Напоминание

"Организация исследовательской деятельности студентов технических специальностей СПО при изучении русского языка и литературы".


Автор: Врабие Татьяна Васильевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГАПОУ АО "Красноборский лесотехнический техникум"
Населённый пункт: с. Красноборск Архангельская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Организация исследовательской деятельности студентов технических специальностей СПО при изучении русского языка и литературы".
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СПО ПРИ

ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Введение: Междисциплинарный подход в современном СПО

Современная система среднего профессионального образования

(СПО) сталкивается с необходимостью формирования не просто

квалифицированных рабочих и специалистов, но и всесторонне

развитых личностей, способных к адаптации в динамично

меняющемся мире, владеющих компетенциями, выходящими за рамки

узкой специализации. В этом контексте особое значение приобретает

интеграция дисциплин гуманитарного цикла, в частности, русского

языка и литературы, в образовательный процесс студентов

технических специальностей. Традиционное представление о русском

языке и литературе как о “второстепенных” предметах для

технических направлений устарело. Более того, именно эти

дисциплины обладают огромным потенциалом для развития

критического мышления, логики, способности к анализу и синтезу,

формирования коммуникативной культуры – качеств, критически

важных для любого современного специалиста, в том числе и

технического.

Организация исследовательской деятельности студентов при

изучении русского языка и литературы является одним из наиболее

эффективных способов достижения этой цели. Исследовательская

деятельность, в отличие от репродуктивных методов обучения,

предполагает активное самостоятельное познание, формирование

умения ставить проблему, выдвигать гипотезы, искать и

анализировать информацию, делать выводы. Для студентов

технических специальностей СПО такое погружение в гуманитарную

сферу может стать не только способом углубленного изучения

русского языка и литературы, но и мощным инструментом для

развития общепрофессиональных компетенций.

Цель и задачи статьи:

Целью настоящей статьи является обоснование необходимости и

раскрытие путей организации исследовательской деятельности

студентов технических специальностей СПО при изучении русского

языка и литературы. Задачи включают:

1. Определение теоретических основ исследовательской

деятельности в контексте обучения русскому языку и литературе

студентов технических специальностей СПО.

2. Выявление специфики такой деятельности, обусловленной

профилем обучения студентов.

3. Описание методов и форм организации исследовательской

работы.

4. Анализ потенциальных образовательных и развивающих

результатов.

5. Обозначение условий для успешной реализации

исследовательской деятельности.

Теоретико-методологические основы исследовательской

деятельности студентов СПО

Исследовательская деятельность студентов рассматривается как

самостоятельная, целенаправленная, познавательная деятельность,

направленная на решение конкретной проблемы, требующая

творческого подхода, поиска новых знаний, аргументации и

представления результатов. В контексте обучения русскому языку и

литературе студентов технических специальностей, данная

деятельность приобретает ряд специфических черт.

Междисциплинарность: Исследование должно опираться на

взаимосвязь гуманитарных и технических дисциплин. Студенты

могут искать аналогии между структурой языка и

технологическими процессами, анализировать отражение

технических реалий в художественной литературе, исследовать

язык как инструмент передачи технической информации.

Проблемно-ориентированный подход: Исследование

начинается с постановки проблемы, которая должна быть

актуальна для студентов, вызывать у них интерес и быть связана

с их будущей профессиональной деятельностью.

Практико-ориентированность: Результаты исследования

должны иметь практическую значимость, например, быть

применимы для улучшения учебного процесса, понимания

технических текстов, формирования профессиональной лексики.

Формирование общепрофессиональных

компетенций: Исследовательская деятельность способствует

развитию таких компетенций, как:

o

Критическое мышление: Способность анализировать

информацию, оценивать ее достоверность, делать

обоснованные выводы.

o

Логическое мышление: Умение выстраивать причинно-

следственные связи, аргументировать свою точку зрения.

o

Информационная компетентность: Навыки поиска,

отбора, обработки и представления информации.

o

Коммуникативная компетентность: Умение четко и ясно

излагать свои мысли, аргументировать свою позицию,

работать в команде.

o

Творческое мышление: Способность находить

нестандартные решения, генерировать новые идеи.

Специфика исследовательской деятельности студентов

технических специальностей

При организации исследовательской деятельности студентов

технических специальностей важно учитывать их склонности,

интересы и профессиональную направленность. Это означает, что

темы исследований должны быть максимально приближены к их

будущей профессии, позволяя им увидеть взаимосвязь между

гуманитарными знаниями и технической сферой.

Язык как инструмент профессиональной

коммуникации: Исследование может быть направлено на

анализ особенностей официально-делового стиля в технических

документах, изучение специфики научно-технической

терминологии, разработку рекомендаций по написанию

технических отчетов, инструкций, инструкций по эксплуатации.

Отражение технических реалий в литературе: Студенты могут

исследовать, как в художественной литературе (как

классической, так и современной) отражаются технические

достижения, профессии, социальные последствия научно-

технического прогресса. Это может быть анализ образов

инженеров, ученых, рабочих, описание промышленных

пейзажей, осмысление этических проблем, связанных с наукой и

техникой.

Лингвистический анализ технических текстов: Изучение

структуры технических текстов, использования специфической

лексики, грамматических особенностей, что может

способствовать более глубокому пониманию технической

информации и улучшению навыков ее написания.

История развития технических терминов: Исследование

этимологии технических терминов, их эволюции, влияния

заимствований.

Сопоставительный анализ: Сравнение особенностей языка

технических документов на русском и иностранных языках, что

способствует развитию навыков межкультурной коммуникации.

Лингвокультурологический аспект: Изучение того, как язык

отражает национальную культуру в контексте развития науки и

техники.

Методы и формы организации исследовательской деятельности

Организация исследовательской деятельности студентов технических

специальностей при изучении русского языка и литературы требует

комплексного подхода, включающего как индивидуальную, так и

групповую работу.

1. Этап постановки проблемы и выбора темы:

o

Мозговой штурм: Совместное обсуждение актуальных

тем, связанных с профессиональной деятельностью

студентов, литературой, языком.

o

Анализ профессиональной литературы: Изучение

статей, журналов, научно-популярных изданий, выявление

проблемных зон, требующих дальнейшего изучения.

o

Консультации с преподавателями: Преподаватель

русского языка и литературы, а также преподаватели

специальных дисциплин, могут помочь студентам

сформулировать актуальную и выполнимую тему

исследования.

o

Индивидуальные консультации: Помощь в определении

направления исследования, формировании рабочей

гипотезы.

2. Этап поиска и анализа информации:

o

Работа с различными источниками: Использование

библиотечных фондов, электронных баз данных,

профессиональных журналов, интернет-ресурсов (с

критическим подходом к их достоверности).

o

Лингвистический анализ текстов: Исследование

структуры предложений, лексического состава,

стилистических особенностей (например, анализ

технических инструкций, научных статей, фрагментов

художественных произведений, описывающих техническую

сферу).

o

Сопоставительный анализ: Сравнение различных

текстов, точек зрения, языковых явлений.

o

Контент-анализ: Изучение частотности употребления

определенных слов, фраз, тем в текстах.

o

Интервьюирование: Проведение интервью с

представителями профессиональных сообществ

(инженерами, мастерами) для сбора эмпирического

материала.

3. Этап систематизации и представления результатов:

o

Написание рефератов и эссе: Оформление результатов

исследования в виде письменных работ, требующих

логической структуры, аргументации, цитирования

источников.

o

Подготовка презентаций: Визуализация результатов

исследования с использованием мультимедийных средств.

o

Участие в научных конференциях СПО: Публичное

представление результатов исследования, ответы на

вопросы, дискуссия.

o

Создание портфолио исследователя: Сборник лучших

работ, публикаций, сертификатов, подтверждающих

исследовательскую активность.

o

Разработка рекомендаций: Формулирование

практических рекомендаций по улучшению качества

технических текстов, повышению эффективности

профессиональной коммуникации, более глубокому

пониманию роли языка в технической сфере.

Конкретные направления исследований:

Язык профессионального общения:

o

Тема: “Лингвистический анализ инструкций по эксплуатации

технического оборудования”.

o

Цель: Выявление типичных ошибок, рекомендаций по

улучшению понятности и точности языка инструкций.

o

Методы: Контент-анализ инструкций, лингвистический

анализ, опрос специалистов.

Отражение технических реалий в литературе:

o

Тема: “Образ инженера в русской литературе XX века”.

o

Цель: Анализ эволюции образа инженера, его роли в

обществе, взаимоотношений с техникой и человеком.

o

Методы: Литературоведческий анализ текстов (Шолохов,

Фадеев, Стругацкие), компаративный анализ.

Эволюция технической терминологии:

o

Тема: “Влияние англоязычной лексики на русский язык в

области информационных технологий”.

o

Цель: Изучение причин и последствий заимствований,

выработка рекомендаций по их освоению.

o

Методы: Анализ профессиональных текстов,

этимологический анализ, анкетирование.

Межкультурная коммуникация в технической сфере:

o

Тема: “Особенности перевода технической документации:

языковые и культурные аспекты”.

o

Цель: Выявление проблем при переводе, разработка

рекомендаций для переводчиков.

o

Методы: Сопоставительный анализ переводов,

консультации с переводчиками, анализ технических

стандартов.

Потенциальные образовательные и развивающие результаты

Успешная организация исследовательской деятельности студентов

технических специальностей СПО при изучении русского языка и

литературы ведет к достижению следующих результатов:

Углубление знаний по русскому языку и

литературе: Студенты не просто усваивают теоретический

материал, но и учатся применять его на практике, анализируя

реальные тексты и явления.

Развитие критического мышления и логики: Формируется

способность к самостоятельной оценке информации, выявлению

причинно-следственных связей, аргументированному

выражению своей точки зрения.

Совершенствование навыков работы с

информацией: Студенты учатся эффективно искать, отбирать,

анализировать и систематизировать информацию из различных

источников.

Развитие профессиональной коммуникативной

компетентности: Улучшаются навыки письменной и устной

речи, формируется умение четко, лаконично и убедительно

излагать свои мысли, что напрямую связано с будущей

профессиональной деятельностью.

Повышение мотивации к обучению: Исследовательская

деятельность, ориентированная на решение актуальных

проблем, вызывает у студентов больший интерес к учебному

процессу.

Формирование общепрофессиональных

компетенций: Развиваются такие важные качества, как

инициативность, самостоятельность, ответственность, умение

работать в команде.

Формирование общей культуры личности: У студентов

расширяется кругозор, развивается эстетический вкус,

формируется более глубокое понимание роли языка и

литературы в обществе.

Возможность ранней профессиональной

самоидентификации: Исследовательская деятельность,

связанная с будущей профессией, помогает студентам лучше

понять ее особенности, требования и перспективы.

Условия для успешной реализации исследовательской

деятельности

Для эффективной организации исследовательской деятельности

студентов технических специальностей СПО при изучении русского

языка и литературы необходимо создать определенные условия:

1. Кадровое обеспечение: Наличие преподавателей русского

языка и литературы, владеющих методикой организации

исследовательской деятельности, готовых к

междисциплинарному сотрудничеству с преподавателями

специальных дисциплин.

2. Методическое обеспечение: Разработка рекомендаций,

методических пособий, примерных тем исследований, критериев

оценки работ.

3. Информационно-ресурсная база: Доступ к библиотечным

фондам, электронным каталогам, периодическим изданиям,

специализированным базам данных.

4. Техническое оснащение: Наличие компьютерных классов,

проекционного оборудования, программного обеспечения для

обработки информации и создания презентаций.

5. Мотивационная среда: Стимулирование интереса студентов к

исследовательской деятельности через постановку актуальных

проблем, демонстрацию примеров успешных исследований,

проведение конкурсов, конференций.

6. Система поддержки: Обеспечение регулярных консультаций с

преподавателями, наставничество со стороны более опытных

студентов.

7. Междисциплинарное сотрудничество: Организация

совместной работы преподавателей гуманитарного цикла и

преподавателей специальных дисциплин для разработки

актуальных тем исследований и обеспечения их

профессиональной направленности.

8. Система оценки: Четкие критерии оценки исследовательских

работ, учитывающие глубину исследования, самостоятельность,

аргументированность, качество представления результатов.

Заключение:

Организация исследовательской деятельности студентов технических

специальностей СПО при изучении русского языка и литературы – это

не просто дополнение к учебному плану, а стратегически важное

направление, способствующее формированию

высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов и

гармонично развитых личностей. Взаимопроникновение гуманитарных

и технических дисциплин через призму исследования позволяет

студентам увидеть неоспоримую связь между владением языком,

пониманием литературного наследия и успешностью в будущей

профессиональной деятельности.

Исследовательская деятельность стимулирует развитие критического

мышления, логики, коммуникативных навыков, информационной

грамотности – тех качеств, которые являются фундаментом для

успешной адаптации в современном профессиональном мире. Важно,

чтобы преподаватели русского языка и литературы, а также

преподаватели специальных дисциплин, активно сотрудничали,

разрабатывая темы исследований, максимально приближенные к

профессиональным интересам студентов. Создание соответствующей

методической, информационной и материально-технической базы, а

также формирование мотивационной среды, способствующей

активному участию студентов в исследовательской работе, позволит

достичь максимальной эффективности и воспитать поколение

специалистов, способных не только управлять технологиями, но и

осмысливать их место в человеческой цивилизации.



В раздел образования