Автор: Миронова Марина Рамзановна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МОУ Детский сад№ 4 г.Волгоград
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: интерактивная музыкальная игра на развитие ритмического слуха
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждений детский сад №4
Дзержинского района Волгограда
(МОУ детский сад №4)
Районный этап городского конкурса «Орбита профессионального
мастерства»
Мастер-класс музыкального руководителя: «Развитие ритмического слуха у
детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных
инструментах »
Автор:
Миронова Марина Рамзановна
Музыкальный руководитель
МОУ детский сад №4
Волгоград, 2025
Мастер-класс
«Развитие ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста в
процессе игры на детских музыкальных инструментах »
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе
педагогического общения и создании благоприятных условий для отработки
методов развития ритмического слуха с помощью музыкальных
инструментов
Задачи:
-Познакомить методами развития ритмического слуха у детей старшего
дошкольного возраста детей
-Обогатить умение использования приемов в работе с детьми старшего
дошкольного возраста.
-Спроектировать различные варианты использования музыкальных
инструментов для развития ритмического слуха
-Создавать эмоционально-положительную атмосферу, вызвать радость и
чувство удовлетворения от полученных результатов совместной
деятельности.
Оборудование: ПК,
Материал:
Технология проведения
Этапы мастер-
класса
Содержа
ние
этапа
Деятельность мастера
Деятельность
участников
1.
Ориентировочно-
мотивационный
Задача обеспечение мотивации участников
мастер -класса
-
Выход
мастера в
показ
Добрый день, уважаемые коллеги!
Меня зовут Миронова Марина
Рамзановна, музыкальный
руководитель «Детского сада № 4
Дзержинского района Волгограда».
-Друзья, вы готовы с пользой
провести время?
-Если да, сыграйте на своем
музыкальном инструменте 1 раз
-Добрый день!
Играют на
своем
музыкальном
-А, может быть, вы хотите
поучаствовать в интересных играх?
- сыграйте на своем музыкальном
инструменте 2 раза
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете, друзья?
Сыграйте на своем музыкальном
инструменте 3раза
Итак, с прекрасным настроением и
позитивными эмоциями мы
начинаем мастер-класс «Развитие
ритмического слуха у детей
старшего дошкольного возраста в
процессе игры на детских
музыкальных инструментах »
инструменте 1
раз
-играют на
своем
музыкальном
инструменте 2
раза
- Играют на
своем
музыкальном
инструменте 3
раза
аплодисменты
Актуализация
Коллеги, используете ли вы в своей
работе для развития ритмического
слуха дошкольников музыкальные
инструменты?
Могу я поделиться с вами, как я
использую это в своей работе?
Перед тем, как перейти к теории
предлагаю нам с вами отправиться
в небольшое путешествие в страну
звуков. Согласны?
Для этого вам понадобятся
музыкальные инструменты,
которые я предложила вам взять до
-Да
-Нет
-Да
-Да
начала своего выступления.
Будем считать, что у нас три
команды. (команда №1-
треугольники, команда №2- ложки,
команда №3- свистки).
И теперь мы вместе с вами
создадим музыкальный ансамбль. Я
стану вашим дирижёром. Под
музыку, по моей подсказке каждая
команда играет на своем
музыкальном инструменте нужное
количество раз (Первая команда- 1
раз, вторая команда- 2 раза, третья
команда-2 раза).
По-моему, у нас получился
отличный ансамбль.
- Каждая
команда по
очереди
играет на
своем
музыкальном
инструменте,
слушая
музыку и ее
ритм, нужное
количество
раз.
Целеполагание
Чувство ритма – это способность
активно переживать музыку,
чувствовать эмоциональную
выразительность музыкального
ритма и точно его воспроизводить.
Ритм – одно из выразительных
средств в музыке, с помощью
которого передается ее содержание,
поэтому составляет основу
эмоциональной отзывчивости на
музыку. Ритм, который музыка
диктует головному мозгу, снимает
нервное напряжение. Восприятие
ритма вызывает многообразие
двигательных ощущений:
сокращение языка, мышц, головы,
пальцев ног и рук, гортани,
грудной клетки. Музыкально-
ритмические движения выполняют
релаксационную функцию,
помогают добиться эмоциональной
разрядки, снять умственную
перегрузку и утомление.
Развитие чувства ритма
способствует развитию речи,
помогает более легкому
запоминанию стихотворений,
развиваются интеллектуальные
способности ребенка. Из всех
музыкальных способностей
чувство ритма развивается сложнее
всего. Существует мнение, что
развить его невозможно, так как
оно является врожденным. Но
современные исследования и
практическая деятельность
педагогов-музыкантов доказали
обратное. Самое главное, это
начать как можно раньше.
-Как научить ребенка
активно
воспринимать музыку?
- Как открыть для детей
мир музыкальных звуков?
- Помочь детям различать красоту
звучания различных инструментов?
Ответы на эти вопросы нашла,
обратившись
к авторской программе
Т. Э. Тютюнниковой “Элементарное
музицирование с дошкольниками”.
Суть этой технологии в
неразрывном единстве речи, пения,
движения, игры на детских
музыкальных инструментах при
свободном импровизационном и
радостном общении с музыкой.
В основе моей программы лежит
идея творческого музицирования и
единство следующих видов
деятельности:
Движение и танец.
Движение – это источник любой
человеческой деятельности и
инструмент мышления. Танец - это
организованное движение в
пространстве-времени.
Ритм. Ритм лежит в основе
движения и в основе музыки, с него
начинается любая традиционная
культура. Ритм организует
жизнедеятельность и мышление.
Пение. Каждый человек одарен
голосом не только для говорения,
но и для вокализирования. Звук
голоса – это связь с душой. Голос –
самый богатый возможностями
инструмент, который всегда при
нас..
Речь. В быту смысл слова
важнее, чем его звуки. Обычная
речь – просто способ передачи
закодированной информации.
Однако в поэзии, традиционной
культуре и культуре детей звуки
слов, их ритм, не менее важны.
Театр. История, сказка, миф –
нужны для завершения
целостности процесса во времени.
Программа предполагает
системную реализацию игрового
подхода в обучении. Игра - это
язык, на котором говорят дети,
способ самоорганизации, присущий
детскому возрасту и традиционной
культуре. Задав правила игры,
педагог перестает быть
диктатором, оставаясь просто в
роли арбитра игры. Теперь не он
организует процесс, а сама игра.
Схватив ее правила, дети могут
сами предлагать свои варианты ее
развития, вступая, таким образом, в
диалог с учителем. Так рождается
импровизация. Иными словами,
организованная спонтанность.
Меня привлекает в
данной программе широкий спектр
возможностей использования
музыкальных инструментов, их
разнообразие, изготовление из
любого подручного материала. Это
вызывает интерес и восторг у
детей, расширяет их творческое
воображение, придает процессу
музыкального воспитания
необыкновенную педагогическую
эффективность. Все сенсорные,
интеллектуальные и психические
сферы ребенка работают здесь
совместно и поэтому дают высокий
результат в его развитии
.
Поскольку,
коллективное музицирование явля
ется также одной из форм общения,
бесспорна и воспитательная
функция оркестра. У детей
появляется ответственность за
правильное исполнение своей
партии, собранность,
сосредоточенность. Оркестр
объединяет детей, помогает
выработать волю, упорство в
достижении поставленной задачи,
помогает преодолеть
нерешительность, робость,
неуверенность в своих силах.
Опыт музицирования, пусть
даже небольшой и элементарный,
часто становится решающим
фактором в «пленении» человека
музыкой. Разыгрывая какую-
нибудь сказку или инсценировку,
можно предложить
детям «украсить» её
всевозможными звуками (как
музыкальными, так и
шумовыми) Предложить им
подумать, какие инструменты
могли бы более точно передать
сказочный образ или природное
явление. Выбрать самостоятельно
инструмент, а может быть и
смастерить его. С
помощью музицирования можно
украсить и сделать более
выразительными всевозможные
потешки, шутки, небольшие стихи.
Данная технология реализуется
в образовательной деятельности
детей, на детских праздниках и
развлечениях.
Таким образом, элементарное
музицирование может стать первой
очень важной ступенькой, которая
поможет ребенку открыть для себя
мир музыки, овладеть игрой на
простых музыкальных
инструментах, активизировать
потребность в освоении игры на
том музыкальном инструменте,
который он выбирает сам. В
процессе игры на инструментах
развиваются музыкальные
способности и прежде всего все
виды музыкального слуха:
звуковысотный,
Информационно-
деятельностный
этап
метроритмический,
ладогармонический, тембровый,
динамический.
Исследователи (К. В. Тарасова, Б.
Теплов, К. Орф) отмечают, что
ритмическое воспитание не может
быть только зрительным и
слуховым, оно должно быть
двигательным. К.В. Тарасова
говорит, что в развитии чувства
ритма должно участвовать все
наше тело. Поэтому сейчас я
предлагаю на время мастер-класса
превратиться в детей и немного
подвигаться вместе со мной! Я
хочу предложить вашему
вниманию несколько упражнений и
игр, способствующих развитию у
детей чувства ритма.
Практическая часть
Задание для фокус группы№1
Игра «Попробуй повтори».
Для этого нужно встать в колонну,
и последнему из вас я задам ритм,
хлопая по плечу. Он передает ритм
следующему, а задача впереди
стоящего, прохлопать
первоначальный ритмический
рисунок
.
Первый человек в колонне получив
ритмический рисунок
прохлопывает его в ладоши, что
бы убедиться тот ли ритм дошел до
адресата.
Проделав это упражнение один раз
немного меняем задание и
последний в колонне получает свой
ритмический рисунок уже с
помощью мнемокартинки( где
большую капельку(длинный
хлопок) считаем раз И, а
солнышко(короткий хлопок)
считаем раз .
Задание для фокус группы№ 2
«Веселые стаканчики»
4 человека садятся 2-е напротив 2-
их. На столе у каждого по одному
пластиковому стаканчику.
- Участники берут стаканчик в
правую руку. Левая рука на лежит
на столе. Под музыку( в нашем
случае под марш Е. Тиличеевой) 2-
е рядом сидящих шагают
стаканчиками вперед 4 раза, потом
назад 4 раза, затем двое напротив
них делают то же самое
-Перекладываем стаканчик из
правой руки в левую руку, двое
рядом сидящих шагают вперед 4
раза , назад 4 раза, двое напротив
них повторяют то же самое
-Оставляем стаканчик в правой
руке, двое рядом сидящих шагают
вправо 4 раза, влево 4 раза, затем
следующие двое повторяют
- Все 4 участника берут стаканчики
в правую руку, стучат стаканчиком
4 раза по столу, потом левой
ладошкой 4 раза по столу,
перекладывают стаканчик в левую
руку , стучат 4 раза по столу, потом
правой ладошкой
Задание для фокус группы №3
1.«Звонкие палочки»
Все участники садятся в круг, в
правой руке держат палочку( в
нашем случае это
задекорированная палочка от суш).
На счет раз-два передают палочку
на ладошку соседа справа, на счет
три-четыре берут правой рукой
палочку со своей левой ладони. Все
движения делаем под музыку ( в
нашем случае песня «Я на печке
молотила»), Затем на припеве
стучим палочкой по палочке
соседа, с той стороны , в какой руке
находиться палочка 4 раза, потом
по палочке соседа с другой
стороны.
2.«Ладошки, коленки»
Все участники находятся в кругу и
выполняют все движения под
музыку ( в нашем случае
«Бубенцы» Кортнев) Все движения
производятся под счет раз два три
четыре.
Куплет: раз-два (хлопаем в ладоши)
Три-четыре (хлопаем правой рукой
по левому плечу, левой рукой по
правому плечу одновременно)
Раз-два-три –четыре (хлопем двумя
руками по своим коленкам)
Припев: раз-два (хлопаем в
ладоши)
Три-четыре (хлопаем правой рукой
по левому плечу,левой рукой по
правому плечу одновременно)
Раз-два-три –четыре (хлопем двумя
руками по коленкам участника )
И теперь, что бы закрепить
пройденный материал предлагаю
фокус группе с ложками (группа
№2) пройти ко мне и построиться в
1 линию. Держим ложки перед
собой и вместе со мной исполняем
танец с ложками под музыку (в
нашем случае плясовая)
Оставшихся участников попрошу
взять себе по одному ведерку и две
ложки. Мы с вами исполним танец
с этими музыкальными
инструментами. Сначала
построимся в 3 ряда( в шахматном
порядке), в каждом из которых по
4-5 человек.
Поставьте ,пожалуйста, ведерки
перед собой и с обеих сторон от
них положите ложки. Встать нужно
позади своего ведерка. Под
музыку( в нашем случае
Волшебник из двора «Бум-Бум»)
повторяем движения за мной.
.
Рефлексивный
Уважаемые коллеги, я
благодарю группу за продуктивную
работу. Надеюсь, что в рамках
мастер-класса вы получили
определенные представления об
эффективности использования
различных игр и упражнений на
развитие ритмического слуха с
помощью музыкальных
инструментов и мой мастер-класс
пробудил в вас желание
творческого поиска, вызвал
интерес к данной теме.
На ваших столах лежат по 3
колокольчика (красный, зеленый и
желтый) Прошу вас позвонить в
зеленый колокольчик
, если все удалось, и вам было
интересно.
В желтый, если удалось, но
материал часто используемый.
В красный если было скучно, не
интересный материал.
Спасибо всем за активное участие и
творческие идеи. Мне было
приятно с вами работать! В
завершение нашего мастер-класса
хочется предложить вам буклет
«Развитие ритмического слуха у
детей дошкольного возраста в
процессе игры на детских
музыкальных инструментах »