Напоминание

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ


Автор: Бражиненко Валентина Ивановна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ ЛНР "ПСКШИ"
Населённый пункт: Луганская Народная Республика
Наименование материала: статья
Тема: КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Раздел: среднее образование





Назад




КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И

ЛИТЕРАТУРЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ

РЕАЛИЗАЦИЯ

Введение

Современная образовательная система строится на принципах

инклюзии и личностно-ориентированного подхода, что предполагает

необходимость обеспечения качественного образования для всех

категорий обучающихся, включая тех, кто испытывает стойкие

трудности в освоении основных общеобразовательных программ. В

этом контексте коррекционная работа становится неотъемлемым

компонентом педагогической деятельности, а уроки русского языка и

литературы, в силу их фундаментальной значимости для

интеллектуального и личностного развития, являются ключевой

площадкой для её реализации. Коррекционная работа представляет

собой целенаправленную систему педагогических мер, направленных

на преодоление или ослабление недостатков в психическом и

речевом развитии обучающихся, а также на профилактику вторичных

отклонений, обусловленных этими недостатками. Её эффективность

напрямую определяет не только академические успехи школьника, но

и его социальную адаптацию и дальнейшую профессиональную

самореализацию.

Теоретико-методологические основы коррекционной работы

Коррекционная работа в рамках образовательного процесса

опирается на ряд фундаментальных принципов, без соблюдения

которых её эффективность значительно снижается.

Во-первых, это принцип единства диагностики и коррекции. Любая

коррекционная деятельность должна начинаться с тщательного

психолого-педагогического изучения ребенка. Диагностика направлена

на выявление характера и степени нарушений, определение

структуры дефекта, установление сохранных звеньев, которые могут

стать опорой для дальнейшей работы. Без точного диагноза

коррекция превращается в хаотичное применение разрозненных

упражнений. Диагностика носит многоаспектный характер:

исследуются особенности внимания, памяти (вербальной и

невербальной), мышления (наглядно-образного и словесно-

логического), речевого развития (звукопроизношение, лексический

запас, грамматический строй, связная речь), эмоционально-волевой

сферы.

Во-вторых, принцип индивидуального и дифференцированного

подхода. Данный принцип требует от педагога учета индивидуальных

особенностей каждого ученика, темпа его работы, специфики

познавательных процессов и характера затруднений.

Дифференциация может осуществляться по уровню сложности

заданий, по объему учебного материала, по характеру оказываемой

помощи (стимулирующая, направляющая, обучающая).

В-третьих, принцип системности и последовательности.

Коррекционная работа не может быть эпизодической; она должна

представлять собой стройную систему, где каждое последующее

занятие базируется на результатах предыдущего. Материал подается

от простого к сложному, с постоянным повторением и закреплением

пройденного.

В-четвертых, принцип деятельностного подхода. Коррекция

наиболее эффективна, если она осуществляется в контексте

конкретной учебной деятельности. Недостаточно просто тренировать

отдельные функции (например, память); необходимо включать

коррекционные упражнения в процесс анализа текста, написания

изложения, изучения грамматической темы.

В-пятых, принцип осознания процесса учения (рефлексивности).

Важно постепенно подводить ученика к пониманию того, как он

выполняет задание, какие приемы и стратегии использует. Это

формирует у него метапредметные умения и навыки самоконтроля,

которые являются ключевыми для преодоления учебных трудностей.

Основные направления коррекционной работы на уроках

русского языка

Трудности в освоении русского языка у школьников с нарушениями в

развитии носят полиморфный характер. Они затрагивают все уровни

языка: фонетический, лексический, морфологический и

синтаксический.

1. Коррекция нарушений письменной речи (дисграфия). Это одно

из наиболее распространенных направлений работы. Выделяют

несколько видов дисграфии, требующих специфических подходов:

Артикуляторно-акустическая дисграфия. Связана с

нарушением звукопроизношения. Ребенок пишет так, как

произносит. Коррекция начинается с работы над правильным

артикуляционным укладом и развитием фонематического слуха.

Используются приемы: артикуляционная гимнастика,

сопоставление правильного и неправильного звучания,

выделение звука из ряда других, определение его позиции в

слове.

Акустическая дисграфия. Проявляется в заменах букв,

обозначающих фонетически близкие звуки (б-п, д-т, с-ш, з-ж).

Работа строится на уточнении акустико-артикуляционных

образов звуков, развитии фонематического анализа и синтеза.

Эффективны задания: «Поймай звук» (хлопнуть, если в слове

есть заданный звук), подбор картинок на определенный звук,

преобразование слов путем замены одного звука («сом» —

«дом»).

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и

синтеза. Проявляется в пропусках букв и слогов, перестановках,

слитном написании слов, раздельном написании приставок и

корней. Коррекция направлена на развитие навыков анализа

предложения на слова и синтеза слов в предложение, слогового

и фонематического анализа и синтеза. Применяются:

составление предложений из заданных слов, определение

количества слов в предложении, составление слов из слогов и

букв, графическое обозначение границ предложения и слов.

Аграмматическая дисграфия. Связана с недоразвитием

грамматического строя речи. В письме наблюдаются ошибки в

согласовании слов (например, «белый облако»), управлении,

нарушении предложных конструкций, искажении морфемной

структуры слова. Работа ведется над обогащением словарного

запаса, уточнением значений слов, усвоением грамматических

норм. Используются упражнения на подбор однокоренных слов,

образование форм числа, падежа, рода, составление

словосочетаний и предложений по моделям.

2. Развитие и обогащение словарного запаса. Ограниченный

лексикон — частая проблема. Работа ведется по следующим линиям:

Уточнение и расширение пассивного и активного

словаря. Введение новых слов через наглядность, контекст,

толкование значения.

Активизация номинативного словаря (названия предметов,

явлений).

Развитие предикативного словаря (глаголы, прилагательные,

наречия). Эффективны задания: «Подбери действие» (что

делает?), «Подбери признак» (какой? какая? какое?), «Замени

слово» (синонимы), «Скажи наоборот» (антонимы).

Работа над пониманием и употреблением слов с

переносным значением, фразеологизмов.

3. Формирование грамматического строя речи. Это направление

напрямую связано с профилактикой аграмматизмов. Задачи:

Формирование навыков словообразования и

словоизменения. Упражнения на образование diminutive форм,

притяжательных прилагательных, видовых пар глаголов и т.д.

Совершенствование синтаксической стороны

речи: построение простых распространенных и сложных

предложений, использование союзов, правильное оформление

грамматической связи между словами в словосочетании и

предложении.

4. Развитие связной письменной речи. Написание изложений и

сочинений представляет наибольшую сложность. Коррекционная

работа строится поэтапно:

Развитие умения определять тему и главную мысль текста.

Формирование навыка планирования

высказывания (составление плана — вопросного, назывного,

тезисного).

Отработка умения отбирать языковые средства, адекватные

замыслу высказывания.

Формирование навыков самоконтроля и

редактирования написанного текста.

Специфика коррекционной работы на уроках литературы

Уроки литературы предоставляют уникальные возможности для

коррекции и развития эмоционально-волевой сферы, высших

психических функций и коммуникативных навыков.

1. Развитие читательской деятельности. Многие дети с

трудностями в обучении — нечитающие или малочитающие. Задачи

учителя:

Формирование устойчивого интереса к чтению через подбор

доступных и engaging текстов, использование аудиокниг,

драматизаций, обсуждение актуальных проблем, поднятых в

произведении.

Совершенствование техники чтения. Борьба с побуквенным

чтением, развитие беглости, правильности, выразительности.

Используются: чтение по цепочке, «жужжащее» чтение, чтение в

парах, многократное чтение одного отрывка с целью улучшения

качества.

Развитие навыков осознанного чтения. Умение понимать

фактическое содержание текста, выделять причинно-

следственные связи, последовательность событий. Помогают

приемы: составление плана текста, хронологической таблицы,

ответы на вопросы разного уровня сложности.

2. Формирование навыков анализа художественного текста. Это

сложная аналитическая деятельность, которая требует декомпозиции

на simpler steps.

Анализ на уровне героя: понимание поступков, мотивов,

характеристик персонажа. Эффективны задания: «Сундук героя»

(какие вещи могли бы ему принадлежать?), «Социальная сеть

героя» (какой статус он бы написал?), составление

характеристики по плану.

Анализ на уровне сюжета и композиции: определение

завязки, кульминации, развязки; анализ роли художественной

детали.

Развитие умения видеть и понимать изобразительно-

выразительные средства языка (эпитет, сравнение,

метафора). Работа ведется от узнавания в тексте к

самостоятельному подбору и использованию.

3. Развитие эмоциональной сферы и творческого

воображения. Художественная литература — мощный инструмент

эмпатического развития. Задания:

Обсуждение эмоций и чувств героев («Что чувствовал персонаж

в этот момент? А ты бы что почувствовал?»).

«Войди в роль» — краткая драматизация эпизода.

Творческие задания: написание продолжения истории, письмо

герою, создание диафильма или комикса по мотивам

произведения.

Организационные формы и методы коррекционной работы

Коррекционная работа может реализовываться в нескольких формах:

Фронтальная работа на уроке с использованием

дифференцированных заданий.

Групповая работа (в парах, малых группах) для развития

коммуникативных навыков и взаимопомощи.

Индивидуальная работа на уроке (карточки с заданиями) или

на дополнительных занятиях.

Среди наиболее эффективных методов можно выделить:

Игровые методы (дидактические, ролевые игры) — снижают

тревожность, повышают мотивацию.

Проблемное изложение материала, создание познавательных

задач.

Моделирование (схемы, опорные конспекты, кластеры) —

помогает структурировать информацию, облегчает запоминание.

Многократное вариативное повторение материала в разных

контекстах.

Алгоритмизация — предоставление ученику четкого пошагового

плана выполнения задания (например, алгоритм разбора слова

по составу, алгоритм написания сочинения).

Заключение

Коррекционная работа на уроках русского языка и литературы — это

не дополнительная нагрузка для педагога, а органичная, глубоко

продуманная составляющая современного учебного процесса. Её

успешность определяется не столько количеством проведенных

упражнений, сколько системным, научно обоснованным подходом,

основанным на глубокой диагностике и строгом соблюдении

принципов коррекционной педагогики. Учитель в этой ситуации

выступает не только как транслятор знаний, но и как внимательный

диагност, методист и психолог, способный создать условия для

преодоления учебных затруднений и раскрытия потенциальных

возможностей каждого ребенка. Интеграция коррекционных

технологий в ткань урока позволяет обеспечить подлинную

доступность качественного филологического образования для всех

обучающихся, что является одной из главных задач гуманистической

педагогики. Постоянное совершенствование методов и приемов такой

работы, их адаптация к индивидуальным особенностям учащихся —

залог не только их академических успехов, но и становления

грамотной, творческой, эмоционально отзывчивой личности.



В раздел образования