Автор: Кустов Евгений Александрович
Должность: учитель труда(технологии)
Учебное заведение: МАОУ гимназия 29 города Томска
Населённый пункт: Томск
Наименование материала: статья
Тема: Межпредметные связи на уроках труда(технологии) (из опыта работы).
Раздел: среднее образование
Кустов Е.А.
Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
гимназия №29 г. Томска
Межпредметные связи на уроках труда(технологии)
(из опыта работы).
В начале учебного года в 5-м классе в рамках школьного предмета «Технология»
изучается тема «Общие сведения о древесине. Виды древесины и пиломатериалов».
Обучающиеся знакомятся с видами древесины, учатся распознавать древесные материалы по
внешнему виду. В процессе изучения данной темы затрагиваются и вопросы, напрямую
связанные с экологией и биологией: такие как состояние озеленения в родном городе, влияние
зелёных насаждений в черте города на качество вдыхаемого нами воздуха. Также ребята
вспоминают, какие породы хвойных и лиственных деревьев произрастают на территории
Томска и Томской области, чем они отличаются друг от друга. И здесь мы видим, что
школьный предмет «Технология» не существует сам по себе, а тесно связан с другими
школьными предметами(в данном случае с биологией и экологией) - происходит их
интеграция. Интеграция - (лат. Integratio- восстановление-восполнение) процесс сближения
и связи наук, состояние связанности отдельных частей в одно целое, а также процесс, ведущий
к такому состоянию. Главная цель интеграции - создание у школьника целостного
представления об окружающем мире, т. е. формирование мировоззрения. Интеграция
учебного материала способствует развитию творчества учащихся, позволяет им применять
полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов
воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных
на доброе отношение к природе, к людям, к жизни.
За последние несколько лет в нашей гимназии сложилась замечательная традиция.
Обучающиеся 5-х классов, приступающие к изучению нового для них предмета «Технология»,
равно как и обучающиеся 6-8 классов имеют возможность по желанию принять участие в
озеленении своей придомовой территории или дачного участка. Они с удовольствием
занимаются посадкой и выращиванием дуба из его семян – желудей, которые осенью можно
найти лишь в нескольких местах в нашем городе.
Дуб является одной из редко встречающихся в Сибирском регионе пород деревьев и
является по сути экзотической для нашей области.
Каждый мужчина, как известно, в течение своей жизни должен вырастить сына, построить
дом и посадить дерево. Именно поэтому некоторые люди часто задаются вопросом о том, как
вырастить дуб из желудя. Связано это с глубоким символизмом, присущим данному виду
деревьев. Дуб недаром издавна считается символом мудрости и мужественности и,
выращенный собственноручно, будет объектом гордости любого мужчины. На несколько
десятков лет дерево превратится в предмет гордости и легко может стать семейным тайным
местом. Известно, что наши предки издавна считали дуб символом мужской силы,
крепкого здоровья, а также долголетия. Это дерево вырастает крупным, крепким и высоким, а
его красивые очертания хорошо вписываются в любой ландшафтный дизайн. Появление
растения из небольшого семечка или плода – это огромное чудо нашей природы, и каждый
может сотворить его своими руками. Чтобы вырастить дуб из жёлудя в домашних условиях,
особого труда не требуется: процесс выращивания растения довольно интересный и не займёт
много времени.
В процессе подготовки желудей к посадке обучающиеся проводят определённую
исследовательскую работу и получают всю необходимую информацию для подготовки к
этому увлекательному процессу.
Выбор желудей для выращивания
Жёлуди лучше всего начать собирать в начале осени, после того, как они упадут с дерева.
Выбирать нужно здоровые экземпляры без видимых повреждений и червоточин. Как правило,
жёлуди имеют коричневатый цвет с небольшим оттенком зелёного, хотя оттенок может
варьироваться в зависимости от типа дуба, на котором они произрастают.
Проверка желудей на пригодность
Для того чтобы убедиться в качестве собранных желудей, можно произвести «плавающий
тест». Для этого нужно поместить желуди в ёмкость с водой. Через некоторое время плохие
жёлуди начинают всплывать на поверхность — их нужно выкинуть, они не годятся для
посадки. После этой процедуры следует проверить оставшиеся желуди и избавиться от мягких
на ощупь экземпляров (мягкие жёлуди гнилые). Оставшиеся хорошие жёлуди нужно
просушить.
Хранение до весны
Бывает так, что человек уже собрал жёлуди, но ещё не определился с местом их посадки и
хочет отложить это ответственное дело до весны. В таком случае до весны их нужно держать
при низкой температуре(около +1-+2 градусов), т.е. в условиях, максимально приближенных к
природным. Ведь в естественных условиях упавший с дуба жёлудь всю зиму находится на
поверхности земли под опавшими листьями и снежным покровом, где температура не
опускается ниже +1 градуса. Такой процесс называется естественной стратификацией.
Для того чтобы сохранить жёлуди до весенней посадки, необходимо поместить их в
воздухонепроницаемый пакет с опилками, вермикулитом, торфяной смесью или другой
средой для роста. Затем мешок следует убрать в холодильник до весны — до тех пор, пока на
них не начнут появляться первые ростки. Среда в пакете с желудями должна быть едва
влажной. Если влажность будет повышенной, а температура выше +3-4 градусов, жёлуди
могут начать гнить. А если хранить в слишком сухом месте — могут засохнуть и не вырасти.
Некоторые люди совершают ошибку, высаживая осенью жёлудь в горшок, а потом
пересаживая выросший саженец в почву, надеясь вырастить здоровое крепкое дерево. Этого
делать не стоит, поскольку деревья, выращенные из не прошедших стратификацию семян,
очень долго болеют и плохо приживаются в открытом грунте.
Выбор места и особенности посадки весной
Место для дальнейшего выращивания дуба должно быть просторным и свободным от
других деревьев, так как они могут стать препятствием для его последующего роста и
питания. Ещё одним немаловажным моментом является наличие солнечного света в месте
посадки. Как и все фотосинтетические растения, дубы нуждаются в солнечном свете, поэтому
не стоит их сажать в затенённых местах.
Молодые дубки на ул. Мичурина в Томске
Подготовка места для посадки весной
Почва для высадки будущего дуба должна быть достаточно плодородной. Когда будет
выбрано подходящее место для дерева, нужно очистить землю от всей растительности на её
поверхности в пределах одного метра. Затем, с помощью лопаты необходимо перекопать всю
землю на глубину около 40 см. Если почва сухая, её нужно полить. После этого следует
выкопать лунку в середине намеченного места глубиной 30-40см и шириной 40-50 см.
Посадка жёлудя весной
Жёлудь необходимо высаживать в подготовленную почву на глубину 3-5см. в
горизонтальном положении. Место посадки после этого необходимо хорошо полить и
присыпать мульчирующим материалом. Таким материалом могут стать прошлогодние листья,
торф, опилки. Место посадки сразу же необходимо огородить деревянными колышками или
треугольной оградкой.
Для чего? Нередки случаи, когда посадивший дерево человек забывает, где посадил его и либо
нечаянно затаптывает это место, либо скашивает выросший дубок вместе с ненужной сорной
травой.
Если жёлудь уже успел пустить корень, нужно обращаться с ним максимально осторожно,
стараясь не сломать его и высаживать, по возможности, так, чтобы он(корень) находился в
вертикальном положении.
Посадка жёлудя осенью
Собранные осенью жёлуди не обязательно хранить до весны. Намного проще (в том случае,
если человек уже определился с местом посадки) высадить жёлудь осенью, соблюдая все
вышеуказанные рекомендации по посадке. Тогда процесс выращивания максимально будет
приближен к естественным условиям. И весной можно ждать дружные всходы.
Посаженный жёлудь сначала пускает в землю длинный корень и уже после укрепления его
в земле выпускает первые листочки. Поэтому слишком ранних всходов ждать не стоит. В
Сибири считается нормальным появление всходов ближе к концу июня. А к середине лета
растение достигает в высоту 15-20 сантиметров.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что установление межпредметных связей
на уроках технологии способствует лучшему формированию так называемых межпредметных
понятий, то есть таких, полное представление о которых невозможно дать учащимся на
уроках какой-либо одной дисциплины. Эти связи играют важную роль в повышении
практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью
которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной дея-
тельности. Необходимость связи между учебными предметами диктуется также ди-
дактическими принципами обучения, воспитательными задачами школы, связью обучения с
жизнью, подготовкой учащихся к практической деятельности.