Напоминание

"Мини музей в группе как средство социального развития детей"


Автор: Копытова Татьяна Ильинична
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 12"
Населённый пункт: Чернушка
Наименование материала: статья
Тема: "Мини музей в группе как средство социального развития детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мини музей в группе как средство социального развития детей

Социальное развитие дошкольников в соответствии с ФГОС

дошкольного

образования направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе,

включая моральные и нравственные ценности.

Социальное развитие очень важно для детей дошкольного возраста. От того,

что ребенок знает о себе, о своих близких, о месте, где он живет, что он

чувствует

в

определенные

моменты,

зависит

успешное

формирование

социально значимых личностных качеств. Это, в свою очередь, влияет на

успешность адаптации в новой системе социальных отношений, на активное

развитие его познавательных возможностей. Играя, занимаясь, общаясь с

взрослыми и сверстниками, он учиться жить рядом с другими, учитывать их

интересы, правила, нормы поведения в обществе, т.е. становится социально

компетентным.

Для формирования нравственных качеств личности особое значение имеет

музей, как хранитель духовного опыта человечества. В музее взаимосвязаны

внешний мир, отраженный в памятниках истории и культуры, мир событий и

внутренний мир человека. Именно музейная педагогика - помощник в решении

воспитания культурной личности ребенка, она поможет заложить нравственные

основы, научит правилам общения, разовьет творческий потенциал ребенка.

Создавая совместно с детьми в группе мини - музей мы погрузились в

коллективную творческую, а также коммуникативную деятельность. Известно,

что любая совместная деятельность способствует обогащению и воспитанию

опыта положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, умения

сотрудничать, понимать и ценить творчество других, участвовать в создании

коллективного творческого продукта.

Важная особенность мини - музея — участие в их создании детей и

родителей. Дошкольники чувствуют

свою

причастность

к мини-музею:

они

участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только

можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять,

переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее

ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец

экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.

Каждая выставка

мини-музея — результат общения, совместной работы

воспитателя, детей и их семей.

Мы работаем с детьми старшего дошкольного возраста. Мини музеи

организуем по темам недели в соответствии с планированием. Начали мы с

мини музея «Ложки». Родители с охотой подержали идею, совместно с детьми

собирали экспонаты для музея. В музее были собраны разнообразные ложки

деревянные,

алюминиевые,

металлические,

керамические,

пластмассовые

(столовые, десертные, чайные и др.)

Так же были подобраны книги,

энциклопедии, рассказы об истории ложек с подбором иллюстраций. Подбор

загадок,

стихов,

пословиц

посвященных

ложкам.

Дети

сами

учились

расписывать ложки.

Не менее интересным получился у нас мини-музей «Ручки». Были собраны

ручки

современные красивые и ручки из прошлого, сделанные из разных

материалов. Некоторым детям предложили приготовить небольшие сообщения

и рассказать всем о том, чем и на чём писали люди раньше. Дети с

удовольствием экспериментировали с разными материалами, писали палочками

на коре берёзы, делали оттиски букв, писали гусиным пером.

Мы увлеклись данной работой и в течении нескольких лет были созданы

мини

музей

«Часы»,

«Осветительные

приборы»,

«Подводное

царство»

«Ёлочная

игрушка»,

«Славным

воинам

всех

времён

посещается»,

«Моя

любимая игрушка», «Чудеса из дерева», «Мир украшений» и др.

Такие мини – музеи как: «Елочные игрушки», «Подводный мир»,

«Славным воинам всех времен посвящается…!, «Мир украшений» - в нашей

группе долгосрочные. Они были созданы в старшей группе и дополнены в

подготовительной.

Дети общаются в нем, основываясь не только на своих

старых знаниях, но и на новых дополнительных. Потому что наши мини –

музеи живые, экспозиции постоянно пополняются, соответственно наглядность

в них не однодневная, а несущая информацию ежедневно.

В начале, мы просто предлагали детям рассказывать о предметах мини

музея, которые они приносят из дома. Затем стали предлагать родителям

составить дома с ребенком рассказ о предмете. Включали рассказы детей в

НОД по развитию речи, познанию окружающего. Так, например, Саша Глухов

рассказывал всем детям о богатырях по теме недели «Рыцари и богатыри». А по

теме «Часы» он приготовил с родителями презентацию о Кремлевских часах.

Детям интересно было слушать рассказ сверстника, а не педагога. После этого

дети сами начали просить нас дать им задание рассказать о чем- то всем детям.

Постепенно и педагоги с других групп начали просить у нас разрешения

прийти со своими детьми посмотреть экспонаты нашего музея. Тогда у нас

возникла идея организовывать в наши мини музеи экскурсии детей из других

групп. Познакомили детей с профессией экскурсовода. Чтобы научить детей,

вначале сами проводили экскурсии для них.

Юные экскурсоводы по-детски непосредственно, но почти профессионально

могут познакомить со своим мини- музеем долгожданных гостей группы.

Только

представьте,

сколько

полезных

навыков

приобретает

юный

экскурсовод. Ведь ему нужно будет не просто назвать экспонаты, но и

рассказать о них что-нибудь интересное, ответить на вопросы,

а значит,

подготовиться к такому рассказу заранее. Вместе выбираем 2-3 детей в

экскурсоводы, готовим их к проведению экскурсий: вместе составляем

рассказы об экспонатах, подбираем загадки, художественное слово. Дети сами

выбирают, о чем они хотят рассказывать. Когда все готово, приглашаем детей

из другой группы. Экскурсоводы рассказывают об экспонатах, отвечают на

вопросы детей. Организуют дидактические и подвижные игры для посетителей

музея, демонстрируют опыты и др. А самое главное, учатся общаться не только

со сверстниками, но и с мало знакомыми детьми других возрастов, задавать и

отвечать на вопросы, делиться знаниями и умениями.

Работая над созданием мини-музеев, мы пришли к выводу, что это очень

тяжелый, но в тоже время очень интересный и полезный труд. Ведь экспонаты

любого мини-музея можно использовать для проведения различных занятий,

для развития речи, познания окружающего, развития воображения, интеллекта,

эмоциональной сферы ребенка. Мини-музей становится абсолютно новым,

дополнительным источником получения информации. Всё новое, как известно,

заинтересовывает. У детей появляется много общих тем для общения, бесед

друг с другом и с педагогом. Дети учатся общаться, договариваться друг с

другом, работать в команде. Все вышеперечисленные качества, по нашему

мнению, подготавливают ребёнка старшего дошкольного возраста к познанию

новых и интересных открытий в будущем, а значит, помогают ему быть

успешным, любознательным, активным в школе.



В раздел образования