Напоминание

Значение мелкой моторики в развитие речи детей


Автор: Чегодаева Маргарита Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 101
Населённый пункт: Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: Значение мелкой моторики в развитие речи детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




1 .Что такое мелкая моторика и ее значение в развитие

речи

Мелкая

моторика

это

способность

выполнять

мелкие

и

точные

движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных

действий важнейших систем : нервной, мышечной и костной.

Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин

ловкость.

Область

мелкой

моторики

включает

большое

количество

разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до

очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в

том,

что в головном мозге человека центры,

которые отвечают за речь и

движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику,

мы активируем зоны, отвечающие за речь.

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого

раннего возраста.

Учитывая тот факт,

что активные движения пальцев рук стимулируют

развитие

речи,

целесообразно

расширять

объём

пальчиковых

игр

и

систематически использовать их в работе с детьми.

Развитие

мелкой

моторики

рук

у

детей

может

оказать

положительное влияние на развитие их речи по нескольким причинам:

1.

Улучшение координации движений:

Мелкая моторика рук связана с

координацией глаз и рук,

что важно для правильного произношения слов и

фраз.

Дети,

которые развивают мелкую моторику,

обычно развивают более

хорошую координацию.

2.

Увеличение

нейронных

связей:

Развитие

мелкой

моторики способствует созданию новых нейронных связей в мозге,

которые

могут помочь улучшить коммуникативные навыки и речь.

3.

Развитие

сенсорной

интеграции:

Когда

дети

играют

с

мелкими

предметами

или

манипулируют

ими,

они

активно

взаимодействуют

с

различными текстурами,

формами и размерами.

Это

помогает

им

развить

понимание

различных

ощущений,

что

может

способствовать улучшению их речи.

4.

Стимуляция мозга:

Игра с мелкими предметами,

такими как пазлы

или конструкторы, может стимулировать мозг и помочь в развитии речи.

5.

Подготовка к письму:

Улучшение мелкой моторики может помочь

детям подготовиться к письму,

что является важным компонентом развития

речи.

Таким образом,

развитие мелкой моторики рук может существенно

помочь детям в развитии их речи.

2. Способы развития моторики рук

Мелкую моторику рук развивают :

Пальчиковые гимнастики

Различные игры с пальчиками,

где необходимо выполнять

те или иные движения в определённой последовательности;

Игры с мелкими предметами,

которые неудобно брать в

ручку (только под контролем взрослых) ;

Игры,

где

требуется

что

то

брать

или вытаскивать,

сжимать – разжимать,

выливать – наливать,

насыпать – высыпать,

проталкивать в отверстия т. д. ;

Рисование;

Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и

раздевание и т. д.

Как в домашних условиях развивать мелкую моторику рук детей?

В настоящее время в магазине можно купить различные игрушки,

которые

предназначены для совершенствования тонких движений пальчиков ребёнка:

пирамидки, мозаику, вкладыши, кубики, развивающий коврик и т. Д.

Для

этого

необязательно

покупать

дорогие

игры

достаточно

воспользоваться остатками тканей,

и получатся оригинальные развивающие

игрушки.

Можно просто подобрать насколько лоскутков различной ткани,

чтобы ребёнок поглаживал их.

Также можно сшить лоскутные мячики и

набить их шерстью, ватой, камушками, различными крупами.

Можно

самостоятельно

из

самых

простых

предметов

сделать

многочисленные

пособия

для

игр.

Например,

из

различных

круп,

макаронных изделий,

ваты делают сенсорные подушечки.

Используют для

игр прищепки,

бусины, пуговицы, ленты,

шпагат,

карандаши, орехи, пустые

коробки, пробки и т. п.

Хорошо на

развитие мелкой моторики руки ребёнка

влияют

игры с

различными

небольшими

предметами.

Можно

воспользоваться

обыкновенными макаронами различной формы,

пуговицами,

прищепками и

другими мелкими предметами,

которые так любят перебирать пальчиками

маленькие

дети.

Конечно,

такая забава

должна

происходить только под

присмотром взрослых.

Выбрав пуговицы разного размера и цвета можно

вместе с ребёнком выложить солнышко, котика или домик.

Малыш любит перекладывать предметы из одной кучки в другую. Можно

предложить

ребёнку

поиграть

самыми

простыми

предметами

обихода.

Например, попросить его найти одинаковые пуговицы. Конечно, необходимо

следить за тем, чтобы малыш не взял в рот мелкую деталь. Можно поставить

перед ребёнком несколько мисок или стаканов, в которые насыпаны фасоль и

горох.

Надо показать ребёнку,

как можно перекладывать их ложкой или

горстями из одной ёмкости в другую, или двумя пальчиками.

Лепка

из

любого пластичного материала

успешно развивает

мелкую

моторику. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки,

легко

изменяет

по

своему

желанию.

Основным инструментом в

лепке

являются руки.

Из

одного комка пластилина или солёного теста можно

создать

бесконечное

множество

образов,

каждый

раз

находить

новые

варианты и способы.

В процессе

лепки можно использовать

различные

природные материалы. Работы из теста можно просушить и использовать для

дальнейшей игры.

Сейчас мы с вами разберем несколько приемов развития моторики.

3 .Пальчиковая гимнастика

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных

историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих

рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо»,

«влево», «вверх», «вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры

разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и т.д.

Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый

палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область

проекции для каждого пальца), необходимы движения и для напряжения, и

для расслабления, и растяжки. Движения пальцами нужно выполнять с

оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не дает

эффекта.

Необходимо помнить, что пальчиковый тренинг применяется как

средство, повышающее тонус коры головного мозга, и соблюдать

осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью.

Пальчиковый тренинг включает упражнения: статические (удержание

приданной пальцам определенной позы), динамические (развитие

подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую),

расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) и др. Однако, зачастую

непродуманное искусственное использование этих упражнений не вызывает

у детей интереса к ним и не дает достаточного корригирующего эффекта.

Эффективность занятий, интерес детей к ним можно повысить, если

упражнения пальцевой гимнастики проводить во время чтения детям

стишков, сказок, рассказов, работы с ними над потешками, прибаутками,

любым речевым материалом. Слушая его, дети одновременно вместе со

взрослым “инсценируют” содержание прослушиваемого материала с

помощью пальцевых движений и изображений персонажей, их действий и др.

Разучиваемые на таких занятиях пальцевые движения дети включают в

дальнейшем в самостоятельные игры-инсценировки, совершенствуя

двигательные навыки пальцев рук. Для разностороннего, гармоничного

развития двигательных функций кисти руки необходима тренировка трех

типов составляющих: сжатия, растяжения, расслабления - следуя

медицинской терминологии - сочетание попеременного сокращения и

расслабления флексоров - мышц-сгибателей и экстензоров - мышц-

разгибателей.

Для получения максимального эффекта пальчиковые упражнения должны

быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение,

расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения

каждого из пальцев.

Продолжительность пальчикового тренинга зависит от возраста

детей (младший возраст до трех-четырех лет), рекомендуемое время - от 3 до

5 минут, в среднем и старшем дошкольном возрасте - 10-15 минут в день).

Часть упражнений, в которых использовалась поверхность стола,

выполняются сидя за столом. Таким образом, пальчиковые упражнения, при

умелом их включении в контекст различных занятий и домашних дел, могут

способствовать развитию у детей элементов их двигательного поведения,

обусловленного игровой, бытовой или учебной ситуацией.

Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения:

«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки

поочерёдно касается кончиков указательно, среднего, безымянного и

мизинца.

«Человечек» - указательный и средний пальцы правой руки «бегают по

столу»

«Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены

в низ.

Выполняя

различные

пальчиковые

упражнения,

дети

приобретают

хорошую подвижность кистей рук,

гибкость,

у них исчезает скованность

движений.

4 .Шнуровка

Любая детская игра-шнуровка – это набор, состоящий из шнурков с

твёрдыми наконечниками для удобства использования и деталей

для шнурования. Это могут быть бусины самой разной формы, фигурки или

трафареты с дырочками, куда можно продеть шнурок. Все эти разноцветные

детали приятны на ощупь, поэтому нравятся маленьким исследователям от

года до шести, которым так и хочется взять в руки игры-шнуровки.

Такие детские игрушки невероятно полезны для ребёнка: они сделают его

пальчики ловкими и сильными. Он не только научится делать красивые бусы

и оригинальные фигурки, а ещё обретёт уверенность в себе, станет

усидчивым и настойчивым.

Есть разные виды шнуровки:

- разборные бусы для маленьких принцесс;

- шнуровки со сказочными героями;

- трафареты с верёвочками;

- игрушечные ботинки, сапожки и туфельки, которые

научат шнуровать непослушные детские кроссовки;

- пирамидки и конструкторы с верёвочками;

- шнуровки-рисунки и многое другое.

Как можно играть со шнуровкой?

Для начала научите ребёнка расшнуровывать её, разбирать на запчасти.

Ох, как же нравится это занятие любопытным детям! Вспомните: заполучив

новую вещь, ребёнок так и старается выяснить, из чего она состоит.

Занимательные и развивающие игры-шнуровки – просто находка для таких

исследователей. Ещё бы, ведь игрушку можно разобрать, а мама с папой

только обрадуются.

Детская шнуровка – игра для детей, которая предоставляет массу

возможностей:

1. Ребёнок изучит разнообразные виды шнурования : прямые стежки,

крест-накрест, верхние и нижние стежки.

2. Шнуровки-пуговицы покажут малышу, как правильно пришивать, а

игрушечные ботинки научат завязывать шнурки.

3. Если наложить один трафарет на другой, можно научить ребёнка

совмещать дырочки и протягивать через них шнурок.

4. Ваш непоседа станет более аккуратным и внимательным, ведь в такой

игрушке все вещицы должны находиться на своих местах. Он сможет

ориентироваться на плоскости, составлять орнаменты и новые узоры.

5. Придумывая рисунок вместе с ребёнком, объясните ему разницу между

длинной и короткой линией, между горизонталью, вертикалью и диагональю.

Покажите лево и право, верх и низ.

6. Можно наглядно продемонстрировать понятие о симметрии, сделав

при нём симметричный узор.

7. Простым шнурком можно ребёнку показать разнообразные

геометрические фигуры и буквы. В процессе игры он запомнит их быстрее.

8. Наконец, посчитайте дырочки во время шнурования.

5. Рисование и лепка

Раскрашивание(рисование) - один из самых легких видов деятельности.

Вместе с тем, оно продолжает оставаться средством развития согласованных

действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления

двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей

раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов,

равномерно нанося нужный цвет. В процессе рисования у детей развиваются

не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное

отношение к действительности, но формируются элементарные графические

умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма.

Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и

осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая

мускулатура руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами,

фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью.

Рисование различными материалами требует различной степени нажима

для того, чтобы на бумаге остался след от пишущего предмета. Это тоже

способствует развитию ручной умелости.

Безусловно, рисование способствует развитию мелких мышц руки,

укрепляет ее. Но надо помнить, что при обучении рисованию и письму

специфичны положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приемов

проведения линий.

Для начала хорошо использовать:

обводку плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана,

перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т. д.

Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления

печений или кексов;

рисование по опорным точкам;

дорисовывание второй половины рисунка;

рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги.

Также можно использовать различные нетрадиционные техники.

Монотипия: на лист бумаги наносят краску разных цветов. Затем на лист

накладывается другой лист, и отпечаткам придают определенную форму с

помощью кисти, карандаша, фломастера.

Набрызг: кисть опускают в краску, а затем разбрызгивают краску на лист

бумаги с помощью пальцев или карандаша. Таким образом, можно создавать

фон рисунка.

Кляксография: на лист бумаги наносятся краски в любом порядке. После

нанесения рисунка карандашом или фломастером предают какое-либо

очертание, создают образ.

Тампонирование: нанесение красок на бумагу с помощью ватных

тампонов или губок.

Подходит для создания фона.

Печать от руки: если ребенок крайне неохотно рисует кистью,

предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а

можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в

краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так

получается салют или бусы и т. д. Лучше всего рисунок закончить

фломастерами или карандашами. Руку можно раскрашивать кистью, а потом

делать отпечатки на бумаге.

Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей

определенные качества. Только занимаясь лепкой, ребенок знакомится с

объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются

навыки работы двумя руками, скоординированность движений, активно

развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление.

Когда ребенок лепит, развивается его мелкая моторика, что, в свою очередь,

влияет на развитие речи и мышления, к тому же лепка благотворно влияет на

нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и

активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой. Трудно переоценить

значение лепки для развития ребенка.

Чем чаще ребенок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из

которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и

изобразительные способности. Ребенок ставит перед собой серьезные задачи,

у него формируется конструктивное мышление, ведь, изображая человека в

рисунке, достаточно только пририсовать ему две ноги, а в лепке задача

сложнее - нужно, чтобы человек стоял на этих ногах. Требуется большая

сообразительность, а мозг так же, как и мускулы, развивается, когда его

тренируют.

В процессе лепки больше, чем в какой-либо деятельности, можно

добиться максимальной активности обеих рук, развивать и укреплять пальцы,

особенно большие, указательные, средние. Чтобы усвоить технику лепки,

ребёнку нужно развить специальные движения относительно их силы,

точности, темпа, направленности, плавности, ритмичности. Эти качества

помогут дошкольнику в дальнейшем овладеть разными видами учебной,

трудовой деятельности.

Основные способы лепки :

1. Конструктивный - по частям (все части объекта лепятся отдельно)

2. Пластический - лепка объекта из целого куска, все мелкие детали

вытягиваются из основы.

3. Комбинированный - соединяются из лепки из целого куска и лепки

по частям.

4. Лепка на каркасе - материал крепиться на металлическую или

деревянную основу.

5. Лепка на болванке – материал крепят на пластиковой, деревянной,

или сделанной из фольги форме, а затем вынимается или остается в изделии

6. Рекомендации

1.

Перед началом игры создайте положительный эмоциональный

настрой;

2.

Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в

соответствии с возрастом и учетом уровня физического развития

малыша;

3.

Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись

ребенком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением

какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное

положение пальцев и т. п.

4.

Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения

ребенком простых двигательных навыков переходите к освоению

более сложных.

5.

Выполняйте определенные движения одновременно с

прослушиванием (а затем и с проговариванием

ребенком) стихотворения.

6.

Поощряйте творческую активность ребенка, пусть он сам

придумывает какие-нибудь упражнения.

7.

Проводите занятия эмоционально активно, хвалите малыша за

успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и

физическим состоянием.



В раздел образования