Автор: Троицкая Лариса Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Мостовская СОШ им.Сергея Козлова
Населённый пункт: Оленинский район,п.Мирный
Наименование материала: Конспект урока по русскому языку
Тема: Правописание приставок пре- при-
Раздел: среднее образование
Урок русского языка в 6 классе
Тема урока: Гласные в приставках пре- и при-
Цели: Цели: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках.
Задачи урока:
Образовательные:
1.
Выявить условия выбора гласных е – и в приставках;
2.
Формировать навык написания приставок пре-/ при-
3.
Развить умение формулировать определение понятий;
4.
Обогащать словарный запас учащихся;
5.
Совершенствовать орфографические и умения.
Развивающие:
1.
Осуществление системно-деятельностного подхода;
2.
Развитие внимания;
3.
Формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умен
Воспитательные:
1.
Воспитание интереса и уважения к родному языку;
2.
Воспитание ценностного отношения к слову;
3.
Развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и
сотрудничества.
Планируемые результаты:
Личностные:
1.
Уважительное отношение к родному языку;
2.
Стремление к речевому самосовершенствованию;
3.
Пополнение словарного запаса;
4.
Способность к самооценке на основе критерия успешности.
Метапредметные:
1. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
2. Взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи,
участия в обсуждении.
Предметные:
1. Развитие творческой самостоятельности;
2.Владение разными видами речевой деятельности;
3. Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;
4. Способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета;
.
Ход урока
I. Работа с текстом.
Прочитайте текст и озаглавьте его.
На рассвете подул такой сильный ветер, что капли дождя замерзли на высоких
деревьях. Утром лесничий приоткрыл двери своего домика, оглянулся и воскликнул: «Лес-
то ледяной!» Мальчик высунул голову из дверей и проговорил: «Деревья стеклянные!»
Старик и мальчик вышли из дома. Лес стоял причудливый. Всё кругом обледенело.
Деревья склонились под тяжёлым ледяным грузом, словно задумались.
Выпишите слова с приставками, графически выделяя их (самостоятельно).
(На рассвете, подул, замёрзли, приоткрыл, оглянулся, воскликнул, высунул, проговорил,
вышли, причудливый, обледенело, склонились, задумались)
На доске таблица
Распределите выделенные приставки в таблице по столбикам, но записываете
только те приставки, условия написания которых вам хорошо известны.
Приставки
изменяемые
неизменяемые
неизвестные
рас-, вос-
по-, за-, о-, вы-, про-, об-, с-
-У вас остались приставки, которые не вошли в первые две колонки. Мы их запишем в
третью. Можете вы объяснить правописание приставок, которые вошли в третью
колонку? (Нет)
- Что для вас является трудным? (Не знаем какую приставку писать – пре- или при-).
-Давайте попробуем разобраться в этом, чтобы не допускать ошибок.
II. Формулируем тему. Ставим цели.
- Давайте сформулируем тему.
- Гласные в приставках пре- и при-.
- Какую цель поставим перед собой?
- Познакомиться с правилами написания гласных в приставках пре- и при-
III. Работа над новым материалом.
Запись на доске
прискакать
приоткрыть
пришкольный
привязать
прескучный
примчаться
прилечь
приусадебный
прибить
презабавный
приехать
пригнуть
прифронтовой
пришить
пренеприятный
-Давайте выясним общее значение приставок для каждого из этих столбиков.(Запись на
доске)
Вывод:
- если приставка обозначает присоединение, приближение, близость или неполноту
действия, то в ней пишется И
- а если приставка сходна по значению со словом очень – пишется Е.
-Хочу прочитать вам стихотворение о приставке пре-.
В прекрасном замке на горе
Жила-была приставка пре-.
Особа преотважная,
Гордая- прегордая,
Добрая-предобрая.
Её считали очень мудрой,
И называли все премудрой.
Был у неё прелестный пудель.
Прехрабрый пёс по кличке Дудель.
Он преспокойно спал у двери,
Когда вошла приставка пере-.
Она сказала: «На заре
Я уезжаю. Друг мой, пре-,
Меня не будет два-три дня,
Ты поработай за меня.
Позаменяй меня, прошу.
Спокойной ночи. Я спешу».
(При повторном чтении выписывают на доску слова с приставками пре- и при-.)
-Каких слов получилось больше?
(Выделяют графически приставки)
IV
.
Физкультминутка
V. Работа с учебником. Рассмотрим таблицу на стр. 68
-На какие две колонки распределены слова? (С приставкой при- и с приставкой пре-).
- Прочитайте слова с приставкой при-. Что обозначает приставка в первом слове, втором,
третьем и четвёртом?
- От чего же зависит выбор буквы в этой приставке? (От значения)
- Прочитайте слова с приставкой пре-. Что обозначает она в словах? (Сходство со
значением слова очень или пере-)
- Что должно быть отражено в орфографическом правиле?
3) Прочитайте правило на стр. 69.
- Какие указаны условия выбора букв е и и в данных приставках?
- Как выделена изучаемая орфограмма? (№29)
- Как обозначены условия выбора букв?
4) Чтобы определить, какую букву писать в приставке, рассуждайте так:
Памятка у каждого ученика (на парте) Пр..шить – в этом слове есть приставка, в ней
гласная безударная. Пришить, значит присоединить к чему-то .Поэтому в приставке
нужно писать букву и.
III. Закрепление.
-А теперь давайте выполним упр.154.(на доске)
-Рассуждаем у доски, обозначаем условие выбора изучаемой орфограммы.
Выходим к доске по очереди, пишем и объясняем написание выбранной приставки.
IV. Контроль знаний.(работа в парах, взаимоконтроль)
Учитель диктует словосочетания, ребята записывают и объясняют написание слов
с приставками при-, пре-, графически обозначая условия выбора.
Приморский край, сидел преспокойно, лес преобразился, прекрасная музыка, слегка
прихрамывать, прервать рассказ, привести пример, приглушить свет, прерывистые звуки,
призадуматься над проблемой, превратить в чудовище, приклонить к земле, прекратить
разговор, колючая преграда, старинные предания, приплыл катер .
-А теперь поменяйтесь друг с другом тетрадями, проверьте и поставьте оценку товарищу.
- Сверьте свои записи с записями на доске..
Дифференцированное задание по уровню сложности : первое задание-зелёный уровень,
второе задание -жёлтый уровень,
третье задание – красный уровень.
-Выберете задание для выполнения:
1.В каком варианте ответа все слова в значении,, НЕПОЛНОТА ДЕЙСТВИЯ,,
а)пр..шить, пр..кратить, пр..жадный;
б)пр..мкнуть ,пр..ласкать, пр..восходный;
в)пр..ковать, пр..мёрзнуть, пр..мудрый;
г)пр..встать, пр..открыть, пр..остановить. ключ(г)
2.Спишите словосочетания,вставляя пропущенные буквы.
Пр..брежный город, пр..вкусное мороженое,.пр..лестный вид, пр..красный сад,
пр..длинная очередь, пр..лететь утром, пр..бежать утром, пр..гнуть голову,
пр..кусить язык, пр..стегнуть ремень, пр..клеить объявление.
3.Спишите,вставьте пропущенные буквы, в скобках обозначьте значение слова
с приставкой.
1)Домик невелик, а пр..сесть не велит.
2)Ласточки пр..летели рано - будет хорошее лето.
3)Сорока на хвосте пр..несла.
4)Морковь пр..бавляет кровь.
5)Коротко да ясно, оттого и пр..красно.
Ключ: присесть (неполнота действия), прилетели (приближение),
принесла (приближение), прибавляет (присоединение),
прекрасно (в значении ,,очень,,)
V. Подведение итогов урока.
-Наш урок подошёл к концу .Что дал вам сегодняшний урок? Поделитесь своими
впечатлениями.
- От чего же зависит выбор букв е и и в приставках пре-, при-?
- С чего следует начинать применение правила о буквах е-и в приставках пре-, при-?
VI.Домашнее задание. (Дифференцированное по уровню сложности)
Выучить правило правописания букв е-и в приставках пре- и при- на стр. 69 .А вот
письменную работу я предлагаю вам выбрать самим одну из трёх:
1. Из любого художественного произведения выписать 10 слов с приставками пре- и при-
и объяснить их правописание.
2.Составить словарный диктант из 10 слов на правописание приставок пре- и при-
3.Выполнить упр.154.