Автор: Божинская Светлана Анатольевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ НСО «Бердский политехнический колледж»
Населённый пункт: г.Бердск Новосибирская область
Наименование материала: Научная статья
Тема: Современные образовательные технологии в формировании экологической компетенции студентов на уроках биологии ,экологии и во внеурочное время.
Раздел: среднее профессиональное
Научная статья на тему -Современные образовательные технологии в
формировании экологической компетенции студентов на уроках биологии , экологии
и во внеурочное время.
Преподаватель естественно-научных дисциплин Божинская С.А
Одной из задач экологического образования на современном этапе является
формирование у будущих специалистов современного экологического мировоззрения,
развивающего способность осуществлять свою профессиональную деятельность в
соответствии с возможностями природы, исходя из принципа «не навреди». Сегодня
система экологического образования строится внутри действующей системы образования,
являясь ее важной составляющей. Экология стала интегральной наукой, связанной почти
со всеми естественными и техническими дисциплинами, и преподается в том или ином
объеме во всех учебных заведениях.
Новое качество образования может быть достигнуто посредством внедрения
компетентностного подхода как результативно-целевой основы образования, а именно за
счет
изменения
учебных
и
воспитательных
целей,
образовательных
технологий,
содержания
современного
образования,
системы
оценивания
эффективности
образовательных систем.
Исходя
из
личностно-ориентированного
и
деятельностного
характера
компетентностного подхода экологическую компетентность можно определить как
осмысленную способность, потенциал и опыт личности в осуществлении сложных
экологосообразных видов действий, которая может формироваться в различных сферах
жизнедеятельности:
в познавательной сфере – усвоение способов изучения окружающей среды с
применением различных источников, проведение экологических исследований, методов
решения экологических проблем, принятия решений в экологических ситуациях;
в гражданско-общественной сфере – участие в реализации гражданских прав
и обязанностей в области охраны окружающей среды и потребления природных ресурсов,
участие в жизни местного сообщества, в проведении экологический акций, в работе
общественных природоохранных организаций;
в социально-трудовой сфере – ориентация на получение профессий, работу в
должностях экологического профиля;
в бытовой сфере – здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек,
сокращение потребления природных ресурсов, соблюдение требований экологической
безопасности в быту;
в культурно-досуговой сфере – выбор способов проведения досуга,
культурно и духовно обогащающих личность, в том числе на природе.
Экологическая
компетентность
–
осознанное,
осмысленное
овладение
теоретическими знаниями, умениями, способами принятия решений, нравственными
нормами,
ценностями,
традициями,
необходимыми
для
практической
реализации
экологически целесообразной деятельности.
Мотивационный компонент экологической компетентности должен включать как
личностно, так и социально значимые мотивы. Он предполагает сочетание интересов и
потребностей студентов, побуждающих к осуществлению экологической деятельности, а
также наличие экологически значимых качеств личности (гуманность, эмпатийность,
бережливость, ответственность и др.).
Главная цель курса «Экологические основы природопользования» — способствовать
формированию экологического мировоззрения студентов, экологической компетентности.
Но без деятельностного подхода один лишь знаниевый компонент не может привести к
убеждению и формировать мировоззрение. Переход на новые уровни развития требует
качественных
изменений
в
практической
педагогике.
Ведущее
место
при
этом
принадлежит обучению умениям самостоятельно приобретать знания, мыслить, творить.
При
изучении
учебной
дисциплины
студентами
технических
специальностей
традиционная передача обучающемуся необходимого объема экологических знаний
недостаточна. Экологические знания лишь тогда становятся основой экологического
сознания, когда они приводят к экологически правильным действиям.
На своих уроках по биологии и экологии формирование экологической компетенции
студентов
осуществляю
благодаря
умелому
сочетанию
разных
форм
учебной
деятельности: наблюдение, семинары, игры, самостоятельные работы исследовательского
характера,
организация
проектной
деятельности, уроки-лекции,
уроки-семинары,
«круглые столы», анализ научной литературы.
Внеурочная работа с учащимися построена таким образом, чтобы не только приобретать
новые знания, но и принимать деятельное участие в преобразовании окружающей среды,
иметь активную жизненную позицию, чувствовать себя сопричастным к международному
экологическому движению, развивать навыки
исследовательской деятельности, что
отражено во ФГОС второго поколения. Являюсь руководителем кружка
«
Биоиндикация
окружающей среды» ,участники которого принимают активное участие в различных
экологических
мероприятиях,становятся
победителями
и
лауреатами
конкурсов
различных уровней
Применение современных образовательных технологий: метода проектов, деловых
игр, технологии развития критического мышления, информационных технологий,
межпредметной
интеграции
учебных
дисциплин
способствует
формированию
экологической компетентности, повышению мотивации к изучаемому материалу.
Ведущее место занимает метод проектов. Студентам предлагается создать проект
решения
экологической
проблемы,
основанный
на
принципах
рационального
природопользования. Тематика проектов составляется заранее с учетом региональных
экологических проблем. Они актуальны, интересны: «Обское водохранилище: методы
биоиндикации», « Влияние антропогенной нагрузки экосистемы Новосибирской области
», «Новосибирская область – родина уникальных растений», «Современные технологии
утилизации бытовых отходов». Для студентов специальности Технология продукции
общественного питания интерес вызывали проекты: «Влияние пищевых добавок на
здоровье человека», «Особенности загрязнений вод предприятиями общественного
питания». Студенты специальности Монтаж и техническая эксплуатация электрического
оборудования собирают материалы для проектов по эксплуатация электрического
оборудования. Тема «Утилизация компьютерной техники» актуальна для студентов
специальности Информационные системы. Проект выполняется средствами ИКТ в
технологии презентации и защищается на итоговом занятии по дисциплине.
При
подготовке
проекта
на
экологическую
проблему
рационального
природопользования у студентов в большей мере формируется мотивационный компонент
экологической
компетентности,
проявляющийся
в
понимании
личностной
и
общественной значимости экологической деятельности, ответственности за ее результаты,
осознание необходимости сохранения природы, гармоничной жизни в природе.
В ходе защиты проектов студенты отвечают на вопросы, связанные с сохранением
природных ресурсов, применением ресурсосберегающих технологий, современными
технологиями переработки отходов, бережным отношением к охране ценных и редких
видов растений и животных. Предъявляются определенные требования к содержанию
проекта и его защите в соответствии с критериями оценки: обоснование актуальности
темы,
логичность
изложения
содержания,
аргументированность
выводов
и
результатов, применение компьютерных технологий в оформлении текста, рисунков
(схем, графиков), таблиц и приложений, соответствие оформления работы требованиям.
Междисциплинарные связи помогают в решении основных задач подготовки
специалистов, повышают мотивацию к обучению дисциплины.
Главный принцип рационального природопользования – «используй, охраняя, и охраняй,
используя» стал девизом деловой игры. доказывали актуальность темы деловой игры. В
ходе проведения деловых игр и коллективного обсуждения их результатов у студентов
формируются важные социальные установки, приобретаются практические навыки и
умение находить решения конкретных задач, связанных с природопользованием и
охраной окружающей среды. Студенты охотно учатся, когда им интересно, когда они
находят свою собственную дорогу в обучении. Деловые игры дают им такую
возможность, поскольку в процессе игр проявляется сущностная черта компетентности –
понимание смыслов, социальной и личностной значимости экологической деятельности
для решения экологических проблем.
Технология
развития
критического
мышления
основана
на
творческом
сотрудничестве участников образовательного процесса, на развитии у студентов
аналитического подхода к любому материалу, рассчитана на постановку проблемы и
поиск ее решения, повышает мотивацию студентов к изучению учебной дисциплины,
помогает глубже понять и усвоить изучаемый материал. В ходе применения технологии
формируются социально значимые качества личности и, прежде всего, критическое
мышление, т.е. способности анализировать информацию с позиции логики, различных
научно-обоснованных подходов и личностного понимания с тем, чтобы выносить
обоснованные суждения и решения и применять полученные результаты, как к
стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.
При изучении тем: «Природные ресурсы», «Загрязнение окружающей среды»
студенты составляют кластеры, структурируя учебный материал по степени его
значимости в логической последовательности с учетом причинно-следственных связей.
Прием технологии развития критического мышления – составление синквейна,
проводится на стадии закрепления материала, позволяет студенту описывать суть понятия
или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний, помогает научить излагать
сложные чувства и представления в краткой форме. Преподаватель может оценить
понятийный багаж студентов.
Применение в учебном процессе современных образовательных технологии
вырабатывает умения и навыки системного мышления, пробуждает у студентов
стремление
к
поиску
новых
идей,
побуждает
к
творчеству
и
коллективному
взаимодействию, способствует формированию готовности к собственному оптимальному
взаимодействию с природой, посредством усвоения студентами экологических знаний,
эмоционально-ценностных
отношений,
способов
деятельности,
соответствующих
убеждений, потребностей.
Литература
1.
Евсеев В.О. Деловые игры по формированию экологических компетенций.
Учебное пособие. ИНФРА – М.2021. С.254.
2.
Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся:
теория и практика. М.: МИОО, 2020. – 180 с.