Напоминание

"Лестница успеха"


Автор: Радзивило Ирина Федоровна
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ "Федоровская СОШ"
Населённый пункт: гп.Федоровское Тосненского района Ленинградской области
Наименование материала: статья
Тема: "Лестница успеха"
Раздел: среднее образование





Назад




«Лестница успеха» - соревнование личностного роста ученика

Радзивило И.Ф.,

классный руководитель 6а класса

Мы

растим

личность

-

успешную,

гуманную,

толерантную,

деятельностную,

всесторонне

развитую,

способную

учиться

добывать

знания.

Почему это важно?

В современном мире воспитание личности с активной гражданской

позицией в области ответственности и самостоятельности, терпимости и

уважения к людям, личности, впитавшей лучшие достижения культуры,

приобретает особую актуальность. Именно в школе необходимо заложить в

учащихся основы самовоспитания и создать устойчивую доминанту на

самосовершенствование, осознанное и целенаправленное развитие в себе

личностных качеств.

Помочь школьнику обрести уверенность в своих силах на пути к

достижению успеха — это задача каждого учителя, независимо от того,

какой

предмет

он

преподает.

Профессиональный

долг

классного

руководителя состоит в том, чтобы стимулировать внутреннюю активность

ученика, его потребность в самосовершенствовании, развивать здоровое

честолюбие и осознанное стремление к успеху.

Одним из инструментов, которым можно пользоваться классному

руководителю для создания успеха каждого ученика и всего класса в целом,

может служить классное соревнование «Лестница успеха».

Ведь успех

каждого – это шаг к успеху всего класса.

Я являюсь классным руководителем 6а класса и представляю свой

опыт работы – организация соревнования «Лестница успеха». Такое

соревнование мы начали с ребятами в прошлом году, когда ребята учились в

пятом классе.

Главное условие этого соревнования - дети соревнуются не друг с

другом, а сами с собой. Это фиксация шагов на пути реализации выбранных

ориентиров личностного роста ребенка, которое проявляется в:

- раскрытии внутреннего потенциала школьников;

- развитии качеств культурного человека;

- формировании жизненных навыков, необходимых для умения строить

взаимоотношения;

-

поддержании

учебных

целей

и

стремления

ученика

к

самосовершенствованию, его желания и умения постоянно учиться

новому;

- воспитании гражданской позиции и социальной активности.

Цель

соревнования

«Лестница

успеха»:

помочь

школьнику

в

самореализации

в

качестве

личности,

ориентированной

на

успех,

обладающей социально необходимыми качествами культурного человека и

гражданина.

В основу соревнования «Лестница успеха»

заложено 4 главных

принципа:

Принцип 1. Принцип «фейерверка».

Раскрой себя! Все учащиеся —

звёзды, близкие и далёкие, маленькие и большие, одинаково красивые.

Каждая звёздочка выбирает свой путь полёта: у одних он длинный, у

других... Главное — это хотеть сиять.

Принцип 2. Принцип «весов».

Найди себя! Твой выбор — твои

возможности. Нет прописных истин, они рождаются в дискуссии. Вокруг

бушует ураган социальных противоречий. Важно быть самостоятельным в

этом мире. Весы/качели - это символ постоянного поиска, стремления

выработать свою точку зрения, умения сделать правильный выбор в жизни.

Принцип 3. Принцип «рейтинга». Побеждай! Пробуй! Планируй! У

каждого своя программа развития, свои цели и задачи. Каждый выбирает

путь движения к успеху по силам и проявляет себя в разных жизненных

ситуациях. Побеждай свою лень и неорганизованность.

Принцип 4. Принцип «успеха». Реализуй себя!

Ситуация Успеха. Главное - почувствовать вкус победы над собой, своими

недостатками!

В реализации данного соревнования участвуют три действующих лица:

классный

руководитель,

родители

и

ученик,

где

ученик

занимает

центральную позицию. У каждого свои задачи. Главная задача классного

руководителя - при поддержке родителей помочь ребёнку осознать,

осмыслить и реализовать его собственные задачи, а главное - вызвать

желание работать над собой, изменить себя в лучшую сторону.

Структура

Соревнование

«Лестница

успеха»

включает

в

себя

три

взаимосвязанных раздела, соблюдающих целостность целенаправленного

саморазвития

учащихся

для

достижения

жизненного

успеха

-

это

«Успеваемость», «Ответственность», «Активность».

Раздел «Успеваемость» - итоги по данному разделу подводятся в

конце триместра, данные – это средний балл успеваемости мы берем их в

ГИС СОЛО. Средний балл проставили и сравнили его с предыдущим

периодом (это может быть предыдущий год или триметр). А далее

отмечается динамика - положительная, отрицательная или стабильно.

Приведу пример, ученик Н учиться на «3» и «4», имеет средний бал за

второй триместр 3,36, учиться вроде бы в полную силу своих возможностей.

Но нам не очень понятно, это хорошо или нет, можно ли улучшить

результат?

А вот когда мы сравним с предыдущим периодом, то получаем, что в

первом триместре средний балл у него был 3,7. И вот теперь мы видим, что у

ребенка успеваемость снизилась.

Вместе с ребенком, рассуждаем, как можно исправить ситуацию и

оказывается, что он во втором триместре по физкультуре получил «3», а в

первом триместре у него была «4». Далее мы вместе с ним ставим цель -

получить «4» в третьем триместре. Как это можно сделать? Находим вместе

выход: больше заниматься, не пропускать уроки и так далее.

Потом

дети

сами

начинают

размышлять,

ставить

для

себя

промежуточные цели. Осознание того, что любая глобальная цель состоит из

простых шагов на пути к ней, развивает целеустремленность, и позволяет

сосредоточиться на пути к простым промежуточным целям.

Раздел

«Ответственность»

-

включает

оценки

по

следующим

критериям:

- «Пропуски без уважительных причин» - мы приняли с классом, что 1

пропуск

соответствует -1 балл. Результатом данного решения стало

уменьшения прогулов без уважительных причин у отдельных детей.

- «Нарушение дисциплины» - систематическое нарушение дисциплины

оценивается -1 баллов.

- «Опоздания» (особенно на первые уроки) - -1балл

- «Внешний вид» - это соответствие принятому внешнему виду в школе,

- «Сохранность библиотечного фонда, наличие учебных принадлежностей» -

в каком виде учебники, нет ли записей в учебниках, все ли они имеют

обложки, всегда ли готов к уроку (наличие дневника, учебника, тетрадей и

т.д.)

Внешний вид, сохранность библиотечного фонда и наличие учебных

принадлежностей

оценивается

учениками

во

время

рейдов,

которые

проводятся несколько раз за триместр (о времени проведения рейдов

ученикам неизвестно заранее).

Подводя итоги в конце триместра, отмечаем динамику. Каждый

ребенок видит, что ему необходимо улучшить или порадоваться, что он смог

преодолеть себя и, например, не опаздывать на первые уроки.

Раздел «Активность»

- это достижения в конкурсном движении

разного

уровня

и

разной

направленности,

причем

каждый

уровень

оценивается разным количеством баллов.

В мероприятиях класса и школы можно участвовать по-разному:

можно быть зрителем, а можно организовать дело и провести его, поэтому и

оценка будет разная.

В «Лестницу успеха» мы включили и внешкольную занятость, и если

ребенок занимается дополнительным образованием, то это идет ему большим

плюсом в течение всего года. Таким образом, мы стараемся, чтобы все дети

нашли себе занятия по душе, особенно это касается проблемных детей.

В каждом классе работают разные формы самоуправления, в нашем

классе это «министерства – министерство труда, образования, культуры и

СМИ», поэтому дети еще получают баллы за свою работу в министерстве.

Оценивают они себя уже сами (в пятом классе им нужна была помощь

классного руководителя).

В конце триместра также отмечается динамика, и многие дети,

особенно те, кто не может учиться на «отлично», но может гордиться собой,

потому что он придумал интересное дело и провел его в классе, или

посещает кружок, или активно работает в своем министерстве.

Мы считаем, что «Лестница успеха» помогает раскрыть внутренние

возможности школьника и развить личностные качества успешного ученика.

Ожидаемые результаты.

Эффективность классного соревнования «Лестница успеха» измеряется

тем, насколько прочно будут сформированы общегражданские ценности

ученика, его способность строить отношения в коллективе, его готовность и

стремление к постоянному поиску знаний, самосовершенствованию и

самообразованию.

П

люсы

этого соревнования:

+ повышается мотивация у детей (каждый ребенок видит себя на

экране соревнования, проводит анализ своей работы, и делает выводы).

+ индивидуальная работа с ребенком (результаты одного ребенка

сравниваются с результатами этого же ребенка, чтобы он видел, есть ли

изменения).

+ индивидуальная работа с родителями (родителю предлагаются

результаты только его ребенка; только тогда можно конкретно сказать

о каждом ребенке).

+ анализ классного руководителя (у вас перед глазами будет полная

картина по каждому ученику, вы ничего не забудете, легко писать

анализ и делать выводы).

Для данного соревнования, вы можете придумать свои критерии,

изменить количество баллов. Но прежде, чем вы начнете проводить классное

соревнование, вы должны четко продумать эту систему, а именно, например,

чтобы в каждом триместре у вас было одинаковое количество классных дел и

т.д.

Если система будет несовершенной и не законченной, дети это сразу

заметят. А для этого у вас должен быть годовой план работы с классом.

Данное соревнование можно проводить во всех классах, начиная с

начальной школы. Постепенно дети будут самостоятельно подводить итоги,

Периодичность заполнения «Лестницы успеха» зависит от критериев,

которые вы для себя наработаете. Критерии необходимо обговаривать на

классных собраниях с детьми и родителями. Вместе с родителями можно

придумать и систему поощрений.

Спасибо за внимание!



В раздел образования