Автор: Лупандина Гаянэ Агвановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Академия талантов" города-курорта Кисловодска
Населённый пункт: город Кисловодск Ставропольского края
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Индивидуальный образовательный маршрут
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Академия талантов» города-курорта Кисловодска
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
Объединение «Вязание»
2024-2025 учебный год
Разработан: Лупандиной Гаянэ Агвановной, педагогом дополнительного
образования
Теоретико-педагогическое обоснование индивидуального
образовательного маршрута (ИОМ) для одаренного обучающегося в
рамках программы «Вязание»
Представленный индивидуальный образовательный маршрут опирается на
несколько педагогических теорий и подходов, которые взаимосвязаны и
создают прочный научный фундамент для его реализации.
1. Личностно-ориентированный подход (К. Роджерс, А. Маслоу, И.С.
Якиманская)
Ключевая методологическая основа ИОМ
Суть
подхода: Образовательный
процесс
строится
не
вокруг
содержания программы (предмето-центризм), а вокруг личности
ребенка, ее уникальных потребностей, способностей и интересов.
Применение в ИОМ:
o
Выявление
стартовых
возможностей: Педагог
не
просто
констатирует
отсутствие
навыков,
а
фиксирует
ключевые
личностные качества: увлеченность, высокую скорость обучения,
устойчивый интерес. Это диагностический этап личностно-
ориентированного подхода.
o
Ориентация
на
«зону
ближайшего
развития»
(Л.С.
Выготский): Программа выходит за рамки базовой, предлагая
освоение техник, не включенных в нее, что соответствует
повышенным
образовательным
потребностям
одаренного
ученика.
o
Свобода выбора и творчества: Задача воспитания стремления к
самостоятельному творчеству и создание персональной выставки
напрямую отражает идеи самоактуализации (А. Маслоу) и
самореализации личности в деятельности.
2. Теория проблемного и развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В.
Давыдов, Л.В. Занков)
Суть подхода: Знания не преподносятся в готовом виде, а добываются
обучающимся
самостоятельно
через
решение
практических
и
теоретических
проблемных
задач.
Это
развивает
мышление,
творческие и познавательные способности.
Применение в ИОМ:
o
Самостоятельное
освоение
теории: Задачи
по
чтению
и
составлению
схем,
изучению
технологической
последовательности
изделий
повышенной
сложности
носят
явный
проблемный
характер.
Учащийся
не
копирует,
а
конструирует знания.
o
Создание
творческих
работ: Разработка
коллекции
для
выставки – это комплексная творческая задача, требующая
анализа, синтеза, проектирования и применения знаний на
практике.
o
Смешанный тип занятий: Сочетание теории и практики создает
условия для непрерывного процесса «открытия» нового знания и
его немедленного применения.
3. Деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, С.Л.
Рубинштейн)
Суть подхода: Развитие личности происходит в процессе активно
осмысленной деятельности. Недостаточно знать, нужно уметь делать, и
в процессе этой деятельности формируются личностные качества
обучающегося.
Применение в ИОМ:
o
Ведущая деятельность – практико-ориентированная: Весь
маршрут
построен
вокруг
продуктивной
творческой
деятельности – создания вязаных изделий.
o
Формирование системы действий: Освоение техник идет от
отдельных действий (петли, чтение схем) к их автоматизации
(навык)
и
последующему
творческому
комбинированию
в
сложной деятельности (создание изделия).
o
Воспитание через деятельность: Такие личностные качества,
как трудолюбие, терпение, воля, достигаются не через назидания,
а
через
осознанную
необходимость
их
проявления
для
достижения конкретного, значимого для ребенка результата
(красивое сложное изделие).
4. Дифференциация и индивидуализация обучения
Суть подхода: Дифференциация – это учет групповых особенностей
(например, работа в творческой группе), а индивидуализация – это
подстройка процесса под конкретного ребенка.
Применение в ИОМ: Данный маршрут является высшей формой
индивидуализации.
Он
создан
исключительно
под
одного
обучающегося с его:
o
Высоким темпом обучения: Высокий скоростной потенциал
учтен через насыщенность и сложность материала.
o
Глубокими познавательными потребностями: Стремление к
совершенству
удовлетворяется
через
работу
с
изделиями
повышенной сложности.
o
Мотивацией: Увлеченность ребенка является главным ресурсом,
который маршрут не гасит, а усиливает, представляя новые
вызовы.
5. Культурологический и аксиологический подходы
Суть подхода: Образование рассматривается как способ передачи
культурного опыта и приобщения личности к традиционным духовно-
нравственным ценностям.
Применение в ИОМ:
o
Связь с народным искусством: Задачи раскрыть значимость
народного искусства и воспитать уважение к культурному
наследию показывают, что обучение не сводится к ремесленным
навыкам. Это погружение в культурный контекст.
o
Формирование
ценностных
ориентаций: Происходит
воспитание эстетического вкуса, ценностного отношения к
ручному
труду,
культурному
наследию
и
творчеству
как
таковому.
6. Системно-деятельностный подход (ФГОС)
Суть подхода: Современный подход, интегрирующий многие из
вышеперечисленных.
Развитие
личности
обеспечивается
формированием
универсальных
учебных
действий
(УУД)
через
включение в различные виды деятельности.
Применение в ИОМ: В процессе реализации маршрута формируются
все группы УУД:
o
Познавательные: анализ схем, проектирование изделий, поиск
информации в СМИ и литературе.
o
Регулятивные: планирование этапов работы, контроль качества,
коррекция ошибок, волевая саморегуляция для достижения цели.
o
Коммуникативные: обсуждение
идей
с
педагогом,
представление
своих
работ
на
выставках
(публичная
презентация).
o
Личностные: формирование
мотивации,
самоидентификации
как творческой личности, ценностное отношение к культуре.
Заключение
Теоретическая база представленного индивидуального образовательного
маршрута является комплексной и отвечает современным требованиям. Она
гармонично сочетает:
1.
Личностно-ориентированный
подход как
стратегию,
в
центре
внимания которой интересы и способности одаренного ребенка.
2.
Деятельностный и проблемный подходы как тактику обучения,
обеспечивающую глубокое усвоение знаний и развитие мышления
через практическую творческую деятельность.
3.
Культурологический
подход как
идеологию,
наполняющую
деятельность ценностным и культурным смыслом.
Такой многоуровневый теоретический фундамент полностью соответствует
заявленным целям и задачам и является гарантией эффективной реализации
ИОМ, направленного на раскрытие творческого потенциала одаренного
обучающегося.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
для обучающегося (фамилия, имя)______________________
Возраст______________ ( лет)
Объединение «Вязание»
2024-2025 учебный год
Разработан:
педагогом дополнительного образования
[ Ф.И.О.]
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Нормативно-правовая база и основа для разработки ИОМ
Индивидуальный образовательный маршрут (далее – ИОМ) разработан в
соответствии с:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»
от29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023);
Концепцией
общенациональной
системы
выявления
и
развития
молодых талантов;
Приоритетным проектом «Доступное дополнительное образование для
детей»;
Дополнительной
общеразвивающей
программой
«Вязание»
художественной направленности.
ИОМ представляет собой целенаправленную проектную деятельность,
ориентированную
на
удовлетворение
повышенных
образовательных
потребностей и реализацию особых творческих способностей обучающегося,
проявившего высокую мотивацию и достигшего значимых результатов.
1.2. Актуальность и педагогическая целесообразность
Актуальность ИОМ обусловлена познавательной активностью и высоким
потенциалом обучающегося, его стремлением к совершенствованию в
области декоративно-прикладного искусства. Стандартная программа не
позволяет в полной мере реализовать его творческие способности, что
требует разработки индивидуальной траектории развития.
Педагогическая
целесообразность
заключается
в
создании
условий
для опережающего обучения и углубленного освоения сложных техник
ручного вязания, не включенных в базовый курс. Маршрут построен на
принципах личностно-ориентированного
подхода,
что
позволяет
максимально
раскрыть
творческий
потенциал
ребенка,
развить
художественный
вкус,
проектное
мышление
и
способность
к
самостоятельной творческой работе.
1.3. Стартовые возможности и особенности обучающейся
На момент начала занятий обучающийся не владел навыками вязания.
Однако за короткий период проявил исключительные способности:
Высокий потенциал в освоении технических приемов.
Способность к быстрому анализу и чтению технических рисунков и
схем.
Устойчивая мотивация и глубокий интерес к ручному творчеству.
Демонстрирует трудолюбие, усидчивость и стремление к сложным
задачам.
Наблюдаемый постоянный интерес позволяет утверждать, что увлечение
является осознанным и имеет потенциал для развития в долгосрочной
перспективе.
1.4. Новизна ИОМ
Новизна образовательного маршрута заключается в:
Расширении инструментария: освоение различных видов крючков и
вспомогательных приспособлений.
Углубленном изучении принципов самостоятельного составления и
чтения сложных схем.
Освоении
технологии
создания изделий
повышенной
сложности (игрушки, предметы одежды, аксессуары).
Ориентации
на
создание законченных
творческих
продуктов (коллекция работ) для персональной выставки.
1.5. Цель и задачи ИОМ
Цель: Раскрытие и реализация творческого потенциала обучающегося через
углубленное освоение искусства художественного вязания, формирование
устойчивых навыков создания высокотехнологичных изделий и подготовка
авторской коллекции для выставки.
Задачи:
Обучающие:
Изучить основные принципы построения декоративной композиции.
Освоить продвинутые техники вязания крючком: вязание по кругу, по
спирали, ажурное и плотное вязание по сложным схемам.
Сформировать навык самостоятельной работы со схемами (чтение,
коррекция, создание).
Обучить технологии пошива и декорирования вязаных изделий.
Развивающие:
Развивать творческое мышление, пространственное воображение и
художественный вкус.
Развивать навыки проектной деятельности: от идеи до готового
продукта.
Стимулировать
познавательную
активность
и
способность
к
самообучению
(работа
с
дополнительной
литературой,
поиск
информации о современных тенденциях).
Воспитательные:
Воспитывать
уважение
к
культурному
наследию
и
народным
традициям.
Формировать
личностные
качества:
трудолюбие,
аккуратность,
целеустремленность, самостоятельность.
Воспитывать ответственное отношение к процессу и результату
творческой деятельности.
1.6. Формы, методы и режим занятий
Формы: Индивидуальные и микрогрупповые занятия, практикумы,
творческие мастерские, экскурсии.
Методы:
o
Объяснительно-иллюстративные (объяснение,
демонстрация,
анализ образцов).
o
Репродуктивные (отработка техник по алгоритму).
o
Проектные (разработка и реализация собственного творческого
проекта).
o
Частично-поисковые (решение
технических
задач,
подбор
материалов).
Режим: Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Общий объем: 144 часа в год.
1.7. Ожидаемые результаты
К концу реализации ИОМ обучающийся будет
знать:
Разновидности пряжи и их свойства.
Технологические
особенности
и
последовательность
выполнения
сложных элементов (ажуры, мотивы, розетки).
Принципы кругового и спирального вязания.
Способы декоративной отделки и сборки изделий.
уметь:
Свободно читать и самостоятельно составлять схемы вязаных узоров и
изделий.
Выполнять изделия повышенной сложности (шапка, шаль, игрушки,
сумка) по схемам.
Технически грамотно выполнять все этапы создания изделия: от эскиза
до влажно-тепловой обработки.
Самостоятельно планировать свою работу и оценивать ее результат.
Создавать творческие проекты и представлять их на выставках и
конкурсах.
1.8. Формы контроля и оценки результатов
Текущий
контроль: Наблюдение,
анализ
качества
выполнения
образцов и этапов работы в «Перечне творческих заданий».
Промежуточный
контроль: Защита
творческих
проектов
по
ключевым темам (игрушка, изделие одежды).
Итоговый
контроль: Участие
в
итоговой
выставке
работ
объединения, представление персональной коллекции. Участие в
конкурсах декоративно-прикладного творчества различного уровня.
Предоставленный календарно-тематический план и перечень творческих
заданий
являются
неотъемлемой
практической
частью
данного
теоретического обоснования.
Индивидуальный календарно - тематический план
1-го года обучения
№
п/п
Тема занятий
Кол-во
часов
Дата
Примечание
1.
Вводное занятие
2
План работы объединения
Расписание занятий
Вводный инструктаж
2.
Материаловедение
2
Разновидность и свойства
пряжи для ручного вязания
3.
Основные приёмы
4
Положение рук,
вязания крючком
разнообразие приемов
работы при вязании
4.
Основные виды
петель
10
Последовательность
выполнения петель.
Техника вязания
5.
Вязание по кругу
8
Математическая
последовательность и
способы вязания по кругу
6.
Сувениры
14
Изготовление мягких
игрушек
7.
Ручные работы
6
Ручные стежки,
применяемые в ручном
трикотаже
8.
Аппликация
6
Тканевые и вязаные
аппликации (применение)
9.
Шапочка
14
Круговое вязание по
спирали столбиками без
накида
10.
Тапочки
12
Ажурное круговое вязание.
Создание формы из
мотивов
11.
Косынка (шаль)
14
Ажурное вязание сверху
по схеме рисунка
12.
Сумка
10
Плотное круговое вязание
по эллипсу
13.
Кружева
14
Ажурное мерное кружево
по схеме рисунка
14.
Декоративная
отделка изделий
12
Декоративная отделка края
изделия
15.
Розетки
12
Ажурное круговое вязание
тонкой пряжей по схеме
16.
Экскурсия на
выставку трикотажа
2
Изучение народно -
художественных
промыслов
17.
Итоговое занятие
2
Выставка изделий,
изготовленных
обучающимися в течении
учебного года
Итого
144
34
110
К концу обучения обучающийся будет
знать:
- последовательность вывязывания основных петель;
- приёмы вязания геометрических фигур и тел;
- технику выполнения салфеток из тонкой пряжи;
- технологию выполнения работ с материалами вторичной обработки;
- технологию последовательного выполнения вязаных игрушек;
- технологию и последовательность выполнения шапки, шали, тапочек .
уметь:
- самостоятельно читать и составлять схемы вязаных изделий;
- самостоятельно читать схемы вязаных узоров ;
- выполнить и представить творческий проект;
- выполнять объёмные и декоративные изделия;
- применить знания для дизайнерского украшения интерьера помещения.
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника объединения
«Вязания»
включает
перечень
творческих
заданий
по
каждой
теме
программы.
Индивидуальный образовательный маршрут
программы «Вязание»
Перечень творческих заданий по темам программы:
Учебный год - 1 год обучения
Ф.И. обучающегося _______________________________________________
Возраст___________________________________________________________
Дата начала ИОМ_________________________________________________
Педагог дополнительного образования ______________________________
№
п/п
Наименование и последовательность предлагаемых
работ по разделам и темам программы
Отметка о
выполнении
и качестве
работ
1.
Цепочка из воздушных петель
2.
Панно из цветных цепочек (метод аппликации)
3.
Цветок из воздушных петель
4.
Прихватка двухцветная в полоску столбиками без
накида за обе стенки петли предыдущего ряда
5.
Прихватка двухцветная в полоску столбиками без
накида за заднюю стенку петли предыдущего ряда
6.
Прихватка двухцветная в полоску столбиками без
накида за переднюю стенку петли предыдущего ряда
7.
Прихватка полустолбиками с тамбурной вышивкой
8.
Образцы столбиками с накидом (20 в. п.)
9.
Резинка 1х1, 2х2 выпуклыми и вогнутыми столбиками
с накидом
10.
Прихватка «Шахматка» 3х3 выпуклыми и вогнутыми
столбиками с накидом
11.
Прихватка
«Сердечко».
Столбики
без
накида,
двухцветная, полотняное переплетение, «рагий» шаг
12.
Прихватка «Ромашка». Плотное круговое вязание
рядами. Ажурное вязание по кругу.
13.
Прихватка
«Божья
коровка».
Плотное
круговое
вязание по спирали ст. б.н. с тамбурной вышивкой
крючком
14.
Шапка с полями – образец или в натуральную
величину. Плотное круговое вязание ст.б.н.
15.
Прихватка
«Бабушкины»
квадраты,
двухцветная.
Ажурное вязание по кругу рядами. Плотная обвязка
ст.б.н.
16.
Прихватка
из
мотивов
«бабушкины»
квадраты.
Ажурное вязание по кругу рядами. Соединение
мотивов. Плотная обвязка ст.б.н.
17.
Тапочки
из
«бабушкиных»
квадратов
Ажурное
вязание
по
кругу
рядами.
Соединение
мотивов.
Плотная обвязка ст.б.н.
18.
Косынка.
Шаль.
Ажурное
вязание
прямыми
и
обратными рядами столбиками с накидом. Вязание
сверху по схеме «бабушкин» квадрат по диагонали
19.
Футляр для сотового телефона. Плотное круговое
вязание по спирали ст.б.н.
20.
Прихватка «Роза» квадратная. Ирландское вязание по
схеме. Сумка ажурная из дух ирландских мотивов с
розой
21.
Прихватка
«Ягодка».
Ажурное
круговое
вязание
рядами по схеме столбиками с накидом
22.
Прихватка
«Ягодка».
Ажурное
круговое
вязание
рядами по схеме пышным столбиком
23.
Лягушка. Плотное круговое вязание рядами, по
спирали. Схема Декорирование методом аппликации.
24.
Игольница «Мухомор», «Боровик». Плотное вязание
по
схеме.
Декорирование
вытянутыми
петлями,
вышивка бисером.
25.
Цыпленок. Вытянутые петли. Схема. Декорирование
аппликацией
26.
Кактус. Вязание по кругу, схеме. Декорирование
вязанными элементами.
27.
Пинетки. Плотное, ажурное вязание по кругу. Декор –
фактура полотна.
28.
Розетка на выбор. Тонкие крючок и пряжа. Схема
29.
Осенний лист. Круговое ажурное вязание. Тонкая
пряжа – розетка. Толстая пряжа – салфетка. Разбивка
на сектора с последующим прибавлением в каждом
ряду. Частичное вязание.
30.
Участие в итоговой выставке
Примечание: Данный раздел придает ИОМ системность, логичность и
соответствует требованиям к педагогическому проектированию в системе
дополнительного образования. Его можно использовать как основу для
презентации методической разработки.