Автор: Катренко Инна Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГКУ СО КК «Темрюкский реабилитационный центр»
Населённый пункт: Посёлок Светлый путь Ленина
Наименование материала: Доклад
Тема: Современные технологии экологического воспитания дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«ТЕМРЮКСКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»
Доклад
Тема: «Современные технологии экологического образования
дошкольников»
Автор
Катренко Инна Геннадьевна
Воспитатель
пос. Светлый Путь Ленина
2025
Всё хорошее в людях из - детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем
сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Н. Луконин.
«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Дело в том, что
заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям
можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение,
изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно
сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое
сознание маленькой личности.
В современном мире государство одним из приоритетных направлений
ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность,
бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания
человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование -
актуальная и главная задача.
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его
ухудшению требуют от людей понимания сложившейся ситуации и
сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем
материкам и каждому государству. Есть они и в России – свои в каждом
регионе.
Экологические
проблемы
и
необходимость
их
преодоления
породили новое направление в образовании – экологическое. Два последних
десятилетия – это период становления экологического образовательного
пространства. В этот же период осуществляется поиск эффективных методов
экологического образования, создаются технологии обучения и воспитания
детей и молодежи. Одной из первых появилась программа С. Николаевой
«Юный эколог». Далее выходит программа Рыжовой «Наш дом природа»,
которая нацелена на воспитание активной и творческой личности детей 5-6
лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В
последнее время идёт интенсивный творческий процесс в дошкольном
образовании. Педагоги, экологи разрабатывают программы экологического
образования детей с учётом местных и социальных условий, национальных
традиций. Обзор ряда экологических программ демонстрирует понимание
экологических проблем планеты, необходимости их решения. А для этого
нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с
дошкольного детства. Большое значение для экологического воспитания
дошкольников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с
природой. Общение с природой помогает детям оценить её современное
экологическое состояние. Именно в дошкольном возрасте создаются и
накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, закладывается
фундамент бережного отношения к природе. Современные подходы к
организации процесса обучения нашли широкое отражение в научной
литературе, но в то же время этот вопрос требует постоянного внимания,
глубокого изучения, а также разработки новых подходов и методик,
отвечающих современным требованиям общества. Изменения, происходящие
в современном мире и отечественном образовании, предъявляют серьёзные
требования к педагогическим работникам. В соответствии с современными
требованиями, педагоги должны изучать новые технологии и внедрять их в
свою практику. На сегодняшний момент существуют различные виды
образовательных технологий.
Для организации образовательной деятельности по экологическому
воспитанию
дошкольников
можно
использовать
современные
виды
технологий такие как: - проектные методы; - социально-игровые методы
обучения
(дети учат друг друга); -
использование компьютерных
технологий; - мультимедийные презентации.
Одной из наиболее прогрессивных форм работы с дошкольниками
является применение компьютерных технологий и мультимедийных
презентаций. Зачастую для проведения занятий по экологии недостаточно
информации и наглядного материала. На помощь приходит компьютер.
Ребенка многое интересует в окружающем него мире. Применяя принцип
наглядности, становится возможным донести информацию в доступной для
ребенка форме. В отличие от взрослого человека, детям, как нельзя лучше
подходит поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Ребенку, с его наглядно - образным мышлением, понятно лишь то, что можно
одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом. Именно
поэтому так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для
них каналам получения информации.
Одной из новых наиболее эффективных инновационных технологий
стал
метод
проектов.
Этот
метод
дает
ребенку
возможность
экспериментировать,
синтезировать
полученные
знания,
развивать
творческие
способности
и
коммуникативные
навыки.
Проектная
деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не
может быть решена прямым действием. Проект может быть реализован в
любом объединении воспитанников (в группе, подгруппе, одновременно в
нескольких группах, по всему учреждению и т.д.) Может быть различным по
продолжительности (кратковременным — до трех недель, долговременным
— до года).
Современной формой работы по экологическому воспитанию детей
является
использование
моделирующей
деятельности,
использование
графических моделей в процессе ознакомления с природой. Модель – это
предметное, графическое или действенное изображение чего - либо, а
процесс
создания
модели
называется
моделирующей
деятельности.
Например, глобус – это предметная модель Земли, а его изготовление
воспитателем вместе с детьми можно назвать моделирующей деятельностью.
Географическая карта – это тоже модель Земли, но уже графическая, она
отображает планету в плоскости бумаги. Глобус и карта – предметы, которые
помогают
ориентироваться
в
громадном
пространстве,
совершать
путешествия по странам и континентам, не выходя из дома. С детьми можно
создавать и использовать самые различные модели. Важнейшими из них
являются календари природы – графические модели, которые отражают
разнообразные явления и события в природе. Любой календарь природы
имеет большое значение для экологического воспитания детей с двух точек
зрения: сначала происходит его создание (моделирование явлений), затем –
использование в учебном или воспитательном процессе. Второй тип
графического моделирования – создание календаря наблюдений за ростом и
развитием растения. Во всех возрастных группах один раз в неделю можно
фиксировать (рисовать на отдельных страницах) прорастающий в банках
репчатый лук. Графическая модель будет особенно интересной, если
несколько луковиц прорастают в разных условиях. Все рисунки делаются с
помощью двух картонных трафареток – банки и луковицы. Дети с
удовольствием их обводят, пририсовывают корни и зелень, т.е. легко
воспроизводят натуру. Такая модель в виде календаря наблюдений за
растущим луком может быть создана как с детьми младшего, так и старшего
возраста. Со временем лук съедают, банку с луковицей ликвидируют, а
модель остается – ее можно многократно рассматривать как в свободное
время, так и на специальных занятиях.
В настоящее время в педагогической практике широко используются
такие нетрадиционные формы организации образовательной деятельности по
экологическому воспитанию дошкольников как КВН, "Блиц-игра", занятия
с использованием социально-игровых методов обучения (когда дети учат
друг друга).
Следующей формой экологического воспитания дошкольников
являются экскурсии. На них ставятся и решаются образовательные,
развивающие и воспитательные задачи. Экскурсии используются для
ознакомления детей с природой. Экскурсии с детьми в природу дают детям
ни с чем несравнимые живые и яркие впечатления о красоте и аромате
цветов, травы, осенней листвы, о разноголосом пении птиц, о причудливой
форме белых кучевых облаков и т.д.
Экологическая тропа — это тоже одна из современных форм
обучения.
Это
специальный
образовательный
маршрут
в
природных
условиях, где есть экологически значимые природные объекты. Цель
создания такой тропы - обучение детей на примере конкретных природных
объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней.
Нетрадиционной формой экологического образования является
использование сказки.
Еще одной из форм современных технологий
экологического образования дошкольников является экологический театр,
который способствует развитию чувства коллективизма, ответственности,
формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное
развитие
личности.
Занятия
экологическим
театром
предоставляют
возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в
гармонии с ним. Задачи экологического театра: - привлечение внимания к
проблемам окружающей среды; - развитие творческих способностей детей;
вовлечение детей в активную природоохранную деятельность.
В нашем реабилитационном центре также большое внимание
уделяется повышению уровня экологической культуры педагогов, что в свою
очередь, обеспечивает сдвиг в уровне экологической воспитанности детей. В
рамках работы по самообразованию по теме «Экологическое воспитание
детей младшего возраста», мной была проведена работа по ознакомлению с
современными методами и технологиями по экологическому воспитанию,
изучение методической и научной литературы по теме самообразования. В
ходе выступления и обсуждения с коллегами
на МО инновационных
методов по экологическому воспитанию детей, мы пришли к выводу, что
проблема внедрения экологического воспитания важна и актуальна. В
рамках экологического проекта «Лесная аптека», были разработаны и
проведены занятия для детей «Лекарственные растения – ценнейшее
богатство природы», «Красная книга – боль природы», «Животный мир
Краснодарского
края».
Для
родителей
наших
воспитанников
были
оформлены буклеты «Береги свою планету», «Лесная аптека», «Умеем ли мы
беречь природу». Это помогло взрослым осознать важность экологического
воспитания в семье. Также в рамках реализации проекта были организованы
и проведены подвижные и дидактические игры, экскурсии в парк и
наблюдения за природой на прогулке. Наши дети с удовольствием
занимались
изобразительной
деятельностью
и
принимали
участие
в
конкурсах поделок и выставках для родителей и работников центра.
В заключение следует отметить, что современные технологии
экологического образования — это целостная система экологического
воспитания
детей.
Ее
реализация
на
практике
поднимает
уровень
экологической
культуры
воспитателя,
обеспечивает
сдвиг
в
уровне
экологической воспитанности детей. Применение технологии требует от
воспитателя вдумчивого подхода. Не меняя ее стержня и учитывая свой
опыт,
уровень
развития
детей,
конкретное
природное
окружение,
воспитатель может привнести свои приемы педагогической работы, которые
обеспечат нужный эффект в воспитании экологической культуры детей. А
это залог будущей успешной жизни.