Напоминание

Патриотическое воспитание как основа формирования гражданской идентичности


Автор: Сараулова Айгуль Робертовна
Должность: Учитель истории
Учебное заведение: МОАУ СОШ 13 ГО г.Нефтекамск
Населённый пункт: Нефтекамск
Наименование материала: Статья
Тема: Патриотическое воспитание как основа формирования гражданской идентичности
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование патриотизма на уроках истории

Автор: Сараулова Айгуль Робертовна

Организация: МОАУ СОШ № 13

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Нефтекамск

Сараулова

Айгуль

Робертовна,

учитель

истории, Муниципальное

общеобразовательное

автономное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 городского округа город

Нефтекамск Республики Башкортостан, основное общее образование

Патриотическое воспитание является системообразующим элементом формирования гражданской

идентичности

подрастающего

поколения.

В

условиях

глобальных

вызовов

и

попыток

фальсификации истории (особенно касательно Победы в Великой Отечественной войне) его

значимость только возрастает. Согласно Конституции РФ (ст. 67.1), воспитание патриотизма и

гражданственности, защита исторической правды являются приоритетами государственной

политики. Для учителя истории эта задача трансформируется в необходимость интеграции

научного знания, ценностных ориентиров и практико-ориентированных методов.

В данной статье представлены задания, игры, которые можно использовать на уроках истории для

патриотического воспитания.

1.

Личностные Результаты (ЛР):

o

Формирование основ гражданской идентичности (осознание себя гражданином

России, чувство сопричастности к ее истории и культуре).

o

Воспитание уважения к Отечеству, его прошлому и настоящему.

o

Осознание

своей

этнокультурной

принадлежности

в

контексте

многонационального российского народа.

o

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на

основе исторического опыта.

2.

Метапредметные Результаты (УУД):

o

Познавательные: Работа

с

информацией

(анализ

источников,

сравнение,

установление причинно-следственных связей), исследовательская деятельность,

критическое мышление.

o

Регулятивные: Планирование, самооценка, рефлексия.

o

Коммуникативные: Сотрудничество,

диалог,

аргументация

своей

позиции,

уважение к иной точке зрения.

3.

Системно-деятельностный подход: Активная позиция ученика (исследование, проект,

дискуссия, игра), связь с жизнью, практическая направленность.

Задания и Игры (с указанием соответствия ФГОС):

I. Анализ Источников

1.

"Детектив Истории: Правда или Миф?" (Анализ достоверности информации)

Задание: Ученикам даются 2-3 коротких текста/мема/видеофрагмента об одном историческом

событии (один достоверный, другие – с искажениями или упрощениями). Используя учебник,

рекомендованные сайты (Президентская библиотека, История.РФ), архивные фото, они

должны:

1.

Выявить фактические ошибки или манипуляции.

2.

Объяснить, почему возникла ложная информация (незнание, намеренная

фальсификация, упрощение).

3.

Сформулировать краткий ответ, опровергающий миф, на основе фактов.

2.

"Голоса Времени: Сравниваем Взгляды" (Работа с разными источниками)

Задание: По теме (напр., реформы Петра I, коллективизация, Перестройка) дать подборку

коротких выдержек из разных источников: официальный документ, письмо современника (разных

сословий), мнение историка, карикатура. Задание:

1.

Определить позицию каждого автора/источника.

2.

Выявить причины различий во взглядах (соц. положение, время создания,

цель документа).

3.

Сформулировать, как многообразие мнений помогает понять сложность

исторического процесса.

II. Проектная и исследовательская деятельность

3.

Проект "Неизвестные Герои Моего Края" (Краеведение)

Задание: Группы исследуют вклад рядовых жителей своего города/села/региона в значимое

событие (ВОВ, освоение целины, строительство завода и т.д.) через:

Архивы (школьные, городские, семейные).

Интервью со старожилами (очно или через родителей).

Поиск информации в местных музеях/библиотеках.

o

Результат: Создание "Стены Памяти" (онлайн или офлайн) с фото, краткой

биографией, описанием подвига/труда. Короткий документальный ролик. Статья в

школьную газету/на сайт.

4.

"Цифровая Летопись: Как это было здесь" (Связь истории места с историей страны)

Задание: Создать интерактивную карту/ленту времени родного населенного пункта (используя

Google My Maps, Timeline JS или простой плакат) с "точками памяти":

Ключевые исторические здания/памятники (фото + описание значения).

Места, связанные с важными событиями (напр., где формировалось

ополчение, был госпиталь, проходили стачки).

События последних десятилетий, изменившие облик города (строительство,

экологические акции).

III. Дискуссии, дебаты, игровое моделирование

5.

Ролевая игра "Совет Эпохи" (Понимание мотивов и ограничений прошлого)

Задание: Ученики становятся "советниками" исторического лидера (князя, царя, советского

руководителя)

перед

принятием

важного

решения

(принятие

христианства,

реформа

управления, индустриализация). Каждый готовит аргументы "за" и "против" с позиции:

Разных социальных групп (бояре, крестьяне, рабочие, интеллигенция).

Экономических возможностей.

Внешнеполитической обстановки.

Нравственных норм того времени.

Цель: Не найти "правильное" решение, а понять сложность выбора в контексте эпохи.

IV. Творческие и рефлексивные задания

6.

"Исторический коллаж/инфографика "Наследие, которым я горжусь"

Задание: Создать визуальный продукт, отражающий то, что в истории и культуре России

вызывает личную гордость и почему. Это могут быть:

Конкретные люди (не только правители, но и ученые, писатели, врачи).

Достижения (наука, искусство, освоение пространств).

Культурные символы (архитектура, музыка, литература).

Духовные ценности (милосердие, стойкость, соборность).

Природные объекты.

Обязательно: Краткое пояснение почему выбран именно этот элемент наследия.

V. Игры для закрепления и мотивации

7. "ХроноКвест" (Знание ключевых дат, событий, личностей в контексте)

Суть: Командная игра-бродилка (физическая в кларе/школе или цифровая). Чтобы

пройти этап и получить подсказку для следующего, нужно:

Правильно соотнести событие и дату/личность.

Расшифровать ребус/анаграмму с историческим термином.

По фрагменту картины/документа определить эпоху/событие.

Ответить на вопрос, требующий понимания причин или последствий

("Почему это событие важно?").



В раздел образования