Автор: Родионова Людмила Алексеевна
Должность: учитель родного языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 39" г. Чебоксары
Населённый пункт: г. Чебоксары
Наименование материала: Статья
Тема: Проектная деятельность на уроках родного языка и литературы
Раздел: среднее образование
Проектная деятельность
на уроках родного языка и литературы
В настоящее время в практике образования активно применяется метод проектов,
который успешно решает не только учебные, но и воспитательные задачи. Ценность
метода проектов заключается в том, что дети могут выбрать интересное для себя, учатся
добывать новые знания, используя полученный ранее опыт. Использование проектов на
уроках родных языков позволяет учителю расширить кругозор учащихся, вызвать интерес
к родной культуре. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся
самостоятельно
приобретать
знания,
получают
опыт
познавательной
и
учебной
деятельности. Метод проектов позволяет обучающимся находить более значимую для
него проблему и решать её через творческий поиск; учит связывать теорию с практикой;
развивает творческие способности обучающихся; создаёт условия для самостоятельного
решения в ситуации выбора; организует учебное сотрудничество с учителем и
сверстниками.
Таким образом, метод проектов направлен на личное познавательное и
коммуникативное развитие обучающегося.
Программы изучения родных языков позволяют реализовать различные виды
проектов. Непосредственно на уроках актуальны мини - проекты, либо краткосрочные,
рассчитанные на 2-4 урока. Во внеурочной деятельности могут быть использованы
длительные проекты, рассчитанные на четверть, полугодие.
В целом метод проектов - это такая организация обучения, при которой учащиеся
приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий -
проектов. Можно вести несколько типов проекта:
1. Практико- ориентированный;
2. Социальный проект;
3. Исследовательский проект;
4. Информационный (поисковый проект);
5. Творческий, служащий для привлечения интереса публики к проблеме проекта;
6. Игровой (ролевой), нацеленный на представление опыта участия в решении
поставленных задач.
При подготовке проекта обучающимся важно избежать подводных камней, которые
зачастую появляются в работе над ним. Это превращение проекта в реферат; отсутствие
логической взаимосвязи между целями, задачами, результатом и выводом; несоответствие
структуры ИИП виду выбранного проекта; банальность проблемы; нарушение требований
оформления.
Из
этого
следует,
что
учебные
проекты
должны
соответствовать
определённым критериям.
Учебный проект – это и задание для учащихся, сформулированное в виде
проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия
учащихся с учителем между собой, и результат деятельности как найденный ими способ
решения проблемы проекта. Например, в 5 классе обучающимся можно предложить
следующие темы проектных и исследовательских работ:
1. Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве.
2. Словарик пословиц о характере человека, его качествах.
3. Словарь одного слова.
4. Календарь пословиц о временах года.
5. «Интересные названия городов моего края/ России».
6. Этикетные формы обращения.
8. Как быть вежливым?
9. Этикет приветствия в русском и иностранном языках.
10. Девизы и слоганы любимых спортивных команд.
11. Подготовка альманаха рассказов,
А в 7 классе предложены следующие темы работ:
1. Язык современной рекламы.
2. Русские пословицы и поговорки о вежливости и обходительности.
3. Типы устаревших слов в русском языке.
4. Этикетные формы обращения.
5. Как быть вежливым?
6. Являются ли жесты универсальным языком человечества?
7. Межнациональные различия невербального общения.
8. Искусство комплимента в русском и иностранных языках.
Работа над проектами помогает учащимся совершенствовать коммуникативные
умения, расширять знания.
Лев Толстой писал: «Если ученик не учится творить, то и в жизни он всегда будет
только подражать, копировать». Когда на уроке школьники работают над мини-проектами,
они учатся творить. Уроки с применением мини-проектов лучше всего проводить при
групповой форме обучения. Задачи групповой работы:
- активизация познавательной деятельности;
- развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;
- определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути,
умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его;
- развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга,
выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т. д.);
- совершенствование межличностных отношений в классе.
Хотя здесь можно использовать индивидуальную и парную работу. Технология мини
проекта такая же, как и всегда.
Знакомство с разделом языкознания «ономастика» позволяет провести работу по
исследованию имён собственных домашних животных ребят. На уроке дети составляют
общую
таблицу,
в
которой
записывают
клички
своих
питомцев.
Результаты
систематизируются и делаются соответствующие выводы: по каким принципам называют
животное (цвет, характер, имя человека); что чаще употребляют в кличках; как кличка
животного может характеризовать отношение хозяина к нему. Такая работа позволяет
детям не только соотнести результаты исследования, но и впоследствии обдуманно
подходить к выбору имени для питомца.
При знакомстве с топонимами мы проводим работу по изучению и анализу названий
улиц, на которых проживают учащиеся. Данный проект может занять 2-3 урока. На первом
уроке дети знакомят с названием улицы, рассказывают, что они знают о возникновении
этого названия. Впоследствии на следующий урок они собирают информацию по истории
улицы, на которой проживают, делают фотографии домов, предприятий, заведений,
которые находятся на ней. Это позволяет создать коллективный альбом либо презентацию:
«Мы по улице идём». Такая работа знакомит детей с историей своего города, учит
бережному отношению к месту, в котором они живут.
Конечно, в старших классах свои особенности работы. Дети становятся более сам
самостоятельными в выборе тем проекта. Учителю необходимо контролировать,
направлять ребят, умело выявляя склонности, интересы. Только заинтересованный ученик
имеет возможность творчески раскрыться при создании разного вида проектов.
При изучении темы «Заголовки текстов и их типы» в 7 классе ребята работают с
периодическими
изданиями
(муниципальными,
республиканскими,
центральными).
Анализируя заголовки в газетах, ребята соотносят их с темой урока, учатся различать
фонетические, образные заголовки и заголовки - клише. Дети, которые не читают
периодические издания в принципе, находят для себя новое в такой работе. Они увидят,
как важно подобрать правильный заголовок к статье, чтобы заинтересовать читателя. На
этом же уроке учащиеся пробуют свои силы в придумывании заголовков к тексту, причем
они получают возможность придумать разные их виды. Это непростой вид работы,
поэтому, как правило, такая работа проводится на уроке в парах или по группам. Текст
ребята получают один, а вот название они должны придумать в соответствии с целью
текста: привлекать читателя, агитировать, создавать интригу или вовлекать в диалог с
автором. Впоследствии данный мини-проект получил продолжение. Дети выбрали данную
тему в качестве зачётной работы за курс 7 класса. Так появился исследовательский проект
«О чём рассказал заголовок?»
Работа над мини-проектами на уроках родного языка стимулирует учащихся на выбор
долгосрочного
проекта.
Вызванный
интерес
на
уроке
пробуждает
в
ребёнке
необходимость развить тему, узнать больше, дополнить свои знания через поиск новой
информации. Поэтому учителю важно не пропустить момент заинтересованности и, умело
направляя ученика, стимулировать его учебно- научную деятельность. Важно понимать,
что исследовательский проект всегда ориентирован на самостоятельную деятельность
учащихся,
формируя
системное
мышление.
Он
развивает
у
обучающихся
исследовательские
умения
(аргументация
актуальности
темы,
умение
выявления
проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования, выдвижение гипотезы,
обозначение методов, сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента, анализа,
формулирование выводов, обобщения).
Также дети принимают активное участие в создании наглядного, дидактического
материала к урокам родных языков. Они с удовольствием составляют карточки, словарики,
схемы, таблицы, кроссворды, рисунки, книжки - малышки, книжки-раскладушки. Такие
мини-проекты можно назвать «В помощь учителю». Этот материал используется на
уроках на протяжении нескольких лет. Ребята видят значимость своей работы. Они
становятся активными участниками образовательного процесса. Создавая такие проекты,
ребята
творчески
осмысливают
теоретический
материал,
учатся
пользоваться
приобретенными знаниями для выполнения познавательных и практических упражнений.
Сотрудничество, сотворчество с учителем и сверстниками формирует коммуникативные,
личностные качества обучающихся.
Программа учебного курса «Родной язык» (русский или чувашский) позволяет
расширить границы исследований учащихся в области языка, традиций, культуры народа.
Проектный метод обучения можно использовать на уроках родной литературы.
Например, цель проекта: изучить жизнь и деятельность И.Я.Яковлева и его потомков.
Основополагающий вопрос: как могут влиять конкретные индивидуумы на историю?
Проблемные вопросы:
Рождаются ли у гениев такие же талантливые дети?
Гордился бы И.Я.Яковлев своими потомками?
Могут ли дети простых людей стать гениями? Что для этого нужно?
Задачи проекта:
Формировать навыки исследовательской деятельности.
Развивать любовь детей к родному языку, культуре и истории чувашского народа.
Доказать значимость И.Я.Яковлева и его потомков в истории страны.
Формирование коммуникативной компетенции
Актуальность
Его вклад неоценим в культурное возрождение чувашского народа. Идеи И.Я.
Яковлева открыли дорогу к науке для всех будущих поколений нашего народа. Многим
чувашским детям Иван Яковлевич помог выбрать жизненный путь. Чтобы "в нужном
направлении" развивались мысли юных читателей XXI века, необходимо на уроках
литературы обращаться к завещанию И.Я.Яковлева.
Аннотация
Проект предназначен для проведения классных часов, нестандартных уроков родного
чувашского языка и литературы и ознакомления с жизнью и творчеством чувашского
просветителя.
В процессе работы ученики овладевают навыками исследовательской деятельности,
умением работать с различными информационными источниками, а также и навыками
работы в команде над решением поставленной проблемы.
Дидактические цели:
- развитие информационной культуры;
- формирование исследовательских навыков учащихся;
- формирование умения планировать и реализовывать проектную деятельность, работать в
команде над решением единой проблемы.
Методические задачи:
- анализировать информационный материал;
- определять особенности жизни и деятельности И.Яковлева и его потомков;
- развитие речи.
1-й этап. Разработка проектного задания:
Для определения темы проекта выбирается учебный раздел, часть стандартного
учебного курса в соответствии с программой своего учебного предмета и предлагается
творческое название, побуждающее интерес у учащихся: "И.Я.Яковлев", "Наследники
И.Я.Яковлева", "Симбирская чувашская школа"
Формирование творческих групп:
1)Группа искусствоведов.
2) Группа историков.
3) Группа биографов.
Подготовка
материалов
к
исследовательской
работе:
формулировка
основополагающего вопроса. Основополагающий вопрос должен быть интересным,
увлекательным,
затрагивать
воображение
и
творческие
способности
личности.
Основополагающий вопрос определяет основное направление развития проекта, задание
группам, сбор информационных ресурсов; определение форм выражения итогов
проектной деятельности (презентация, стенгазета, буклет).
2-й этап. Разработка проекта: преподаватель консультирует, координирует работу
учащихся,
стимулирует
их
деятельность,
а
учащиеся
осуществляют
поисковую
деятельность.
3-й этап. Оформление результатов: учитель консультирует, координирует работу
учащихся,
стимулирует
их
деятельность,
а
учащиеся
оформляют
результаты
в
соответствии с правилами.
4-й этап. Презентация: учитель организует защиту, а учащиеся докладывают о
результатах своей работы.
- Группа биографов представляют буклет и презентацию "И.Я.Яковлев";
- Группа искусствоведов "Наследники И.Я.Яковлева";
-Группа
историков
представляют
вопросы
викторины,
презентацию "Симбирская
чувашская школа".
5-й этап. Рефлексия: учитель оценивает свою деятельность по педагогическому
руководству деятельностью детей, учитывает их оценки, а учащиеся оценивают себя и
своих товарищей.
Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения
самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности.
В результате целенаправленной и систематической проектной деятельности у каждого
ребёнка не только формируется банк творческих работ, но и значительно повышается
мотивация к изучению языка, развиваются умения и навыки, мышление, закрепляется
опыт самооценочной и оценочной деятельности, что обеспечивает комфортный переход
на следующий этап обучения языка.
Можно выделить следующие виды проектов в области изучения родного языка.
Конструктивно-практические проекты, например, дневник наблюдений, создание
игры и её описание.
Игровые – ролевые проекты, например, разыгрывание фрагментов урока в школе
(программы практики устной речи, грамматики, фонетики), драматизация пьесы
(программы практики устной речи).
Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение региона какой-либо
страны», «Путеводитель по стране изучаемого языка» включены в программу по
страноведению.
Сценарные проекты - сценарий внеклассного мероприятия для школы или отдельного
класса
Творческие работы – свободное литературное сочинение, литературный перевод
произведения на родной язык (программы практики устной речи, детской литературы
страны изучаемого языка).
Издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов.
Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать,
наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии
и рисунки и даже самостоятельно делать записи на аудиокассету. И, наконец, учащиеся с
разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в
соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который недостаточно
хорошо говорит по-чувашски, может прекрасно рисовать.
Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей
жизни. Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту. Проект, который
исполняют ученики, должен вызывать в них энтузиазм, увлекать их, идти от сердца.
Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или
других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать
и оценить.
В основном большинство проектов выполняются в ходе итоговых уроков
В первые годы изучения родного языка учащиеся выполняют мини-проекты: составляют
тематические проекты, коллажи, рисуют постеры и открытки. Они с удовольствием
придумывают загадки о животных, красиво оформляют их, рисуют отгадки к ним.
Творческие
проекты
предполагают
соответствующее
оформление
результатов.
Оформление результатов проекта требует чётко продуманной структуры в виде сценария
видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа,
дизайна и рубрик газеты, , альбома и так далее.
Работа над проектом является преимущественно командной работой: учащиеся
получают возможность больше общаться, отстаивать свою точку зрения и уважать мнение
других.
Очень современная и увлекательная форма работы – составление различных
коллажей: например, «Я и мои родители», «Сохраним нашу природу». С удовольствием
ребята выполняют и такие проекты, как игровые-ролевые: это инсценировка сказок и
песен. Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника: принимая
на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между
людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности.
Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление,
самостоятельность и другие личностные качества. Используя в своей работе проектную
методику, я пришла к выводу, что при обобщении, закреплении и повторении учебного
материала, а особенно при организации его практического применения этот метод очень
эффективен.