Напоминание

"Конфликты - не беда: секреты мирных решений в детском саду"


Автор: Тимченко Ирина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Перемышльский детский сад "Радуга"
Населённый пункт: Перемышль, Калужская область
Наименование материала: статья
Тема: "Конфликты - не беда: секреты мирных решений в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




*Конфликты — не беда: секреты мирных решений в детском саду*

Детский сад — это маленькая вселенная, где ежедневно встречаются десятки

характеров, привычек и желаний. Совершенно нормально, что в таком живом

мире случаются разногласия: кто-то не поделил машину, кто-то расстроился

из-за очереди на качели, а кто-то просто встал не с той ноги. Можно ли

сделать так, чтобы конфликт не превращался в беду? Да, если знать

несколько простых секретов мирного разрешения!

*Почему конфликты — это нормально*

Во-первых, важно помнить: конфликты — совсем не признак “плохого

воспитания”. Скорее, это важная часть взросления. Через споры и выяснения

отношений дети учатся выражать свои эмоции, слушать других, искать

компромиссы. А еще — узнают, что даже после ссоры всё можно исправить.

*Три кита мирных решений*

1. *Спокойствие воспитателя — половина успеха.*

Если взрослый сохраняет спокойствие и говорит ровно, дети через минуту

тоже начинают остывать. Малыши очень точно чувствуют настроение

взрослого — если воспитатель нервничает, спор затянется, если улыбается и

говорит уверенно — ребенок тоже захочет искать выход из ситуации.

2. *Умение слушать.*

Каждый участник конфликта хочет быть услышанным. Даже если кажется,

что причиной разногласий стала ерунда, для ребёнка это момент истины.

Важно не только спросить “Что произошло?”, но и выдерживать паузы, дать

ребёнку время высказаться.

3. *Поиск решения вместе.*

Идеальная стратегия — искать варианты всем вместе, а не указывать, кто

прав, кто виноват. Иногда дети могут сами предложить совершенно

неожиданный и справедливый выход — главное, не спешить решать за них.

*Рабочие приёмы для воспитателей и родителей*

- *“Я-сообщения”*: вместо обвинений (“Ты забрал!”, “Ты не даёшь!”) учим

детей говорить о своих чувствах: “Мне было обидно, когда ты…”

- *Общая цель*: предложить детям придумать, как бы они поступили, если

бы захотели, чтобы всем было хорошо.

- *Принцип очереди или времени*: если предмет — один, а желающих —

много, можно ввести правило таймера или очереди, чтобы каждый получил

возможность.

*Пять шагов к мирному выходу:*

1. Остановиться (взять паузу, глубоко вдохнуть).

2. Выслушать каждого участника.

3. Описать проблему (“У нас один самосвал, а играть хотят двое”).

4. Придумать 2–3 решения вместе.

5. Договориться и попробовать выбранный вариант.

*Чему учится ребёнок в процессе конфликтов*

Когда ребёнок получает опыт мирного разрешения споров — он растёт

увереннее, учится доверию, ответственности и гибкости. Это умение

пригодится ему в школе, на работе, в собственных семьях.

*Заключение*

Конечно, предотвратить конфликты на сто процентов невозможно — да и не

нужно. Но сделать их частью обучения и роста — вполне в силах взрослых и

детей вместе! Давайте помогать нашим детям не “бояться ссориться”, а

учиться мириться и договариваться, ведь эти навыки — залог спокойной и

дружной атмосферы в любом детском коллективе.

А как вы обычно договариваетесь дома или в группе? Какие мирные

хитрости работают у вас лучше всего? Делитесь своим опытом!



В раздел образования