Автор: Курильченко Елена Михайловна
Должность: Преподаватель по классу фортепиано, заведующий учебной частью
Учебное заведение: Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Москвы "Детская музыкальная школа имени А.Н. Александрова"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Методическая работа
Тема: "Современные дети - современная музыка. Учим вместе блюзовую гамму"
Раздел: дополнительное образование
Тема занятия: «Современные дети – современная музыка.
Учим вместе блюзовую гамму»
Современная
музыка
-
это
не
только
И.С.Бах,
В.А.Моцарт
и
Л.В.Бетховен в детских музыкальных школах. Это музыка эстрадного
направления,
эстрадно-джазового,
популярная
музыка,
столь
любимая
современными любознательными детьми.
Современная музыка, в нашем понимании, музыка от 1970-х годов и
вплоть
до
наших
дней.
Современная
музыка
полностью
отвечает
художественно-эстетическим
потребностям
современной
молодежной
аудитории, современным идеалам. Это не просто музыка, которая относится к
недавней эпохе и очень важно, чтобы современный преподаватель детской
музыкальной школы (преподаватель по фортепиано, скрипке, гитаре, флейте
– инструмент не имеет значения) имел в своем педагогическом арсенале
достаточно знаний, умений и навыков в области обучения современному
эстрадному музыкальному искусству.
Важно знать, как зарождалась и развивалась современная музыка:
джаз, рок, хард-рок поп, хип-хоп; жанры и стилевые направления (блюз,
буги-вуги, регтайм, модернизм, постмодернизм, неоромантизм): общий
обзор, их специфику и отличия друг от друга. Необходимо иметь
представление
о
великих
джазовых
музыкантах:
О.
Лундстрем,
Э.
Фицджеральд, О.Питерсон, Д. Крамер и другие.
Необходимо отметить, что, к сожалению, до сих пор выпускники
многих профессиональных музыкальных педагогических учреждений не
обладают знаниями, тем более, практическими умениями и навыками в
области эстрадно-джазовой музыки. Мы, в свою очередь, предлагаем начать
освоение эстрадного направления с так называемого джазового квадрата –
12и тактов, которые лежат в основе классического блюза и буги-вуги.
Основные правила следующие: формируем 12ти тактовый квадрат, где I
такт – всегда I ступень (тоника), V такт - всегда IV ступень (субдоминанта),
IX
такт – V
ступень (доминанта). Гармония – основа левой руки для
пианиста, в правой руке основу составляет так называемая блюзовая гамма.
Блюзовая гамма – это джазовая гамма, построенная на использовании
пониженных III V и VII ступеней. Очень полезно играть и петь блюзовую
гамму от аккордов «до», «фа» и «соль». Рекомендуем осваивать стили блюз и
буги-вуги в тональности До мажор (C-dur).
Преподаватели детских музыкальных школ также должны понимать,
что такое «свингование» в музыке. Свинг – в переводе «покачиваясь»; в
процессе
обучения
важно
обратить
внимание
на
верную
джазовую
артикуляцию, акцентировку, подчеркивание слабых долей и синкоп в
эстрадно-джазовой композиции.
Изучение современной музыки – это работа преподавателя и ученика
по поиску новых форм, гармоний и звуковых ландшафтов. В настоящее время
композиторы
используют
интересные
альтернативные
(духовые
и
ударные/шумовые) музыкальные инструменты, чтобы передать сложные
идеи, мысли и чувства через музыкальное исполнение.
Современные дети – это современная музыка, где всегда найдется
место изучению блюза, буги-вуги, рок-н-роллу и просто хорошей популярной
эстрадной музыке!
Преподаватель класса фортепиано,
кандидат педагогических наук,
заведующий
учебной
частью
ДМШ
Е.М.Курильченко