Автор: Хоровенько Елена Михайловна
Должность: учитель биологии, химии
Учебное заведение: МКОУ "Катарбейская СОШ"
Населённый пункт: Иркутская область, с. Катарбей
Наименование материала: статья
Тема: Современные достижения отечественной науки для обеспечения технологического суверенитета страны. Биология будущего: инновационные технологии в изучении живых организмов
Раздел: полное образование
Современные достижения отечественной науки для обеспечения
технологического суверенитета страны. Биология будущего:
инновационные технологии в изучении живых организмов
Современная биология — это не просто наука о растениях и животных.
Это динамичная, постоянно развивающаяся область, которая использует
новейшие технологии для того, чтобы раскрывать тайны живого мира.
Будущее биологических исследований — за инновациями, способными
изменить наше понимание природы и помочь решать важнейшие глобальные
задачи. Инновационные технологии помогают нам лечить болезни, сохранять
природу и создавать новые материалы. Какие же технологии уже сегодня
открывают новые горизонты в изучении живых организмов и формируют
биологию завтрашнего дня?
Если говорить о революционных открытиях, то первым делом
вспоминается генная инженерия — возможность редактировать гены с
помощью технологий CRISPR-Cas9. Теперь ученые могут не только изучать
функции отдельных генов, но и создавать новые виды организмов, лечить
генетические
болезни
и
даже
бороться
с
вирусами.
А
технологии
секвенирования ДНК (процесс определения последовательности нуклеотидов
в цепочке ДНК)
позволяют за считанные часы получить полную карту
генома. Это открывает путь к персонализированной медицине, улучшению
сельскохозяйственных культур и защите редких видов. Портативные
секвенаторы, предназначенные для мобильных исследований в полевых
условиях, используются для анализа ДНК в дикой природе.
Обучение биологии становится более захватывающим благодаря
виртуальной (VR) и дополненной реальности (AR). Представьте себе, что вы
можете «погрузиться» в клетку, чтобы рассмотреть её изнутри или
понаблюдать за взаимодействием белков — всё это доступно благодаря
современным технологиям. Это не только повышает интерес к предмету, но и
помогает понять самые сложные процессы, делая их более наглядными и
доступными.
Современные
исследования
связаны
с
огромным
количеством
информации
—
геномами,
белками,
метаболизмом.
Использование
программных решений позволяет моделировать процессы, предсказывать
функции генов и находить новые лекарственные препараты. В результате
биология становится более точной и предсказуемой наукой.
Биотехнологии — это будущее, которое уже сегодня перестраивает
наш мир. Инновационные подходы, такие как синтетическая биология,
позволяют создавать новые организмы с заданными характеристиками.
Синтетическая биология — не просто наука, а целая экосистема идей
и технологий, где биология встречается с программированием. Свое развитие
она получила благодаря достижениям генной инженерии.
Ученые в этой области занимаются не только изменением генов,
но и могут воспроизвести живой организм в лабораторных условиях. И хотя
синтетическая биология — молодая наука, ее перспективы уже признают
во многих сферах: от медицины и экологии до пищевой промышленности
и сельского хозяйства. Например, улучшение сельскохозяйственных культур,
производство биотоплива, продуктов питания, новых лекарств или даже
организмов, способных очищать окружающую среду.
Преподавание темы «Биотехнология» в школьном курсе биологии
требует особого подхода, поскольку эта тема является междисциплинарной и
охватывает
широкий
спектр
знаний:
от
молекулярной
биологии
до
прикладных технологий. Методика должна учитывать возраст учащихся,
уровень их подготовки и интерес к предмету. Понятие о биотехнологии и
биоинженерии как о прикладных направлениях, ориентированных на
изучение возможности применения объектов живой природы, в том числе
искусственно модифицированных (измененных человеком), для решения
различных насущных проблем человечества, вводится в самом начале
изучения курса биологии. Так, формирование и развитие понятия «селекция»
в курсе биологии возможно при изучении следующих тем:
5 класс - тема «Биология — наука о живой природе». Биология —
система наук о живой природе (рассматриваем селекцию как раздел
биологии о создании новых и улучшении существующих пород животных,
сортов растений). Тема «Организмы — тела живой природы». Разнообразие
организмов и их классификация (раскрываем содержание терминов «порода»
и «сорт»).
6 класс -
тема «Растительный организм». Ботаника — наука о
растениях. Разделы ботаники. Связь ботаники с другими науками и техникой
(значение
селекции
растений
в
жизни
человека:
выведение
новых
высокоурожайных и устойчивых к болезням сортов культурных растений для
обеспечения человечества достаточным количеством пищевых продуктов).
7 класс - тема «Растения и человек». Культурные растения и их
происхождение (изучаем сельскохозяйственные растения своего региона).
Тема «Грибы. Лишайники. Бактерии». Бактерии на службе у человека (в
сельском хозяйстве, промышленности). Значение плесневых и дрожжевых
грибов в природе и жизни человека (пищевая и фармацевтическая
промышленность и другие). Рассматриваем плесневые грибы, с помощью
которых получают антибиотики и другие лекарства, созданные с помощью
селекции.
8 класс - тема «Животные и человек». Одомашнивание животных.
Селекция, породы, искусственный отбор, дикие предки домашних животных
(применение биологических терминов и понятий: одомашнивание, селекция,
порода, искусственный отбор).
10 класс (углубленный уровень) - тема «Селекция организмов».
Учащимся предлагается выполнение лабораторных работ «Изучение сортов
культурных растений и пород домашних животных», «Изучение методов
селекции растений», а также практическая работа «Прививка растений».
Возможна экскурсия «Основные методы и достижения селекции растений и
животных» (на селекционную станцию, племенную ферму или в тепличное
хозяйство). Тема «Биотехнология и синтетическая биология» - лабораторная
работа
«Изучение
объектов
биотехнологии».
Практическая
работа
«Получение молочнокислых продуктов». Экскурсия «Биотехнология —
важнейшая производительная сила современности» (на биотехнологическое
производство).
Формирование и развитие понятия «биотехнология» в курсе биологии
реализуется при изучении следующих тем:
5 класс - тема «Биология — наука о живой природе». Биология —
система наук о живой природе. Тема «Организмы — тела живой природы».
Значение бактерий и вирусов в природе и в жизни человека (использование
отдельных биотехнологических процессов в производстве продуктов питания
(кисломолочные
продукты,
сыр,
квашеная
капуста
и
солений);
в
микробиологической
промышленности
для
получения
антибиотиков,
витаминов и других веществ; в очистных сооружениях для биологической
очистки сточных вод). Тема «Живая природа и человек». Загрязнение
воздушной и водной оболочек Земли, потери почв, их предотвращение
(использование отдельных биотехнологических процессов в очистных
сооружениях для биологической очистки сточных вод; для восстановления
загрязненных
земель,
пострадавших
от
промышленной
деятельности,
сельского хозяйства или добычи полезных ископаемых; для разработки
биоразлагаемых материалов).
7 класс - тема «Систематические группы растений». Значение
водорослей в природе и жизни человека (приводим примеры использования
водорослей в биотехнологии: производство пищевых добавок, производство
биотоплива, очистка воды, восстановление почв). Тема «Грибы. Лишайники.
Бактерии». Значение плесневых и дрожжевых грибов в природе и жизни
человека
(пищевая
и
фармацевтическая
промышленность
и
другие).
Рассматриваем
использование
плесневых
и
дрожжевых
грибов
в
биотехнологии: производство продуктов питания, получение антибиотиков
(пенициллин), производство лимонной кислоты и т.д.
10 класс (базовый уровень) - тема «Селекция организмов, основы
биотехнологии». Биотехнология как отрасль производства (Раскрываем
содержание терминов и понятий: биотехнология, клеточная инженерия,
генная
инженерия,
клонирование,
трансгенные
организмы,
ГМО
(генетически модифицированные организмы).
Выполнение тестов при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по биологии также
способствует развитию биологических терминов и понятий.
Проектная деятельность в школе ‒ это современный метод обучения,
активно применяющийся в образовательном процессе для развития у
обучающихся
разнообразных
навыков.
Обучающимся
10
класса
(углубленный уровень) по теме «Биотехнология» можно предложить
выполнение следующих проектных и учебно-исследовательских работ:
«Изучение
методов
определения
ферментативной
активности»;
«Одноклеточные
водоросли
хлорелла
(Chlorella)
и
сценедесмус
(Scenedesmus) как объекты микробиологической технологии получения
белка»; «Изучение технологии квашения: получение квашеной капусты и
грибов».
Современные информационные технологии предоставляют широкие
возможности
для
визуализации
и
демонстрации
сложных
понятий.
Виртуальные лабораторные работы представляют собой эффективный
инструмент для современного образовательного процесса, сочетающий
доступность, безопасность и широкие возможности для творчества и
научного поиска. Выполнив виртуальную лабораторную работу «Селекция
XXI века: биотехнология и генная инженерия на службе человека», можно
изучить основные этапы работы генного инженера для получения новых
штаммов микроорганизмов.
Понимание современных технологий помогает сделать уроки более
интересными и актуальными. Это вдохновляет учеников на изучение
биологии, показывает реальные возможности науки и стимулирует к
творческому поиску решений для будущего.
Источники:
Виртуальные лабораторные работы
БИОЛОГИЯ (углубленный уровень) Реализация требований ФГОС среднего
общего образования. Методическое пособие для учителя