Напоминание

ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА НА ЗАНЯТИЯХ ПРИКЛАДНОЙ КОМПОЗИЦИИ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ


Автор: Иванова Ирина Павловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская художественная школа" г. Минусинск
Населённый пункт: г. Минусинск Красноярский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА НА ЗАНЯТИЯХ ПРИКЛАДНОЙ КОМПОЗИЦИИ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская художественная школа» г. Минусинск

Иванова Ирина Павловна

ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА

НА ЗАНЯТИЯХ ПРИКЛАДНОЙ КОМПОЗИЦИИ

В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

2025 год

2

Идея разработки серии уроков по деревянному зодчеству возникла из

многолетнего опыта ведения летней практики у учащихся ДХШ. Доступность

натурного изучения образцов народного творчества в городе Минусинске и

интерес детей к макетированию, созданию рукотворного образа старинного

дома, это основа успешного решения целей и задач темы.

Изучая

тему

«Русское

деревянное

зодчество»,

дети

знакомятся

с

характерными особенностями народного зодчества своего региона, культурой и

историей народов Сибири. Через вовлечение в творческий труд, знакомятся с

народными

обычаями

и

традициями,

усваивают

эстетические

ценности

и

приобщаются к отечественной культуре.

3

Содержание

1. Введение_________________________________________________________4

2. Характеристика темы______________________________________________5

3. Планирование темы_______________________________________________7

4. Методические рекомендации________________________________________8

5. Методика ведения задания по теме ««Изготовление макета русской избы в

технике бумажной пластики и аппликации»_____________________________9

5.1. Декоративное оформление фасада традиционной русской избы_________9

5.2. Разработка декора наличников_____________________________________11

5.3. Конструктивное решение будущего макета русской избы______________18

5.4. Конструирование постройки_____________________________________22

5.5. Обычаи русских плотников_____________________________________24

5.6. Дом как модель микроксмоса______________________________________26

6. Заключение______________________________________________________29

7. Методическая литература__________________________________________30

4

1. ВВЕДЕНИЕ

Изучение прошлого своего города невозможно без углубления в прошлое

своего края и, конечно, России в целом, начиная со времен древней Руси.

Уклад народной жизни формировался столетиями. Крестьянское жилище

было устроено просто и практично. Люди жили среди природы и ее красоту

стремились перенести в свой быт.

Архитектурный

облик

российских,

в

том

числе

и

сибирских

сел

и

деревень вмещал в себе множественность исторических стилей и зависел от

уровня жизни, запросов и интересов

людей,

которые их

заселяли. Южно-

сибирская крестьянская архитектура ХVIII–XIX веков, которая распространена

от Минусинска вплоть до Саян формировалась в своеобразных условиях, когда

Минусинская котловина заселялась переселенцами из самых разных губерний

России. Жителями нашего края вольно или невольно становились выходцы из

Вятской, Псковской, Рязанской, Архангельской губерний, с Украины или из

Прибалтики.

Было два потока переселенцев. Первыми были крестьяне, привлеченные

сюда богатством сибирской земли, искавшие себе лучшей доли. Вторыми были

«ссылочные люди».

В процессе формирования сибирского населения особенно была велика

роль политических ссыльных. Сюда направляли самых энергичных и дерзких,

самых

стойких

и

сильных.

Все

они

приносили

с

собой

свои

местные

особенности строительных приемов, свои вкусы, бытовой уклад жизни.

Но сибирская природа, природа степей и Саянских предгорий, полная

могущественных и грозных сил, заставляла строителей делать жилища более

суровыми и монументальными.

Золотой век дерева остался позади, оно уже никогда не займет того места

в нашем быту, какое принадлежало ему в прошлом. В условиях широкой

урбанизации

трудно

сохранить

старые

деревянные

постройки,

несоответствующие высоким стандартам современного жилища. Но в этом

необходимом процессе обновления городов и сел, не следует забывать о том

великом

наследии,

которое

создавалось

веками.

На

улицах

Минусинска

сохранились

дома,

связанные

с

именами

декабристов,

старинные

жилые

усадьбы в южной части города и вдоль набережной тихой протоки Енисея,

очень живописной и являющейся одним из лучших уголков, где городская

застройка составляет единое целое с природным окружением.

По

ходу

изучения

темы

преподаватель

должен

постараться

развить

чувство меры и эстетический вкус ребенка, помочь обрести творческое лицо

каждому ученику. А самое главное, чтобы в самостоятельной деятельности

учащиеся, вовлеченные в настоящее декоративное творчество, почувствовали

себя в полной мере мастерами, способными своими руками создавать красоту

вокруг себя, то есть украшать жизнь.

5

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ

Методическая разработка «Изготовление макета русской избы в технике

бумажной пластики и аппликации» рекомендуется преподавателям ДХШ и

художественных отделений ДШИ.

В задании по теме преподаватель ставит перед собой следующие цели:

выявить и развить творческие способности детей через приобщение к

художественному

труду

на

основе

традиционного

народного

декоративно–прикладного искусства;

формировать

представления

детей

об

архитектуре,

как

о

художественной среде жизненного пространства человека;

воспитывать у детей любовь к родному городу, интерес к его истории

и культуре, искусству русского деревянного зодчества.

Для

достижения

этого

в

процессе

обучения

необходимо

решать

следующие задачи:

знакомство с различными типами деревянных построек;

развитие конструктивного мышления учащихся;

знакомство

с

новым

видом

народного

творчества

домовая

художественная резьба и её разновидности;

формирование навыков моделирования (ручная умелость);

формирование особых качеств творческого воображения, основанного

на каноне.

В процессе изучения темы дети должны приобрести знания особенностей

деревянного

зодчества,

глубже

понять

сакральное

значение

символики

русского

орнамента,

научиться

планировать

свою

деятельность

по

конструированию, аккуратно и терпеливо доводить до логического завершения

работу по сборке отдельных деталей в сложную объемную форму. Выполняя

декоративное оформление дома, учащиеся совершенствуют понятие единство

стиля, углубляют знания законов декоративной композиции, имеющих ведущее

место в курсе предмета «прикладное творчество».

Практическая

и

теоретическая

части

разработки

цикла

занятий

систематизированы

с

учетом

возрастной

психологии

и

построены

на

использовании проблемного метода обучения. Опираясь на живые впечатления

от наблюдений учащихся во время летней практики, учитель строит беседу в

форме диалога (вопрос – ответ). Также

и в практической работе: сначала

ставится

задача

изготовления

какой-то

части

макета

(например:

крыши,

крыльца,

трубы)

и

только

после

озвучивания

учащимися самостоятельных

вариантов решения проблемы, им дается способ действия и применения новых

знаний. В учебном процессе изготовления макета участвуют дети 12 – 13 лет, 2

класса ДХШ. Серия занятий рассчитана на 16 часов.

Новый

материал

по

данной

теме

органически

связан

с

изучением

орнамента в первом классе ДХШ на примере вышивки русского полотенца,

росписи прялки и филимоновской игрушки.

Украшая

макет,

учащиеся

закрепляют

умение

стилизации

различных

видов домовой резьбы в технике аппликации или ажурной резьбы на бумаге.

6

Знания, приобретенные при изучении домовой резьбы, пригодятся при

последующем

изучении

раппортной

композиции

орнаментов

вологодского

кружева в третьем классе ДХШ.

Конструирование дома поможет учащимся в рисовании построек и части

улицы во время летнего пленэра.

Если в станковой композиции темы занятий посвящены деревенскому

быту, то элементы народного зодчества могут дополнить её соответствующим

содержанием, стать частью пейзажа, натюрморта или сюжетной картины.

7

3. ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕМЫ

Занятие 1. Декоративное оформление фасада (2 часа).

Занятие 2.Разработка декора наличников (2 часа).

Занятие 3.Конструтивное решение будущего макета русской избы (2 часа).

Занятие 4. Конструирование постройки (2 часа).

Занятия 5–6. Обычаи русских плотников (4 часа).

Занятия 7–8. Дом как модель микрокосмоса (4 часа).

Оборудование и материалы:

1.

Бумага белая и серая, альбом для эскизов, картон, клей, ножницы,

двухсторонний скотч, линейка, карандаш, ластик.

2.

Наглядность:

схема-таблица с изображением избы и элементов ее декора;

схема-таблица с изображением оконного наличника;

пленэрные зарисовки с летней практики;

репродукции образцов народного зодчества на примере Древней

Руси;

образцы

традиционного декора

оконных наличников

Сибирских

построек, в первую очередь старинных домов в городе Минусинске,

в компьютерном варианте.

8

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1.

Моделирование

из

картона

в

полной

мере

отражает

художественные и эстетические переживания учащимися реальных образов, так

как

практическая

работа

опирается

на

опыт

и

впечатления

учащихся

от

пленэрной практики ДХШ.

2.

Практическая

и

теоретическая

части

разработки

цикла

занятий

систематизированы

с

учетом

возрастной

психологии

и

построены

на

использовании проблемного метода обучения.

При

создании макета

крестьянской избы

необходимо требовать

соблюдения традиций строительства и украшения жилища;

На

каждом

последующем

уроке

необходимо

пополнять

и

закреплять знания учащихся по теме «Русское деревянное зодчество» в форме

диалога перед практической работой;

В процессе создания объемно–рельефной композиции необходимо

требовать от учащихся поэтапного ведения работы – от разработки обобщенно–

лаконичных эскизов до завершающего этапа – орнаментального оформления

макета;

На примере оконного наличника учащиеся должны понимать и

уметь

объяснить

взаимосвязь

формы

украшаемого

изделия

и

характера

используемого орнамента;

На

протяжении

всех

занятий

необходимо

проводить

индивидуальную работу с каждым учащимся в отдельности и промежуточные

просмотры с коротким анализом.

3.

Опираясь на живые впечатления от наблюдений учащихся во время

летней практики, преподаватель в начале каждого занятия строит беседу в

форме

диалога

(вопрос –

ответ).

Также

и

в

практической работе

сначала

ставится

задача

изготовления

какой-то

части

макета

(например:

крыши,

крыльца,

трубы)

и

только

после

озвучивания

учащимися самостоятельных

вариантов решения проблемы, им дается способ действия и применения новых

знаний (проблемный метод обучения).

Примечание:

преуспевающие учащиеся по желанию могут выполнить макет более сложного

объекта, например церкви, часовни, мельницы.

9

5. МЕТОДИКА ВЕДЕНИЯ ЗАДАНИЯ

ПО ТЕМЕ «ИЗГОТОВЛЕНИЕ МАКЕТА РУССКОЙ ИЗБЫ В ТЕХНИКЕ

БУМАЖНОЙ ПЛАСТИКИ И АППЛИКАЦИИ»

5.1.

ДЕКОРАТИВНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ФАСАДА ТРАДИЦИОННОЙ

РУССКОЙ ИЗБЫ

(ЗАНЯТИЕ № 1)

Задачи: Зарисовка фасада избы с обозначением всех элементов декора.

Вводная беседа (30 минут).

- Мы, ребята, живём в старинном городе. И хотя большинство из нас

проживают

в

благоустроенных квартирах многоэтажных домов,

на

улицах

нашего Минусинска сохранились ещё деревянные дома, возраст которых более

100 лет.

– Почему, как вы думаете, дома на Руси строились из дерева?

– Правильно. Потому что живем мы в лесном краю, где дерево – самый

дешевый строительный материал.

Из бревен рубили избу мужики,

Один лишь помощник – топор,

Но древние избы и ныне крепки,

И славен на ставнях узор.

– Почему избы на Руси называли срубами?

– Потому, что рубили топорами. Сруб – основа любого деревянного

строения.

Сруб складывали из огромных бревен с пазами по низу, чтобы каждое

следующее бревно очень плотно ложилось на нижнее. А на концах бревен

делались еще и особые вырубки, чтобы они уже намертво сцеплялись друг с

другом. Бревна укладывались венцами (четыре бревна – один венец). Для

первого венца подбирали самые мощные бревна. Говорили про эту работу

«Вязать сруб».

– Так, что являлось основой любого дома?

– Правильно – сруб.

Тепло и уютно жилось в деревянных избах, но человеку мало только

удобства.

Душа каждого стремится

к

красоте.

Поэтому избы

всегда

были

нарядными. Не украшенных изб на Руси почти не было. Только больные

старики или бедные разбедные люди не украшали своего жилья. Все тем же

топором делалась искусная тонкая резьба, как кружева.

– Кто знает, как на Руси называли отдельные части избы?

– Переднюю сторону называли лицом. Окна – очами. Узоры вокруг окон

наличниками, то есть украшающими лицо. Выступ над окнами – лобная

доска, то, что над ней – чело, так в старину называли лоб. Украшения вокруг –

очелье. Украшения углов – причелины. То есть избу очеловечивали, считали

живой.

10

В Поволжье, например, встречаются избы, украшенные так богато и

затейливо,

что

глаз

невозможно

оторвать,

чем

больше

глядишь

на

эти

деревянные кружева, тем они становятся интересней, а на душе все радостней

от этого любования. Совсем как при встрече с красивым, умным, добрым

человеком.

Особенно нарядно украшали дома со

стороны, обращенной

на

улицу – уличный фасад.

Посмотрите,

ребята,

на

таблицу,

где

обозначены

основные

части

конструкции и декора избы (рисунок 1).

Рисунок 1

Кроме

резных

причелин

(длинных

деревянных

резных

досок,

закрывающих наружные торцы подкровельных слег) и полотенца – короткой

деревянной узорной доски на стыке двух причелин, мы видим на уличном

фасаде нарядный балкон с резными деталями.

Полотенце

чаще

всего

украшалось

розеткой

языческим

символом

Солнца. На гребне крыши над фасадом избы чаще всего вырезали голову коня –

символ счастья – отсюда понятие «конек крыши». Может кто-то из вас,

ребята,

слышал,

как

говорят:

«Конек

на

крыше

прохудился,

надо

менять

(чинить).

Практическая часть (90 минут).

– А теперь, ребята, используя схему и наглядный материал, который

лежит у вас на столах, вам нужно нарисовать фасад избы, обозначить на

рисунке наличники, причелины, полотенце.

– На следующем уроке мы поговорим о символике, которую несут в себе

орнаменты деревянной резьбы. В связи с этим вам задание: вспомнить, что

означают в русском геометрическом орнаменте круг, ромб, квадрат, крест.

11

5.2. РАЗРАБОТКА ДЕКОРА НАЛИЧНИКОВ (ЗАНЯТИЕ № 2)

Задачи:

зарисовки оконного наличника

с

использованием

различных

мотивов

орнамента:

геометрического,

растительного,

зооморфного

(три

различных решения).

Вводная беседа (30 минут).

– Ребята, вы уже знаете, для чего служит орнамент (украшение).

– Какие виды орнамента вы помните?

– Ленточный, замкнутый, сетчатый.

– Какие мотивы характерны для орнамента?

Геометрический мотив, составленный из растений или элементов

растений,

ягод,

цветов,

в

процессе

переработки

(стилизации)

в

декоративные формы;

Животный (зооморфный, антропоморфный) мотив с изображением

зверей,

птиц,

фигур

человека.

Раньше

служил

оберегом,

охранявшим человека и его жилище от злых духов.

– На этом занятии мы с вами подробно познакомимся с традиционной

конструкцией

и

основными

элементами

декора

оконного

наличника

на

деревянных домах (рисунок 2).

Рисунок 2

12

Основные элементы и зоны декора наличника (рисунок 2):

кокошник;

карниз;

лобовая подкарнизная доска;

рама (центральная часть наличника);

подоконная доска – фартук;

стояки боковины;

ставни.

– Посмотрите, ребята, как красивы наличники на окнах русских домов, с

какой любовью и мастерством они выполнены! (наглядный материал).

Обратите

внимание

на

конструкцию

наличников,

на

причудливый

орнамент, на единство конструкции и декора. Что напоминает трехчастная

конструкция наличника? Какие уже знакомые образы можно увидеть в его

декоре?

– В верхней части наличника, мы видим изображения птиц, зверей, знаки

солнца (рисунок

3-6)

. Что они символизируют?

Рисунок 3 Рисунок 4

Рисунок 5 Рисунок 6

13

– А теперь рассмотрите нижний ярус наличника. Он населен фантастическими

существами:

здесь

и

русалка–берегиня

символ

водной

стихии,

и

устрашающие

гривастые

львы–собаки.

Сказочно–диковинные

образы

олицетворяли

нижний,

подземный

мир,

который,

представлялся

человеку

таинственным и загадочным.

– Как же представляли себе свой мир языческие славяне? Они делили его

на три части: верхний мир – ПРАВЬ – мир добра и богов, где хранятся запасы

живой воды, неиссякаемый источник дождей – «хляби небесные». В «хлябях

небесных» есть остров Ирий, где живут прародители всех птиц и зверей, туда

улетают перелетные птицы, они же являются посланниками Правого мира.

Затем идет средний мир – ЯВЬ – мир людей и домашних животных. Нижний

мир – НАВЬ – мир мертвых, ночная сторона, мир зла, тьмы и покойников. К

покойникам на

Руси

относились двояко.

Своих родных мертвых

уважали,

называли «дедами», «предками», они покровительствовали и помогали всей

семье.

Были и чужие мертвые – «навьи души» – это иноплеменные души врагов

и недоброжелателей, души людей, которых за что-то покарали силы природы

(души утопленников, съеденных волками, с дерева падших, убитых молнией,

самоубийц). Эти «навьи души» на «злых ветрах» прилетали в живой мир

человека, неся смерть и болезни. Напасть на человека они могли везде и

отовсюду.

В

мир

человека

есть

две

лазейки:

окно

и

дверь,

они

требуют

дополнительной защиты. И на окне, и на двери есть наличник. Перед дверью

обязательно есть порог. Порог – это граница между мирами, миром живых и

миром мертвых. Хозяйка, заходя в дом, вытирала ноги о порог, отряхивая прах

мира; заходя в чужой дом, гости, переступали через порог, показывая, что

пришли в этот дом с добром.

Несравненно больше внимания уделялось окнам, сквозь которые могли

проникнуть вездесущие «навьи». Щели в оконцах, сквозняки, зимний холод,

все, что могло причинить болезнь, – все это преображалось в сознании древних

людей в образы невидимых, неосязаемых «навьих». В связи с этим возник

такой важный элемент заклинательного декора, как наличник – обрамление

окна, обычно насыщенное языческой символикой. Ведь оконный проем – это не

только «окно в мир» и в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для

чужих людей и сторонних злых сил, которые могли подглядеть в него жизнь

внутри жилища, проникнуть внутрь или хотя бы сглазить тех, кого им удастся

увидеть в окно.

Но есть у человека надежная защита – его мир, его дом. «Мой дом – моя

крепость», говорили на Руси. И для обеспечения этой крепости недоступности,

при строительстве дома большое значение придавалось времени начала работ,

выбору места строительства, подготовке строительных материалов; каждый

этап

строительства

был

подчинен

особому

ритуалу,

корни

которого

в

преданиях наших далеких предков.

– Ребята, а как вы думаете, как выглядели окна в старину?

14

– Окна в старину устраивались двух видов: «волоковые» и «красные».

«Волоковые окна» служили для вытяжки дыма, так как избы отапливались

«по-чёрному», они были очень маленькие и закрывались задвижками.

– «Красными окнами» назывались такие, просвет которых закрывался

не щитом, а переплетом; первоначально переплеты таких окон поднимались

вверх,

подобно

щитам

волоковых

окон

и

только,

вероятно

сравнительно

недавно получили широкое распространение переплеты на петлях. Оконные

стекла, как известно, стали не редкостью на Руси только после Петра, а до него

их место заменял бычий пузырь или в лучшем случае, слюда, высокая цена

которой, конечно, исключала возможность употребления её в крестьянских

избах.

Что

касается

художественной

обработки

окон,

а

именно

дощатых

наличников, украшенных порезками и наружными ставнями, то они могли

получить широкое применение, опять-таки, лишь в послепетровскую эпоху,

когда

тес

быстро

вытеснялся

досками,

получавшимися

путем

распиловки

бревен и, следовательно, гораздо более дешевыми, нежели тес.

– А теперь ребята мы остановим наше внимание на декоре сибирского

окна и видах домовой резьбы (фото 7).

– У каждого народа есть свой излюбленный строительный материал.

Россия и наша Сибирь – страна леса. Резьба по дереву всегда была элементом

русской

деревянной

архитектуры,

украшением

предметов

быта.

Простота

обработки,

доступность

материала,

наличие

умелых

мастеров,

богатые

традиции позволили создать множество прекрасных образцов. В наши дни

резьба по дереву является одним из основных видов народного промысла

Сибири.

В старинных сибирских постройках встречаются практически все виды

домовой

резьбы:

«глухая»,

объемно-рельефная,

пропильная

и

накладная.

Каждая

из

них

обладает

своими

художественными

и

эстетическими

особенностями.

«Глухая» резьба в отличие, от рубленого орнамента первопроходцев

выполнялась

с

помощью

долбежных

инструментов

и

резцов

различного

профиля.

Она

была

принесена

мастерами

Поволжья,

где

раньше

широко

использовалась

для

украшения

кораблей,

отчего

и

называется

иногда

«корабельной».

В

целой,

«глухой»,

доске

с

помощью

резцов

и

стамесок

вырезался

или

выдалбливался

неглубокий

рельеф

рисунка,

по

заранее

намеченному углем контуру. Используя один из простых элементов (запятую,

ромб,

круг),

комбинируя

их

или

вырезая

более

сложный

узор,

мастера

создавали

замысловатые

рельефы

или

композиции.

Благодаря

светотени,

контрастному

соотношению

фона

и

рельефа,

«глухая»

резьба

производит

сильное эмоциональное впечатление. Прекрасно чувствуя пластику «глухой»

резьбы, зодчие использовали ее для украшения наличников, фризовых досок,

розеток ворот, где, освещенная солнцем, она выглядит наиболее эффективно.

15

Фото 7

«Объемно-рельефная» резьба – это, несомненно, влияние на деревянную

архитектуру

пластических

средств

каменного

зодчества.

Сочетая

в

себе

пропильный

орнамент

с

объемно-резными

деталями,

этот

вид

резьбы

представляется

скорее

как

скульптурное

украшение.

Применяемая

для

украшения кокошника наличника или подкарнизной доски объемно-рельефная

резьба

придавала

всему

сооружению

живописность,

пластичность

и

красочность форм. Наиболее распространенная в городской постройке XIX

века,

объемно-рельефная

резьба

впитала

в

себя

лучшие

стилевые

приемы

барокко и филигранность восточных мотивов.

«Пропильная»

резьба

пришла

в

сибирский

декор

с

появлением

лобзиковых

пил

и

коловоротов.

Сквозной

рисунок

выполняется

в

тонких

досках, которые накладывались друг на друга, образуя своеобразную бахрому

фриза или подзора. Используя дешевую пропильную резьбу, зодчие создавали

дома-сказки. Пропильная резьба являлась и основным приемом украшения

деревянных построек модерна. Характерными приемами в этом отношении

является декоративное убранство особняков в городах Енисейске, Красноярске,

Минусинске.

Тонкое

изящество

линий,

их

вычурная

манерность,

придают

16

неправдоподобную

легкость

деревянному

декору.

Вот

уж

где

мы

видим

действительно деревянное кружево.

«Накладная» резьба выполнялась из элементов пропильного орнамента,

наложенных на ровный фон украшаемого изделия: наличников, ворот, пилястр,

фриза. Для создания композиционной завершенности, цельности сооружения

зодчие часто сочетали накладную и пропильную резьбу.

Во многих случаях сибирские мастера использовали несколько видов

резьбы, комбинируя их. Например, сочетание накладной, «глухой» и объемно-

рельефной резьбы, встречается в оформлении многих наличников окон в городе

Енисейске. Сочетание «глухой» или объемно-рельефной резьбы на лобовой

доске

наличника

с

пропильным

узором

кокошника

использовалось

повсеместно.

г. Минусинск, ул. Большевистская (фото)

17

г. Минусинск, ул. Алтайская г. Минусинск, пер. Октябрьский

г. Минусинск, ул. Гоголя г. Минусинск, ул. Октябрьская

Практическая часть (90 минут).

– А сейчас, ребята, вы нарисуете в альбомах три варианта оформления

окна с орнаментом геометрическим, растительным и зооморфным, используя

наглядность

(таблицу

с

изображением

оконного

наличника,

пленэрные

зарисовки

с

летней

практики,

образцы

традиционного

декора

оконных

наличников

на

примере

древней

Руси

и

города

Минусинска).

18

5.3. КОНСТРУКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ БУДУЩЕГО МАКЕТА

РУССКОЙ ИЗБЫ (ЗАНЯТИЕ № 3)

Задачи: создание конструктивных эскизов с учетом пропорциональных

соотношений жилища (высота, длина, ширина), сделать вид спереди, сбоку,

сзади с учетом обозначения оконных и дверных проемов.

Вводная беседа (30 минут)

– Давайте вспомним, ребята, что является основой любого деревянного

строения?

– Сруб.

– А что значит «Вязать сруб»?

– «Вязать сруб» – это значит связывать прямоугольник из бревен (венец).

Мы уже говорили с вами о том, что крепились бревна в срубе благодаря

особым вырубкам на концах бревен:

«В обло» – бревно с остатком.

«В лапу» – бревно без остатка.

«В реж» – бревна укладываются не плотно, а на некотором расстоянии

одно от другого, и связаны между собой только в углах.

Никаких

гвоздей

при

вязке

сруба

никогда

не

употребляли,

но

ни

шелохнуть, не двинуть ни одного бревнышка в настоящем срубе невозможно.

«Тот, кто не почувствует прелести бревенчатого сруба, – тот никогда не

познает самой сути русского деревянного зодчества. Прекрасны четкие, ясные

формы сруба, его несколько суровая, мужественная монументальность. Он

хорош,

прежде

всего,

своей

первозданной

силой,

естественной

природной

красотой, простым ритмом могучих венцов».

– Что такое венец в срубе, кто помнит?

– Венец – один горизонтальный ряд бревен в срубе, связанный в углах

врубками.

В прямых соснах и елях, взращенных русской землей, еще струятся

жизненные

силы

и,

притронувшись

к

этим

могучим

бревнам,

мы

словно

ощущаем их трепетный поток.

Сергей Есенин, певец русской деревни, называет избу золотой:

И теперь, когда вот новым светом,

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

Чудесен теплый цвет и оттенки дерева, доброго и надежного, насквозь

прогретого солнцем и теплом рабочих рук.

19

Поднялся

сруб,

выложены

над

его

торцевыми

стенами

бревенчатые

треугольные фронтоны – «щипцы», на которые ляжет вся тяжесть крыши. В

бревна «щипцов» врублены продольные горизонтальные бревна – «слеги», на

них

и

лягут

тесаные

топором

доски

крыши.

Стык

обоих

скатов

крыши

закрывает выдолбленное снизу тяжелое бревно, которое на Севере называют

«Охлупень» или «Шелом». В далекие времена дерево, предназначенное для

этой цели, вынимали из земли вместе с корнем и вырезали из корня либо птицу,

либо голову коня. В более поздних постройках от того конька остался далеко

выступающий

вперед

выступ

шелома,

в

котором

угадываются

очертания

конской головы.

А, что значил конь для русского крестьянина? Мы говорили об этом в

первом классе, когда знакомились с символическими орнаментами русского

полотенца.

– Кто может рассказать?

Конь

сопутствовал

крестьянину

во

всей

его

жизни,

был

верным

помощником. Не случайно без «сивки-бурки» не обходится почти ни одна

былина и сказка. Конек на крыше был предметом особой гордости хозяев. Еще

мы говорили уже с вами, ребята, о том, что конь перекликался с образом солнца

у наших предков-язычников, а солнце было главным божеством на Руси. И

конь на крыше был этим солнцем, обереговым знаком для жильцов дома.

В каждом селе или деревне были свои плотники, умевшие ставить дома, и

не один, не два, а несколько, потому что в одиночку и вдвоем такое дело не

осилить,

требовалось не

меньше четырех, пяти

человек. Только сообща и

работали, и

назывались

такие компании артелями.

Ну

а

когда устраивали

кровли, людей требовалось еще больше, и тогда на помощь строившимся

приходили соседи, и это тоже имело название

– «помочи». И чем лучше

работала артель, тем больший на нее был спрос, тем чаще ее приглашали в

другие деревни и города.

Срубы бывали маленькие и большие, – у кого на какой хватало средств.

Если внутри его не перегораживали, только клали печь, изба получалась из

одной комнаты с отгороженной кухонькой и называлась четырехстенной. А

если сруб вязали с бревенчатой перегородкой, то это называлось пятистенком.

Делали и по две таких перегородки, то есть шестистенки.

Из бревен потоньше к основному срубу прирубали срубы-сени – большие

прихожие,

приделывали

разные

чуланы

и

кладовые,

крылечки,

балконы.

Иногда приделывали, а иногда и ставили отдельно дворы-сараи для домашней

скотины, птицы, сена. И везде избы были разные. На рязанской земле и на

средней Волге, избы небольшие. В четыре, пять, шесть окон с высокой кровлей.

На Владимирщине и под Петербургом – в два этажа, но жилой этаж только

верхний, в нижнем – размещались хозяйственные помещения. А на севере, на

реках Двина, Пинега и Мезень избы строились большие-большие, в два и три

этажа и все жилые, хозяйственные и другие помещения слиты в них в одно

20

целое и располагались под единой огромной крышей. Там было и по восемь

комнат (горниц).

Если такая изба походила на длинный прямоугольник – это называлось

«изба брусом»

Если изба была по форме похожа на букву «Г» – это «изба глаголь».

Хозяйственные

постройки

располагались

под

прямым

углом

к

жилым

постройкам.

А если изба в плане квадратная с очень неравномерными скатами крыши

– «изба кошелем», то есть похожая на кошелек. Такие избы на Севере, на фоне

заснеженной

равнины,

действительно

напоминают

лежащие

на

земле

великанские кошельки.

У нас в Сибири почти никогда не ставили жилье под одной крышей с

хозяйственными

постройками.

Каждая

изба

имела

достаточно

просторный

двор,

куда

обращены

не

только

двери

самого

дома,

но

и

всех

амбаров,

коровников, бань и так далее. Дома, как и на севере России, имели богатырский

вид.

Нижние

венцы

зданий

плотники

выводили

из

водоустойчивой

лиственницы.

Выше

они

складывали

сосновые

бревна,

реже

еловые.

Сложенные из огромных бревен дома украшались скупо, без излишеств: резные

наличники окон и карнизные доски. Во внешнем облике усадьбы большое

значение придавалось украшению ворот. Посмотрите вот на эти рисунки. Они

сделаны учащимися во время летней практики. Здесь в украшении ворот мы

видим розетки – знаки солнца, выполненные в технике глухой резьбы.

– Некоторые из вас, ребята, решили делать макет не избы, а церкви.

Конечно, это будет небольшая церковь.

Древнейшая церковь

возникла из

простейшего сруба-клети.

Сходство

таких церквей с жилыми постройками можно видеть на примере Лазоревской

церкви Муромского монастыря (смотрим на фотографию). Мы видим, что

основой этой церквушки является бревенчатый сруб. Так как церковь требовала

большей площади, чем жилище, стали ставить многоугольные срубы. Таким

образом

появились

срубы

восьмеряки

с

приделами,

пристройками.

Перекрытием в таких церквях служили шатры, рубленные из бревен в виде

пирамиды, с тесовой кровлей. Позже появились церкви «крещатые», в плане

напоминающие крест, как символ христианской религии, и ярусные, состоящие

из ряда постепенно уменьшающихся срубов, поставленных один на другой.

Храмы

ставились

в

большинстве

своем

на

открытых,

высоко

расположенных

и

легко

обозреваемых

местах.

На

фоне

широких

далей

равнинного пейзажа или невысокой жилой застройки селений они приобретали

особенную выразительность и величавость.

Крестьянское поселение, в котором была церковь, называлось на Руси

селом. А деревнями назывались поселения в пять, десять, двадцать – и более

домов, где церкви и священника не было. Но зато там обязательно были

21

небольшие часовенки, в которых лишь иногда устраивались службы, но перед

иконами всегда горели лампады и свечи, и каждый мог зайти и помолиться.

Практическая часть (90 минут).

Сейчас, ребята, вы сделаете в альбомах конструктивные эскизы вашего

будущего

дома,

или

церкви,

или

часовни.

Его

необходимо

набросочно

нарисовать со всех четырех сторон, сохраняя определенные вами соотношения

размеров длины, ширины и высоты избы и высоты фронтона крыши.

22

5.4. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПОСТРОЙКИ (ЗАНЯТИЕ № 4)

Задачи: конструирование основы избы из картона.

Вводная беседа (15 минут).

– В прошлый раз, ребята, мы с вами выяснили, что основой макета

четырехстенного дома является коробка. Я просила вас заранее подобрать

небольшую коробку, с размерами по высоте, длине и ширине совпадающими с

соотношением размеров сторон вашего дома в эскизах. Некоторым из вас

повезло и, такая коробка нашлась.

Если

в

основании

ваша

коробка

квадратная,

то

для

какого

типа

постройки она подойдет?

– Правильно, она подойдет для постройки типа «кошель».

– А если у вашей коробки в основании – вытянутый прямоугольник?

– Правильно. Это будет изба «брусом».

Ну,

а

если

макет

будет

состоять

из

двух

коробок

большой

и

маленькой?

– Да, это постройка типа «глаголь» и маленькая коробка в ней будет

пристройкой.

– В эскизах, сделанных на прошлом занятии, вы определили соотношения

размеров будущей постройки. По эскизу необходимо изготовить выкройки

будущих стен избы, вычертив их контуры в натуральную величину на бумаге, а

затем вырезать ножницами. Теперь весь макет можно собрать начерно и, только

после этого, убедившись, что все детали будущего здания подходят одна к

другой, перенести их на картон. Резать толстый картон довольно тяжело, лучше

это

делать

канцелярским

ножом,

с

помощью

металлической

линейки,

предварительно подложив под него еще один лист картона, чтобы не испортить

стол. Обязательно следует соблюдать правила техники безопасности, чтобы не

порезаться. Вырезанные из картона детали нужно склеить. Толщина картона

обеспечивает

большую

площадь

склеивания,

что

повышает

прочность

соединения.

Лучше

всего

использовать

клей

ПВА–момент.

Он

прочно

склеивает и не имеет сильного запаха.

Если коробка – наш будущий сруб – готова, из двух противоположных её

сторон необходимо поднять фронтоны, на которые будет опираться крыша. Для

прочности макета, можно выкроить треугольный фронтон вместе со стеной

дома, продолжением которой он является. Таким образом мы как бы повторяем

две

противоположные

стены

дома,

но

уже

с

выпусками

фронтонов.

Приклеиваем выкроенную соответствующих размеров крышу и, остов нашего

дома

готов.

Во

время

склейки

деталей

для

ускорения

процесса

удобно

пользоваться

малярным

бумажным

скотчем

в

качестве

держателей

уже

склеенных деталей.

Теперь с помощью линейки необходимо наметить прямоугольники двери

и окон, учитывая, что окна в крестьянских домах делались высоко над землей,

23

чтобы не проникала сырость. Между окнами необходимо оставлять место для

украшения окон наличниками. Важно,

чтобы окна на

всех

сторонах дома

оказались одного размера и на одной высоте от земли.

Практическая часть (65 минут).

Необходимо

склеить

из

картона

четырехгранную

призму,

соответствующую размерам длине, ширине и высоте избы. Приклеить к остову

будущего дома крышу.

24

5.5. ОБЫЧАИ РУССКИХ ПЛОТНИКОВ (ЗАНЯТИЯ № 5–6)

Задачи: изготовление сруба из трубочек–бревен.

Вводная беседа (20 минут).

– Наверное, после наших занятий, ребята, вы более внимательно стали

смотреть на деревянные постройки нашего родного Минусинска, и хотя даже

на самых древних из них нет таблички «Памятник архитектуры. Охраняется

государством»,

вы

стали

понимать,

что

строения

эти

самые

настоящие

произведения искусства.

– Как вы думаете, ребята, из какого дерева построено большинство домов

в Минусинске? (из сосны).

– Правильно. Сосна лучшее дерево для строительства. Она смолистая.

Дождей и снега боится меньше других деревьев, а значит, дольше не сгнивает.

– А в какое время года лучше всего заготавливать древесину, как вы

думаете?

– Конечно зимой, когда дерево спит. Морозы выжимают из деревьев

больше влаги, чем летняя жара, в это время они самые сухие.

– Раньше деревья в лесу для строительства отбирали особым способом.

Зимой после сильных морозов, деревянной дубинкой стучали по дереву и,

прислушивались, каким звуком отзывается сосна:

если

звонким

гулом,

значит

дерево

здоровое,

пригодное

для

строительства,

если звук был глухой – значит, дерево с гнильцой внутри и в дело

не годится.

Сосны рубили, конечно, самые прямые, длинные и толстые, срубали с

них сучья и везли на место стройки. Там ранней весной соскабливали кору,

бревна

по-особому складывали

и

еще

долго-долго

сушили.

В

тот

же

год

никогда не пускали их в дело, только на следующий или даже на третий год.

Вязали срубы только летом, по теплу. Но еще загодя, когда хозяева только

сговаривались с мастерами о работе, они выставляли им первое угощение –

заручное. Заручались, что все будет сделано, как они желают. Второе угощение

плотникам выставлялось, когда те укладывали первый основной ряд – венец

сруба

из

самых

мощных бревен.

По

углам

эти

бревна

опирались

или

на

большущие камни или на могучие дубовые пни. Потом было непременное

празднество, когда уже на выведенный до верха сруб, на последний его венец

поднимали и укладывали поперек со стены на стену матицу – мощную балку, к

которой

крепится

потолок.

Как

только

она

ложилась

намертво,

к

ней

привязывали в середине лыком овчинную шубу. Хозяин ставил в переднем углу

зеленую веточку березы и икону, зажигал перед ней свечку. Затем на верхний

венец взбирался самый ловкий и легкий из плотников и обходил его весь,

рассеивая

по

сторонам

хлебные

зерна

и

хмель.

Хозяева

же

в

это

время

25

молились в свежем срубе перед иконой. Наконец плотник-севец вступал на

матицу и обрубал топором лыко, державшее овчинную шубу, которую внизу

подхватывали

все

присутствующие,

и

вынимали

из

ее

карманов,

заранее

положенные туда хлеб, соль, кусок жареного мяса, кочанчик капусты и в

стеклянной посудине вино. Все это торжественно выпивалось и съедалось, и к

этому добавляли другие обильные угощения, чтобы в этом новом доме, значит

в будущем всегда было тепло, как тепла овечья шуба, и всегда было изобилие

съестного, и все были всегда здоровы, как зеленая ветка березы в углу, и с

ними всегда был бы Бог!

И еще в четвертый раз мастерам устраивали угощение, когда они на

кровлю

совсем

готового

дома

водружали

деревянного

конька,

то

есть

завершали стройку.

– Что означал конь на крыше дома? (знак солнца, оберег).

И так «под конька» – четвертое угощение.

Не удивляйтесь, что плотников во время работы столько раз угощали, Их

вообще

всячески привечали

и

обихаживали, стараясь

ничем

не

задеть,

не

обидеть.

Потому

что,

если

рассердить,

разозлить

настоящего

плотника-

домовика, он мог в любой из пазов самого отличного сруба сунуть всего-

навсего маленькую щепочку, и такой дом уже плохо держал бы зимой тепло.

Или мог на кровле изнутри так прибить доски-обрешотку, что в непогоду на

чердаке кто-то как будто страшно начинал завывать или стонать, или ухать.

Плотники много напридумывали подобных отместок за недоброту.

Практическая часть (60 минут).

- И сегодня, ребята, мы начинаем заготавливать бревна для нашего дома.

Вы

принесли

карандаши

с

круглой

деревянной

«рубашкой»

и

гелиевые

стержни. В зависимости от величины дома мы выбираем, на какой основе

будем выкручивать из бумаги трубочки–бревна. Смотрите внимательно, как

всеми

пальцами

обеих

рук

я

прижимаю

накрученный

на

карандаш

край

альбомного

листа

и

продолжаю

накручивание.

С

первого

раза

ровная

и

аккуратная трубочка может не получится, но это естественно. Пробуем еще раз

пальцы

должны

запомнить

это

движение

и

потом

автоматически

его

выполнять.

Трубочек–бревен

понадобится

много,

поэтому

часть

этой

несложной работы будем делать дома.

Нашу

будущую

избу

необходимо

обклеить

со

всех

четырех

сторон,

оставляя пустыми проемы окон, и двери. Углы дома мы закроем полосками

бумаги, которые будут как-бы доски, защищающие вырубки на концах бревен.

Поскольку бревна в срубе связываются без остатка (без выпуска), то, как вы

помните, вязка эта называется «в лапу».

26

5.6. ДОМ КАК МОДЕЛЬ МИКРОКОСМОСА (ЗАНЯТИЯ № 7–8)

Задачи: декоративное оформление окон, крыши и фундамента дома в

технике аппликации. Выстраивание экспозиции «Образ русской деревни» из

лучших работ учащихся.

Вводная беседа (15 минут).

– Вспомните, ребята, на предыдущих уроках мы говорили о том, что

наши предки – славяне представляли мир, состоящим из трех частей: космос

– небо, земля, подземно–подводный мир. Они старались все рукотворные

вещи включить в этот высокий порядок мира природы и подчиняли их также

трехчастной структуре. Вспомните, например, русскую прялку или вышитое

полотенце – с их трехчастной композицией мы знакомились в прошлом году

(1 класс).

Изба и наличник также соответствуют этой идее целостности мира:

крыша перекликается по значению с небом, основная часть здания с лицом

человека, где окна – очи – глаза, а наличники – веки. Фундамент – граница

между надземным и подземным миром. Конек на крыше, резные причелины

с громовыми знаками, знаки солнца на резном полотенце – сумма подобных

оберегов,

постоянно

присутствующих

на

всех

уязвимых

участках

дома,

превращала каждую «хоромину» в недоступное для «навий» убежище всех

членов

семьи.

Причем,

архитектурный

декор

не

был

простой

суммой

отдельных знаков, даже таких значительных и могущественных, как знак

Солнца.

Это

была

защита

при

помощи

макрокосмоса,

тщательно

воспроизведенного во всех своих основных элементах в декоре жилища,

которое

становилось

микрокосмосом

семьи.

Этот,

созданный

руками

человека,

микрокосмос,

повторял

картину

мира,

возникшую

в

представлениях

предков

славян.

Дом,

украшенный

народным

и

запоминающимся

резным

декором,

сразу

преображается,

становится

непохожим

на

другие.

Резной

декор

всегда

подчеркивает

основные

конструктивные элементы здания и применяется в наиболее важных местах

Как мы уже говорили, неукрашенных изб на Руси почти не было.

Каждый хозяин стремился придать своему дому особенный, неповторимый

облик.

– Приступая к декоративному оформлению макета – украшению окон

наличниками,

а

крыши

причелинами,

мы

вспоминаем

о

том,

что

в

строительной традиции Руси не было ничего лишнего. Ажурные наличники

закрывают щель между срубом и колодой, в которую вставлена оконная

рама.

Причелины,

покрытые

резьбой,

защищают

концы

горизонтально

лежащих бревен (слег), на которых держатся доски крыши, от разрушения их

дождем

и

ветром,

то

есть

предохраняют

крышу

от

преждевременного

27

старения.

Таким

образом,

в

народном

зодчестве

проявляется

единство

утилитарного и декоративного начала.

Типы оконных наличников

Фото 8 Фото 9

Фото 10 Фото 11

28

Фото 12 Фото 13

Практическая часть (60 минут).

В технике аппликации учащиеся выполняют оконные рамы, наличники,

причелины и полотенце. Типы оконных наличников могут быть различными

в

зависимости

от

формы

кокошника

(фото

8-13).

Для

крыши

можно

использовать мелкозернистую наждачную бумагу или рифленый картон для

имитации шифера. Крышу крыльца можно сделать как односкатной, так и

двускатной.

Опорой

для

неё

могут

служить

трубочки–бревна.

Ступени

крыльца можно собрать из двух–трех спичечных коробков или из специально

склеенных коробочек. Обязательно надо сделать трубу из полоски картона,

сложенной

поперек

с

обозначением

ребер

жесткости.

С

учетом

уклона

крыши

необходимо

сделать

срез

по

трем

сторонам

будущей

трубы

и

приклеить ровно вертикально к крыше.

– На последнем (8-ом) занятии, по завершении работы над макетами,

учитель вместе с детьми проводит итоговый просмотр, отбирает лучшие

работы для выставки: «Образ русской деревни» в выставочном зале школы.

В

ходе

выстраивания

экспозиции

с

помощью

вопросов

ответов

необходимо выяснить, насколько учащиеся усвоили знания по теме.

1.

Как понятие «ритм» можно использовать в выстраивании экспозиции

из макетов?

2.

В

чем

различие

понятий

«деревня»

и

«село»?

От

наличия

каких

построек зависит определение?

3.

Как

понимается

детьми

выражение:

строить

«как

мера

и

красота

скажут»?

29

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленная

методическая

разработка

результат

многолетнего

изучения

автором

данной

темы

по

литературным

источникам,

поиска

этнографического материала

в

краеведческом

музее

города

Минусинска,

30

работы с детьми во время летней практики. Опыт работы по этой программе

был отмечен коллегами – преподавателями школы, как положительный и

заслуживающий

внимания.

В

Минусинской

городской

художественной

галерее ежегодно проводятся выставки по теме «Образ русской деревни».

Работы учащихся постоянно экспонируются на общегородских праздниках

(«День города», «День защиты детей», «День минусинского помидора»).

Эскизы, зарисовки и сами макеты являются частью методического фонда

школы

и

используются

в

качестве

наглядного

материала.

Разработка

рекомендуется преподавателям ДХШ и ДШИ как способ создания условий

для

реализации

возможности

детям

почувствовать

себя

мастерами,

строителями, творцами.

31

7. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.

Барадулин В.А., Художественная обработка дерева, – Летпромиздат, –

Москва, – 1986 год, – 264 стр.

2.

Буриков

В.Г.,

Власов

В.Н.,

Домовая

резьба,

2-е

издание,

Издательство «Нива России», – Москва, – 1994 год, – 235 стр.

3.

Деревянное кружево Красноярья, альбом, – Книжное издательство, –

Красноярск, – 1986 год, – 160 стр.

4.

Красовский

М.,

Энциклопедия

русской

архитектуры.

Деревянное

зодчество, – Издательство «Сатись Держава», – Санкт Петербург, –

2005 год, – 38 стр.

5.

Овсянников Ю.М., Рассказы об архитектуре, – рисунки Б. Жутовского,

– Издательство «Детская литература», – Москва, – 1984 год, – 191 стр.

6.

Программа для ДХШ и ДШИ, – Сказки дерева живого, – Составитель

Н.Г. Иванова, – Красноярск, – 2006 год.

7.

Шемуратов

Ф.А.,

Выпиливание

лобзиком,

2-е

издание,

Издательство «Легпром-бытиздат», – Москва, – 1992 год, – 208 стр.

8.

Шило

В.Н.,

Шило

Ю.В.,

Наличники,

выпуск

1,

Издательство

«Народное творчество», – Москва, – 2004 год, – 40 стр.

9.

Шило

В.Н.,

Шило

Ю.В.,

Наличники,

выпуск

2,

Издательство

«Народное творчество», – Москва, – 2004 год, – 40 стр.

10.

Как

строили

на

Руси,

Издательство

«Центр

детской

книги»,

Москва, 1997 год, – 64 стр.

11.

Живая старина Приангарья, – Издательство «Искусство», – Москва, –

1990 год, – 175 стр.

12.

И.Лялин,

Вторая

жизнь

дерева,

Издательство

«Лесная

промышленность», – Москва, – 1970 год, – 135 стр.

13.

Василий

Елкин,

Дерево

рассказывает

сказки,

Издательство

«Просвещение», – Москва, – 1971 год, – 96 стр.

14.

А.

Ополовников, Г.Островский,

Русь

деревянная,

Издательство

«Детская литература», – Москва, – 1970 год, – 200 стр.

15.

А.Ф.

Гольдштейн,

Зодчество,

Издательство

«Просвещение»,

Москва, – 1979 год, – 416 стр.



В раздел образования