Автор: Штремпел Елена Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "СОШ №15"
Населённый пункт: город Сыктывкар, Республика Коми
Наименование материала: технологическая карта урока в технологии интегрированного обучения
Тема: Простое осложненное предложение
Раздел: среднее образование
Рабочий лист урока
учени____ 8 класса
_______________________________________________________________
-Мы с вами горы свернем, если надо будет. Или дров наломаем!
Какая лексическая единица представлена нам в этих предложениях? Как правильно разобрать
такое предложение по членам?
_______________________________________________________________
Мои ассоциации к слову «горы»:
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_________________________________________
Тема
урока________________________________________________________________________
______________
1.Прочитайте текст. Ответьте на вопрос, что объединяет 2,3,7,8,9,10 предложения?
Запишите ваш ответ как тему урока.
1.Самые высокие горы Американского континента – Анды. 2)Меняющиеся пейзажи этих
гор, рассекающих континент с севера на юг, поразят любого. 3)Здесь можно увидеть и
непокорённые вершины, покрытые вечными снегами, и дымящиеся вулканы. 4)На западе
несёт волны и сверкает бирюзой Тихий океан, а на востоке раскинулись бесконечные
джунгли, изрезанные паутиной серебряных рек.
5)После однодневного пребывания в столице мы вылетаем в пропавший город инков. 6)На
поезде добираемся до небольшого городка, а потом пешком идём через лес до деревеньки.
7)Напоминая о древней цивилизации, стоят здесь глиняные домики и соломенные
шалаши. 8)Тропинка, вьющаяся вверх, местами исчезает, и мы боимся её потерять.
9)Только через пять часов мы подходим к тяжёлым воротам и входим в крепость,
находящуюся на горе.10) На многочисленных террасах, соединённых бесчисленными
лестницами, располагается поразительный каменный мир.
2.Дайте определения и ответьте на вопросы.
Простое осложненное предложение -
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________
Элементы, из-за которых возникает осложнение простого
предложения:__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________
Что из перечисленного выше не является членами предложения?
_________________________________________________________________________________
__________
3. Заполните незаполненные графы таблицы правильной информацией. Предложения
для выбора под таблицей. Эту работу вам необходимо выполнить в парах. Вашей
парой будет сосед по парте. Обсудите с ним это задание и выполните его, заполнив
таблицу.
Пример
Вид осложнения
Является ли членом
предложения, если является
, то каким( надо ли
подчеркивать)
Обращение
Вводное слово
Однородные члены
Обособленное определение
Обособленное дополнение
Обособленное
обстоятельство
Уточняющие
члены
предложения
1.Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить,
там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
(Лермонтов М.Ю.)
2. Конечно, сегодня надо осмотреть северные
склоны.
3. Лазурь небесная смеется,
Ночной омытая грозой,
И между гор росисто вьется
Долина светлой полосой.
(Тютчев Ф.И.)
4. Ему знакома ночь в горах — без запаха и
вкуса,
Прорубленная в дебрях колея,
И электрический толчок змеиного укуса,
Как выстрел из бесшумного ружья.(Новелла
Матвеева)
5. Во время горного бурана не было видно
ничего, кроме размытых очертаний гор.
6. И мысль моя, свободна и легка,
Бродила по утесам,
где, блистая Лучом зари,
сбирались облака,
Туманные вершины омрачая,
Косматые, как перья шишака.
(М.Ю.Лермонтов)
7. Вверху, на самой вершине горы, было
гнездо орла.
4. Перед вами известная картина Апполинария Михайловича Васнецова «Горный пейзаж». Сейчас мы
будем ее украшать словесно. В рабочих листах дано описание этой картины, но простые предложения
даны без осложнения. Предлагаю вам в течение 2 минут «украсить» их, добавив разные виды
осложнения.
Летом 1896 г. состоялась единственная поездка Васнецова на Кавказ, …. Здесь он, наконец, нашел
те самые … и …., которые за несколько лет до этого тщетно искал на Урале: «После Урала и Крыма
Кавказ произвел на меня своим величием неотразимое впечатление. Снежные вершины и ледники, то
….., то ослепительно блестящие на синеве неба, ущелья, пропасти, скалы, освещенные кровавым
заревом заката, степные предгорья, как … , заросшие азалиями.
На полотне изображены …, в самом низу которого примостился небольшой посёлок. Сюжет
картины …, выполнен в приятной сине-зелёной цветовой гамме. Работа написана на холсте маслом и
хранится в Тюменском музее изобразительных искусств.
5. Вот и заканчивается наш урок !Прошу тебя оставить свой отзыв. Внимательно прочитай
фразеологизмы о труде ниже и оцени свою работу.
«Слышал краем уха»
«Вложил душу»
«Бил баклуши»
«Работал за троих»
«Как белка в колесе»
«Старался изо всех сил»
«Хлопал ушами»
«Просиживал штаны»
«Валял дурака»
«Трудился в поте лица»
«Шевелил мозгами»
«Считал ворон»