Напоминание

Здоровьесберегающие технологии при воспитании детей раннего ясельного возраста»


Автор: Минниахметова Наиля Фатиховна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №10 "Белочка"
Населённый пункт: г.Нижневартовск
Наименование материала: Статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии при воспитании детей раннего ясельного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




СТАТЬЯ

«Здоровьесберегающие технологии при воспитании детей раннего

ясельного возраста»

Автор: Минниахметова Н.Ф.,

воспитатель

МАДОУ Детский сад №10 «Белочка»

г. Нижневартовска

Ранний ясельный возраст – важнейший период в жизни человека. Именно в это

время закладываются основы физического и психического здоровья, формируются

двигательные

навыки,

развиваются

познавательные

процессы

и

эмоциональная

сфера.

Поэтому

здоровьесберегающие

технологии

в

воспитании

детей

этого

возраста приобретают особое значение.

Что такое здоровьесберегающие технологии?

Здоровьесберегающие

технологии

это

система

мер,

направленных

на

сохранение

и

укрепление

здоровья

детей,

формирование

у

них

осознанного

отношения к здоровому образу жизни. В контексте раннего ясельного возраста, это

комплексный подход, включающий создание благоприятной среды, организацию

рационального режима дня, обеспечение полноценного питания, стимулирование

двигательной активности и развитие эмоционального благополучия.

Зачем они нужны в ясельном возрасте?

Дети раннего возраста особенно уязвимы к воздействию негативных факторов

окружающей

среды.

Их

иммунная

система

еще

не

сформирована,

процессы

терморегуляции

несовершенны,

а

психика

нестабильна.

Использование

здоровьесберегающих технологий позволяет:

Снизить заболеваемость: Укрепление иммунитета, профилактика инфекций

и заболеваний.

Обеспечить гармоничное физическое развитие: Стимуляция двигательной

активности, правильное питание.

Создать

благоприятную

психоэмоциональную

атмосферу:

Снятие

напряжения, формирование позитивного настроя.

Развить

познавательные

процессы:

Игры

и

занятия,

направленные

на

развитие внимания, памяти, мышления.

Сформировать навыки здорового образа жизни: Привитие элементарных

правил гигиены, правильного питания.

Основные

направления

здоровьесберегающих

технологий

в

ясельном

возрасте:

1.

Организация предметно-пространственной среды:

Безопасность:

Отсутствие

острых

углов,

мелких

предметов,

опасных

веществ.

Экологичность: Использование натуральных материалов, игрушек из дерева,

ткани.

Эстетичность:

Приятные

цвета,

уютная

атмосфера,

стимулирующая

познавательную активность.

Вариативность:

Наличие

разнообразных

игрушек

и

материалов,

стимулирующих

развитие

двигательных,

познавательных

и

творческих

способностей.

2.

Режим дня:

Соблюдение режима сна и бодрствования: Регулярные прогулки на свежем

воздухе.

Организация

питания:

Сбалансированное

питание,

соответствующее

возрасту и потребностям ребенка.

Проведение

гигиенических

процедур:

Регулярное

мытье

рук,

умывание,

чистка зубов (с помощью взрослых).

3.

Двигательная активность:

Утренняя гимнастика: Комплекс упражнений, направленный на укрепление

мышц и развитие координации.

Подвижные игры: Игры, способствующие развитию двигательных навыков,

ловкости и быстроты.

Физкультурные

занятия:

Занятия,

направленные

на

развитие

основных

видов движений (ходьба, бег, прыжки, лазание).

Массаж и гимнастика: Проведение массажа и гимнастики (по назначению

врача), направленных на укрепление мышц и улучшение кровообращения.

4.

Психологический комфорт:

Создание

атмосферы

любви

и

заботы:

Доброжелательное

отношение,

индивидуальный подход к каждому ребенку.

Снятие

эмоционального

напряжения:

Использование

релаксационных

упражнений, игр с водой и песком.

Развитие

коммуникативных

навыков:

Игры,

направленные

на

развитие

речи, умения общаться и взаимодействовать со сверстниками.

5.

Профилактика заболеваний:

Проветривание помещений: Регулярное проветривание помещений.

Закаливание: Проведение закаливающих процедур (обливание, воздушные

ванны) после консультации с врачом.

Вакцинация:

Своевременное

проведение

вакцинации

в

соответствии

с

национальным календарем прививок.

Примеры

конкретных

здоровьесберегающих

технологий

в

ясельной

группе:

Пальчиковая гимнастика: Развивает мелкую моторику, улучшает речь и

внимание.

Дыхательная гимнастика: Укрепляет дыхательную систему, профилактика

заболеваний дыхательных путей.

Коррекционная

гимнастика:

(по

назначению

врача)

направлена

на

коррекцию

плоскостопия,

сколиоза

и

других

нарушений

опорно-

двигательного аппарата.

Сенсорные игры: Развивают сенсорное восприятие (зрение, слух, осязание,

обоняние, вкус).

Музыкотерапия:

Снимает

эмоциональное

напряжение,

развивает

музыкальный слух и чувство ритма.

Арт-терапия:

Развивает

творческие

способности,

снимает

эмоциональное

напряжение.

Роль воспитателя:

Воспитатель

играет

ключевую

роль

в

реализации

здоровьесберегающих

технологий в ясельной группе. Он должен:

Обладать

знаниями о

возрастных особенностях детей раннего

возраста и

принципах здоровьесбережения.

Уметь создавать благоприятную образовательную среду.

Организовывать режим дня с учетом потребностей каждого ребенка.

Использовать разнообразные методы и приемы, направленные на укрепление

здоровья и развитие детей.

Взаимодействовать с родителями по вопросам здоровья и развития детей.

Роль родителей:

Родители также несут ответственность за здоровье своих детей. Они должны:

Соблюдать режим дня дома.

Обеспечивать ребенка полноценным питанием.

Создавать условия для двигательной активности.

Поддерживать эмоциональный комфорт ребенка.

Взаимодействовать с воспитателем по вопросам здоровья и развития ребенка.

Заключение:

Здоровьесберегающие

технологии

в

воспитании

детей

раннего

ясельного

возраста – это не просто модное веяние, а необходимость, продиктованная заботой о

здоровье

будущих

поколений.

Комплексное

использование

этих

технологий

позволяет

создать

оптимальные

условия

для

гармоничного

развития

ребенка,

укрепить его здоровье и сформировать навыки здорового образа жизни, которые он

пронесет через всю жизнь. Важно помнить, что здоровье ребенка – это результат

совместных усилий воспитателей и родителей!



В раздел образования