Напоминание

Сценарий урока-спектакля "Впечатление"


Автор: Мороз Светлана Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1528
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сценарий урока-спектакля "Впечатление"
Раздел: среднее образование





Назад




Исследовательская работа учащихся

как средство активизации творческой деятельности

(из опыта работы литературно-музыкальных гостиных)

Автор:

Мороз Светлана Викторовна,

учитель русского языка и литературы высшей категории

ГБОУ Школа № 1528 Зеленоградского округа города Москвы

Литературно-музыкальная, литературно-историческая гостиные, спектакли по литературным произведениям, литературные

вечера… Что в этом нового? Сколько стоит русская школа, столько такие формы работы используются учителями литературы. Но как

известно, всё новое – хорошо забытое старое. Мой опыт работы показывает, что именно литературно-музыкальные гостиные способны

сегодня, когда сокращаются уроки литературы, падает общий интерес к чтению, этот интерес поддержать, а также побудить наших

учеников к исследовательской работе, активизировать их творческую деятельность.

Одиннадцатый класс… Сложный год, сложный литературный материал. Много лирики, такой непонятной, такой символичной.

Хочется объять необъятное! Можно предложить выучить главы из учебника. Можно прочитать подробную лекцию. Много чего

можно. Что Вы расскажите нам о Серебряном Веке русской поэзии? О литературе на рубеже XIX-XX веков? И я сказала, что ничего

рассказывать не буду. Расскажут они, мои ученики. Класс был разбит на творческие группы, каждая из которой, собрав материал и

ознакомившись с ним, должна была закончить строчку «Серебряный Век – это…» тремя именами, наиболее значимыми, с их точки

зрения, в истории и культуре России.

Зачётный урок прошёл через месяц. На нём были представлены книги, стенгазеты, электронные презентации. Весь материал –

защита предложенных ИМЁН. Вертинский и Шаляпин, Чехов и Горький, Есенин, Блок, Мандельштам, Бальмонт, Маяковский,

Северянин, Брюсов, Цветаева, Ахматова, а ещё Московский Художественный театр, Айседора Дункан… Эти и другие имена

сложились у моих одиннадцатиклассников в Рубеж Веков, они стали отражением Серебряного Века русской культуры. Правы ли они?

В литературе нет точных ответов. Это их интерпретация эпохи, понимание (а точнее прочувствоваение!) литературной ситуации,

литературного процесса. Одна ученица так и сказала: «Быть может, я ошибаюсь, но это моё впечатление».

ВПЕЧАТЛЕНИЕ… Так и родилось название первой литературно-музыкальной гостиной. Другое её название – «Сны о Серебряном

Веке». Особой подготовки не понадобилось. Основная часть работы была уже проделана. Творческие группы стали актёрами одной из

сцен («снов»). Со своим «Впечатлением» мы успешно выступили на сцене родной школы. А в конце года в традиционной анкете

выпускники показали, что именно тема «Серебряный Век русской поэзии» усвоена ими лучше всего. Тема, которую я не объясняла!

Потом были литературные гостиные по творчеству Пушкина и Гоголя, Островского и Чехова, о женщинах-участницах и

современницах Отечественной войны 1812 года…

И каждый творческий проект подтверждал моё мнение: именно такая форма работы помогает раскрыть в полной мере творческие

грани ребёнка, помочь ему не только лучше освоить учебный материал, но и понять себя, совершить своё маленькое открытие.

Я хотела бы представить на суд коллег один из результатов моей работы – сценарий о поэтах и поэзии Серебряного Века,

подготовленный и воплощённый в виде музыкально-лирического спектакля учениками 11 гуманитарного класса.

Литературно-музыкальная гостиная

«ВПЕЧАТЛЕНИЕ»

(Сны о Серебряном Веке)

Сцена 1

Звучит романс Вертинского. На столике граммофон, горит свеча. На сцене актёр в костюме Пьеро, исполняет романс.

(Занавес открывается)

Сцена 2 «Гадание»

За столом три дамы, граммофон, тихо звучит голос Шаляпина. Дамы устраивают небольшой спиритический сеанс.

Первая: Скажи нам, дух, приходящего, наступающего XX века, что ты готовишь для нас?

Второй: Ответь нам дух грядущего века, что ждать от тебя?

Третья: Скажи, какая сила приходит в мир?

(За сценой ученик читает стихотворение А. Блока «З. Гиппиус»)

Рожденные в года глухие

Пути не помнят своего.

Мы – дети страшных лет России –

Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы!

Безумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы –

Кровавый отсвет в лицах есть.

Есть немота – то гул набата

Заставил заградить уста.

В сердцах, восторженных когда-то,

Есть роковая пустота.

И пусть над нашим смертным ложем

Взовьется с криком воронье, -

Те, кто достойней, боже, боже,

Да узрят царствие твое!

Сцена 3 «Три сестры»

1 Ведущий:

Эта была странная, страшная, но очень интересная эпоха. Рубеж двух веков… Кто-то ожидал от нового века духовного обновления,

нравственного очищения, кто-то ощущал Апокалипсис. В этот период в русской культуре, и в литературе в частности, появляется

множество литературных течений, направлений, объединений. Символизм, акмеизм, имажинизм, футуризм, «новокрестьянские» и

«пролетарские» поэты… Они искусно уживались с господствующим в XIX веке реализмом. Именно писатели - реалисты, живые

классики, Толстой и Чехов, первыми почувствовали и предсказали в своих произведениях грядущие перемены.

Инсценировка отрывка пьесы А.П. Чехов. «Три сестры»

* Финал, звучит военный марш

Маша: О, как играет музыка! Они уходят от нас, один ушел совсем, совсем, навсегда, мы останемся одни, чтобы начать нашу жизнь

снова. Надо жить… Надо жить…

Ирина: Придет время, все узнают, зачем все это, для чего эти страдания, никаких не будет тайн, а пока надо жить… надо работать,

только работать! Завтра я поеду одна, буду учить в школе и всю жизнь отдам тем, кому она, быть может, нужна. Теперь осень, скоро

придет зима, засыплет снегом, а я буду работать, буду работать…

Ольга: Музыка играет так весело, бодро, и хочется жить! О, боже мой! Пройдет время, и мы уйдем навеки, нас забудут, забудут наши

лица, голоса и сколько нас было, но страдания наши перейдут в радость для тех, кто будет жить после нас, счастье и мир настанут на

земле, и помянут добрым словом и благословят тех, кто живет теперь. О, милые сестры, жизнь наша еще не кончена. Будем жить!

Музыка играет так весело, так радостно, и, кажется, еще немного, и мы узнаем, зачем мы живем, зачем страдаем… Если бы знать, если

бы знать!

Сцена 4 «Революция»

2 Ведущий: Отречение государя Николая II от престола было воспринято в обществе по-разному. Одни видели в этом роковую

неизбежность, другие величайшую трагедию великой державы и ее самодержца. Были и те, кто открыто осуждал «нецарский поступок»

царя. Одной из непринявших и непонявших решение Николая II стала Марина Цветаева. Этому событию она посвятила одно из

стихотворений своего лирического цикла «Лебединый стан», которое назвала «Царю – на Пасху».

*Звучит «Боже, царя храни…»

Ученик читает стихотворение М. Цветаевой из цикла «Лебединый стан» «Царю – на Пасху»:

Настежь, настежь

Царские врата!

Сгасла, схлынула чернота…

Чистым жаром

Горит алтарь.

- Христос Воскресе,

Вчерашний царь!

Пал без славы

Орел двуглавый.

- Царь! – Вы были неправы.

Помянет потомство еще не раз –

Византийское вероломство

Ваших ясных глаз.

Ваши судьи –

Гроза и вал!

Царь! Не люди –

Вас Бог взыскал.

Но нынче Пасха

По всей стране.

Спокойно спите

В своем селе,

Не видьте красных

Знамен во сне.

Царь! – Потомки

И предки – сон.

Есть – котомка,

Коль отнят – трон.

*Звучит революционная песня. Выходит красноармеец в буденовке (читает на фоне песни):

Вихри враждебные веют над нами,

Грозные силы нас тяжко гнетут,

В бой роковой мы вступили с врагами,

Нас еще судьбы безгрешные ждут,

Смело мы в бой пойдем за власть советов,

И как один умрем в борьбе за это! (последние строки хором исполняют все участники сцены).

Ученик читает отрывок из поэмы А.А. Блок «12»:

…И идут без имени святого

Все двенадцать – вдаль.

Ко всему готовы,

Ничего не жаль…

Их винтовочки стальные

На незримого врага…

В переулочки глухие,

Где одна пылит пурга…

Да в сугробы пуховые –

Не утянешь сапога…

В очи бьется

Красный флаг. ХОР

Раздается

мерный шаг.

И вьюга пылит им в очи

Дни и ночи напролет…

Вперед, вперед ХОР

Рабочий народ!

…Так идут державным шагом –

Позади – голодный пес,

Впереди – с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз –

Впереди – Иисус Христос.

*Звучит романс «Белой акации гроздья душистые».

* Инсценировка отрывка из пьесы М.А. Булгакова «Белая гвардия»:

Автор: …Велик был год и страшен по рождестве Христовом 1918, от начала же революции второй. Был он обилен летом солнцем, а

зимою снегом, и особенно высоко в небе стояли две звезды: звезда пастушеская – вечерняя Венера и красный, дрожащий Марс.

Но дни и в мирные, и в кровавые годы летят как стрела, и молодые Турбины не заметили, как в крепком морозе наступил белый,

мохнатый декабрь. О, елочный дед наш, сверкающий снегом и счастьем!…..Мама, светлая королева, где же ты?.... Велик был год и

страшен год по рождеству Христовом 1918, но 1919 был его страшнее.

(звуки пушек)

Лариосик: Елена Васильевна, дорогая! Располагайте мной как хотите. Я оденусь и пойду их искать.

Елена: Ах, нет, нет! Что, вы, Лариосик?! Вас убьют на улице! Будем ждать. Боже мой, еще зарево. Какой ужасный рассвет! Что там

делается? Я только хотела бы одно знать, где они?

Лариосик: Да… Боже мой, как ужасна гражданская война!

Елена: Знаете что: я женщина, меня не тронут. Я пойду посмотрю, что делается на улице.

Лариосик: Елена Васильевна! Я вас не пущу! Что мне скажет Алексей Васильевич. Он велел ни в коем случае не пускать вас на улицу,

и я дал ему слово.

Елена: Я близко…

Лариосик: Я иду…

Елена: Оставьте… Будем ждать…

(СТУК)

Лариосик: Ага! Вот кто-то!... Постойте, постойте, не открывайте, Елена Васильевна, сразу. Кто там?

Шервинский: Это я! Я… Шервинский…

Елена: Слава богу! Что это значит? Катастрофа?

Шервинский: Петлюра город взял!

Лариосик: Взял? Боже, какой ужас!

Елена: Где же наши? Погибли?

Шервинский: Не волнуйтесь, Лена. Они не успели выйти… Я предупредил.

Елена: А гетман? Войска?

Шервинский: Гетман сегодня ночью бежал.

Елена: Бежал? Бросил армию?

Шервинский: Точно так. И князь Белоруков.

Елена: Подлецы!

Шервинский: Неописуемы прохвосты!

(СТУК)

Лариосик: Кто там?

Мышлаевский: Свои, свои…

Елена: Слава тебе, господи! А где же Алеша и Николай?

Мышлаевский: Спокойно, спокойно, Лена, сейчас придут. Улицы еще свободны. (К Шервинскому). А уж он тут? Ну, стало быть, ты

все знаешь? Здоровеньки буллы, пане личный адъютант. Чему ж це вы без аксельбантов? За ноги вашу мамашу!

Шервинский: Что означает этот балаганный тон?

Мышлаевский: Балаган получился, оттого и тон балаганный. Ты ж сулил и государя императора, и за здоровье светлости пана гетмана

пил. Кстати, где эта светлость в настоящее время?

Шервинский: Зачем тебе?

Мышлаевский: А вот зачем: если бы мне попалась сейчас эта самая светлость, взял бы я ее за ноги и хлопал бы головой о мостовую

до тех пор, пока не почувствовал бы полного удовлетворения. А вашу штабную ораву в уборной следует утопить!

Шервинский: Господин Мышлаевский, прошу не забываться!

Мышлаевский: Мерзавцы!

Шервинский: Что?!

Лариосик: Зачем же ссориться?

(СТУК)

(Мышлаевский и Шервинский вносят раненого Николку)

Лариосик: Ах, боже мой! (Кидается известить Елену). Елена…

Мышлаевский: (Зажимает ему рот)Да ты что?... Тихонько, тихонько…Ленку, Ленку надо убрать куда-нибудь…

Шервинский: Голова разбита! Кровь в сапоге… Режь сапог! У Алешки бинты в кабинете. Волоките сюда!

(Входит Елена)

Мышлаевский: Леночка, ты не волнуйся. Упал он и головой ударился. Страшного ничего нет.

Елена: Да его ранили. Что ты говоришь?

Николка: Нет, Леночка, нет…

Елена: А где Алексей? Не лги! Только не лги!

Мышлаевский: ….Николка, говори… Лена, будь мужественна. Говори начистоту.

Николка: Убили командира.

*Романс «Белой акации гроздья душистые…» (+ ХОР)

1 Ведущий (отрывок из статьи А. Блока «Интеллигенция и революция»):

«Россия гибнет», «России больше нет», «вечная память России» - слышу я вокруг себя. Но передо мной – Россия: та, которую видели в

устрашающих и пророческих снах наши великие писатели; тот Петербург, который видел Достоевский, та Россия, которую Гоголь

назвал несущейся тройкой…России суждено пережить муки, унижения, разделения, но она выйдет из этих унижений новой и – по

новому – великой.

Сцена 5 «Блок»

2 Ведущий: Так писал в 1918 году поэт Александр Блок в своей статье «Интеллигенция и революция». В отличие от многих своих

современников- поэтов Блок принял революцию. И в своих статьях, и в поэмах «Скифы», «12», «Возмездие» он оценивает революцию

с эпохальной точки зрения. Она - рубеж, за которой начинается новая историческая эра.

*За сценой – отрывок из поэмы «Скифы»

1 Ведущий: С Блоком категорически не соглашалась и даже вступала в своеобразный поэтический спор его старшая современница

поэтесса Зинаида Гиппиус.

Ученик: (отрывок из стихотворения З. Гиппиус):

Простят ли чистые герои?

Мы их завет не сберегли.

Мы потеряли все святое:

И стыд души, и честь земли.

Рылеев, Трубецкой, Голицын!

Вы далеко, в стране иной…

Как вспыхнули бы Ваши лица

Перед оплеванной Невой!

2 Ведущий: В поэзии Блок до последних дней остается символистом. Но события, совпавшие с его личной судьбой, не могли не

отразиться на его творчестве. Он понимает, что сейчас, сегодня необходимо активно участвовать в реальной жизни, иначе можно

навеки уснуть за «золотой решеткой» «соловьиного сада» в мире снов и иллюзий.

1 Ведущий: И все-таки для большинства читателей Александр Блок был и остается, прежде всего, певцом и рыцарем Прекрасной

Дамы, поэтом, подарившим нам прекрасную и загадочную Незнакомку.

Ученик (отрывок из стихотворения Блока «Вхожу я в темные храмы…»):

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая – Ты.

Ученик (отрывок из стихотворения Блока *«Незнакомка»):

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.

Вдали, над пылью переулочной,

Над скукой загородных дач,

Чуть золотится крендель булочной

И раздается детский плач.

И каждый вечер за шлагбаумами,

Заламывая котелки,

Среди канав гуляют с дамами

Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины,

И раздается женский визг,

А в небе, ко всему приученный,

Бессмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный

В моем стакане отражен

И влагой терпкой и таинственной,

Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков

Лакеи сонные торчат,

И пьяницы с глазами кроликов

«In vino veritas!» кричат.

Сцена 6 «Театр»

* Звучит песенка из спектакля театра «Ленком»: «Брызнет сердце то ли кровью, то ли тёртою морковью…»).

*Кукольная сценка «Балаганчик».

2 ведущий: На рубеже веков происходит, по словам современников, «невероятная театральная вспышка». Властителем дум был

первый общедоступный демократический Московский Художественный театр. Его называли «Театром Чехова» - в 1901 году, вслед за

«Чайкой» и «Дядей Ваней», состоялась премьера «Трех сестер», в 1904 году – «Вишневого сада». Но уже в 1902 году на сцене

заговорили горьковские персонажи.

* Инсценировка отрывка из М. Горького «На дне»:

Квашня: У, зубоскал! И что ты за человек, Алешка?

Алешка: Самый первый сорт человек! На все руки! Куда мой глаз глянет, туда меня и тянет!

Бубнов: Идем! Все равно спать не дадим! Петь будем… Всю ночь! Зоб!

Кривой Зоб: Петь? Можно…

Алешка: А я – подыграю!

Сатин: Послушаем!

Бубнов: Наливай ему, Сатин! Зоб, садись! Эх, братцы! Много ли человеку надо? Вот я – выпил и – рад! Зоб! Затягивай…любимую!

Запою… заплачу!...

Кривой Зоб (запевает): Солнце всходит и заходит…

Все: А в тюрьме моей темно!

Барон: Эй…вы! Иди… идите сюда! На пустыре…там…Актер…удавился!

Сатин: Эх…испортил песню…дур-рак!

Сцена 7 «Брюсов»

1 Ведущий: И все-таки, называя рубеж веков, Серебряным веком русской культуры, мы имеет в виду, прежде всего поэзию. Валерий

Брюсов…таинственный принц «фиолетовых теней» написал даже поэтический завет «Юному поэту», тому, кто придет сказать о

вечном «граду и миру» после него.

Ученик (отрывок из стихотворения В. Брюсова «Юному поэту»):

Юноша бледный со взором горящим,

Ныне даю я тебе три завета:

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.

Юноша бледный со взором смущенным!

Если ты примешь мои три завета,

Молча паду я бойцом побежденным,

Зная, что в мире оставлю поэта.

Сцена 8 «Есенин»

*Звучит романс «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…»

2 Ведущий: Сергей Есенин родился в 1895 году в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. Огромную роль в

формировании поэта сыграла природа родного края. «Чувство Родины – основное в моем творчестве» - отмечал он.

1 Ученик: Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет.

2 Ученик: Грянул гром, чашка неба расколота,

Тучи рваные кутают лес.

На подвесках из легкого золота

Закачались лампадки небес.

3 Ученик: Гой ты, Русь моя родная,

Хаты – В ризах образа…

Не видать конца и края –

Только синь сосет глаза.

1 Ведущий: Любовь к родному краю, к русской земле, к крестьянскому быту… Все эти чувства привели Есенина сначала в

объединение «новокрестьянских поэтов», а потом в круг имажинистов. Но его талант не терпел никаких рамок, условностей и

ограничений, и вскоре Есенин пошел своим творческим и человеческим путем. И если были на этом пути ошибки, за них он заплатил

самой дорогой ценой.

Ученик: чтение отрывка из поэмы Есенина «Исповедь хулигана».

Сцена 9 «Айседора»

*Звучит музыка из оперы Безе «Кармен».

Ученик (чтение стихотворения А. Блока «Среди поклонников Кармен…»):

2 Ведущий: Имя американской танцовщицы Айседоры Дункан овеяно легендами, хотя, казалось бы, на первый взгляд, в ее жизни нет

никаких белых пятен. Оставив сытую и благополучную Америку, она приехала в голодную и непредсказуемую Россию, имея

странную, по мнению многих, мечту, улучшить жизнь мятежной России с помощью искусства танца.

Ученица (отрывок из воспоминаний Айседоры Дункан):

У меня бывают дни, когда мне кажется, что моя жизнь – это дивная, украшенная сверкающими драгоценностями легенда, цветущее

поле, лучезарное утро, увенчивающее каждый час любовью и счастьем; дни, когда я не нахожу слов, чтобы выразить радость и

ликование жизнью… Но также бывают дни, когда вспоминая прошлое, я чувствую в себе огромное отвращение и полную

опустошенность. Прошлое кажется лишь цепью катастроф, будущее – тяжкой невзгодой. Я люблю Россию. Я с любовью произношу:

Моя Жизнь, Моя Россия, Мой Есенин… Я готова есть один хлеб и пить одну сырую воду… Я хочу учить русских детей искусству

танца совершенно бесплатно…

Сцена 10 «Футуристы»

*Сценка: Удар в барабан. *На сцене появляются лозунги: «Долой Ваше искусство! Долой Вашу любовь! Долой Ваш строй!»

1 Ведущий: Русский футуризм – яркое явление русской литературы рубежа веков. В своих манифестах футуристы провозглашали себя

представителями искусства будущего, бунтарями, призывающими сбросить Пушкина и прочих классиков с парохода современности.

Яркие, искрометные, склонные к эпотажу, футуристы привлекали к себе и своему творчеству внимание. Им подражали и ненавидили,

презирали и копировали. К их творчеству относились по-разному. Не было одного – равнодушия. Как и в любом литературном

течении, среди футуристов было достаточно поэтов – однодневок, имена которых ушли вместе с эпохой. Но на небосклоне Русского

Футуризма вспыхивали и Звезды Первой Величины, свет которых сияет нам и сегодня. Такой звездой, бесспорно, является Владимир

Маяковский.

Ученик (чтение стихотворения В. Маяковский. Послушайте!):

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают –

Значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – кто-то хочет, чтобы они были?

Значит – кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

И, надрываясь

В метелях полуденной пыли,

Врывается к богу,

Боится, что опоздал,

Плачет,

Целует ему жилистую руку,

Просит –

Чтоб обязательно была звезда! –

Клянется –

Не перенесет эту беззвездную муку!

А после ходит тревожный,

Но спокойный наружно.

Говорит кому-то:

«Ведь тебе ничего?

Не страшно?

Да?!»

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают –

Значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – это необходимо,

Чтобы каждый вечер

Над крышами

Загоралась хоть одна звезда?!

Сцена 11 «Гумилев»

Ученик (чтение стихотворения Н. Гумилева «Жираф»):

1 Ведущий: Николай Гумилев – поэт редкой индивидуальности и сложной трагической судьбы. След, оставленный им в литературе,

определил судьбу одного из самых значительных течений в русской литературной жизни начала века – акмеизма, оказавшего влияние

на развитие русской поэзии. Стихотворение «Жираф» стало своего рода визитной карточкой ранней поэзии Гумилева. Гумилев был

одним из первых, кто подтвердил своей жизнью и творчеством пророческую фразу: «Поэт в России больше, чем поэт». 3 августа 1921

года поэт был арестован по сфабрикованному обвинению в участии в контрреволюционном заговоре и вскоре расстрелян.

Ученик (чтение стихотворения Н. Гумилева «Выбор»):

2 Ведущий: Свою гибель Гумилев предсказал в своем стихотворении «Я и Вы»:

И умру я не на постели,

При нотариусе и враче,

А в какой-нибудь дикой щели,

Утонувшей в густом плюще…

Имя и творчество Николая Гумилева было на долгие годы было забыто в литературе. Несправедливому преследованию были преданы

сын поэты – замечательный философ Лев Гумилев и жена – поэтесса Анна Ахматова.

Сцена 12 «Ахматова»

* Звучит отрывок из музыкальной картины Стравинского.

Ученик (чтение стихотворения Ахматовой «Звенела музыка в саду…»):

1 Ведущий: Ахматова также войдет в русскую литературу, как поэт-акмеист. С 1911 года она становится одной из активных и,

бесспорно, самой одаренной ученицей «Цеха поэтов», основанного Гумилевым. Известность Ахматовой принесло появление ее первой

книги «Вечер», вышедшей в марте 1912 года. Тираж сборника составил всего 300 экземпляров, но о ней узнала вся Россия. Ее стихи

переписывали, читали наизусть, дарили друг другу в качестве подарочных надписей на книгах.

Ученик (чтение стихотворения Ахматовой «Молюсь оконному лучу…» ):

Сцена 13 «Король поэтов»

*Звук аплодисментов.

2 Ведущий: 27 февраля 1918 года на «поэзовечере» в Политехническом в Москве выбирали Короля Поэтов. Третье место было

вручено Константину Бальмонту.

Ученик (*Бальмонт):

Я спросил у высокого солнца,

Как мне вспыхнуть сильнее зари.

Ничего не ответило солнце,

Но душа услыхала: «Гори!»

2 Ведущий: Второе место было отдано Владимиру Маяковскому.

Ученик (*Маяковский):

Багровый и белый отброшен и скомкан,

В зеленый бросали горстями дукаты,

А черным ладоням сбежавшихся окон

Раздали горящие желтые карты.

2 Ведущий: Королем Поэтов большинством голосов был избран Игорь Северянин.

Ученик *Северянин:

Я, гений Игорь-Северянин,

Своей победой упоен:

Я повсеградно оэкранен!

Я повсесердно утвержден!

Сегодня плащ мой фиолетов,

Берета бархат в серебре:

Я избран королем поэтов

На зависть нудной мошкаре.

В душе – порывистых приветов

Неисчислимое число.

Я избран королем поэтов, -

Да будет подданным светло!

1 Ведущий: Северяниным были изобретены десять новых стихоформ: «поэметта», «лириза», «дизель», «квинтина», «поэза» и другие.

Эго-футурист Северянин смело экспериментировал со словом, создавая в своей лирике такие лексические шедевры, как «плутоглазка»,

«безгрезье», «озерзамок», «кленолет». Его стихотворения «Ананасы в шампанском» или «Мороженное из сирени» хотелось не только

прочитать, но и попробовать. Северянина любили читать по вечерам, в гостиных, под звуки классической музыки

Ученик (чтение стихотворения Северянина «Это было у моря, где лазурная пена…»)

Сцена 14 «Художники»

Ученик: В своих дневниках художник Наталья Гончарова писала: «Мир и братство народов» - вот знак, под которым проходит русская

революция. Вот о чем ревет ее поток. Вот музыка, которую имеющий уши должен услышать… Русские художники имели достаточно

«предчувствий» для того, чтобы ждать от России именно таких заданий. Они никогда не сомневались в том, что Россия – большой

корабль, которому суждено большое плаванье. Они, как и народная душа, их вспоившая, никогда не отличались расчетливостью,

умеренностью, аккуратностью…Чувство неблагополучия, незнание о завтрашнем дне сопровождало их повсюду. И все же Жизнь для

них была прекрасна! Ибо, зачем жить тому народу или тому человеку, который разуверился во всем?

2 Ведущий: У XIX века имя Наталии Гончаровой ассоциировалось с женой великого русского поэта А.С. Пушкина. На рубеже XIX-XX

веков имя художницы Наталии Гончаровой сочеталось с русским авангардом. Художники объединений «Бубновый валет» и «Ослиный

хвост» активно сотрудничали с поэтами: часто проводили совместные выставки, иллюстрировали новые сборники.

1 Ведущий: Поэт Марина Цветаева посвятила Наталии Гончаровой лирическое эссе в прозе. «Пещера – пустыня – гончарня –

плавильня. Почему из всего Парижа Гончарова выбрала именно этот дом? Самый богатый красками художник – дом в одну краску…

В первый раз я мастерскую увидела днем. Моя первая мастерская Гончаровой – совершенное видение труда, в поте лица, под первым

солнцем».

Сцена 15 «Цветаева»

Ученик (чтение стихотворения М. Цветаевой «Поэт»):

Поэт – издалека заводит речь,

Поэта – далеко заводит речь.

Планетами, приметами…окольных

Притч рытвинами…Между да и нет

Он, даже разлетевшись с колокольни,

Крюк выморочит….

….Ибо путь комет –

……Поэтов путь: жжя, а не согревая,

Рвя, а не взращивая – взрыв и взлом, -

Твоя стезя, гривастая кривая,

Не предугадана календарем!

Комментарий: Поэт Марина Цветаева (именно поэт, так как слово поэтесса она не любила) никогда не принадлежала ни к каким

литературным направлениям, сознательно не входила ни в одно литературное объединение. Это была не спесь, не презрение к

окружающим, это была ее суть, ее сознательный выбор: идти своим творческим и человеческим путем.

Ученик (чтение стихотворения М. Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано…»):

2 Ведущий: Цветаева признавала чужие дарования. Об этом говорят ее стихи, многие из которых она посвятила Блоку, Брюсову,

Эллису, Пастернаку, Маяковскому. Она создала замечательные литературные портреты поэтов-современников. И одна из первых

раскрыла тайну мифа, созданного поэтом Волошиным и поэтессой Черубиной де Габриак.

Сцена 17 «Русское Зарубежье»

1 Ведущий: Все когда-то заканчивается... Когда же закончился Серебряный Век русской культуры? И закончился ли он вообще?

Литературоведы даже сегодня, спустя сто лет, на рубеже, других веков, не могут точно определить хронологические рамки этого

периода русской жизни. Наверное, для каждой личности, для каждого творца Серебряный век имел свое личное начало и свой личный

конец.

*Есенин «Анна Снегина» - (отрывок «Письмо Анны», исполняют ученик и ученица).

2 Ведущий: Да, для многих из них жизненный и творческий путь продолжился в эмиграции. Марина Цветаева, Константин Бальмонт,

Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Игорь Северянин, Владислав Ходасевич и многие другие за границей продолжали писать

на русском языке. Их творчество сегодня называют Литературой Русского Зарубежья. Они продолжали служить России, ибо настоящий

художник служит Родине там, где он находится.

1 Ведущий: Марина Цветаева предвидела эмиграцию еще в 1920 году, закончив свой «Лебединый стан» пророческим стихотворением:

С Новым Годом, Лебединый Стан!

Славные Обломки!

С Новым Годом – по чужим местам –

Воины с котомкой…

2 Ведущий: Анна Ахматова, Валерий Брюсов, Сергей Есенин, Владимир Маяковский и многие другие приняли революцию и остались

в России. Судьба их сложилась по-разному…

Ученик (чтение стихотворения О. Мандельштама).

1 Ведущий: Мандельштам умер в пересыльном лагере «Золотая речка», недалеко от Владивостока, 27 декабря 1938 года, похоронен в

общей могиле.

Я должен жить, хотя я дважды умер,

А город от воды ополоумел;

Как он хорош, как весел, как скуласт,…

…Как степь лежит в апрельском провороте,

А небо, небо – твой Буонароти…

Ученик (чтение стихотворения Б. Пастернака «Сестра моя – жизнь…»).

2 Ведущий: Талант – это роковое избранничество, плата за которое – утрата того, что доступно другим, простым людям. Высшая

свобода, но и чаша смертная. Не случайно в поздней лирике Бориса Пастернака связаны темы Христа и Гамлета. Поэт, отмеченный

печатью избранничества, уже не волен в своих поступках. И в этом его слабость! И в этом его сила!

*Звучит музыка Моцарта. Выходят все участники гостиной.



В раздел образования