человек по принципу: художник, автор

текста, исполнитель.

2. Практико-ориентированные проекты.

Тут можно предложить следующие задания:

создать календарь «Времена года», проиллюстрировав его рисунками учащихся и

стихотворениями или отрывками из поэм или прозаических произведений писателей

3. Исследовательские проекты. В зависимости от объекта исследования можно

выделить следующие виды исследовательских проектов.

4. Информационные проекты

Проекты, позволяющие собрать и систематизировать материал, связанный с изучением

какого-либо периода или эпохи.

Использование проектного метода позволяет развить у учащихся:

- познавательные навыки и способность к самообразованию;

- способность ориентироваться в современном информационном пространстве;

- целеустремленность и настойчивость, способность взять на себя инициативу и

ответственность;

- критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации.

Технология Веб-квест

Образовательный веб-квест - (webquest) - проблемное задание c элементами

ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы

Интернета.

В основе веб-квеста лежит индивидуальная или групповая работа учащихся (часто

с распределением ролей) по решению заданной проблемы с использованием интернет-

ресурсов, подготовленных автором – учителем. Веб-квест – это не простой поиск

информации в сети. Учащиеся, работая над заданием, собирают, анализируют, обобщают

информацию, делают выводы, формируя и защищая собственную точку зрения.

Творческий процесс преобразования информации из разных источников способствует

развитию мышления и дает основу прочных знаний.



В раздел образования