Напоминание

Особенности обучения учащихся с ОВЗ на дому


Автор: Куложенкова Мария Контантиновна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГКОУ СКШИ 65
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Особенности обучения учащихся с ОВЗ на дому
Раздел: начальное образование





Назад




Особенности обучения учащихся с ОВЗ на дому.

Некоторые дети с ОВЗ по состояния здоровья не могут посещать

школу, поэтому они обучаются на дому. Для них разрабатывается

индивидуальный учебный план в соответствии с вариантом Адаптированной

Основной Общеобразовательной Программой, указанной в заключении

ЦПМПК.

Опыт работы учителем на дому даёт возможность поделиться

особенностями организации такой учебной работы.

Вместе

с

родителями

дома

для

учебных

занятий

отводится

специальное место, - учебная зона. Место для занятий – учебный стол или

парта, стулья для учителя и ученика, отдельная полка или шкаф для

учебников,

тетрадей,

школьных

принадлежностей,

соответствующее

освещение. Дома важно сохранять эту зону именно как учебную, формируя

таким образом навыки учебной деятельности и развивая у обучающегося

осознание себя как школьника. При организации занятий на дому в учебной

зоне размещаются расписание занятий, информация о каникулах. Имеет

существенное значение как проводятся учебные занятия: должна быть

удобная комфортная одежда и обувь, предназначенная именно для обучения.

Даже при обучении на дому следует придерживаться учебных правил во

внешнем виде. По окончании занятий можно переодеваться по своему

выбору. Это же касается соблюдения правил поведения и приличия в

присутствии дома учителя.

Уроки и перемены проводятся в соответствии с расписанием, но с

учетом индивидуальных особенностей и возможностей обучающегося с ОВЗ.

Если ученик неважно чувствует себя, можно поменять уроки местами:

сначала провести более лёгкие предметы, а потом трудные, или наоборот.

Все изменения в текущем расписании должны быть озвучены обучающемуся

и его родителям, решения принимаются совместно. Так же в соответствии с

текущим самочувствием можно облегчать или дополнительно адаптировать

учебные задания и материалы. В учебной работе помогает смена видов

деятельности, а также следование обозначенной последовательности в уроке:

что будем делать сначала, что дальше, что потом.

Перед началом уроков, как правило, в комнате наводится порядок:

убирается всё лишнее – одежда, игрушки и т.д. Комната или часть комнаты

становится учебным помещением, где всё должно быть на своих местах.

Перемены

также

проводятся

в

виде

совместной

с

учителем

деятельности: это могут быть настольные игры, динамические разминки и

упражнения, совместная игровая деятельность. Важно, чтобы подобные виды

совместной деятельности имели логический конец: например, игра в лото

или шашки должна быть закончена, должен быть выигравший. Еще важно

четко определять временные границы: например, играем в лото 3 раза, потом

урок. При наличии хорошей погоды часть учебных занятий проводится на

улице, - например физкультура или уроки изобразительной деятельности.

Так же между уроками происходит прием пищи (завтрак, обед) и лекарств.

Эти режимные моменты тоже требуют четкой последовательности и

соблюдения временных рамок.

Начало учебной деятельности существенно меняет также режим дня

семьи обучающегося. Не сразу, постепенно, у родителей появляется

возможность

передышки,

-

свободное

время,

которым

они

вправе

распоряжаться по своему усмотрению. Присутствие родителей на учебных

занятиях дома не ограничивается, они могут присутствовать вместе с

учителем в комнате для уроков. Одной из задач учителя является

организация продуктивного взаимодействия с родителями, налаживание

доверительных отношений. Конечно, в первое время присутствие нового

человека в доме вызывает напряжение всех членов семьи, доставляет

некоторые неудобства и дискомфорт, но постепенно все адаптируются к

процессу обучения. Таким образом, процесс обучения на дому является для

родителей полностью открытым, всё обучение происходит в их присутствии.

По ходу занятий или после уроков с родителями обсуждаются все

возникающие по ходу обучения вопросы, разъясняется домашнее задание и

способы его эффективного выполнения. Постепенно мы приучаем ребенка и

родителей к обязательному выполнению домашнего задания желательно в

определённое время. Объём домашнего задания строго дозируется с учетом

особенностей обучения и текущего самочувствия ребенка.

Нельзя не отметить также вопросы воспитания и социальной

адаптации в условиях домашнего обучения. В процессе учебной и внеучебной

деятельности учитель регулирует поведение ученика, объясняет и показывает

нормы и правила поведения как на уроках, так и на переменах, нередко

затрагивая поведение и общение ребенка дома. Объясняются правила

поведения и общения школьников, что можно и что нельзя и почему. На

начальном этапе домашнего обучения определенное время тратится на

приучение ребенка к учебной деятельности: пришёл учитель – значит мы

начинаем готовиться к уроку и начинаем заниматься, оставляя все другие дела

на потом. Постепенно определяются занятия, которые при учителе дома

делать нельзя: например, произвольный просмотр мультиков или занятия с

игрушками, игры на планшете, разбор сумок из магазина и т.п. Желания

ребенка «а я хочу …» дома часто решаются взаимным компромиссом.

Главный посыл в таких случаях – «мы учимся», «ты ученик». Постепенно

дома вводятся школьные правила на период проведения учебных занятий, но

с учетом текущего состояния здоровья обучающегося и его индивидуальных

возможностей.

Бывают

ситуации,

когда

самочувствие

не

позволяет

ребенку

продуктивно заниматься в текущий момент времени. Учитель может в

данный момент менять виды деятельности, использовать дидактические игры

и тренажёры, чтение книг, рисование или изготовление поделок. Но ребенок

при этом понимает, что он всё равно находится в учебной деятельности, и по

окончании неблагоприятного периода мы снова возвращаемся к полноценной

учебе.

Мы проводим с ребенком также экскурсии и прогулки, можем

посещать различные учреждения по мере необходимости. В таких случаях

задачей

является

не

только

оказание

помощи

родителям,

а

также

формирование у ребенка представлений о поведении во внеучебной

ситуации, когда не только мама, но и учитель направляет ребенка на

взаимодействие с другими людьми, учит его сдержанности, терпеливости,

преодолению возникающих трудностей, способам взаимодействия, обращает

внимание на поведение других людей, рассказывает о дальнейших действиях

и событиях.

Если ученик не посещает школу по состоянию здоровья и учится на

дому, ему всё равно предоставляется возможность посещения школы на

различных праздниках, мероприятиях вместе с другими детьми.



В раздел образования