Автор: Ваганова Анастасия Денисовна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №10
Населённый пункт: г. Нижние Серги
Наименование материала: Практический опыт
Тема: Развитии музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста через игру на диатонических колокольчиках.
Раздел: дошкольное образование
Слайд 1
Добрый день уважаемые коллеги. Меня зовут Ваганова А.Д., я работаю
музыкальным руководителем в детском саду №10. Хочу представить вашему
вниманию свой опыт , в развитии музыкальных способностей детей старшего
дошкольного возраста через игру на диатонических колокольчиках.
Слайд 2
Художественно-эстетическое
развитие
дошкольников
представляет
собой важный аспект общего воспитания и образования детей в возрасте от
трех до семи лет. В условиях современного общества, где эмоциональная и
творческая составляющие становятся все более значимыми, необходимость в
систематическом подходе к эстетическому воспитанию детей становится
особенно актуальной. В рамках Федерального образовательного стандарта
(ФОП)
художественно-эстетическое
развитие
рассматривается
как
неотъемлемая
часть
образовательного
процесса,
способствующая
формированию гармоничной личности, обладающей развитым чувственным
восприятием и способностью к творческому самовыражению.
Слайд 3
Новые подходы к музыкальному образованию требуют и использования
абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в
развитии музыкальности детей.
В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей
лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную
речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное
движение
под
музыку,
озвучивание
стихов
и
сказок,
пантомиму,
импровизированную театрализацию.
Обращение к современным технологиям в воспитании дошкольников
открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому
поиску инновационных методов воспитания и обучения.
Во все виды музыкальной деятельности возможны включения средства
новых
информационных
технологий.
Я
сделаю
акцент
на
игре
на
музыкальных инструментах, а точнее на развитие музыкальных способностей
через игру на диатонических колокольчиках.
Слайд №4
Диатонические колокольчики в детском саду используются редко. Но с
недавнего времени к ним появился интерес. Также и у меня возникло
желание изучить, освоить и внедрить в педагогический процесс игру на
диатонических колокольчиках.
Начала я свою работу по данной теме с изучения методической литературы,
поставила цель, определила задачи, выделила направления, принципы и
формы работы, разработала план реализации игровой деятельности.
Слайд № 5
Цель :
1.Обучение детей игре на диатонических колокольчиках через использование
музыкальных игр.
2. Целенаправленное формирование личности ребёнка путём воздействия
игры на диатонических колокольчиках.
3. С помощью музицирования знакомить с произведениями различного
эмоционально-образного содержания.
Задачи:
- познакомить детей с диатоническими колокольчиками;
- познакомить детей с нотной грамотой, новыми музыкальными терминами;
- научить правильным приемам звукоизвлечения, читать по цветным
партитурам;
- развивать целый комплекс музыкальных способностей.
Основной организованной формой работы является игра. Основание
познавательного содержания опыта происходит вне занятий в формах
совместной деятельности с педагогом и самостоятельной игровой
деятельности детей.
Слайд №6
Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского
исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов (как на
занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальное впечатление
дошкольников, развивает их музыкальные способности. А диатонические
колокольчики развивают ещё и музыкальный, гармонический,
полифонический, тембровый, динамический слух, ведь каждый колокольчик
имеет своё звучание. Благодаря диатоническим колокольчикам
музицирование для ребят приобретёт новое звучание. Дети почувствуют себя
настоящими артистами, что приведёт к снятию зажимов и стеснительности
ребят, ведь они выступят с эффектными номерами на досугах и праздниках
перед зрителями. Дети будут играть не на шумовых инструментах, а на
музыкальных по цветным партитурам (нотам), что приведёт к развитию
целого комплекса музыкальных способностей.
Слайд №7
Диатонические колокольчики формируют навыки вербального и
невербального общения, способствуют развитию чувства ритма,
музыкальной памяти и внимания, формируют готовность и умение
действовать в коллективе, развивают навыки мелкой и крупной моторики, а
также слуховые, зрительные и тактильные способности к восприятию.
Слайд №8
Совместное музицирование на диатонических колокольчиках способствует
развитию таких немало важных качеств как внимательность,
дисциплинированность, целеустремлённость, ответственность за правильное
исполнение своей партии, формирование творческого отношения к процессу
обучению. Здесь каждый ребёнок становится активным участником
ансамбля, независимо от уровня его способностей, что приводит к
психологической раскованности и помогает справиться с излишней
застенчивостью и скованностью, формируя дружелюбную атмосферу в
группе.
Слайд №9
Колокольчики нужно взять правой рукой за ручку, зажав его в кулаке и
прижать к плечу – это исходная позиция. Музыкальный руководитель
показывает ноты указкой, выполняя роль дирижера. Дети начинают играть в
тот момент, когда указка покажет ноту совпадающую с цветом колокольчика
в руке, и играть до тех пор, пока указка показывает на ноту.
Особо детям нравятся видео – партитуры, они облегчают игру детей в
оркестре за счет метода наглядности. Можно сказать они выполняют
функцию дирижера, благодаря чему дети могут играть не только на
музыкальных занятиях, но и в группе. В видео партитурах, на экране по
очереди появляются цветные колокольчики и играть надо до тех пор, пока
колокольчик показывают на экране.
Участие в концертах, выступление перед родителями, всё это повышает
исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.
Слайд №10
Комплект колокольчиков состоит из 8 штук. Каждый колокольчик имеет
своё звучание от ноты «до» 1й октавы, до ноты «до» 2й октавы, повторяя
расположение белых фортепианных клавиш. Цветовые обозначения нот
соответствуют цветам радуги: До 1-ой октавы – красный; Ре – оранжевый;
Ми – жёлтый; Фа – зелёный; Соль – голубой; Ля – синий;
Си – фиолетовый; До 2-ой октавы – белый.
Слайд №11
Цветная партитура является доступным и интересным способом
знакомства детей с миром звуков. На партитурах нарисованы цветные
кружки-ноты соответствующие цвету диатонических колокольчиков. На
длительность звука указывает размер кружка – ноты: маленькая - короткий
звук, большая нотка – длинный. Короткий звук играется одним ударом
колокольчика, а длинный встряхиваем.
Слайд №12
Диатонические колокольчики бывают ручные и настольные ,(кнопочные и
звоночки). Наши дети осваивают игру на ручных диатонических
колокольчиках.
Слайд№13
Можно использовать диатонические колокольчики с другими музыкальными
инструментами или даже со средствами звукоизвлечения, всё зависит от
вашего творчества и фантазии. Я решила совместить диатонические
колокольчики и пластиковые стаканчики.
Слайд №14
Ритмический оркестр со стаканчиками рекомендуется для дошкольников
старшего и подготовительного возраста. Способствует развитию
ритмического и тембрового слуха воспитанников.
Слайд №15
Помимо звуков стаканчиков использованы звуки собственного тела (щелчки,
шлепки, скользящие хлопки). При изменении техники простукивания
ритмического рисунка меняется тембровая окраска извлекаемых звуков.
Наглядность выполняемых движений способствует лучшему усвоению и
воспроизведению задаваемого ритма для дошкольников, эффективному
развитию чувства музыкального ритма, слуха и памяти. Доступность
используемых пособий позволяет проводить музыкально-дидактическую
игру в форме ритмического оркестра не только музыкальному руководителю,
но и воспитателю в группе. Музыкальный материал выбирается
самостоятельно, желательно с ярко выраженным ритмом.
Последовательность движений, ритмического рисунка и техники извлечения
звука подбирается от простого к сложному. Шумовой ритмический оркестр
можно практиковать со всей группой и подгруппой дошкольников.
Слайд №16
На выпускной балл в это году мы совместили игру на диатонических
колокольчиках с обычными разноцветными пластиковыми стаканчиками.
Предлагаю к просмотру небольшое видео музыкального оркестра с
использованием диатонических колокольчиков и стаканчиков.
Слайд№17
Благодаря диатоническим колокольчикам, музицирование для ребят стало
самым любимым делом. На занятии царит атмосфера увлечённости и
вдохновения. С помощью диатонических колокольчиков, дети стали чище
интонировать, импровизируют мелодии, проявляют интерес к
инструментальной деятельности, выступают с удовольствием на досугах,
на праздниках.
Слайд №18
А сейчас, я хотела бы вместе с вами окунуться в мир музыки и почувствовать
себя настоящими артистами.
Итак, я приглашаю 8 добровольцев из зала.
Встаньте, чтобы вас было видно, возьмите правильно колокольчики
Давайте для начала попробуем позвонить ими – потренируемся немного.
Молодцы, у вас все хорошо получается!
А теперь попробуем исполнить композицию французского композитора Поля
Мориа.
Не переживайте, будь внимательны, у нас все получиться!
Слайд №19
И в заключении хотелось бы сказать, умелое и грамотное использование
диатонических колокольчиков приведёт к всестороннему развитию
музыкальных способностей наших детей.