Автор: Бабикова Ирина Викторовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №40"
Населённый пункт: Белгород
Наименование материала: методическая разработка внеклассного мероприятия
Тема: Математический брейн-ринг
Раздел: полное образование
Математический брейн-ринг
Участники: команда 6 класса, команда 7 класса.
Место проведения: кабинет математики.
Цель мероприятия: развитие интереса к предмету, повышение мотивации к учебе,
развитее математических способностей учащихся, логического мышления.
Задачи:
Образовательные:
- обобщения и систематизации математических понятий, применения полученных
знаний в новых, нестандартных ситуациях.
Развивающие:
- развитие познавательной активности; формирование логического мышления,
внимания и памяти.
Воспитательные:
- развитие коммуникативных навыков, организаторских способностей, умения
работать в коллективе.
ХОД ИГРЫ:
I.
Представление команд (5 минут)
Название команды, девиз, возможно эмблема (оценивается на усмотрение
учителя).
II.
Разминка (15 минут)
Учащимся задаются вопросы. Чья команда даст правильный ответ быстрее, та и
получит 1 балл (за каждый правильный ответ 1 балл, максимальное количество
баллов - 9).
Вопросы:
1.
У мальчика столько же сестер, сколько и братьев; а у его сестры вдвое меньше
сестер, чем братьев. Сколько всего братьев и сестер в семье? ( 4 брата и 3
сестры.)
2.
В саду живут куры и кролики. Число голов всех животных равно 50,а число
ног-160. Сколько в саду кур и сколько кроликов? (20 кур и 30 кроликов.)
3.
В феврале 2004 года было 5 воскресений. Какого числа было четвертое
воскресенье? (22 февраля.)
4.
4 маляра окрашивают 6 комнат за 5 часов. За какое время 12 маляров окрасят
18 комнат? (За 5 часов.)
5.
Барон Мюнхгаузен и его слуга Томас подошли к реке. На берегу они
обнаружили лодку, способную перевести лишь одного человека. Тем не менее
они переправились через реку и продолжили путешествие. Могло ли так быть?
(Да , они подошли с разных берегов реки.)
6.
Шапокляк в 5 раз тяжелее Чебурашки и на 30 килограммов легче Гены.
Сколько весит Чебурашка, если они все трое вместе весят 140 килограммов?
(10 килограммов.)
7.
Какова наименьшая сумма пяти различных современных российских монет (в
копейках) ? (166 копеек = 1 рубль 66 копеек.)
8.
Я приношу с собою боль, в лице – большое искаженье
А “Ф” на “П” заменишь коль, то превращусь я в знак сложенья. (Флюс – плюс)
9.
Со звуком “С” я невкусна, но в пищу каждому нужна.
С “М” берегись меня, не то – я съем и платье, и пальто. (Соль – моль)
III.
Геометрические слова (15 минут)
Каждая команда получает задание. Пользуясь подсказкой в скобках, необходимо
отгадать слова и название геометрических фигур, которые в них «спрятались».
Ключевые слова надо вписать ниже под заданием. Каждое угаданное слово
оценивается в 5 баллов, максимальное количество баллов – 15.
Задание для 6 класса:
ЗА _ _ _ _ _ (Процесс заострения предмета).
ВЫ _ _ _ _ _ (Конструктивный элемент одежды).
ФОР _ _ _ _ _ (Часть окна).
ЛАС _ _ _ _ _ (Птица).
КИС _ _ _ _ _ (Инструмент художника).
КАР _ _ _ _ _ (Жёлтая, электронная, телефонная).
Ключевое слово: ТОЧКА
_ _ _
Ф (Предмет одежды).
_ _ _ Ж (Шуточный или сатирический рисунок).
_ _ _ М (Обаяние, очарование).
_ _ _ НИР (Подвижное соединение деталей
механизма).
_ _ _ ПЕЙ (Порода собак).
_ _ _ АДА (Род загадки).
_ _ _ ОВАРЫ (Широкие штаны).
_ _ _ МАНКА (Музыкальный инструмент).
_ _ _ А (Страна).
_ _ _ ОК (Спортивный приз).
_ _ _ РИК (Помещение на корабле).
АУ _ _ _ А (Золотое дерево).
_ _ _ АНЬ (Река на Северном Кавказе
историческая область).
_ _ _ АНКА (Барашковая шапка).
_ _ _ ЫШКА (Сосуд для «хранения» денег).
_ _ _ АТУРА (Объём помещения).
Я _ _ _ ОВИЧ (Популярный телеведущий).
Ключевое слово: Куб
Ключевое слово
:
Шар
Задание для 7 класса:
_ _ _ ИНА (Тонкая длинная щепка).
_ _ _ НИК (Стрелок из старинного оружия).
С _ _ _ АЙ (Происшествие).
ПО _ _ _ КА (Заработная плата).
ОТ _ _ _ КА (Уход на некоторое время).
ПО _ _ _ АС (1800 секунд).
ИЗ _ _ _ ИНА (Изгиб реки).
РАЗ _ _ _ НИК (Тот, кто разъединяет
влюблённых).
ИЗ _ _ _ ЕНИЕ (Выделение особого вида
энергии).
У _ _ _ ШЕНИЕ (Изменение в хорошую сторону)
Ключевое слово: Луч
Г _ _ _ _ (Очень большое число).
_ _ _ _ Ь (Ископаемое горючее вещество).
_ _ _ _ ОВНИК (Преступник).
ТРЕ _ _ _ _ КА (Старинный форменный
головной убор).
ТРЕ _ _ _ _ ЬНИК (Геометрическая фигура).
Ключевое слово: Угол
ПР _ _ _ _ (Углубление или полная неудача
в деле).
СЕН _ _ _ _ (Душистая летняя деревенская
«спальня»).
КОН _ _ _ _ (Знахарь, лечащий лошадей).
К _ _ _ _ Ь (Кузнец).
НАК _ _ _ _ ЬНЯ (Напарница молота).
ГОТ _ _ _ _ ЬНЯ (Набор чертёжных
инструментов в футляре).
ЛЕСОП _ _ _ _ (Валка леса).
РИС _ _ _ _ ЬЩИК (Художник-график).
Ключевое слово: Овал
IV. Быстрые вопросы (25 минут)
Каждой команде поочередно задаются вопросы (12 вопросов), на которые учащиеся
должны постараться ответить, чем больше правильных ответов, тем больше баллов.
Ответ принимается первый высказанный, если команда не знает ответа на вопрос,
то могут ответить соперники, но тогда они получают 0,5 балла за верный ответ.
Максимальное количество баллов 12 + возможные баллы за ответы на вопросы
соперников.
Вопросы для 6 класса:
1. 1% от одной тысячи рублей? (10
рублей)
2. Можно ли при умножении чисел
получить ноль? (да)
3. Наименьшее натуральное число? (1)
4. Какова третья часть от 60? (20)
5. Наибольшее двухзначное число? (99)
6. Сколько ступенек у лестницы, где
средняя ступенька восьмая? (15)
7. Как называют сотую часть метра?
(сантиметр)
8. Петух, стоя на одной ноге весит 3 кг.
Сколько он весит, стоя на двух
ногах?(3 кг)
9. Единица измерения драгоценных
камней? (карат)
10.
Какое число делиться на все числа
без остатка? (ноль)
11.
Кто в году 4 раза переодевается?
(Земля)
12.
У отца 6 сыновей. Каждый сын
имеет по 1 сестре. Сколько детей у
отца? (7)
Вопросы для 7 класса:
1. Единица скорости на море? (узел)
2. Чему равен 1 пуд? (16 кг)
3. Как называется утверждение,
принимаемое без доказательства?
(аксиома)
4. Как называется вторая координата
точки?(ордината)
5. Как называется функция вида y=kx+b?
(линейная)
6. Сколько земли в дыре глубиной 2
метра, шириной 2 метра и длиной 2
метра? (нисколько)
7. Количество материков умножьте на
количество океанов. Что получили?
(24)
8. Как называется утверждение,
требующее доказательства? (теорема)
9. Что легче 1 кг пуха или 1 кг железа?
(одинаково)
10.Количество признаков равенства
треугольников умножить на
порядковый номер ноты ля. Что
получиться? (18)
11.Четверо играли в домино 4 часа.
Сколько играл каждый? (4 часа)
12.Сколько диагоналей можно провести
в треугольнике? (нисколько)
V.
Исследователи (10 минут)
Часто знает и дошкольник, что такое треугольник!
А уж вам- то, как не знать, ну совсем другое дело.
Быстро, точно и умело треугольники считать.
Например, в фигуре этой - сколько разных, посмотри.
Всё внимательно исследуй и по краю и внутри.
Определите сколько в этой фигуре треугольников и сколько четырехугольников.
(Ответ: 6 треугольников и 12 четырехугольников). Задание оценивается в 6 баллов.
VI. Сам себе калькулятор (вычислительный этап) (20 минут)
На обороте доски для каждой команды записаны примеры (6 класс), буквенные
выражения (7 класс). Каждый участник команды поочередно выходит и решает
(упрощает) свой пример, когда все 10 заданий будут выполнены, капитан
команды получит шифр (соответствие ответа букве).
Если все решено
(упрощено) верно, то должно получиться слово «ПОБЕДИТЕЛЬ» или «УРА!
ПОБЕДА». Максимальное количество баллов – 20.
Задание для 6 класса:
1. – 25 + ( – 39) + 60 = – 4;
2. 130 – 37 + (– 91) = 2;
3. 32,9 + (– 15,4) + (–13,5) = 4;
4. –379 + 428 – 50 = – 1;
5. – 0,54 + 4,37 + (– 0,83) = 3;
6. – 37 + 2 + 37 = 2;
7. 28 + (– 35) + 10 = 3;
8. 27 – 31 + 8 = 4;
9. 147 – 100 + (– 51) = –4;
10. – 13 + (–87) + 99 = – 1.
букв
а
П
О
Б
Е
Д
И
Т
Е
Л
Ь
Задание для 7 класса:
1. 2х + 3х +7х = 12х;
2. 2х – 3у + 3у + 10х = 12х;
3. (2х – 5) – (3 – 8х) = 10х – 8;
4. (7х – 1) – (6х – 5) + 3х – 5 = 4х – 1;
5.
(
х
+
7
)
∙
(
х
−
3
)
=
х
2
+
4 х
−
21;
6.
(
х
2
−
7 х
+
11
)
−
(
х
2
−
11 х
+
12
)
=
4 х
−
1 ;
7.
(
х
+
5
) (
х
+
2
)
=
х
2
+
7 х
+
10 ;
8. (3х + 5) + (3 – 8х) = – 5х + 8;
9.
Найдите корень уравнения: 6(2 – х) – 5(1 – х)
= 0; х = 7.
10.
Найдите корень уравнения: 3х + 2 = 7х – 6;
х = 2.
букв
а
У
Р
А
!
П
О
Б
Е
Д
А
Шифр для команды 6 класса:
№
п/п
– 4
2
3
– 1
4
1
П
Н
О
М
Н
2
Ш
О
Е
Н
П
3
У
И
И
Л
Б
4
П
Д
Б
Е
О
5
К
Х
Д
Р
А
6
А
И
Ч
А
О
7
А
В
Т
Н
Х
8
К
Е
А
И
Е
9
Л
Т
Л
Х
У
10
А
О
У
Ь
О
Шифр для команды 7 класса:
№
п/п
12х
3 – 8х
4х – 1
7
2
1
У
Н
Л
Н
М
2
Р
И
Е
А
Е
3
У
А
Н
П
Ч
4
И
Д
!
У
О
5
С
П
Т
П
А
6
Ч
П
О
А
А
7
Т
Л
А
Р
Б
8
Т
Е
И
А
Ь
9
В
Н
А
Д
!
10
Д
К
И
О
А
VII. Интересные слова (5 минут)
За 3 минуты написать слова, в написание которых входит число сто.
Пример: пиСТОлет, проСТОр, прСТОкваша, СТОн, СТОлица, СТОл, СТОлб, СТОп,
СТОк, лиСТОк… За каждое слово 1 балл.
VIII.
Подведение итогов.
Команда 6
класса
Команда 7
класса
№
п/п
Название команды
1
Разминка. 1 балл, максимально - 9 баллов
2
Геометрические слова. 5 баллов за слово
(15 б)
3
Быстрые вопросы. 1 балл за свои вопросы,
0,5 балла за вопросы соперника (12+)
4
Исследователи. 6 баллов
5
Сам себе калькулятор. 20 баллов
6
Интересные слова. За каждое слово 1 балл
7
Итог:
(62+)
Благодарность участникам команд. Награждение команд.
Вопросы для определения очередности команд при выполнении заданий:
1.
Модуль какого числа самый маленький?
2.
Назовите математическое слово на букву «Т» (М, К …)
Пример: Теорема, точка, треугольник…
Модуль, минус, множество…
Калькулятор, куб, квадрат…
3.
Вспомните сказку, в названии которой есть число.
«Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка» …
4.
Сколько горошин может войти в пустой стакан? (горошины не ходят)