Автор: Копытова Татьяна Ильинична
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 12"
Населённый пункт: Чернушка
Наименование материала: статья
Тема: "Мини музей в группе как средство социального развития детей"
Раздел: дошкольное образование
Мини музей в группе как средство социального развития детей
Социальное развитие дошкольников в соответствии с ФГОС
дошкольного
образования направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе,
включая моральные и нравственные ценности.
Социальное развитие очень важно для детей дошкольного возраста. От того,
что ребенок знает о себе, о своих близких, о месте, где он живет, что он
чувствует
в
определенные
моменты,
зависит
успешное
формирование
социально значимых личностных качеств. Это, в свою очередь, влияет на
успешность адаптации в новой системе социальных отношений, на активное
развитие его познавательных возможностей. Играя, занимаясь, общаясь с
взрослыми и сверстниками, он учиться жить рядом с другими, учитывать их
интересы, правила, нормы поведения в обществе, т.е. становится социально
компетентным.
Для формирования нравственных качеств личности особое значение имеет
музей, как хранитель духовного опыта человечества. В музее взаимосвязаны
внешний мир, отраженный в памятниках истории и культуры, мир событий и
внутренний мир человека. Именно музейная педагогика - помощник в решении
воспитания культурной личности ребенка, она поможет заложить нравственные
основы, научит правилам общения, разовьет творческий потенциал ребенка.
Создавая совместно с детьми в группе мини - музей мы погрузились в
коллективную творческую, а также коммуникативную деятельность. Известно,
что любая совместная деятельность способствует обогащению и воспитанию
опыта положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, умения
сотрудничать, понимать и ценить творчество других, участвовать в создании
коллективного творческого продукта.
Важная особенность мини - музея — участие в их создании детей и
родителей. Дошкольники чувствуют
свою
причастность
к мини-музею:
они
участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только
можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять,
переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее
ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец
экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.
Каждая выставка
мини-музея — результат общения, совместной работы
воспитателя, детей и их семей.
Мы работаем с детьми старшего дошкольного возраста. Мини музеи
организуем по темам недели в соответствии с планированием. Начали мы с
мини музея «Ложки». Родители с охотой подержали идею, совместно с детьми
собирали экспонаты для музея. В музее были собраны разнообразные ложки
деревянные,
алюминиевые,
металлические,
керамические,
пластмассовые
(столовые, десертные, чайные и др.)
Так же были подобраны книги,
энциклопедии, рассказы об истории ложек с подбором иллюстраций. Подбор
загадок,
стихов,
пословиц
посвященных
ложкам.
Дети
сами
учились
расписывать ложки.
Не менее интересным получился у нас мини-музей «Ручки». Были собраны
ручки
современные красивые и ручки из прошлого, сделанные из разных
материалов. Некоторым детям предложили приготовить небольшие сообщения
и рассказать всем о том, чем и на чём писали люди раньше. Дети с
удовольствием экспериментировали с разными материалами, писали палочками
на коре берёзы, делали оттиски букв, писали гусиным пером.
Мы увлеклись данной работой и в течении нескольких лет были созданы
мини
музей
«Часы»,
«Осветительные
приборы»,
«Подводное
царство»
«Ёлочная
игрушка»,
«Славным
воинам
всех
времён
посещается»,
«Моя
любимая игрушка», «Чудеса из дерева», «Мир украшений» и др.
Такие мини – музеи как: «Елочные игрушки», «Подводный мир»,
«Славным воинам всех времен посвящается…!, «Мир украшений» - в нашей
группе долгосрочные. Они были созданы в старшей группе и дополнены в
подготовительной.
Дети общаются в нем, основываясь не только на своих
старых знаниях, но и на новых дополнительных. Потому что наши мини –
музеи живые, экспозиции постоянно пополняются, соответственно наглядность
в них не однодневная, а несущая информацию ежедневно.
В начале, мы просто предлагали детям рассказывать о предметах мини
музея, которые они приносят из дома. Затем стали предлагать родителям
составить дома с ребенком рассказ о предмете. Включали рассказы детей в
НОД по развитию речи, познанию окружающего. Так, например, Саша Глухов
рассказывал всем детям о богатырях по теме недели «Рыцари и богатыри». А по
теме «Часы» он приготовил с родителями презентацию о Кремлевских часах.
Детям интересно было слушать рассказ сверстника, а не педагога. После этого
дети сами начали просить нас дать им задание рассказать о чем- то всем детям.
Постепенно и педагоги с других групп начали просить у нас разрешения
прийти со своими детьми посмотреть экспонаты нашего музея. Тогда у нас
возникла идея организовывать в наши мини музеи экскурсии детей из других
групп. Познакомили детей с профессией экскурсовода. Чтобы научить детей,
вначале сами проводили экскурсии для них.
Юные экскурсоводы по-детски непосредственно, но почти профессионально
могут познакомить со своим мини- музеем долгожданных гостей группы.
Только
представьте,
сколько
полезных
навыков
приобретает
юный
экскурсовод. Ведь ему нужно будет не просто назвать экспонаты, но и
рассказать о них что-нибудь интересное, ответить на вопросы,
а значит,
подготовиться к такому рассказу заранее. Вместе выбираем 2-3 детей в
экскурсоводы, готовим их к проведению экскурсий: вместе составляем
рассказы об экспонатах, подбираем загадки, художественное слово. Дети сами
выбирают, о чем они хотят рассказывать. Когда все готово, приглашаем детей
из другой группы. Экскурсоводы рассказывают об экспонатах, отвечают на
вопросы детей. Организуют дидактические и подвижные игры для посетителей
музея, демонстрируют опыты и др. А самое главное, учатся общаться не только
со сверстниками, но и с мало знакомыми детьми других возрастов, задавать и
отвечать на вопросы, делиться знаниями и умениями.
Работая над созданием мини-музеев, мы пришли к выводу, что это очень
тяжелый, но в тоже время очень интересный и полезный труд. Ведь экспонаты
любого мини-музея можно использовать для проведения различных занятий,
для развития речи, познания окружающего, развития воображения, интеллекта,
эмоциональной сферы ребенка. Мини-музей становится абсолютно новым,
дополнительным источником получения информации. Всё новое, как известно,
заинтересовывает. У детей появляется много общих тем для общения, бесед
друг с другом и с педагогом. Дети учатся общаться, договариваться друг с
другом, работать в команде. Все вышеперечисленные качества, по нашему
мнению, подготавливают ребёнка старшего дошкольного возраста к познанию
новых и интересных открытий в будущем, а значит, помогают ему быть
успешным, любознательным, активным в школе.