Автор: Куложенкова Мария Контантиновна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГКОУ СКШИ 65
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Особенности обучения учащихся с ОВЗ на дому
Раздел: начальное образование
Особенности обучения учащихся с ОВЗ на дому.
Некоторые дети с ОВЗ по состояния здоровья не могут посещать
школу, поэтому они обучаются на дому. Для них разрабатывается
индивидуальный учебный план в соответствии с вариантом Адаптированной
Основной Общеобразовательной Программой, указанной в заключении
ЦПМПК.
Опыт работы учителем на дому даёт возможность поделиться
особенностями организации такой учебной работы.
Вместе
с
родителями
дома
для
учебных
занятий
отводится
специальное место, - учебная зона. Место для занятий – учебный стол или
парта, стулья для учителя и ученика, отдельная полка или шкаф для
учебников,
тетрадей,
школьных
принадлежностей,
соответствующее
освещение. Дома важно сохранять эту зону именно как учебную, формируя
таким образом навыки учебной деятельности и развивая у обучающегося
осознание себя как школьника. При организации занятий на дому в учебной
зоне размещаются расписание занятий, информация о каникулах. Имеет
существенное значение как проводятся учебные занятия: должна быть
удобная комфортная одежда и обувь, предназначенная именно для обучения.
Даже при обучении на дому следует придерживаться учебных правил во
внешнем виде. По окончании занятий можно переодеваться по своему
выбору. Это же касается соблюдения правил поведения и приличия в
присутствии дома учителя.
Уроки и перемены проводятся в соответствии с расписанием, но с
учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающегося с ОВЗ.
Если ученик неважно чувствует себя, можно поменять уроки местами:
сначала провести более лёгкие предметы, а потом трудные, или наоборот.
Все изменения в текущем расписании должны быть озвучены обучающемуся
и его родителям, решения принимаются совместно. Так же в соответствии с
текущим самочувствием можно облегчать или дополнительно адаптировать
учебные задания и материалы. В учебной работе помогает смена видов
деятельности, а также следование обозначенной последовательности в уроке:
что будем делать сначала, что дальше, что потом.
Перед началом уроков, как правило, в комнате наводится порядок:
убирается всё лишнее – одежда, игрушки и т.д. Комната или часть комнаты
становится учебным помещением, где всё должно быть на своих местах.
Перемены
также
проводятся
в
виде
совместной
с
учителем
деятельности: это могут быть настольные игры, динамические разминки и
упражнения, совместная игровая деятельность. Важно, чтобы подобные виды
совместной деятельности имели логический конец: например, игра в лото
или шашки должна быть закончена, должен быть выигравший. Еще важно
четко определять временные границы: например, играем в лото 3 раза, потом
урок. При наличии хорошей погоды часть учебных занятий проводится на
улице, - например физкультура или уроки изобразительной деятельности.
Так же между уроками происходит прием пищи (завтрак, обед) и лекарств.
Эти режимные моменты тоже требуют четкой последовательности и
соблюдения временных рамок.
Начало учебной деятельности существенно меняет также режим дня
семьи обучающегося. Не сразу, постепенно, у родителей появляется
возможность
передышки,
-
свободное
время,
которым
они
вправе
распоряжаться по своему усмотрению. Присутствие родителей на учебных
занятиях дома не ограничивается, они могут присутствовать вместе с
учителем в комнате для уроков. Одной из задач учителя является
организация продуктивного взаимодействия с родителями, налаживание
доверительных отношений. Конечно, в первое время присутствие нового
человека в доме вызывает напряжение всех членов семьи, доставляет
некоторые неудобства и дискомфорт, но постепенно все адаптируются к
процессу обучения. Таким образом, процесс обучения на дому является для
родителей полностью открытым, всё обучение происходит в их присутствии.
По ходу занятий или после уроков с родителями обсуждаются все
возникающие по ходу обучения вопросы, разъясняется домашнее задание и
способы его эффективного выполнения. Постепенно мы приучаем ребенка и
родителей к обязательному выполнению домашнего задания желательно в
определённое время. Объём домашнего задания строго дозируется с учетом
особенностей обучения и текущего самочувствия ребенка.
Нельзя не отметить также вопросы воспитания и социальной
адаптации в условиях домашнего обучения. В процессе учебной и внеучебной
деятельности учитель регулирует поведение ученика, объясняет и показывает
нормы и правила поведения как на уроках, так и на переменах, нередко
затрагивая поведение и общение ребенка дома. Объясняются правила
поведения и общения школьников, что можно и что нельзя и почему. На
начальном этапе домашнего обучения определенное время тратится на
приучение ребенка к учебной деятельности: пришёл учитель – значит мы
начинаем готовиться к уроку и начинаем заниматься, оставляя все другие дела
на потом. Постепенно определяются занятия, которые при учителе дома
делать нельзя: например, произвольный просмотр мультиков или занятия с
игрушками, игры на планшете, разбор сумок из магазина и т.п. Желания
ребенка «а я хочу …» дома часто решаются взаимным компромиссом.
Главный посыл в таких случаях – «мы учимся», «ты ученик». Постепенно
дома вводятся школьные правила на период проведения учебных занятий, но
с учетом текущего состояния здоровья обучающегося и его индивидуальных
возможностей.
Бывают
ситуации,
когда
самочувствие
не
позволяет
ребенку
продуктивно заниматься в текущий момент времени. Учитель может в
данный момент менять виды деятельности, использовать дидактические игры
и тренажёры, чтение книг, рисование или изготовление поделок. Но ребенок
при этом понимает, что он всё равно находится в учебной деятельности, и по
окончании неблагоприятного периода мы снова возвращаемся к полноценной
учебе.
Мы проводим с ребенком также экскурсии и прогулки, можем
посещать различные учреждения по мере необходимости. В таких случаях
задачей
является
не
только
оказание
помощи
родителям,
а
также
формирование у ребенка представлений о поведении во внеучебной
ситуации, когда не только мама, но и учитель направляет ребенка на
взаимодействие с другими людьми, учит его сдержанности, терпеливости,
преодолению возникающих трудностей, способам взаимодействия, обращает
внимание на поведение других людей, рассказывает о дальнейших действиях
и событиях.
Если ученик не посещает школу по состоянию здоровья и учится на
дому, ему всё равно предоставляется возможность посещения школы на
различных праздниках, мероприятиях вместе с другими детьми.