Автор: Радзивило Ирина Федоровна
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ "Федоровская СОШ"
Населённый пункт: гп.Федоровское Тосненского района Ленинградской области
Наименование материала: статья
Тема: "Лестница успеха"
Раздел: среднее образование
«Лестница успеха» - соревнование личностного роста ученика
Радзивило И.Ф.,
классный руководитель 6а класса
Мы
растим
личность
-
успешную,
гуманную,
толерантную,
деятельностную,
всесторонне
развитую,
способную
учиться
добывать
знания.
Почему это важно?
В современном мире воспитание личности с активной гражданской
позицией в области ответственности и самостоятельности, терпимости и
уважения к людям, личности, впитавшей лучшие достижения культуры,
приобретает особую актуальность. Именно в школе необходимо заложить в
учащихся основы самовоспитания и создать устойчивую доминанту на
самосовершенствование, осознанное и целенаправленное развитие в себе
личностных качеств.
Помочь школьнику обрести уверенность в своих силах на пути к
достижению успеха — это задача каждого учителя, независимо от того,
какой
предмет
он
преподает.
Профессиональный
долг
классного
руководителя состоит в том, чтобы стимулировать внутреннюю активность
ученика, его потребность в самосовершенствовании, развивать здоровое
честолюбие и осознанное стремление к успеху.
Одним из инструментов, которым можно пользоваться классному
руководителю для создания успеха каждого ученика и всего класса в целом,
может служить классное соревнование «Лестница успеха».
Ведь успех
каждого – это шаг к успеху всего класса.
Я являюсь классным руководителем 6а класса и представляю свой
опыт работы – организация соревнования «Лестница успеха». Такое
соревнование мы начали с ребятами в прошлом году, когда ребята учились в
пятом классе.
Главное условие этого соревнования - дети соревнуются не друг с
другом, а сами с собой. Это фиксация шагов на пути реализации выбранных
ориентиров личностного роста ребенка, которое проявляется в:
- раскрытии внутреннего потенциала школьников;
- развитии качеств культурного человека;
- формировании жизненных навыков, необходимых для умения строить
взаимоотношения;
-
поддержании
учебных
целей
и
стремления
ученика
к
самосовершенствованию, его желания и умения постоянно учиться
новому;
- воспитании гражданской позиции и социальной активности.
Цель
соревнования
«Лестница
успеха»:
помочь
школьнику
в
самореализации
в
качестве
личности,
ориентированной
на
успех,
обладающей социально необходимыми качествами культурного человека и
гражданина.
В основу соревнования «Лестница успеха»
заложено 4 главных
принципа:
Принцип 1. Принцип «фейерверка».
Раскрой себя! Все учащиеся —
звёзды, близкие и далёкие, маленькие и большие, одинаково красивые.
Каждая звёздочка выбирает свой путь полёта: у одних он длинный, у
других... Главное — это хотеть сиять.
Принцип 2. Принцип «весов».
Найди себя! Твой выбор — твои
возможности. Нет прописных истин, они рождаются в дискуссии. Вокруг
бушует ураган социальных противоречий. Важно быть самостоятельным в
этом мире. Весы/качели - это символ постоянного поиска, стремления
выработать свою точку зрения, умения сделать правильный выбор в жизни.
Принцип 3. Принцип «рейтинга». Побеждай! Пробуй! Планируй! У
каждого своя программа развития, свои цели и задачи. Каждый выбирает
путь движения к успеху по силам и проявляет себя в разных жизненных
ситуациях. Побеждай свою лень и неорганизованность.
Принцип 4. Принцип «успеха». Реализуй себя!
Ситуация Успеха. Главное - почувствовать вкус победы над собой, своими
недостатками!
В реализации данного соревнования участвуют три действующих лица:
классный
руководитель,
родители
и
ученик,
где
ученик
занимает
центральную позицию. У каждого свои задачи. Главная задача классного
руководителя - при поддержке родителей помочь ребёнку осознать,
осмыслить и реализовать его собственные задачи, а главное - вызвать
желание работать над собой, изменить себя в лучшую сторону.
Структура
Соревнование
«Лестница
успеха»
включает
в
себя
три
взаимосвязанных раздела, соблюдающих целостность целенаправленного
саморазвития
учащихся
для
достижения
жизненного
успеха
-
это
«Успеваемость», «Ответственность», «Активность».
Раздел «Успеваемость» - итоги по данному разделу подводятся в
конце триместра, данные – это средний балл успеваемости мы берем их в
ГИС СОЛО. Средний балл проставили и сравнили его с предыдущим
периодом (это может быть предыдущий год или триметр). А далее
отмечается динамика - положительная, отрицательная или стабильно.
Приведу пример, ученик Н учиться на «3» и «4», имеет средний бал за
второй триместр 3,36, учиться вроде бы в полную силу своих возможностей.
Но нам не очень понятно, это хорошо или нет, можно ли улучшить
результат?
А вот когда мы сравним с предыдущим периодом, то получаем, что в
первом триместре средний балл у него был 3,7. И вот теперь мы видим, что у
ребенка успеваемость снизилась.
Вместе с ребенком, рассуждаем, как можно исправить ситуацию и
оказывается, что он во втором триместре по физкультуре получил «3», а в
первом триместре у него была «4». Далее мы вместе с ним ставим цель -
получить «4» в третьем триместре. Как это можно сделать? Находим вместе
выход: больше заниматься, не пропускать уроки и так далее.
Потом
дети
сами
начинают
размышлять,
ставить
для
себя
промежуточные цели. Осознание того, что любая глобальная цель состоит из
простых шагов на пути к ней, развивает целеустремленность, и позволяет
сосредоточиться на пути к простым промежуточным целям.
Раздел
«Ответственность»
-
включает
оценки
по
следующим
критериям:
- «Пропуски без уважительных причин» - мы приняли с классом, что 1
пропуск
соответствует -1 балл. Результатом данного решения стало
уменьшения прогулов без уважительных причин у отдельных детей.
- «Нарушение дисциплины» - систематическое нарушение дисциплины
оценивается -1 баллов.
- «Опоздания» (особенно на первые уроки) - -1балл
- «Внешний вид» - это соответствие принятому внешнему виду в школе,
- «Сохранность библиотечного фонда, наличие учебных принадлежностей» -
в каком виде учебники, нет ли записей в учебниках, все ли они имеют
обложки, всегда ли готов к уроку (наличие дневника, учебника, тетрадей и
т.д.)
Внешний вид, сохранность библиотечного фонда и наличие учебных
принадлежностей
оценивается
учениками
во
время
рейдов,
которые
проводятся несколько раз за триместр (о времени проведения рейдов
ученикам неизвестно заранее).
Подводя итоги в конце триместра, отмечаем динамику. Каждый
ребенок видит, что ему необходимо улучшить или порадоваться, что он смог
преодолеть себя и, например, не опаздывать на первые уроки.
Раздел «Активность»
- это достижения в конкурсном движении
разного
уровня
и
разной
направленности,
причем
каждый
уровень
оценивается разным количеством баллов.
В мероприятиях класса и школы можно участвовать по-разному:
можно быть зрителем, а можно организовать дело и провести его, поэтому и
оценка будет разная.
В «Лестницу успеха» мы включили и внешкольную занятость, и если
ребенок занимается дополнительным образованием, то это идет ему большим
плюсом в течение всего года. Таким образом, мы стараемся, чтобы все дети
нашли себе занятия по душе, особенно это касается проблемных детей.
В каждом классе работают разные формы самоуправления, в нашем
классе это «министерства – министерство труда, образования, культуры и
СМИ», поэтому дети еще получают баллы за свою работу в министерстве.
Оценивают они себя уже сами (в пятом классе им нужна была помощь
классного руководителя).
В конце триместра также отмечается динамика, и многие дети,
особенно те, кто не может учиться на «отлично», но может гордиться собой,
потому что он придумал интересное дело и провел его в классе, или
посещает кружок, или активно работает в своем министерстве.
Мы считаем, что «Лестница успеха» помогает раскрыть внутренние
возможности школьника и развить личностные качества успешного ученика.
Ожидаемые результаты.
Эффективность классного соревнования «Лестница успеха» измеряется
тем, насколько прочно будут сформированы общегражданские ценности
ученика, его способность строить отношения в коллективе, его готовность и
стремление к постоянному поиску знаний, самосовершенствованию и
самообразованию.
П
люсы
этого соревнования:
+ повышается мотивация у детей (каждый ребенок видит себя на
экране соревнования, проводит анализ своей работы, и делает выводы).
+ индивидуальная работа с ребенком (результаты одного ребенка
сравниваются с результатами этого же ребенка, чтобы он видел, есть ли
изменения).
+ индивидуальная работа с родителями (родителю предлагаются
результаты только его ребенка; только тогда можно конкретно сказать
о каждом ребенке).
+ анализ классного руководителя (у вас перед глазами будет полная
картина по каждому ученику, вы ничего не забудете, легко писать
анализ и делать выводы).
Для данного соревнования, вы можете придумать свои критерии,
изменить количество баллов. Но прежде, чем вы начнете проводить классное
соревнование, вы должны четко продумать эту систему, а именно, например,
чтобы в каждом триместре у вас было одинаковое количество классных дел и
т.д.
Если система будет несовершенной и не законченной, дети это сразу
заметят. А для этого у вас должен быть годовой план работы с классом.
Данное соревнование можно проводить во всех классах, начиная с
начальной школы. Постепенно дети будут самостоятельно подводить итоги,
Периодичность заполнения «Лестницы успеха» зависит от критериев,
которые вы для себя наработаете. Критерии необходимо обговаривать на
классных собраниях с детьми и родителями. Вместе с родителями можно
придумать и систему поощрений.
Спасибо за внимание!