Автор: Ерёмина Людмила Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1534
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: конспект урока по русскому языку в 9 классе
Тема: "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными, знаки препинания в нём"
Раздел: среднее образование
Тема урока: Сложноподчинённые предложения с несколькими
придаточными, знаки препинания в нём (продолжение).
Цель: совершенствовать умения и навыки учащихся грамотно
пунктуационно оформлять СПП с несколькими придаточными;
самостоятельно анализировать СПП с несколькими придаточными,
определяя вид подчинения между его частями и вид придаточного;
расширять и углублять предметную компетенцию учащихся;
способствовать воспитанию личности, способной на самостоятельную
деятельность; осуществлять помощь в подготовке к ОГЭ.
Оборудование: учебные тексты для подготовки к устной части ОГЭ;
раздаточный материал.
Тип урока: комбинированный урок.
Прогнозируемые результаты: учащиеся пунктуационно грамотно
оформляют СПП с несколькими придаточными; определяют вид
придаточных частей; определяют вид подчинения придаточных
частей; формируют и совершенствуют навыки выразительного чтения
и пересказа текста в рамках подготовки к устной части ОГЭ;
отрабатывают практические навыки решения заданий в тестовой части
ОГЭ.
Ход урока:
I.
Организационный этап.
II.
Актуализация опорных знаний:
А) Орфографический тренинг «Исправь ошибку!»
1.
Призабное
приключение
2.
Приклею
марку.
3.
Молодой
призидент. 4. Притворить мечту в жизнь. 5. Причалила лодка. 6.
Непреступная
крепость.
7.
Принеприятнейшее
известие.
8.
Пригласить
в
гостиную.
9.
Превосходный
приподаватель.
10.
Народные предания. 11. Приследовать противника. 12. Приоритетное
направление. 13. Превилегии ветеранов. 14. Принести извинения. 15.
Неприрывный процесс. 16. Приступить закон. 17. Кентервильское
привидение.
Б) Экспресс-опрос.
Задание. Ответьте на вопрос СПП с придаточными причины.
- Почему в словах презабное, пренеприятнейшее пишется приставка
ПРЕ?
- А как объяснить правописание ПРИ в словах приклею, причалила,
пригласить?
- А как прокомментировать написание слов президент, привилегии,
приоритетное?
В)
Тренинг
«Я
помню,
я
знаю».
Сформулируйте
правило,
регулирующее правописание приставок ПРЕ-ПРИ.
III.
«Готовимся к ОГЭ» (устная часть).
1.
Подготовьтесь к выразительному чтению текста вслух.
(1) Задумаемся над тем, часто ли мы расстраиваемся, что не поняли
кого-нибудь. (2) А может быть, значительно чаще страдаем от того, что
не понимают нас? (3) Конечно, чаще случается второе. (4) Когда не
понимают нас, нам бывает обидно. (5) Мы огорчаемся, что нас не
понимают
родители,
учителя,
одноклассники.
(6)
Мы
до
слёз
переживаем,
что
нас
не
понимают
те,
кто
нам
нравится,
кого
мы
уважаем. (7) Мы уверены, что сами способны понять, да и понимаем
их, а вот они…
(8) Но пока мы уверены в этом, пока себя судим менее строго, чем
других,
как
раз
и
рождается
непонимание.
(9)
Может
быть,
стоит
именно начать с себя, с того, чего нам самим не хватает? (10) Может
быть, в этом и состоит первый шаг к пониманию?
(11) Достаточно ли, например, у нас воображения? (12) Ведь
воображение, по точному замечанию одного из писателей, нужно вовсе
не для того, чтобы придумать нечто несуществующее или несбыточное.
(13) Воображение нужно для того, чтобы охватить умом и сердцем всё
богатство жизни, её ситуаций, её поворотов, чтобы увидеть мысленным
взором потаённые уголки человеческой души. (14)
Без воображения
нет образа мира и образа человека. (15) А без этих образов жизнь
становится плоской и упрощённой, в ней нас окружают всего лишь
модели и схемы, а не живые люди.
(16) Но чтобы понять человека, одного воображения мало, нужно
ещё
и
пристальное
внимание
к
людям,
стремление
всмотреться,
вслушаться с доброжелательным сочувствием, с сердечным участием.
(17) Нужно сострадание, которое побуждает нас прислушиваться не
только к словам, но и к интонации, вглядываться не только в явное, но и
в незаметное. (18) При таком отношении разность взглядов и чувств
никогда не переходит в непонимание. (250 слов)
(По материалам сайтов Интернета)
2 . Перескажите
ту
часть
текста,
в
которой
речь
идёт
о
роли
воображения в понимании мира и человека.
3. О каких способностях человека, важных для понимания окружающих,
кроме воображения, ещё шла речь в данном тексте? Дайте развёрнутый
ответ, используя предложенный текст.
4. Найдите примеры слов на орфограмму из словарного диктанта в тексте
(пристальное, прислушиваться, придумать)
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся.
А) Графический диктант. Спишите, вставьте пропущенные буквы,
раскройте скобки, расставьте пропущенные знаки препинания.
Б) Определите тип подчинения, вид придаточного.
1) Я увид…л как звёзды стали туманит(?)ся и терять свою лучистость как
лё(?)ким вздохом пр…неслась по земле пр…хлада.
2) Когда наша шлюпка направилась от фр(е,и)гата к берегу мы увид…ли
что из деревни бросились бежать жен(?)щины и дети.
3) Долго было слышно как он шагал туда где светит(?)ся огонёк.
4) В тишине отчётливо послышалось как прост…нал человек и как т…
жело захрустел наст под ногами медведя которого (не)обыч(?)ный гул и
треск выгнали из леса.
V. Закрепление и актуализация знаний при решении тестовых заданий:
А7. Найти и выписать из предложения 4 словосочетание(я), построенные
на основе примыкания.
А7.
Замените
словосочетание «человеческой
души», построенное
на
основе
согласования,
синонимичным
словосочетанием
со
связью
управление (Предложение 13 текста).
А8.
Выпишите
все
грамматические
основы
из
предложения
2
и
4.
Определите типы односоставных предложений, входящих в их состав.
А9. Среди предложений последнего абзаца текста найти предложение(я) с
однородными членами. Напишите номер (а) этого (их) предложения (ий).
А10. Среди предложений 2-10 прочитанного текста найти предложение (я)
с вводными конструкциями. Напишите номер (а) этого (их) предложения
(ий).
А11. Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Ответ
запишите цифрой.
VI. Рефлексия. Подведение итогов, оценки:
- Что мы сегодня вспомнили и повторили?
- Какое из этих заданий было важно вспомнить лично вам?
- Какое задание вы бы себе в качестве дополнительного задали сами?
- Вам понравилась ваша работа на уроке?
VII. Д/З. Сжать текст до 90-100 слов и записать в тетрадь; указать микротемы
данного текста, озаглавить его. Определить вид подчинения придаточных
частей в СПП 1 абзаца, составить схемы.