Напоминание

Развитие социальной уверенности у детей с ОВЗ.


Автор: Михайлова Светлана Альфредовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Дружная семейка"
Населённый пункт: Город Заинск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие социальной уверенности у детей с ОВЗ.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие социальной уверенности у детей с ОВЗ

Развитие

социальной

уверенности

у

дошкольников

с

ОВЗ

представляется сегодня во время стрессов, депрессий одной из самых

актуальных задач, так как в дошкольном возрасте формируется фундамент не

только физического, но и психического здоровья. От того, как ребенок этого

возраста пройдет социализацию, зависит вся его взрослая жизнь.

Понятие социальная уверенность интегрирует в себе такие понятия как

доверие к себе, вера в себя, самоутверждение, социальные навыки,

способность

к

творчеству

и

самооценка.

Социальная

уверенность

обеспечивает ребенку адекватное отношение к позитивным и негативным

ситуациям,

адекватное

восприятие

собственных

успехов

и

неудач.

Социальная

уверенность

это

осознанный

способ

гармоничного

взаимодействия с самим собой, с людьми, окружающим миром.

Дошкольный возраст – это время активного познания окружающего мира,

смыла человеческих отношений, осознания себя, своего «Я» в системе

социального мира, развития познавательных способностей. На этом этапе

формируется личность ребенка. Именно в этот период происходит овладение

речью, осваиваются особые формы поведения, появляется способность к

продуктивным видам деятельности, формируется мышление. Ребенок с

задержкой в развитии на этом этапе остро нуждается в помощи педагогов.

Дети с отклонениями в развитии имеют низкий уровень самосознания и

произвольного поведения, нарушения в эмоциональной сфере.

Чтобы

ребенок

чувствовал

себя

счастливым,

был

способен

лучше

адаптироваться

и

преодолевать

трудности,

ему

необходимо

иметь

положительное представление о себе – положительную «Я - концепцию».

Чувство собственной значимости является очень важным для ребенка.

Социально неуверенные дети склонны чуть ли не в каждом деле находить

препятствие, реагируя на них неадекватным поведением.

Социально неуверенные дети – это дети, не умеющие гармонично

взаимодействовать сами с собой, с социумом, с внешним миром. Чаще всего

в педагогической и психологической литературе социальная неуверенность

на

уровне

внешних

поведенческих

проявлений

описывается

как

некоммуникабельность, застенчивость, тихость,

аутичность, то есть как

гипоактивность.

Основные признаки, характеризующие социальную неуверенность ребенка.

На вербальном уровне:

- речь очень тихая, невнятная, с длинными паузами, или, наоборот, громкая,

сбивчивая, быстрая;

- рассказывают очень мало или вообще ничего (слова не вытянешь);

- зачастую не могут выразить словами свое эмоциональное состояние;

- вызывает затруднение просьба назвать себя по имени, назвать себя ласково.

На невербальном уровне:

- пониженная моторная активность, сидят тихо, стараются не привлекать

внимание;

- часто плаксивы и апатичны;

- мимика лица или вялая, или выражает гамму противоречивых эмоций, часто

смущенная улыбка;

- не могут устанавливать контакты взглядом, не смотрят на партнеров,

отводят глаза.

На уровне социальных контактов:

- неприсоединение к группе играющих детей;

- нежелание расставаться с родителями или другими близкими взрослыми;

- неумение самоутверждаться – выдвинуть конкретные требования к

окружающим, при необходимости сказать «нет».

Социально неуверенное поведение связанно с заниженной самооценкой,

ожиданием неудач, повышенной зависимостью от оценки социума.

В качестве некоторых основных причин социальной неуверенности у детей

можно выделить следующее:

- неблагополучная семейная обстановка;

- экономическое неблагополучие семьи;

- низкий уровень эмоционально – волевой сферы;

- повышенное внимание ребенку;

- негативное или излишне строгое, требовательное отношение взрослого к

ребенку.

Для

социализации

дошкольника

огромное

значение

имеет

игра

как

самостоятельная детская деятельность, в которой отражается окружающая

действительность, мир взрослых людей, детей, природы, общественной

жизни. Игра в первую очередь воссоздает межличностные отношения между

людьми, роль человека в социуме.

Игра - универсальное средство

профилактики и компенсации психоэмоциональных проблем неуверенного

ребенка. Наиболее эффективными являются следующие виды игр: игры -

подражания, имитации, перевоплощения, инсценировки, сюжетные, ролевые,

подвижные, игры с правилами. В особых игровых условиях дети моделируют

отношения в наглядно – действенной форме, начинают лучше в них

ориентироваться. В игре формируются реальные отношения сотрудничества

между ребенком и его сверстниками: ребенок приобретает позитивный опыт

совместных действий. Играя, ребенок поэтапно осваивает новые способы

поведения в проблемных ситуациях, усваивает их. Позитивный процесс

изменения ребенка в игре не происходит автоматически. Он возможен, если

взрослый эмоционально сопереживает ребенку, выражает искреннею веру в

его возможности, создает атмосферу взаимопонимания, любви.

Если ребенок балуется, то нужно говорить не «ты плохой», а поступок,

который ты совершил плохой.

Если у педагога низкая самооценка, то свое отношение к себе он

переносит на детей.

Первые пять лет жизни – важный период для формирования

самооценки. В это время ребенок ориентируется только на те оценки,

которые ему дают родители и педагоги. Одна из причин низкой самооценки у

ребенка – низкая самооценка у воспитывающих его взрослых, в частности

педагогов. Ребенок с заниженной самооценкой не получает полноценного

развития, что, в свою очередь, приводит к моральным травмам и комплексам.

Основным признаком низкой самооценки является то, что человек

думает плохо только о себе, но не о других, считает себя глупее, хуже, а

других – умными и хорошими. Психологически зрелый человек обладает

чувством собственного достоинства – он уважает и любит себя, доверяет

себе. Он принимает себя таким, каков он есть.

При этом в случае совершения плохих поступков или неправильного

поведения психологически полноценная личность испытывает чувство вины,

стыда или раскаяния. Люди же с заниженной самооценкой испытывают эти

чувства, даже не совершая плохих поступков.

Дети с ОВЗ часто чувствуют себя не такими как все, а значит хуже

других, страдает их самооценка.

Как помочь ребенку с низкой самооценкой.

1. Не торопитесь закончит разговор, если ребенок говорит медленно. Дайте

высказаться.

2. Как можно чаще хвалите и выражайте одобрение.

3. Избегайте сравнений с другими. Любое сравнение воспринимается

болезненно.

4. Не критикуйте ребенка, высказывайтесь по его поступку. Если ребенок

балуется, то нужно говорить не «ты плохой», а поступок, который ты

совершил плохой.

Литература

Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. –

М.: Воронеж, МОДЭК, 1997. – 352с.

Безруких, М.М. Ступеньки к школе [Текст]: кн. для педагогов и родителей /

М.М Безруких – М.: Дрофа, 2000. – 254с.

Филиппова, Л.В. Формирование социальной уверенности у детей старшего

дошкольного возраста и младшего школьного возраста [Текст]: учеб. пособие

для вузов / Л.В. Филиппова, Н.Ю. Молостова, И.Н. Кольцова, Е.В. Прима.

Нижегор. гос. архитектур – строит ун - т . 2009. – 421с.

Групповые игры для повышения самооценки дошколҗников.

1. Игра "Похвалилки"

Дети сидят в кругу (или за партами). Каждый получает карточку, на которой

зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие или

поступок. Причем формулировка обязательно начинается словами "Однажды

я..." Например: "Однажды я помог товарищу в школе" или "Однажды я

быстро выполнил домашнее задание" и т.д.

На обдумывание задания дается 2-3 минуты, после чего каждый ребенок по

кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он

здорово выполнил именно то, что указано в его карточке.

После того как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное.

Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они это

сделают сами.

В заключение можно провести беседу о том, что каждый ребенок обладает

какими-либо талантами, но для того чтобы это заметить, необходимо

внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к окружающим.

2. Игра "За что меня любит мама"

Дети сидят в кругу (или за партами). Каждый ребенок по очереди говорит

всем, за что его любит мама. Затем можно попросить одного из детей

(желающего), чтобы он повторил то, что сказали другие. При затруднении

дети могут ему помочь.

После этого нужно обсудить с детьми, приятно ли им было, что другие дети

запомнили эту информацию. Дети обычно сами делают вывод, что надо

внимательно относиться к окружающим и слушать их.

На первых порах дети, чтобы показаться значимыми, рассказывают, что

мамы любят их за то, что они моют посуду, не мешают маме писать

диссертацию, любят маленькую сестренку... Только после многократного

повторения этой игры дети приходят к выводу, что их любят просто за то,

что они есть.

3. Игра "Подари карточку"

Взрослый вместе с детьми в течение нескольких занятий рисует карточки с

пиктограммами, обозначающими различные положительные качества. С

детьми необходимо обсудить, что означает каждая пиктограмма.

Например, карточка с изображением улыбающегося человечка может

символизировать веселье, с изображением двух одинаковых конфет - доброту

или честность. Если дети умеют читать и писать, вместо пиктограмм можно

записать на каждой карточке какое-либо положительное качество

(обязательно положительное!).

Каждому ребенку выдается 5-8 карточек. По сигналу ведущего дети

закрепляют на спине товарищей (при помощи скотча) все карточки. Ребенок

получает ту или иную карточку, если его товарищи считают, что он обладает

этим качеством.

По сигналу взрослого дети прекращают игру и обычно с большим

нетерпением снимают со спины "добычу". На первых порах, конечно,

случается, что не у всех играющих оказывается много карточек, но при

повторении игры и после обсуждения ситуация меняется.

Во время обсуждения можно спросить у детей, приятно ли получать

карточки. Затем можно выяснить, что приятнее - дарить хорошие слова

другим или получать их самому. Чаще всего дети говорят, что нравится и

дарить, и получать. Тогда ведущий может обратить их внимание на тех, кто

совсем не получал карточек или получал их совсем мало. Обычно эти дети

признаются, что они с удовольствием дарили карточки, но им бы тоже

хотелось получить такие подарки.

Как правило, при повторном проведении игры "отверженных" детей не

остается.

4. Игра "Скульптура"

Эта игра учит детей владеть мышцами лица, рук, ног и снимать мышечное

напряжение.

Дети разбиваются на пары. Один из них - скульптор, другой - скульптура. По

заданию взрослого (или ведущего-ребенка) скульптор лепит из "глины"

скульптуру:

- ребенка, который ничего не боится;

- ребенка, который всем доволен;

- ребенка, который выполнил сложное задание и т.д.

Темы для скульптур может предлагать взрослый, а могут - сами дети.

Играющие обычно меняются ролями. Возможен вариант групповой

скульптуры.

После проведения игры целесообразно обсудить с детьми, что они

чувствовали в роли скульптора, скульптуры, какую фигуру приятно было

изображать, какую - нет.

«Играем правильно»

Не забывайте поиграть с малышом. Демонстрируйте, что вам нравится играть

с ребёнком и вы довольны ролью, которую малыш для вас выбрал. Такие

действия помогут насладиться игрой и вам, и ребёнку. А малыш сможет

почувствовать, что способен быть лидером, и что вам с ним не скучно.

«Обсуждаем услышанное»

Хорошо помогают повышать самооценку и игры, связанные со звуком. Для

таких игр лучше выбрать спокойное время. Когда вам не нужно срочно

спешить на работу. Садитесь с малышом рядышком, вам должно быть

комфортно. Предлагаете закрыть глаза и послушать, что там происходит на

улице. Машина проехала? А какая машина?

Птицы запели? Обсудите, какие это птички.

«Угадываем песенки»

Более взрослым ребяткам можно ставить диски с детскими песенками или

классиков. Но угадывать такие мелодии малыш сможет, если вы ставили эти

диски регулярно, и он к ним привык. Такие игры помогут ребёнку научиться

концентрироваться на слухе, больше узнать о мире. Детки легко научатся

различать звуки, заодно – улучшат речевые навыки. И, наконец, вы получите

отличную возможность пообщаться.

«Танцы под музыку»

Под музыку можно ещё и потанцевать. Быстрая музыка? Стараемся

танцевать в ритме. Медленная? Сбавляем темп. Танцуем вместе с малышом,

ему важно ваше участие. Музыка замолкла? Становимся неподвижно.

Малыш уяснил смысл игры? Предложите ему самому включать и выключать

магнитофон, выбирать музыку. Малыш пополнит словарный запас, станет

более эрудированным, пластичным, ощутит свою значимость: он ведь сам

выбирает, под какую музыку вы будете танцевать!

«Игра "Зеркало"»

Под музыку можно поиграть и в игру зеркало. Постарайтесь изобразить на

лице музыкальное настроение. И обсудить музыку. «Лицо у тебя грустное?

Почему? Потому что музыка грустная? Почему ты решил, что у музыки

такое настроение?» Предлагайте ребенку самому выбрать диски с музыкой.

Вообще, чаще предоставляйте ребёнку выбор. «Ты хочешь вот эту футболку?

Или тебе больше нравится вот эта?» «А какой ты бутерброд больше

хочешь?» Просите ребёнка обосновывать свой выбор. Так ваш ребенок

ощутить свою значимость, научится делать выбор и обосновывать его,

научится слушать и отстаивать свою точку зрения. Сами не заметите, как у

него вырастет самооценка.

«Творим вместе»

А можете… что-нибудь сделать вместе! Можно купить готовый набор

гончара или ткача, нарисовать специальной краской очаровательный рисунок

на чашке.

А можете создать что-нибудь оригинальное из подручных средств. К

примеру, возьмите кусок старых или ненужных обоев. И на белой стороне

(которую предварительно можно выкрасить в белый) вместе нарисуйте

чудесный луг, на котором можно «гулять с куклами». Или город со знаками и

дорогами, в котором можно «гонять на авто». Такой город или луг

«проживут» куда дольше, если наклеить их на картон.

Такие занятия помогут малышу научиться планировать свою работу,

разовьют воображение, умение генерировать идеи, наконец, разовьют

мелкую моторику, умение работать с бумагой и фломастерами. И конечно

будут способствовать развитию речи – не забывайте общаться с малышом во

время создания ковра.

Впрочем, повышать самооценку чада – труд не одного дня. Не забывайте, что

малыш нуждается в вашем внимании, терпении, заботе и понимании, и

конечно же в вашей любви.

Воспринимайте вашего ребенка как УНИКАЛЬНУЮ личность со СВОИМ

мнением, собственными недостатками и особенностями.



В раздел образования